Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Федеральной
миграционной службы и МВД России
от 1 августа 2013 г. N 338/587
Административный регламент
исполнения Федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и Министерством внутренних дел Российской Федерации, его территориальными органами государственной функции по контролю за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации
См. справку об административных регламентах исполнения государственных функций и административных регламентах предоставления государственных услуг
I. Общие положения
1. Административный регламент исполнения Федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и Министерством внутренних дел Российской Федерации, его территориальными органами государственной функции по контролю за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации*(1) определяет:
сроки и последовательность административных процедур (действий) сотрудников ФМС России, ее территориальных органов, их структурных подразделений, сотрудников МВД России, его территориальных органов на региональном и районном уровнях*(2) при организации и проведении проверок соблюдения гражданами Российской Федерации и должностными лицами Правил регистрации;
порядок взаимодействия ФМС России, ее территориальных органов, их структурных подразделений и МВД России, его территориальных органов на региональном и районном уровнях*(3) при организации и проведении мероприятий по проверке соблюдения гражданами Российской Федерации и должностными лицами Правил регистрации.
Наименование государственной функции
Наименование федеральных органов исполнительной власти, исполняющих государственную функцию
3. Исполнение государственной функции осуществляется ФМС России, ее территориальными органами и их структурными подразделениями с участием МВД России, его территориальных органов.
4. ФМС России осуществляет общую организацию деятельности территориальных органов ФМС России и их структурных подразделений по контролю за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами Правил регистрации.
Организация деятельности территориального органа ФМС России и его структурных подразделений по контролю за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами Правил регистрации на территории соответствующего субъекта Российской Федерации возлагается на руководителя территориального органа ФМС России, его заместителя по курируемому направлению деятельности, руководителей структурных подразделений*(5).
Руководители территориальных органов ФМС России и их структурных подразделений могут принимать участие в совещаниях и инструктировании сотрудников территориальных органов МВД России, должностных лиц, ответственных за регистрацию, по вопросам контроля за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами Правил регистрации, проводимых руководителями территориальных органов МВД России.
5. Организация деятельности территориальных органов МВД России по контролю за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами Правил регистрации возлагается на руководителя территориального органа МВД России, его заместителя по курируемому направлению деятельности.
Руководители территориальных органов МВД России могут принимать участие в совещаниях и инструктировании сотрудников территориальных органов ФМС России и их структурных подразделений, должностных лиц, ответственных за регистрацию, по вопросам контроля за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами Правил регистрации, проводимых руководителями территориальных органов ФМС России.
6. Территориальные органы ФМС России, их структурные подразделения при исполнении государственной функции взаимодействуют с территориальными органами МВД России, иными правоохранительными органами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, военными комиссариатами, в пограничной зоне - с пограничными органами ФСБ России, а также должностными лицами, ответственными за регистрацию, юридическими лицами, предоставляющими гражданам Российской Федерации принадлежащие им на праве собственности, на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления жилые помещения для временного и постоянного проживания.
Перечень нормативных правовых актов, регулирующих исполнение государственной функции
7. Исполнение ФМС России, ее территориальными органами и их структурными подразделениями государственной функции с участием МВД России, его территориальных органов осуществляется в соответствии с:
Конституцией Российской Федерации*(6),
Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"*(7),
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях*(8),
Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"*(9),
Федеральным законом от 27 апреля 1993 г. N 4866-I "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан"*(10),
Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"*(11),
постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию"*(12),
постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"*(13),
постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг"*(14).
8. ФМС России, ее территориальные органы и их структурные подразделения осуществляют государственную функцию в соответствии с:
постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2012 г. N 711 "О вопросах Федеральной миграционной службы" (вместе с "Положением о Федеральной миграционной службе")*(15),
приказом ФМС России от 18 марта 2013 г. N 70 "О полномочиях должностных лиц системы ФМС России по составлению протоколов об административных правонарушениях"*(16).
9. МВД России, его территориальные органы участвуют в осуществлении государственной функции в соответствии с:
Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции"*(17),
Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 249 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации"*(18),
приказом МВД России от 21 апреля 2011 г. N 222 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне"*(19),
приказом МВД России от 1 марта 2012 г. N 140 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях"*(20),
приказом МВД России от 5 мая 2012 г. N 403 "О полномочиях должностных лиц МВД России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию"*(21),
приказом МВД России от 31 декабря 2012 г. N 1166 "Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции"*(22).
Предмет государственного контроля
10. Предметом контроля является соблюдение гражданами Российской Федерации и должностными лицами Правил регистрации.
Проверка соблюдения гражданами Российской Федерации и должностными лицами Правил регистрации включает в себя действия сотрудников по установлению обстоятельств выполнения лицами, указанными в пункте 11 Регламента, законодательства Российской Федерации в сфере регистрационного учета.
11. Проверки соблюдения Правил регистрации проводятся в отношении*(23):
граждан Российской Федерации, проживающих без документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации*(24), или по недействительному паспорту гражданина Российской Федерации, либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства,
должностных лиц, допускающих проживание гражданина Российской Федерации без паспорта гражданина Российской Федерации,
или по недействительному паспорту гражданина Российской Федерации, либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства;
граждан, допускающих в занимаемых ими по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, либо в принадлежащих им на праве собственности, проживание гражданина Российской Федерации без паспорта гражданина Российской Федерации, или по недействительному паспорту гражданина Российской Федерации, либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства.
Права и обязанности сотрудников при осуществлении государственного контроля
12. В ходе проверки осуществления государственной функции сотрудники, осуществляющие проверку:
1) обязаны:
проводить проверки на основании распоряжения руководителя ФМС России, его заместителей по курируемым направлениям деятельности, руководителя территориального органа ФМС России, его заместителей по курируемым направлениям деятельности (приложение N 1 к Регламенту) распоряжения Министра внутренних дел Российской Федерации, его заместителя по курируемому направлению деятельности, начальника территориального органа МВД России, его заместителя по курируемому направлению деятельности (приложение N 2 к Регламенту);
вручить копию распоряжения о проведении проверки проверяемому лицу;
после окончания проверки составлять акт проверки (приложения N 3, 4 к Регламенту);
вручить копию акта проверки проверенному лицу;
2) имеют право требовать от проверяемого лица:
документы, удостоверяющие его личность;
документы, подтверждающие законность нахождения проверяемого лица в месте проверки;
документы и сведения, установленные законодательством Российской Федерации в сфере регистрационного учета, подтверждающие надлежащее исполнение гражданами и (или) должностными лицами Правил регистрации.
13. В случае неисполнения проверяемым лицом устного требования о представлении документов и сведений сотрудниками оформляется письменный запрос.
О непредставлении или несвоевременном представлении информации или документов, необходимых для осуществления проверки, в акте проверки делается соответствующая запись.
14. Непредставление или несвоевременное представление проверяемым лицом информации или документов, необходимых для осуществления проверки, влечет привлечение его к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
15. За неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудников, а равно воспрепятствование исполнению сотрудниками их служебных обязанностей предусмотрена ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
16. За невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) сотрудника об устранении нарушений Правил регистрации предусмотрена ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю
17. Проверяемые лица:
1) обязаны предоставлять:
документы, удостоверяющие их личность;
документы, подтверждающие законность их нахождения в месте осуществления проверки.
2) имеют право:
присутствовать при всех действиях в ходе проверки;
представлять документы, сведения и сообщать информацию, необходимую, по их мнению, для включения в акт проверки;
обжаловать в установленном порядке действия сотрудников, осуществляющих проверку;
знакомиться с материалами проверки;
направлять мотивированные возражения по поводу обстоятельств, изложенных в акте проверки.
Описание результата исполнения государственной функции
18. Результатом исполнения государственной функции является:
обеспечение выполнения требований законодательства Российской Федерации в сфере регистрационного учета;
выявление административных правонарушений в сфере регистрационного учета;
привлечение лиц, виновных в совершении административных правонарушений в сфере регистрационного учета, к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации;
выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений в сфере регистрационного учета.
II. Требования к порядку исполнения государственной функции
Порядок информирования об исполнении государственной функции
19. Место нахождения ФМС России: Москва, Боярский пер., 4.
Почтовый адрес: 107078, Москва, Боярский пер., 4.
Место нахождения МВД России: Москва, ул. Житная, 16.
Почтовый адрес: 119049, Москва, ул. Житная, 16.
Официальный сайт ФМС России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет: www.fms.gov.ru, контактный телефон: (495) 698-00-78.
Официальный сайт МВД России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет: www.mvd.ru, контактный телефон: (495) 667-02-99.
20. Сведения о местонахождении, контактных телефонах, адресах официальных интернет-сайтов, адресах электронной почты территориальных органов ФМС России (приложение N 5 к Регламенту), а также на Едином портале.
Сведения о месте нахождения и телефонных номерах территориальных органов МВД России, адресах их официальных сайтов в сети Интернет, почтовых адресах и адресах электронной почты размещены на официальном сайте МВД России в сети Интернет.
21. Информирование о порядке исполнения государственной функции осуществляется посредством телефона-автоинформатора, а также размещения справочной информации на официальных сайтах ФМС России, ее территориальных органов, а также через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)"*(25) (http://www.gosuslugi.ru).
Информация об исполнении государственной функции предоставляется:
с использованием Единого портала, средств телефонной связи и электронного информирования;
посредством размещения в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет), публикации в средствах массовой информации, издания информационных материалов (брошюр, буклетов).
22. Основными требованиями к информированию являются:
достоверность предоставляемой информации;
четкость в изложении информации;
полнота информирования;
наглядность форм предоставляемой информации;
удобство и доступность получения информации;
оперативность предоставления информации.
23. Информация, предоставляемая в качестве справочной, должна содержать:
извлечения из законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих указания на нормы, регулирующие порядок исполнения государственной функции;
извлечения из текста Регламента (с указанием места нахождения полной версии на официальных сайтах);
почтовый адрес территориального органа ФМС России, номера телефонов для справок, адреса официальных сайтов и электронной почты (приложение N 5 к Регламенту);
порядок обращения для получения письменной консультации;
порядок обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц, исполняющих государственную функцию.
24. Графики работы сотрудников территориальных органов ФМС России, по возможности, должны совпадать с графиками работы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, взаимодействие с которыми осуществляется в процессе исполнения государственной функции.
Примерный график работы приведен в таблице.
День недели |
Часы работы |
Перерыв на обед |
понедельник |
9.00-18.00 |
13.00-13.45 |
вторник |
9.00-18.00 |
13.00-13.45 |
среда |
9.00-18.00 |
13.00-13.45 |
четверг |
9.00-18.00 |
13.00-13.45 |
пятница |
9.00-16.45 |
13.00-13.45 |
суббота |
выходной день |
|
воскресенье |
выходной день |
|
25. График работы может изменяться с учетом графика работы федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, взаимодействие с которыми осуществляется в процессе исполнения государственной функции, временных и климатических условий региона внесением изменений в приказ территориального органа ФМС России, но при этом общее количество часов приема граждан должно соответствовать количеству часов, указанному в таблице.
Срок исполнения государственной функции
26. Исполнение государственной функции осуществляется путем проведения выездных*(26) и камеральных*(27) проверок.
Выездная проверка может быть плановой и внеплановой.
27. Выездная проверка проводится в срок до 7 дней. Срок может быть продлен руководителем, ее назначившим, еще на 7 дней в случаях, предусмотренных пунктом 30 Регламента.
Максимальный срок проведения проверки (с учетом возможного продления) составляет 14 дней.
Срок выездной проверки может быть приостановлен в случае направления письменных запросов об истребовании сведений, необходимых для осуществления проверки, до их получения. Решение о приостановлении срока выездной проверки принимает руководитель, назначивший проверку.
28. Камеральная проверка проводится в срок до одного месяца.
Срок камеральной проверки может быть продлен руководителем, ее назначившим, на один месяц в случаях, предусмотренных пунктом 30 Регламента.
29. Началом проверки считается дата издания распоряжения о ее проведении, если иное не указано в распоряжении.
Проверка может быть завершена досрочно в случае выполнения запланированных мероприятий.
30. Руководитель, назначивший проверку, может продлить срок проведения проверки по мотивированному докладу сотрудника, ответственного за проведение проверки, в случае:
необходимости изучения значительного объема проверяемой информации;
необходимости запроса и изучения дополнительных документов и материалов.
31. Проверка считается завершенной после ознакомления с актом проверки проверяемого лица и принятия по результатам проверки мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
III. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме
32. Исполнение государственной функции осуществляется по месту проведения проверки либо по месту нахождения территориальных органов ФМС России, их структурных подразделений, территориальных органов МВД России.
33. В ходе исполнения государственной функции территориальные органы ФМС России, их структурные подразделения осуществляют следующие административные процедуры:
принятие решения о проведении проверки;
подготовка к проведению проверки;
издание распоряжения о проведении проверки;
проведение выездной проверки;
проведение совместной проверки;
проведение камеральной проверки;
составление акта проверки (приложение N 3 к Регламенту), ознакомление проверяемого лица с актом проверки;
принятие по результатам проверки предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях мер.
В ходе исполнения государственной функции территориальные органы МВД России осуществляют следующие административные процедуры:
принятие решения о проведении проверки;
подготовка к проведению проверки;
издание распоряжения о проведении проверки;
проведение внеплановой выездной проверки;
составление акта проверки (приложение N 4 к Регламенту), ознакомление проверяемого лица с актом проверки;
принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер при выявлении нарушений в ходе проведения проверки.
34. Сотрудники территориальных органов ФМС России и их структурных подразделений в целях предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений информируют соответствующие территориальные органы МВД России при выявлении:
граждан Российской Федерации, проживающих без документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации*(24), или по недействительному паспорту гражданина Российской Федерации, либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства,
должностных лиц, допускающих проживание гражданина Российской Федерации без паспорта гражданина Российской Федерации, или по недействительному паспорту гражданина Российской Федерации, либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства;
граждан, допускающих в занимаемых ими по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, либо в принадлежащих им на праве собственности, проживание гражданина Российской Федерации без паспорта гражданина Российской Федерации, или по недействительному паспорту гражданина Российской Федерации, либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства.
