Энциклопедия судебной практики
Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска
(Ст. 115 ТК)
1. Общая продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска
1.1. Продолжительность отпусков устанавливается в календарных днях
Решение Верховного Суда РФ от 25 мая 2006 г. N ГКПИ06-366
По общему правилу продолжительность отпусков устанавливается в календарных днях (статья 115 ТК РФ).
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13 июля 2005 г. N 58-Г05-15
Вывод суда об эквивалентности 21, 14 и 7 рабочих дней дополнительного оплачиваемого отпуска, установленного законом края, и 24, 16 и 8 календарным дням, установленным законом Российской Федерации, противоречит нормам ст. 120 Трудового кодекса Российской Федерации, которыми установлено, что продолжительность ежегодного отпуска как основного, так и дополнительного, исчисляется в календарных, а не в рабочих днях.
1.2. Законом не предусмотрена возможность предоставления отпуска пропорционально отработанному времени
Согласно ст.ст. 115, 116 ТК РФ работнику предоставляется ежегодный основной и дополнительный оплачиваемые отпуска за рабочий год, которые работник должен отработать.
Исходя из норм ТК РФ, законодатель возлагает на работодателя обязанность предоставлять работнику полный отпуск с оплатой в течение рабочего года, и возможность предоставления данного отпуска пропорционально отработанному работником времени и с частичной оплатой законом не предусмотрена.
В силу статей 115, 116 Трудового кодекса Российской Федерации ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется за рабочий год, который работник должен отработать. При этом законодательство возлагает на работодателя обязанность предоставлять работнику полный отпуск с оплатой в течение рабочего года и не предусматривает возможность предоставления данного отпуска пропорционально отработанному работником времени и с частичной оплатой.
В силу статей 115, 116 Трудового кодекса Российской Федерации ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется за рабочий год, который наемный работник должен отработать. При этом законодательство возлагает на работодателя обязанность предоставлять работнику полный отпуск с оплатой в течение рабочего года и не предусматривает возможность предоставления данного отпуска пропорционально отработанному работником времени и с частичной оплатой.
В силу статей 115, 116 Трудового кодекса РФ ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется за рабочий год, который работник должен отработать. При этом законодательство возлагает на работодателя обязанность предоставлять работнику полный отпуск с оплатой в течение рабочего года и не предусматривает возможность предоставления данного отпуска пропорционально отработанному работником времени и с частичной оплатой.
В силу ст.ст. 115, 116 ТК РФ ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется за рабочий год, который работник должен отработать. При этом законодательство возлагает на работодателя обязанность предоставлять работнику полный отпуск с оплатой в течение рабочего года и не предусматривает возможность предоставления данного отпуска пропорционально отработанному работником времени и с частичной оплатой.
1.3. Продолжительность отпуска может изменяться по соглашению сторон или по инициативе работодателя в определенных случаях изменения условий труда
Трудовым договором истцу продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска установлена в 56 календарных дней. Следовательно, обязательное условие трудового договора - продолжительность времени отдыха (основного отпуска), работодатель мог изменить либо по соглашению с работником, в случае его перевода на иную должность, либо по своей инициативе в случае изменения организационных или технологических условий труда, если прежние условия трудового договора не могут быть сохранены.
1.4. Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска определяется по соглашению между работником и работодателем
Кассационное определение СК по гражданским делам Камчатского краевого суда от 22 сентября 2011 г.
Согласно ст.ст. 305, 307, 115 ТК РФ режим работы, порядок предоставления выходных дней и ежегодных оплачиваемых отпусков определяются по соглашению между работником и работодателем - физическим лицом, при этом продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска не может быть меньше 28 календарных дней.
1.5. Установление продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска менее чем предусмотрено законом недопустимо
Апелляционное определение Московского городского суда от 16 января 2015 г. N 33-626/15
В ст. 115 Трудового кодекса РФ закреплено, что ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней.
Из материалов дела следует, что истцам предоставлялось время отдыха на основании заявок на предоставление отпуска (дней отдыха), зафиксированных в соответствующем журнале учета, что подтверждается их подписями.
Количество предоставляемого отпуска в год не было меньше гарантированного положениями Трудового кодекса РФ.
1.6. Допустимо установление ежегодного оплачиваемого отпуска в большем размере, чем предусмотрено законом
Установленная истцу трудовым договором продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска в размере 50 дней не противоречит действующему законодательству в сфере труда и волеизъявлению сторон трудовых отношений при заключении указанного трудового договора.
1.7. Ежегодный отпуск предоставляется за отработанный рабочий год
Апелляционное определение Московского городского суда от 16 октября 2014 г. N 33-35090/14
Из буквального толкования ст.ст. 114, 115 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что ежегодный отпуск предоставляется за отработанный рабочий год.
1.8. В силу норм ст.ст. 115, 286 ТК РФ на работодателе лежит бремя доказывания факта неиспользования работником отпуска в период работы у него
Анализ приведенных норм материального права [ст.ст. 115, 140, 127, 286, 287 ТК РФ] в их системной взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что на лиц, работающих по совместительству, за исключением работников, совмещающих работу с получением образования, а также лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, гарантия в виде выплаты компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении распространяется на общих основаниях.
Отказывая в удовлетворении иска в указанной части, суд сослался на недоказанность истцом факта неиспользования ею отпуска в период работы в ООО .
Однако в данном случае исходя из положений ст.ст. 115, 286 ТК РФ бремя доказывания этого обстоятельства лежит на ответчике, обязанном в установленном законом порядке издавать приказы о предоставлении своим работникам, в том числе работающим по совместительству, отпусков.
1.9. Дополнительный оплачиваемый отпуск является временем отдыха работника, при котором за ним сохраняется место работы и заработная плата, независимо от того, указано это условие в трудовом или коллективном договоре
Руководствуясь ст. 106, 107, 115, 116 ТК РФ, с учетом положений п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ апелляционный суд обоснованно заключил, что дополнительный оплачиваемый отпуск, в том числе установленный работодателем, является временем отдыха работника, в течение которого он фактически работу не выполняет, но за ним сохраняется место работы и заработная плата, независимо от того, указано это условие в трудовом или коллективном договоре.
2. Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска для отдельных категорий работников
2.1. Ежегодный оплачиваемый отпуск для государственных служащих не может быть менее 30 дней
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 февраля 2003 г.
Государственные служащие имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, последний по своей продолжительности не может быть менее 30 календарных дней.
2.2. Прокурорам и следователям предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск более 28 дней в зависимости от условий службы
Прокурорам и следователям предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней без учета времени следования к месту отдыха и обратно с оплатой стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации.
Прокурорам и следователям, работающим в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями (не относящимся к районам Крайнего Севера и приравненным к таким районам местностям), ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется продолжительностью не менее 45 календарных дней.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено предоставление прокурорам и следователям, работающим в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями, ежегодных оплачиваемых отпусков продолжительностью 45 календарных дней.
2.3. Педагогические работники имеют право на удлиненный ежегодный основной отпуск более 28 дней (56 календарных дней)
Апелляционное определение Московского городского суда от 18 сентя
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.