Энциклопедия судебной практики
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах
(Ст. 1 НК)
1. Акты федеральных министерств и ведомств не относятся к актам законодательства о налогах и сборах
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 апреля 2007 г. N 3639/07
Ссылка заявителя на письма Министерства финансов Российской Федерации не может быть принята во внимание, поскольку данные письма не относятся к законодательству о налогах и сборах Российской Федерации.
Ссылка Общества на письма Министерства финансов Российской Федерации кассационной инстанцией отклоняется, поскольку указанные письма являются ведомственными актами, носят информационно-разъяснительный характер и в силу статьи 1 НК РФ не являются нормативными правовыми актами о налогах и сборах, обязательными к применению налогоплательщиками (налоговыми агентами).
Ссылка общества на позицию, изложенную в совместном письме Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы от 23.09.2011 N ЕД-4-3/15678@, также признана судами несостоятельной, поскольку письма Минфина России не являются нормативными правовыми актами, не носят обязательного характера, не относятся к законодательству о налогах и сборах и не могут дополнять или отменять налоговое законодательство.
Ссылки на разъяснения Минфина России основаниями для отмены решения суда не являются, поскольку в соответствии со ст. 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указанные документы не являются нормативными правовыми актами и не носят обязательного характера, не относятся к законодательству о налогах и сборах и не могут дополнять или отменять налоговое законодательство.
Ссылки суда на позицию, изложенную в письме Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы от 12 ноября 2014 года N БС-4-11/23354@, являются несостоятельными, поскольку письма Минфина РФ не являются нормативными правовыми актами, не носят обязательного характера, не относятся к законодательству о налогах и сборах и не могут дополнять или отменять налоговое законодательство.
Ссылка налогового органа на позицию, изложенную в совместном Письме Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы от 12.11.2014 N БС-4-11/23354@, опубликованном на сайте ФНС России (www.nalog.ru) в разделе "разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами", является несостоятельной, поскольку письма Минфина РФ не являются нормативными правовыми актами, не носят обязательного характера, не относятся к законодательству о налогах и сборах и не могут дополнять или отменять налоговое законодательство.
Судом обоснованно отклонены ссылки ответчика на позицию, изложенную в совместных Письмах Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы от 12.08.2014 N 03-04-05/40052, от 12.11.2014 N БС-4-11/23354@, опубликованных на сайте ФНС России (www.nalog.ru) в разделе "разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами", поскольку указанные письма не являются нормативными правовыми актами, не носят обязательного характера, не относятся к законодательству о налогах и сборах и не могут дополнять или отменять налоговое законодательство.
Позиция налогового органа, основанная на письмах Министерства финансов РФ и Федеральной налоговой службы, не может быть принята судом во внимание, поскольку не содержит ссылок на действующее законодательство. Указанные письма не являются нормативными правовыми актами, не носят обязательного характера, не относятся к законодательству о налогах и сборах и не могут дополнять или отменять налоговое законодательство.
Ссылка апеллянта на письмо Федеральной налоговой службы от 16.11.2005 г. N 04-1-03/877 не может служить основанием к отмене судебного постановления, поскольку данный документ не носит нормативный характер, является разъяснением по конкретному запросу, кроме того, в силу статьи 1 НК Российской Федерации письма Федеральной налоговой службы РФ не относятся к законодательству о налогах и сборах.
2. Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ не относятся к актам законодательства о налогах и сборах
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 03.11.2005 N А82-8102/2004-37
Указ Президента Российской Федерации и постановление Правительства Российской Федерации не являются законодательными актами, которые могут устанавливать, изменять и отменять федеральные налоги и сборы.
3. Разъяснения ФГУ не могут быть признаны актами законодательства о налогах и сбора
Ссылка представителя общества в заседании суда кассационной инстанции на разъяснения ФГУ не может быть принята во внимание, поскольку данное разъяснение не относится к актам законодательства о налогах и сборах и, согласно требованиям ст. 1 НК РФ, не может применяться для регулирования налоговых правоотношений.
4. Приказы правоохранительных органов не относятся к актам законодательства о налогах и сборах
Постановление ФАС Московского округа от 02.07.2004 N КА-А41/5350-04
Ссылка Инспекции на приказы правоохранительных органов не может служить основанием для продления сроков, установленных в НК РФ, для возмещения НДС, поскольку данные приказы в силу статьи 1 НК РФ к актам законодательства о налогах и сборах не относятся.
5. Нормы БК РФ не могут возлагать на налогоплательщика обязанностей по уплате налога
Постановление ФАС Московского округа от 01.04.2004 N КА-А40/2253-04 по делу N А40-36042/03-111-420
Нормы Бюджетного кодекса РФ не могут возлагать на налогоплательщиков (налоговых агентов) обязанностей по уплате налога, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 1 Налогового кодекса РФ, не являются нормами законодательства РФ о налогах и сборах.
6. Закон о регулировании торговой деятельности может применяться к налоговым отношениям только в том случае, если его применение соответствует нормам налогового закона и не нарушает основные начала законодательства о налогах и сборах
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 22 июня 2016 г. N 308-КГ15-19017
Поскольку Закон о регулировании торговой деятельности принят не в соответствии с Налоговым кодексом (пункт 1 статьи 1 Налогового кодекса), имеет иные цели правового регулирования, он может применяться к налоговым отношениям только в том случае, если его применение соответствует нормам налогового закона и не нарушает основные начала законодательства о налогах и сборах. В данном случае применение судами норм Закона о торговой деятельности привело к нарушению таких основных начал законодательства о налогах и сборах как экономическая обоснованность налога и принципа обязательного наличия всех элементов налогообложения (статья 3 Налогового кодекса), поскольку ввиду применения скидки в отношении соответствующей суммы отсутствовал объект налогообложения и уменьшилась налогооблагаемая база.
7. Местные налоги не подлежат регулированию законами субъектов РФ
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 2 марта 2005 г. N 76-Г05-1
В соответствии со ст. ст. 1, 12 Налогового кодекса РФ налоговое законодательство находится в ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, при этом местными являются налоги, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и нормативными актами органов местного самоуправления.
Таким образом, местные налоги не подлежат регулированию законами субъектов РФ.
8. При изменении какого-либо акта законодательства о налогах и сборах налогоплательщику направляются уточненные требования
На основании ст. 1 Налогового кодекса уточненные требования направляются налогоплательщику лишь при изменении какого-либо акта законодательства о налогах и сборах.
Уточненные требования направляются налогоплательщику лишь при изменении какого-либо акта законодательства о налогах и сборах (статья 1 НК РФ).
Определение Московского городского суда от 19 октября 2016 г. N 4га-11662/16
Уточненные требования направляются налогоплательщику лишь при изменении какого-либо акта законодательства о налогах и сборах (ст. 1 НК РФ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам
Материал приводится по состоянию на 1 апреля 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской.