О гарантиях и компенсациях лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
В статье А.Я. Петрова на основе положений главы 50 Трудового кодекса РФ и Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" рассматриваются актуальные вопросы предоставления гарантий и компенсаций работникам.
Государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Федерации, органов местного самоуправления и работодателей (ст. 313 ТК РФ).
Порядок установления и исчисления трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций, устанавливается Правительством РФ в соответствии с федеральным законом.
Согласно статье 5 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" гарантии в области занятости населения, заработной платы и т.д. регулируются ТК РФ, законодательством Российской Федерации о занятости населения.
Нельзя не заметить, что данная статья закона, а также его название вряд ли правильны, поскольку очевидно, что отношения в сфере занятости населения по предоставлению отпусков, оплате труда в указанных районах и местностях нельзя в полной мере относить к гарантиям и компенсациям (ст. 164 ТК РФ). Так, согласно статье 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Размеры районных коэффициентов и процентных надбавок могут устанавливаться федеральными законами (ст. 313 ТК РФ). Повышенные размеры этих выплат могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.
Районный коэффициент к заработной плате представляет собой показатель увеличения заработка в зависимости от природных климатических условий, в которых используется труд работников.
Нормативным правовым актом субъекта Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящим в состав субъекта муниципальным образованиям.
В статье 316 ТК РФ закреплено, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 17 апреля 2006 г. N 216 "О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями" (в ред. от 26 января 2010 г. N 28) предусмотрено, что впредь до установления размера районного коэффициента и порядка его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также базовой части трудовой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации применялись при увеличении размеров этих пенсий для граждан, проживающих в указанных районах и местностях, по состоянию на 31 декабря 2004 г., а также действующий на эту дату порядок их применения.
Согласно постановлению Правительства РФ от 31 мая 1995 г. N 537 "О признании утратившими силу отдельных положений постановления Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 г. N 458 "Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера" Минтрудом России 11 сентября 1995 г. утверждено Разъяснение N 49 "О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)". В этом нормативном правовом акте предусмотрено, что коэффициенты, устанавливаемые к заработной плате, начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно.
Следовательно, заработная плата, подлежащая увеличению на установленный законодательством коэффициент, включает в себя надбавки, доплаты, премии, предусмотренные системой оплаты труда, вознаграждение по итогам работы за год и иные выплаты.
К сожалению, на практике нередко коэффициенты не начисляются на вознаграждение по итогам годовой работы и на надбавки за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В данном случае не учитывается, что подобные ограничения (установленные Советом Министров РСФСР от 22 октября 1990 г. N 458) отменены постановлением Правительства РФ N 537.
Гафарова Е.А. обратилась в суд с иском, мотивируя свои требования тем, что работает в учреждении ответчика с должностным окладом в размере 4000 руб. Несмотря на повышение минимального размера оплаты труда до 4330 руб. ее оклад увеличен не был. Гафарова считала, что работодатель неправомерно производит ей начисление заработной платы исходя из сумм должностного оклада, размер которого не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Решением Печорского городского суда Республики Коми от 17 августа 2010 г. в удовлетворении требований отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 18 ноября 2010 г. указанное решение суда оставлено без изменения.
В надзорной жалобе Гафаровой ставится вопрос об отмене решения Печорского городского суда Республики Коми от 17 августа 2010 г. и определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 18 ноября 2010 г.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ нашла судебные постановления подлежащими отмене, а надзорную жалобу - удовлетворению, так как судом при рассмотрении дела были допущены существенные нарушения норм материального права.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Гафарова работает в МУ "Печорская центральная районная больница" с должностным окладом в размере 4000 руб. Кроме того, истцу начисляются стимулирующие и компенсационные выплаты, в том числе районный коэффициент в размере 30% заработной платы и северная надбавка - 80% заработной платы.
Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" из статьи 129 ТК РФ исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.
С 1 сентября 2007 г. также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (ч. 4 ст. 133 ТК РФ).