35. Территориальные органы МВД России на районном уровне информируют соответствующие структурные подразделения территориальных органов ФМС России о выявлении в ходе исполнения служебных обязанностей:
граждан Российской Федерации, проживающих без документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации*(24), или по недействительному паспорту гражданина Российской Федерации, либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства,
должностных лиц, допускающих проживание гражданина Российской Федерации без паспорта гражданина Российской Федерации, или по недействительному паспорту гражданина Российской Федерации, либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства;
граждан, допускающих в занимаемых ими по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, либо в принадлежащих им на праве собственности, проживание гражданина Российской Федерации без паспорта гражданина Российской Федерации, или по недействительному паспорту гражданина Российской Федерации, либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства.
36. Проверки соблюдения гражданами Российской Федерации и должностными лицами Правил регистрации непосредственно в жилом секторе осуществляются участковыми уполномоченными полиции в рамках профилактического обхода закрепленных административных участков самостоятельно либо совместно с сотрудниками территориальных органов ФМС России, их структурных подразделений, а также сотрудниками территориальных органов ФМС России, их структурных подразделений в рамках проводимых мероприятий по контролю за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами Правил регистрации.
37. Руководители территориальных органов МВД России организуют работу и обеспечивают контроль за выполнением участковыми уполномоченными полиции их функциональных обязанностей по данному направлению служебной деятельности.
38. О проведенной на административном участке работе по проверкам соблюдения гражданами Российской Федерации и должностными лицами Правил регистрации участковые уполномоченные полиции докладывают непосредственному руководителю территориального органа МВД России на районном уровне, который в случае выявления нарушений Правил регистрации в рамках взаимодействия информирует соответствующее структурное подразделение территориального органа ФМС России.
39. Организационные мероприятия и практическое руководство деятельностью территориальных органов ФМС России и их структурных подразделений по контролю за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами Правил регистрации осуществляются ФМС России, ее территориальными органами.
Организационные мероприятия и практическое руководство деятельностью могут осуществляться совместно с территориальными органами МВД России, включаются в планы работы территориальных органов ФМС России, содержащие сведения о наименовании и местонахождении проверяемых жилых и нежилых помещений, ответственных лицах и о сроках исполнения.
40. При установлении фактов нарушения Правил регистрации, за которые в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность, сотрудниками составляются протоколы об административных правонарушениях, учет которых ведется в территориальных органах ФМС России, их структурных подразделениях, в территориальных органах МВД России в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
41. По фактам нарушения Правил регистрации, допущенных военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации, гражданами, призванными на военные сборы, и имеющими специальные звания сотрудниками органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, командирам соответствующих воинских частей или руководителям соответствующих служб и подразделений направляется информация для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
42. В целях соблюдения требований Регламента составление протоколов об административных правонарушениях и рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляется сотрудниками территориальных органов ФМС России и территориальных органов МВД России в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
43. Плановая проверка проводится каждые 5 лет и включается в планы мероприятий территориальных органов ФМС России.
В планах мероприятий территориальных органов ФМС России должны предусматриваться:
проверки жилых и нежилых помещений, где могут проживать граждане Российской Федерации без паспорта гражданина Российской Федерации, или по недействительному паспорту гражданина Российской Федерации, либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства, или у которых истек срок регистрации по месту пребывания;
проверки соблюдения Правил регистрации должностными лицами, ответственными за регистрацию, физическими и юридическими лицами, предоставляющими принадлежащие им на праве собственности, на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления жилые помещения для временного или постоянного проживания другим гражданам, обеспечения ими сохранности регистрационных документов, предусмотренных Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным приказом ФМС России от 11 сентября 2012 г. N 288*(28);
порядок и формы взаимодействия по данному направлению с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (проведение совместных профилактических мероприятий по проверке конкретных помещений, рассмотрение данного вопроса на служебных совещаниях, рабочих встречах, письменное информирование данных органов о выявленных недостатках с предложениями по их устранению).
44. Внеплановая проверка проводится по обращениям физических и юридических лиц, в том числе предоставляющих потребителям коммунальные услуги, по поступившим от них актам об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, а также иным материалам, указывающим на наличие события административного правонарушения, поступившим из правоохранительных органов, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, от общественных объединений.
45. К проведению выездной проверки территориальными органами ФМС России, ее структурными подразделениями могут привлекаться представители территориальных органов МВД России, иных правоохранительных органов, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в порядке, установленном пунктами 71-73 Регламента.
46. Проверки осуществляются на основании распоряжения о проведении проверки (приложения N 1, 2 к Регламенту).
47. В случае выявления нарушений законодательных, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, осуществление контроля за соблюдением которых не относится к компетенции ФМС России, МВД России, полученные при проведении проверки материалы в срок не позднее десяти рабочих дней с момента выявления таких нарушений, а в случае выявления признаков состава преступления - в трехдневный срок, направляются по принадлежности в уполномоченные органы.
Сведения о фактах проживания граждан Российской Федерации без регистрации по месту пребывания или по месту жительства, выявленных по результатам проверки по актам об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении - в трехдневный срок, направляются юридическим лицам, предоставляющим потребителям коммунальные услуги, составившим такой акт.
Принятие решения о проведении проверки
48. Основаниями для проведения внеплановой выездной проверки являются:
материалы, указывающие на наличие события административного правонарушения, поступившие из правоохранительных органов, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, от общественных объединений;
сообщения и заявления физических и юридических лиц, в том числе предоставляющих потребителям коммунальные услуги, в форме актов об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
непосредственное выявление сотрудниками в процессе исполнения ими своих должностных обязанностей факта нарушения проверяемыми лицами Правил регистрации.
49. Решение о проведении внеплановой проверки принимается руководителем ФМС России, его заместителем по курируемому направлению деятельности, руководителем территориального органа ФМС России, Министром внутренних дел Российской Федерации, его заместителем по курируемому направлению деятельности, начальником территориального органа МВД России, его заместителем по курируемому направлению деятельности.
Решение принимается в письменной форме в виде распоряжения о проведении проверки (приложения N 1, 2 к Регламенту).
50. Срок принятия решения о проведении внеплановой и камеральной проверки составляет пять рабочих дней с момента поступления обращений (заявлений) физических (юридических) лиц, материалов, указывающих на наличие события административного правонарушения, поступивших из правоохранительных органов, федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, от общественных объединений.
Принятие решения о проведении выездной плановой проверки осуществляется не менее чем за пять рабочих дней до даты начала проведения проверки, предусмотренной в плане.
51. Камеральная проверка проводится в случае получения территориальными органами ФМС России, их структурными подразделениями сведений о возможных нарушениях проверяемыми лицами Правил регистрации, а также наличия в имеющихся материалах признаков, указывающих на административное правонарушение.
52. Основанием для принятия решения о проведении плановой выездной проверки является утвержденный на соответствующий период текущего года план территориального органа ФМС России по проведению проверок.
Подготовка к проведению проверки
53. Подготовка к проверке осуществляется на основании поступивших материалов, указывающих на наличие события административного правонарушения, либо плана по проведению проверок.
54. Подготовкой к проведению проверки является период с момента наступления обстоятельств, предусмотренных пунктами 48 и 51 Регламента, до издания распоряжения о проведении проверки, необходимый для получения сведений, обязательных для включения в текст распоряжения о проведении проверки и (или) необходимых для подтверждения обстоятельств, обязательных к установлению, для принятия решения о ее проведении, согласования порядка проведения проверки, определения состава группы по проведению проверки, подготовки проекта распоряжения о проведении проверки.
55. Подготовку к проведению проверки осуществляют сотрудники, определенные в качестве исполнителей в соответствующих планах, в компетенцию которых входит проведение данной проверки.
56. При подготовке к проведению проверки в целях подтверждения обстоятельств, предусмотренных пунктами 48 и 51 Регламента, сотрудники направляют запросы о предоставлении сведений, относящихся к проверяемому лицу, в государственные органы, органы местного самоуправления и (или) подведомственные государственным органам и органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых могут иметься указанные сведения.
57. В случаях, когда в период подготовки и (или) проведения проверки сотрудникам необходимо получение информации от другого территориального органа ФМС России, его структурного подразделения, территориального органа МВД России, исполнение запросов осуществляется в 3-дневный срок со дня получения запроса.
Издание распоряжения о проведении проверки
58. Основанием издания распоряжения является принятие решения о проведении проверки.
59. В системе ФМС России руководителями, уполномоченными на издание распоряжения о проведении проверки, являются: руководитель ФМС России, его заместители по курируемым направлениям деятельности, руководители территориальных органов ФМС России, их заместители по курируемым направлениям деятельности, в системе МВД России - Министр внутренних дел Российской Федерации, его заместить по курируемому направлению деятельности, начальник территориального органа МВД России, его заместитель по курируемому направлению деятельности.
60. В распоряжении о проведении проверки должны быть указаны:
основания проведения проверки;
вид и сроки проверки;
лицо, в отношении которого проводится проверка;
персональный состав группы сотрудников, осуществляющих проверку*(29);
руководитель группы;
срок продления (при необходимости в случае возникновения соответствующих оснований).
В случае принятия решения о продлении срока проведения проверки, в которой задействованы представители иных правоохранительных органов, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, вопрос дальнейшего участия данных представителей согласовывается с руководителем, принявшим решение о включении вышеуказанных представителей в состав группы.
61. Руководитель, уполномоченный на издание распоряжения о проведении проверки, обязан:
осуществлять контроль за соблюдением группой требований законодательства Российской Федерации в сфере регистрационного учета и Регламента;
издавать при принятии решения, существенно изменяющего порядок проведения проверки, новое распоряжение путем отмены предыдущего;
по результатам проверки принимать решения в соответствии с положениями, предусмотренными пунктом 83 Регламента.
62. Распоряжение о проведении проверки регистрируется в установленном порядке в день его подписания.
Распоряжение о проведении территориальным органом ФМС России, его структурным подразделением совместной проверки с участием представителей территориального органа МВД России регистрируется в установленном порядке по согласованию с территориальным органом МВД России в день его подписания.
63. Распоряжение о проведении проверки должно быть издано не позднее, чем за три рабочих дня до даты начала проверки (в случае внеплановой проверки не менее чем за один рабочий день).
64. Существенными изменениями, требующими издания нового распоряжения, являются:
изменение вида проверки;
изменение сроков проведения проверки;
изменение состава группы по проведению проверки.
Проведение выездной проверки
65. Основанием для проведения выездной проверки является издание распоряжения о проведении проверки.
66. Организация выездных проверок возлагается на руководство территориального органа ФМС России и его структурных подразделений, территориального органа МВД России, сотрудники которых на основании распоряжения проводят проверку.
Последовательность действий при проведении выездной проверки:
выезд по адресу проживания (пребывания) проверяемого лица;
предъявление распоряжения о проведении проверки проверяемому лицу;
предъявление служебного удостоверения;
ознакомление проверяемого лица с его правами и обязанностями при проведении проверки;
вручение копии распоряжения о проведении проверки проверяемому лицу (на оригинале распоряжения о проведении проверки, остающемся у сотрудника, проводящего проверку, проверяемое лицо проставляет отметку о получении копии распоряжения с подписью и с указанием своих данных (фамилия, имя и отчество), а также дату получения копии распоряжения). Подписанный проверяемым лицом оригинал распоряжения приобщается к материалам проверки. В случае отказа проверяемого лица от получения копии распоряжения о проведении проверки в оригинале распоряжения о проведении проверки об этом производится запись;
проверка соблюдения проверяемым лицом Правил регистрации, о чем делается запись в акте проверки. При проверке может использоваться фото- и (или) видеосъемка, о чем делается отметка в акте проведения проверки. Решение об использовании фото- и (или) видеосъемки принимается руководителем проверки;
в случае выявления в ходе проверки административного правонарушения, на каждого правонарушителя составляется протокол об административном правонарушении, о чем в акте проверки делается соответствующая запись;
изучение документов, сведений и информации, полученных в ходе проверки;
направление запросов в государственные органы, органы местного самоуправления и (или) подведомственные государственным органам и органам местного самоуправления организации о предоставлении дополнительной информации, либо информации, для подготовки которой необходимо время в порядке, установленном пунктом 56 Регламента;
изучение предоставленных по запросам документов;
сопоставление истребуемых документов их копиям и подписание актов приема-передачи копий документов, подлежащих приобщению к материалам проверки;
получение объяснений у проверяемого лица;
истребование у проверяемого лица, государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций (по мере необходимости) дополнительных документов и информации;
фиксирование в установленном порядке выявленных фактов нарушения Правил регистрации.
67. Полномочия сотрудников на проведение проверки подтверждаются распоряжением о проведении проверки и служебными удостоверениями.
68. После вручения копии распоряжения о проведении проверки и ознакомления проверяемого лица с порядком проведения проверки сотрудники приступают к изучению, обобщению и анализу информации, полученной в ходе осмотра помещения по месту проведения проверки, и сравнения с информацией, полученной путем изучения и анализа документов и сведений, предоставленных проверяемым лицом.
К документам, которые сотрудники вправе требовать от проверяемого лица, относятся:
паспорт гражданина Российской Федерации,
свидетельство о регистрации по месту жительства установленной формы*(30) (для граждан Российской Федерации, не достигших 14-летнего возраста),
свидетельство о регистрации по месту пребывания установленной формы*(31), в котором содержатся сведения о регистрации гражданина по месту пребывания по конкретному адресу;
документы, подтверждающие право владения, пользования и распоряжения жилым или нежилым помещением.