Часть 1 ст. 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Согласно статье 129 ТК РФ тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Разрешая спор, суд правильно указал на ошибочность довода истца о незаконности установления окладов работника ниже минимального размера оплаты труда.
Вместе с тем Судебная коллегия полагает, что вывод суда о том, что заработная плата Гафаровой не может быть меньше минимального размера оплаты труда, включая начисленные к ней районный коэффициент и процентную надбавку за стаж работы в районах Крайнего Севера, основан на неверном толковании и применении норм материального права.
В силу главы 50 ТК РФ районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией РФ в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч. 2 ст. 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37).
По смыслу приведенных конституционных положений институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
Часть 3 ст. 133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. При этом согласно статье 2 Кодекса обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (ст. 7 Международного пакта).
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями ТК РФ, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (ст. 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (ст. 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (ст. 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 146).
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (ч. 1 и 2 ст. 135 ТК РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. Оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст. 148, 315, 316 и 317 ТК РФ). Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
Изменения, внесенные в статьи 129 и 133 ТК РФ Законом N 54-ФЗ, не затрагивают правила определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 ТК РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
Нормы главы 50 ТК РФ устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда и не были изменены законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 ТК РФ.
Итак, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315-317 ТК РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Это обстоятельство судом не учитывалось, а довод истца о том, что ее заработная плата без районного коэффициента и северной надбавки работодателем установлена в размере ниже минимального размера оплаты труда, не проверялся. Между тем данный довод имеет юридическое значение для правильного разрешения возникшего спора.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия признает судебные постановления незаконными, принятыми с существенным нарушением норм материального права, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав истца*(1).
Районный коэффициент устанавливается для каждого района и учитывается во всех случаях исчисления средней заработной платы работника, начисляется без ограничения ее максимального размера и применяется по месту фактической постоянной работы независимо от места нахождения организации, в штате которой состоит работник.
В районах и местностях, где к заработной плате установлены несколько коэффициентов (например, еще районный коэффициент за работу в высокогорных местностях), применяется суммирование коэффициентов.
Выплата районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате зависит от местности исполнения трудовых обязанностей.
Так, Ильин О.В. обратился в суд с исковым заявлением к ЗАО "ВТФ "ФУДЛАЙН" о взыскании задолженности по заработной плате, образовавшейся в связи с тем, что работодатель незаконно производил оплату его труда без начисления районного коэффициента и процентных надбавок к заработной плате, установленных для работников, работающих в районах Крайнего Севера, компенсации за неиспользованные дополнительные отпуска, предоставляемые для лиц, работающих в районах Крайнего Севера, и компенсации морального вреда.
Заочным решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 17 марта 2010 г. исковые требования Ильина удовлетворены в части взыскания задолженности по заработной плате и компенсации за неиспользованный отпуск, в удовлетворении остальной части иска отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 12 июля 2010 г. решение суда первой инстанции отменено с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Ильина О.В.
В надзорной жалобе Ильина ставится вопрос об отмене определения судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 12 июля 2010 г. Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ пришла к следующему.
В соответствии с частью 2 ст. 146, статьей 148 ТК РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере; оплата труда на работах в таких местностях производится в порядке и размерах, не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно статье 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Ильин работал по трудовому договору в ЗАО "ВТФ "ФУДЛАЙН", находящемуся в Санкт-Петербурге, со 2 мая 2007 г. по 24 сентября 2009 г.; проживал и исполнял свои трудовые обязанности на территории г. Мурманска, отнесенного постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. к районам Крайнего Севера.
Согласно статье 1 Закона N 4520-1 действие этого закона распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях.
Удовлетворяя исковые требования Ильина в части взыскания задолженности по заработной плате и компенсации за неиспользованный отпуск, образовавшейся в результате неначисления работодателем истцу районного коэффициента (1,4) и северной надбавки (80%) и непредоставления дополнительного отпуска за работу в районах Крайнего Севера, суд первой инстанции исходил из следующего. Независимо от того, что организация, в которой работал истец, расположена в Санкт-Петербурге, оплата его труда в соответствии со статьей 315 ТК РФ должна осуществляться с применением районного коэффициента и северной надбавки, так как фактически он постоянно исполнял трудовые обязанности в г. Мурманске, т.е. на Крайнем Севере.
Суд пришел к правильному выводу: статья 1 Закона N 4520-1 противоречит статье 315 ТК РФ, вследствие чего в силу статьи 423 ТК РФ применению не подлежит.
Суд кассационной инстанции, отменивший решение суда первой инстанции и принявший новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что организация ответчика, где работал истец, расположена в местности, не отнесенной к району Крайнего Севера, в связи с чем в соответствии со статьей 1 Закона N 4520-1 на него не распространяются положения о выплате районного коэффициента и северной надбавки.
Между тем выводы суда кассационной инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Как следует из преамбулы Закона N 4520-1, его целью является установление государственных гарантий и компенсаций, необходимых для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.
Исходя из системного толкования преамбулы указанного закона, части 2 ст. 146, статей 148, 315 и всей главы 50 ТК РФ, устанавливающих повышенную оплату труда за работу в особых климатических условиях, положений части 3 ст. 37 Конституции РФ, предусматривающей право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, выводы суда кассационной инстанции о том, что выплата районного коэффициента и процентной надбавки связана только с местностью, где находится организация, а не с местностью, где лицо выполняет трудовые обязанности, являются неправильными, не соответствующими указанным положениям закона.
При таких обстоятельствах определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 12 июля 2010 г. не может быть признано законным и подлежит отмене. Ранее состоявшееся по делу решение суда первой инстанции подлежит оставлению в силе как вынесенное с правильным толкованием и применением норм материального права*(2).
В разъяснении Минтруда России от 11 сентября 1995 г. N 49 процентные надбавки начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно.
В Инструкции "О порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", утв. приказом Министерства труда РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 2 (в ред. приказа Минтруда России от 11 июля 1991 г. N 77 и с изм. от 23 декабря 2004 г.) предусмотрено, что размер процентной надбавки устанавливается в зависимости от группы местности и непрерывного стажа работы.
Молодежи (лицам в возрасте до 30 лет) процентная надбавка к заработной плате выплачивается в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если эти лица прожили в указанных районах и местностях не менее пяти лет (по состоянию на 31 декабря 2004 г.). Лицам в возрасте до 30 лет, вступившим в трудовые отношения после 31 декабря 2004 г. и прожившим в указанных районах и местностях не менее одного года, процентная надбавка к заработной плате выплачивается в соответствии с подпунктом "е" п. 1 постановления Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 г. N 458 "Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера".
Предельный размер заработной платы, к которому должны применяться процентные надбавки к заработной плате в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, законодательством не установлен, поэтому их начисление осуществляется на всю сумму фактического заработка независимо от ее величины.
Выплата процентных надбавок к заработной плате учитывается во всех случаях исчисления средней заработной платы работникам.
Трудовой стаж, дающий право на получение процентных надбавок к месячной заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера, где установлены районные коэффициенты и процентная надбавка к заработной плате, суммируется независимо от сроков перерыва в работе и мотивов прекращения трудового договора.
Б. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, противоречащей нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. В заявлении указано, что на основании подпункта "а" п. 27 Инструкции работодатель отказывается выплачивать Б. надбавку к заработной плате за стаж работы в особых климатических условиях, в результате чего нарушается его право на оплату труда без какой-либо дискриминации.
Отказ в выплате заявителю процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в особых климатических условиях основан на неправильном толковании и применении работодателем норм трудового законодательства.
Суд приходит к выводу, что оспариваемый пункт Инструкции не соответствует нормам статей 315-317 ТК РФ, из анализа которых следует, что процентная надбавка к заработной плате является составной частью оплаты труда и по своему характеру относится не к стимулирующим выплатам за достижение определенных результатов работы, а к гарантиям и компенсациям, предоставляемым за работу в особых климатических условиях.
Право на указанную надбавку поставлено в зависимость непосредственно от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом ни ТК РФ, ни Закон N 4520-1 не связывают предоставление гарантий и компенсаций с причинами расторжения трудового договора, не предусматривают основания, по которым может быть прекращено или ограничено возникшее у работника право на процентную надбавку к заработной плате в соответствии со стажем его работы в особых климатических условиях.
Инструкция в оспариваемой части подменяет закрепленное в законе понятие "стаж работы" на "непрерывный стаж работы", что ограничивает право работника на вознаграждение за труд, снижает установленный на основании закона размер оплаты труда на величину имевшейся у работника процентной надбавки, исключая возможность учета стажа работы в особых климатических условиях за период, предшествующий расторжению трудового договора с работником в связи со вступлением в законную силу приговора суда, которым работник был осужден к наказанию, исключающему продолжение прежней работы.
Таким образом, фактически работник привлекается к не предусмотренной законом ответственности в виде лишения его права на процентную надбавку к заработной плате за стаж работы в особых климатических условиях, что не соответствует статье 132 ТК РФ, запрещающей какую-либо дискриминацию при установлении и изменении размеров заработной платы и других условий оплаты труда.
Согласно частям 2 и 3 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Решение суда о признании нормативного правового акта или его части не действующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 ГПК РФ, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном не действующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание.
Учитывая, что вступившим в законную силу решением Верховного Суда РФ от 30 июня 2005 г. N ГКПИ05-727 был признан не действующим с 23 декабря 2004 г. подпункт "а" п. 2 разъяснения Министерства труда РФ от 16 мая 1994 г. N 7 "О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненным к ним местностях, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия", содержавший предписание, фактически аналогичное оспариваемому по настоящему делу, с этого же времени подлежит признанию не действующим и подпункт "а" п. 27 Инструкции*(3).
Согласно пункту 2 разъяснения Минтруда России N 7 трудовой стаж, дающий право на получение процентных надбавок к заработной плате работникам предприятий, расположенных в указанных районах и местностях, суммируется независимо от сроков перерыва в работе и мотивов прекращения трудовых отношений.
Согласно пункту 3 этого разъяснения Минтруда России при переходе работника, имеющего необходимый для получения процентной надбавки стаж работы, на работу на предприятие, расположенное в другом районе или местности (из числа указанных в пункте 1 настоящего разъяснения), перерасчет процентной надбавки к заработной плате производится пропорционально времени, проработанному в соответствующих районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия в порядке, установленном по новому месту работы с соблюдением следующих правил:
- в случае перехода работника с предприятия, расположенного в районе Крайнего Севера, на предприятие, расположенное в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, размер процентных надбавок устанавливается из расчета одной 10%-ной надбавки за каждые 12 месяцев, проработанные в районах Крайнего Севера;
- в случае перехода работника с предприятия, расположенного в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, на предприятие, расположенное в районе Крайнего Севера, сумма надбавок (в процентном исчислении), начисленных за полные годы работы, сохраняется в прежнем размере, а за проработанные сверх этого месяцы начисляется дополнительная процентная надбавка пропорционально количеству месяцев;
- в случае перехода работника с предприятия, расположенного в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, на предприятие, расположенное в районе Крайнего Севера, ранее перешедшего на работу в эту местность из районов Крайнего Севера, общий размер подлежащих выплате процентных надбавок к заработной плате (в процентном исчислении) должен определяться путем суммирования процентных надбавок, заработанных им на каждом из этих предприятий. При этом общий размер процентных надбавок к заработной плате не должен превышать установленный предел.
В таком же порядке определяется размер процентной надбавки для работника, переходящего с предприятия, расположенного в Чукотском автономном округе, Северо-Эвенском районе Магаданской области, Корякском автономном округе, Алеутском районе Камчатской области (ныне края), а также на островах Северного Ледовитого океана и его морей (за исключением островов Белого моря), на работу на предприятие, расположенное в других районах Крайнего Севера или в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и обратно;
- при переходе работника, имеющего необходимый для получения процентной надбавки стаж работы, с предприятий, расположенных в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия, на предприятие, расположенное в районе Крайнего Севера или местности, приравненной к районам Крайнего Севера, за ним сохраняется выслуженная процентная надбавка.