Требование о представлении документов может быть устным или письменным. Письменное требование оформляется запросом. Запрос оформляется в двух экземплярах: первый экземпляр вручается проверяемому лицу с подтверждением его вручения, второй экземпляр остается в материалах проверки.
В случае если по требованию сотрудников, проводящих проверку, документы (их копии) не могут быть предоставлены ввиду их отсутствия, проверяемое лицо дает сотруднику письменное объяснение о причинах их непредставления.
В дальнейшем выездная проверка проводится путем последовательного истребования и изучения документов и сведений о проверяемом лице, имеющихся в территориальных органах ФМС России и их структурных подразделениях, а также находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций.
69. Копии документов, завизированные сотрудниками, проводящими проверку, подлежат приобщению к материалам проверки. Акт приема-передачи документов подписывается сотрудниками и проверяемым лицом.
Акт приема-передачи документов составляется в двух экземплярах. В акте приема-передачи документов указывается перечень документов, передаваемых проверяемым лицом сотрудникам, проводящим проверку, и дата приема-передачи документов.
70. По итогам выездной проверки составляется акт проверки (приложения N 3, 4 к Регламенту).
Проведение совместной проверки
71. При принятии руководителем ФМС России, его заместителем по курируемому направлению деятельности, руководителем территориального органа ФМС России, его структурного подразделения решения о проведении проверки с участием представителей территориального органа МВД России, иных правоохранительных органов, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления сотрудник центрального аппарата ФМС России, ее территориального органа, его структурного подразделения оформляет мотивированный запрос, который подписывается соответственно руководителем ФМС России, его заместителем по курируемому направлению деятельности, руководителем территориального органа ФМС России, его структурного подразделения в порядке, предусмотренном настоящим пунктом.
Мотивированный запрос о представлении кандидатур представителей территориального органа МВД России, иных правоохранительных органов, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления для участия в проверке может быть направлен в соответствующие территориальный орган МВД России, иные правоохранительные органы, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, как перед началом проверки, так и в процессе ее проведения.
Основаниями для направления мотивированного запроса являются:
поступление информации, указывающей на возможные нарушения гражданами Российской Федерации (или) должностными лицами Правил регистрации и обоснованность ее проверки с участием представителей территориального органа МВД России, иных правоохранительных органов, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
необходимость оказания содействия сотрудникам территориальных органов ФМС России и их структурных подразделений, проводящим проверку, в случаях реального или возможного воспрепятствования их законной деятельности либо в целях повышения эффективности и получения наиболее полных и объективных результатов при проведении проверки, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья сотрудников при исполнении ими должностных обязанностей.
Мотивированный запрос должен содержать предложения по количеству и составу участвующих в проведении проверки представителей территориальных органов МВД России, иных правоохранительных органов, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предполагаемые сроки проведения проверки.
72. В целях обеспечения координации действий участников проверки, перед ее началом и с учетом установленных сроков, руководителем территориального органа ФМС России или его структурного подразделения, инициировавшим проведение проверки, проводится рабочее (инструктивное) совещание, на котором вырабатываются и согласовываются организационные и практические вопросы предстоящей проверки.
73. Сведения о представителях территориальных органов МВД России, иных правоохранительных органов, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, привлекаемых для участия в совместной проверке, вносятся в распоряжение о проведении проверки.
Проведение камеральной проверки
74. Основанием для проведения камеральной проверки является издание распоряжения о проведении проверки.
75. Камеральная проверка проводится сотрудниками территориального органа ФМС России без выезда к месту нахождения проверяемого лица на основании имеющихся сведений, содержащихся, в том числе в информационных базах данных, сведений, полученных по запросам в государственных органах, органах местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организациях, от проверяемого лица, необходимых для полного и всестороннего изучения обстоятельств для целей контроля за соблюдением гражданами Российской Федерации и (или) должностными лицами Правил регистрации.
76. Последовательность действий при проведении камеральной проверки:
направление проверяемому лицу запроса о предоставлении документов и информации, необходимых для проведения проверки;
направление запросов в адрес государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций о предоставлении дополнительных документов и информации, связанных с деятельностью проверяемых лиц;
анализ полученных документов и информации.
По итогам камеральной проверки составляется акт проверки (приложение N 3 к Регламенту) в соответствии с пунктом 79 Регламента.
Составление акта проверки. Ознакомление проверяемого лица с актом проверки
77. Последовательность действий по составлению акта проверки и его направлению проверяемому лицу:
составление акта проверки;
подписание акта проверки;
ознакомление проверяемого лица с актом проверки;
направление (при необходимости) копии акта проверки в заинтересованные органы и организации.
78. Акт проверки составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр вручается проверяемому лицу, второй экземпляр остается в материалах проверки.
Акт проверки состоит из двух частей - вводной и основной.
Вводная часть акта включает в себя следующие сведения:
дата, время, место составления акта;
наименование органа, осуществляющего проверку;
фамилия и инициалы проверяемого лица;
адрес проверяемого лица;
фамилия и инициалы представителя проверяемого лица (при наличии);
дата и номер распоряжения, на основании которого проводится проверка;
дата, время и место проведения проверки;
список сотрудников, проводящих проверку.
Основная часть акта проверки включает в себя следующие сведения:
изложение выявленных при проверке нарушений Правил регистрации со ссылкой на установленные доказательства (документы) их совершения;
информацию о возбужденных в период проведения проверки делах об административных правонарушениях (в случае если по выявленным административным правонарушениям на момент окончания проверки приняты решения, указывается, кем и когда вынесены решения) либо о направленных в территориальные органы МВД России материалах, содержащих признаки состава преступления;
сведения об ознакомлении или отказе от ознакомления с актом гражданина и (или) должностных лиц, а также присутствовавших при проведении проверки лиц.
79. Акт проверки подписывается сотрудниками, участвовавшими в проведенной проверке. Копия акта проверки вручается проверяемому лицу.
При проведении камеральной проверки акт проверки направляется проверяемому лицу почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
80. Проверяемое лицо расписывается в акте об ознакомлении с актом проверки. В случае если проверяемое лицо отказывается расписываться в акте об ознакомлении с результатами проверки, в акте проверки производится отметка об этом и заверяется подписями лиц, присутствовавших при проведении проверки.
81. При составлении акта проверки формируется план устранения нарушений, который утверждается и ставится на контроль сотрудником, проводящим проверку. В случае если проверка проводится несколькими сотрудниками, план устранения нарушений утверждается и ставится на контроль сотрудником, назначенным руководителем проверки. Срок устранения указанных в плане нарушений определяется сотрудником, утверждающим план, и составляет не более 3 месяцев, также им назначаются ответственные лица по контролю за устранением нарушений.
82. Все полученные при проведении проверки материалы формируются в отдельное дело проверки и подлежат хранению в соответствующем территориальном органе ФМС России, его структурном подразделении, территориальном органе МВД России в установленном порядке.
Принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер при выявлении нарушений в ходе проведения проверки
83. По результатам проверки принимаются следующие решения:
прекращение проверки в связи с отсутствием нарушений Правил регистрации со стороны проверяемого лица;
назначение проверки в отношении иного лица в случае поступления в ходе проводимой проверки информации о нарушениях Правил регистрации со стороны данного лица;
прекращение проверки и направление материалов данной проверки в соответствующие государственные органы - в связи с выявлением признаков составов преступлений и административных правонарушений в действиях проверяемого лица;
продление срока проведения проверки по основаниям, предусмотренным пунктом 30 Регламента;
возбуждение дела об административном правонарушении.
Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении является составление протокола об административном правонарушении по выявленным в ходе проверки фактам:
проживания гражданина Российской Федерации без паспорта гражданина Российской Федерации, или по недействительному паспорту гражданина Российской Федерации, либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства;
допущения лицом, ответственным за соблюдение Правил регистрации, проживания гражданина Российской Федерации без паспорта гражданина Российской Федерации, или по недействительному паспорту гражданина Российской Федерации, либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства;
допущения гражданином проживания в занимаемом им или в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении гражданина Российской Федерации без паспорта гражданина Российской Федерации, или по недействительному паспорту гражданина Российской Федерации, либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства.
84. Указанные в пункте 83 Регламента решения по результатам проверки принимает руководитель, издавший распоряжение о проведении проверки, либо лицо, исполняющее его обязанности, на основании письменного доклада сотрудника, ответственного за проведение проверки.
IV. Порядок и формы контроля за исполнением государственной функции
Порядок осуществления текущего контроля за соблюдением и исполнением должностными лицами ФМС России и МВД России положений Регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к исполнению государственной функции, а также за принятием ими решений
85. Текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определенных административными процедурами по исполнению государственной функции, и принятием решений сотрудниками осуществляется должностными лицами территориальных органов ФМС России, территориальных органов МВД России, ответственными за организацию работы по исполнению государственной функции.
Текущий контроль осуществляется путем проведения должностным лицом, ответственным за организацию работы по исполнению государственной функции, проверок соблюдения сотрудниками нормативных правовых актов Российской Федерации и положений Регламента.
Периодичность осуществления текущего контроля устанавливается руководителем территориального органа ФМС России, в системе МВД России - начальником территориального органа МВД России.
86. ФМС России и МВД России организуют и осуществляют контроль за исполнением государственной функции соответственно территориальными органами ФМС России, территориальными органами МВД России.
Порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества исполнения государственной функции, в том числе порядок и формы контроля за полнотой и качеством исполнения государственной функции
87. Контроль за полнотой и качеством исполнения государственной функции по контролю за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами Правил регистрации включает в себя проведение проверок, направленных на выявление и устранение причин и условий, вследствие которых были нарушены права и свободы граждан, а также рассмотрение, принятие решений и подготовку ответов на обращения граждан, содержащих жалобы на решения, действия (бездействие) должностных лиц ФМС России и МВД России, их территориальных органов соответственно.
88. Проверки могут быть плановыми (осуществляться на основании планов ФМС России, ее территориальных органов) и внеплановыми.
При проверке могут рассматриваться как все вопросы, связанные с исполнением государственной функции (комплексные проверки), так и отдельные вопросы (тематические проверки).
89. Проведение проверок осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами ФМС России и МВД России, их территориальных органов с периодичностью не реже одного раза в год.
90. Проверка соответствия полноты и качества исполнения государственной функции предъявляемым требованиям осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Ответственность должностных лиц федеральных органов исполнительной власти за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе исполнения государственной функции
91. Исполнение государственной функции и персональная ответственность сотрудников ФМС России, МВД России, их территориальных органов и их структурных подразделений закрепляется в их должностных регламентах (инструкциях).
Сотрудник, осуществляющий проверку, несет ответственность за:
соблюдение срока и порядка исполнения административных процедур;
правильность и обоснованность принятых решений;
законность применяемых мер;
соблюдение порядка применения и соответствие применения мер совершенным нарушениям;
правильность и полноту оформления документов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
соблюдение прав проверяемых лиц.
Положения, характеризующие требования к порядку и формам контроля за исполнением государственной функции, в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций
92. Контроль за полнотой и качеством исполнения государственной функции включает в себя проведение проверок деятельности должностных лиц, рассмотрение, принятие решений и подготовку ответов на обращения заявителей, содержащие жалобы на решения и действия (бездействие) должностных лиц ФМС России, ее территориальных органов и их структурных подразделений, должностных лиц МВД России и его территориальных органов.
Проверка полноты и качества исполнения государственной функции осуществляется на основании нормативных правовых актов Российской Федерации.
93. Граждане и организации, в отношении которых исполняется государственная функция, имеют право на формы контроля за деятельностью ФМС России, ее территориальных органов и их структурных подразделений и за деятельностью МВД России, его территориальных органов при исполнении ими государственной функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
V. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) ФМС России и МВД России, исполняющих государственную функцию, а также их должностных лиц
Информация для заинтересованных лиц об их праве на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и решений, принятых (осуществляемых) в ходе исполнения государственной функции
94. Заинтересованные лица имеют право на обжалование решений и действий (бездействия) должностных лиц ФМС России, ее территориальных органов и их структурных подразделений, территориальных органов МВД России в досудебном (внесудебном) и судебном порядке.
Предмет досудебного (внесудебного) обжалования
95. Предметом досудебного (внесудебного) обжалования является нарушение прав и законных интересов гражданина, противоправные решения, действия (бездействие) должностных лиц ФМС России, ее территориальных органов и их структурных подразделений, территориальных органов МВД России при исполнении государственной функции, нарушение положений Административного регламента, некорректное поведение или нарушение служебной этики в ходе исполнения государственной функции.
Основания для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования
96. Основанием для начала процедуры досудебного обжалования является жалоба заявителя, поданная в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме.
97. Жалоба (в том числе в электронной форме) должна содержать следующую информацию:
фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) гражданина либо наименование юридического лица, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации жалобы;
наименование государственного органа, в который направляется жалоба;
фамилия, имя, отчество соответствующего должностного лица, действия которого обжалуются;
должность соответствующего лица, действия которого обжалуются.
Дополнительно могут указываться наименование органа, исполняющего государственную функцию, должностные лица органа, исполняющего государственную функцию, решения и действия (бездействие) которых обжалуются, причины несогласия с обжалуемым решением, действием (бездействием), обстоятельства, на основании которых заявитель считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложены какие-либо обязанности, содержаться требования об отмене обжалуемого решения, признании незаконным обжалуемого действия (бездействия), иные сведения, которые заявитель считает необходимым сообщить, а также прилагаться документы, подтверждающие доводы заявителя, или их копии.
Права заинтересованных лиц на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы
98. Заявитель вправе запросить информацию и документы, необходимые для обоснования и рассмотрения жалобы, в территориальных органах ФМС России и их структурных подразделениях, территориальных органах МВД России.
Органы государственной власти и должностные лица, которым может быть направлена жалоба заявителя в досудебном (внесудебном) порядке
99. При досудебном обжаловании заинтересованное лицо вправе обратиться в письменной форме, в том числе лично, или в электронном виде.