Следующая очередная процентная надбавка этому работнику начисляется в общем порядке через шесть месяцев со дня перехода на предприятие, расположенное в районе Крайнего Севера, и через год со дня перехода на предприятие, расположенное в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Если на момент перехода работника на предприятие, расположенное в районе Крайнего Севера или местности, приравненной к районам Крайнего Севера, процентная надбавка заработана им не полностью и ее размер составляет менее 30%, время работы после начисления первой или второй надбавки пересчитывается из расчета год работы в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия за три месяца работы в районах Крайнего Севера и за шесть месяцев работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
При переходе работника, имеющего необходимый для получения надбавки стаж работы, с предприятия, расположенного в районе Крайнего Севера или местности, приравненной к районам Крайнего Севера, на предприятие, расположенное в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия, а затем обратно в районы Крайнего Севера или местности, приравненные к районам Крайнего Севера, ему выплачивается надбавка, выслуженная в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (в ред. постановления Минтруда России от 17 июня 2003 г. N 35).
В соответствии с пунктом 4 разъяснения Минтруда России N 7 при отнесении в установленном порядке отдельных территорий к районам Крайнего Севера или местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, исчисление трудового стажа для получения очередной выслуженной процентной надбавки, работающим и проживающим на этих территориях производится со дня отнесения указанных территорий к районам Крайнего Севера или местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Исключение составляют работники, занятые на предприятиях, расположенных в указанных местностях, и имеющие ранее выслуженные надбавки за годы работы в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. В этих случаях с момента отнесения местности к районам Крайнего Севера или местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, таким работникам восстанавливаются ранее выслуженные надбавки.
Указанные в пункте 2 разъяснения Минтруда России N 7 нормы не соответствуют положениям ТК РФ. Из анализа статей 316 и 317 ТК РФ следует, что процентная надбавка к заработной плате является составной частью оплаты труда и по своему характеру относится не к стимулирующим выплатам (премии и т.д.) за достижение определенных результатов работы, а к выплатам за работу в особых климатических условиях. Право на указанную надбавку поставлено в зависимость непосредственно от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В связи с этим начиная с 23 декабря 2004 г. признано не действующим и не подлежащим применению положение, устанавливающее исключение из трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате периодов работы, если увольнение произошло за виновные действия*(4).
Библиография
Агафонова Г.А., Гусов К.Н., Егорова О.А., Федин В.В. Судебная практика по трудовым спорам. - М., 2010.
Карсетская Е., Михайлов И., Мошкович М. Гарантии и компенсации // Экономико-правовой бюллетень. 2009. N 9.
Кучма М.И. Гарантии и компенсации работникам. - М., 2005.
Петров А.Я. Гарантии и компенсации: актуальные вопросы трудового права. - М., 2014.
Симонов В.И. Реализация права на гарантии и компенсации. Трудоправовой аспект. - М., 2013.
А.Я. Петров,
Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики",
доктор юридических наук, профессор
"Законодательство и экономика", N 9, сентябрь 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 июня 2011 г. N 3-В11-16 о структуре МРОТ без учета районного коэффициента и "северной надбавки" // Верховный Суд Российской Федерации: [офиц. сайт]. URL: http://www.vsrf.ru.
*(2) Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 6 мая 2011 г. N 78-В11-16 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012. N 2. С. 27-31.
*(3) Решение Верховного Суда РФ от 12 апреля 2012 г. N АКПИ12-357 // Верховный Суд Российской Федерации: [офиц. сайт]. URL: http://www.vsrf.ru.
*(4) Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 декабря 2004 г. N КАС04-596 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 8. С. 8-10.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
О гарантиях и компенсациях лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
Автор
А.В. Петров - национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", доктор юридических наук, профессор
"Законодательство и экономика", 2014, N 9