100. В системе ФМС России при досудебном обжаловании заинтересованное лицо вправе обратиться с жалобой в письменной форме, в том числе лично, или в электронном виде:
к руководителю структурного подразделения территориального органа ФМС России на действия (бездействие) подчиненных ему сотрудников;
к руководителю территориального органа ФМС России на действия (бездействие) руководителей структурных подразделений территориальных органов ФМС России и иных сотрудников территориального органа ФМС России;
к руководителю ФМС России, его заместителю по курируемому направлению деятельности на действия (бездействие) сотрудников соответствующего структурного подразделения центрального аппарата ФМС России, руководителей и иных сотрудников территориальных органов ФМС России.
В системе МВД России при досудебном обжаловании заинтересованное лицо вправе обратиться с жалобой в письменной форме, в том числе лично, или в электронном виде:
к начальнику территориального органа МВД России на районном уровне на действия (бездействие) подчиненных ему сотрудников;
к руководителю территориального органа МВД России на региональном уровне на действия (бездействие) начальников и иных сотрудников подчиненных территориальных органов МВД России на районном уровне, подчиненных ему сотрудников территориального органа МВД России на региональном уровне;
к Министру внутренних дел Российской Федерации, его заместителю по курируемому направлению деятельности на действия (бездействие) сотрудников центрального аппарата и территориальных органов МВД России.
101. Должностные лица ФМС России и МВД России проводят личный прием граждан по вопросам, относящимся к исполнению государственной функции.
В центральном аппарате ФМС России личный прием граждан осуществляют уполномоченные должностные лица ФМС России в соответствии с графиком, утверждаемым руководителем ФМС России.
В территориальных органах ФМС России личный прием граждан осуществляют руководители территориальных органов, их заместители, начальники отделов и их заместители в соответствии с графиком, который ежемесячно утверждается руководителем территориального органа ФМС России.
В структурных подразделениях территориальных органов ФМС России личный прием граждан осуществляют руководители подразделений и их заместители в соответствии с графиком, ежемесячно утверждаемым руководителем соответствующего структурного подразделения.
В обязанности руководителей структурных подразделений территориальных органов ФМС России и их заместителей входит, в том числе, прием граждан, которые обжалуют действия (бездействие) уполномоченных должностных лиц органов местного самоуправления поселений (местных администраций), участвующих в осуществлении регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства.
В центральном аппарате МВД России личный прием граждан осуществляется должностными лицами МВД России в соответствии с графиком, утверждаемым Министром внутренних дел Российской Федерации.
В территориальных органах МВД России личный прием граждан осуществляют начальники территориальных органов, их заместители, начальники отделов и их заместители в соответствии с графиком, утверждаемым начальником соответствующего территориального органа МВД России.
Участковые уполномоченные полиции осуществляют личный прием граждан на закрепленном административном участке в соответствии с графиком, утверждаемым начальником соответствующего территориального органа МВД России на районном уровне.
Сроки рассмотрения жалобы
102. Срок рассмотрения жалобы составляет 15 дней со дня регистрации.
Результат досудебного (внесудебного) обжалования применительно к каждой процедуре либо инстанции обжалования
103. По результатам рассмотрения жалобы уполномоченным должностным лицом ФМС России, ее территориального органа либо соответственно уполномоченным должностным лицом МВД России, его территориального органа принимается решение об удовлетворении требований, изложенных в жалобе либо об отказе в их удовлетворении. При удовлетворении жалобы ФМС России, ее территориальным органом либо соответственно МВД России, его территориальным органом принимаются меры по устранению выявленных нарушений не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения.
104. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме направляется ответ по результатам рассмотрения жалобы, подписанный уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом ФМС России, ее территориального органа либо соответственно должностным лицом МВД России, его территориального органа.
По желанию заявителя, мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы может быть направлен в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица ФМС России, территориального органа ФМС России.
105. В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:
наименование органа, рассмотревшего жалобу, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе;
номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
основания для принятия решения по жалобе;
принятое по жалобе решение;
в случае если жалоба признана обоснованной - сроки устранения выявленных нарушений;
сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.
106. Принятое уполномоченным должностным лицом решение оформляется в 3-х экземплярах.
Первый экземпляр направляется заявителю.
Второй экземпляр направляется соответственно в территориальный орган ФМС России, его структурное подразделение либо в территориальный орган МВД России, должностным лицом которого было принято обжалуемое решение либо осуществлено обжалуемое действие (бездействие).
Территориальный орган ФМС России, его структурное подразделение либо соответственно территориальный орган МВД России в течение 5 рабочих дней исполняет данное решение, о чем письменно (предварительно по факсимильной связи) докладывает на имя уполномоченного должностного лица, принявшего решение.
Третий экземпляр решения хранится в деле.
Исчерпывающий перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы и случаев, в которых ответ на жалобу не дается
107. Ответ на жалобу не дается:
если в жалобе не указаны фамилия, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации жалобы;
если в жалобе обжалуется судебное решение.
В этом случае жалоба возвращается в течение 7 дней со дня регистрации заинтересованному лицу, ее направившему, с разъяснением порядка его обжалования;
если в жалобе содержатся оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи.
В этом случае заинтересованному лицу, направившему жалобу, сообщается о недопустимости злоупотребления правом с одновременным направлением копии данной жалобы в соответствующий территориальный орган МВД России для проведения проверки в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке;
если текст письменной жалобы не поддается прочтению.
В этом случае в течение 7 дней со дня регистрации жалобы об этом сообщается заинтересованному лицу, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению;
если в письменной жалобе содержится вопрос, на который заинтересованному лицу, направившему жалобу, уже многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направленными данным лицом жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства, которые необходимо проверить, уполномоченное должностное лицо органа, в адрес которого такая жалоба поступила, вправе принять решение о безосновательности очередной жалобы и прекращении переписки по данному вопросу. О принятом решении информируется заявитель;
если ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.
В этом случае заявителю, направившему жалобу, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в ней вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
108. Причины отказа в рассмотрении жалобы сообщаются заявителю в течение 3 рабочих дней со дня регистрации жалобы.
109. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
______________________________
*(1) Далее - "Регламент".
*(2) Далее - "сотрудники".
*(3) Далее - "территориальные органы МВД России", если не предусмотрено иное.
*(4) Далее - "государственная функция".
*(5) Далее - "руководитель территориального органа ФМС России или его структурного подразделения", если не предусмотрено иное.
*(6) Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Российская газета, 25.12.1993, N 237; Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 4, ст. 445.
*(7) Ведомости Совета Народных Депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 32, ст. 1227; Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 45, ст. 4377; 2006, N 31, ст. 3420; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 27, ст. 3880; N 50, ст. 7341; 2011, N 27, ст. 3880; N 50, ст. 7341; 2012, N 53, ст. 7638.
*(8) Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; N 18, ст. 1721; N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4295, 4298; 2003, N 1, ст. 2; N 27, ст. 2700, 2708, 2717; N 46, ст. 4434, 4440; N 50, ст. 4847, 4855; N 52, ст. 5037; 2004, N 19, ст. 1838, N 30, ст. 3095; N 31, ст. 3229; N 34, ст. 3529, 3533; N 44, ст. 4266; 2005, N 1, ст. 9, 13, 37, 40, 45; N 10, ст. 762, 763; N 13, ст. 1077, 1079; N 17, ст. 1484; N 19, ст. 1752; N 25, ст. 2431; N 27, ст. 2719, 2721; N 30, ст. 3104, 3124, 3131; N 40, ст. 3986; N 50, ст. 5247; N 52, ст. 5574, 5596; 2006, N 1, ст. 4, 10; N 2, ст. 172, 175; N 6, ст. 636; N 10, ст. 1067; N 12, ст. 1234; N 17, ст. 1776; N 18, ст. 1907; N 19, ст. 2066; N 23, ст. 2380, 2385; N 28, ст. 2975; N 30, ст. 3287; N 31, ст. 3420, 3432, 3433, 3438, 3452; N 43, ст. 4412; N 45, ст. 4633, 4634, 4641; N 50, ст. 5279, 5281; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 21, 25, 29, 33; N 7, ст. 840; N 15, ст. 1743; N 16, ст. 1824, 1825; N 17, ст. 1930; N 20, ст. 2367; N 21, ст. 2456; N 26, ст. 3089; N 30, ст. 3755; N 31, ст. 4001, 4007, 4008, 4015; N 41, ст. 4845; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553; N 49, ст. 6034, 6065; N 50, ст. 6246; 2008, N 10, ст. 896; N 18, ст. 1941; N 20, ст. 2251, 2259; N 29, ст. 3418; N 30 ст. 3582, 3601, 3604; N 45, ст. 5143; N 49, ст. 5738, 5745, 5748; N 52, ст. 6227, 6235, 6236, 6248; 2009, N 1, ст. 17; N 7, ст. 771, 777; N 19, ст. 2276; N 23, ст. 2759, 2767, 2776; N 26, ст. 3120, 3131, 3132, 3599, 3635, 3642; N 29, ст. 3597; N 30, ст. 3735, 3739; N 45, ст. 5265, 5267; N 48, ст. 5711, 5724, 5755; N 52, ст. 6406, 6412; 2010 N 1, ст. 1; N 11, ст. 1169, 1176; N 15, ст. 1743, 1751; N 18, ст. 2145; N 21, ст. 2525; N 23, ст. 2790; N 27, ст. 3416; N 30, ст. 4002, 4006, 4007; N 31, ст. 4158, 4164, 4192, 4193, 4195, 4206, 4207, 4208; N 41, ст. 5192; N 49, ст. 6409; 2011, N 1, ст. 10, 23, 54; N 7, ст. 901; N 15, ст. 2039; N 17, ст. 2310; N 19, ст. 2715; N 23, ст. 3260; N 27, ст. 3873; N 29, ст. 4289, 4290, 4298; N 30, ст. 4573, 4585, 4590, 4598, 4600, 4601, 4605; N 46, ст. 6406; N 48, ст. 6728; N 49, ст. 7025, 7061; N 50, ст. 7342, 7345, 7346, 7351, 7352, 7355, 7362, 7366; 2012, N 6, ст. 621; N 10, ст. 1166; N 15, ст. 1723, 1724; N 18, ст. 2126, 2128; N 19, ст. 2278, 2281; N 24, ст. 3068, 3069, 3082; N 25, ст. 3268; N 29, ст. 3996; N 31, ст. 4320, 4322, 4329, 4330; N 41, ст. 5523; N 47, ст. 6402, 6403; 2013, N 8, ст. 718; N 19, ст. 2323; N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4032, 4040, 4082; N 31, ст. 4191.
*(9) Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060; 2010, N 27, ст. 3410, N 31, ст. 4196; 2012, N 31, ст. 4470; 2013, N 19, ст. 2307; N 27, ст. 3474.
*(10) Ведомости Совета Народных Депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 19, ст. 685; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 51, ст. 4970; 2009, N 7, ст. 772.
*(11) Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6249; 2009, N 18, ст. 2140; N 29, ст. 3601; N 48, ст. 5711; N 52, ст. 6441; 2010, N 17, ст. 1988; N 18, ст. 2142; N 31, ст. 4160, 4193, 4196; N 32, ст. 4298; 2011, N 1, ст. 20; N 17, ст. 2310; N 23, ст. 3263; N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4590; N 48, ст. 6728; 2012, N 19, ст. 2281; N 26, ст. 3446; N 31, ст. 4320, 4322; N 47, ст. 6402; 2013, N 9, ст. 874; N 27, 3477; N 30, ст. 4041.
*(12) Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 30, ст. 2939; 1996, N 18, ст. 2144; 1997, N 8, ст. 952; 2000, N 13, ст. 1370; 2002, N 34, ст. 3294; 2004, N 52, ст. 5493; 2008, N 14, ст. 1412; 2010, N 37, ст. 4701; N 46, ст. 6024; 2011, N 44, ст. 6282; 2012, N 17, ст. 1986; N 22, ст. 2866.
*(13) Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3168; 2012, N 23, ст. 3008; N 36, ст. 4908; 2013, N 16, 1972; N 21, ст. 2648; N 31, ст. 4216; N 39, ст. 4979.
*(14) Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3169; N 35, ст. 5092; 2012, N 28, ст. 3908; N 36, ст. 4903; N 50, ст. 7070; N 52, ст. 7507.
*(15) Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 30, ст. 4276; 2013, N 9, ст. 954; N 29, ст. 3967; N 31, ст. 4225.
*(16) Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 29 апреля 2013 г., регистрационный N 28294.
*(17) Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900; N 27, ст. 3880, 3881; N 30, ст 4595; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7018, 7020, 7067, N 50, ст. 7352; 2012, N 26, ст. 3441; N 50, ст. 6967; 2013, N 14, ст. 1645; N 26, ст. 3207; N 27, ст. 3477.
*(18) Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 10, ст. 1335; 2013, N 3, ст. 177; N 31, ст. 4198.
*(19) Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 июня 2011 г., регистрационный N 21062.
*(20) Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 июня 2012 г., регистрационный N 24633.
*(21) Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 26 июня 2012 г., регистрационный N 24709.
*(22) Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 марта 2013 г., регистрационный N 27763.
*(23) Далее - "проверяемые лица".
*(24) Далее - "паспорт гражданина Российской Федерации".
*(25) Далее - "Единый портал".
*(26) Выездные проверки могут быть также совместными.
*(27) Проверки, проводящиеся на основании представленных документов, не требующие выезда сотрудников.
*(28) Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 апреля 2013 г, регистрационный N 27963.
*(29) Далее - "группа".
*(30) Приложение N 15 к Административному регламенту предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденному приказом ФМС России от 11 сентября 2012 г. N 288.
*(31) Приложение N 9 к Административному регламенту предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденному приказом ФМС России oт 11 сентября 2012 г. N 288.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.