Энциклопедия судебной практики
Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
(Ст. 2 Закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования")
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" признан утратившим силу с 1 января 2017 г.
1. В целях уплаты страховых взносов индивидуальными предпринимателями признаются главы крестьянских (фермерских) хозяйств вне зависимости от их организационно-правовой формы
Постановление Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 N 104/13 по делу N А63-1885/2012
Согласно статье 2 Закона N 212-ФЗ индивидуальными предпринимателями признаются в том числе и главы крестьянских (фермерских) хозяйств. При этом каких-либо ограничений по организационно-правовой форме крестьянских (фермерских) хозяйств Закон N 212-ФЗ не содержит.
Определение ВАС РФ от 18.03.2013 N ВАС-104/13 по делу N А63-1885/2012
Согласно статье 2 Закона N 212-ФЗ, индивидуальными предпринимателями признаются, в том числе и главы крестьянских (фермерских) хозяйств. При этом каких-либо ограничений по организационно-правовой форме крестьянских (фермерских) хозяйств Закон N 212-ФЗ не содержит.
Следовательно, независимо от того в какой форме зарегистрировано крестьянское (фермерское) хозяйство: как юридическое лицо либо без образования юридического лица глава крестьянского (фермерского) хозяйства признается плательщиком страховых взносов в порядке и размере, определенном законом N 212-ФЗ для индивидуальных предпринимателей.
Определение Верховного Суда РФ от 26 июня 2015 г. N 309-КГ15-6745
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный апелляционный суд, поддержанный кассационной инстанцией, исходил из того, Федеральный закон N 212-ФЗ не содержит каких-либо ограничений относительно организационно-правовой формы крестьянского (фермерского) хозяйства.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (в редакции, действовавшей в спорный период, далее - Закон N 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Индивидуальными предпринимателями признаются, в том числе и главы крестьянских (фермерских) хозяйств (статья 2 Закона N 212-ФЗ).
При этом каких-либо ограничений по организационно-правовой форме крестьянских (фермерских) хозяйств Закон N 212-ФЗ не содержит.
В соответствии со статьей 2 Закона N 212-ФЗ индивидуальными предпринимателями признаются в том числе и главы крестьянских (фермерских) хозяйств.
При этом каких-либо ограничений по организационно-правовой форме крестьянских (фермерских) хозяйств Закон N 212-ФЗ не содержит.
Суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела с учетом правильного применения положений Закона N 212-ФЗ сделали обоснованный вывод о том, что названный Закон не содержит каких-либо ограничений по субъектному составу плательщиков обязательных страховых платежей взносов относительно применяемой крестьянским (фермерским) хозяйством организационно-правовой формы.
На основании ст. 2 Закона N 212-ФЗ о страховых взносах индивидуальными предпринимателями являются в том числе главы крестьянских (фермерских) хозяйств.
Апелляционный суд с учетом правильного применения положений Закона N 212-ФЗ о страховых взносах указал, что названный Закон не содержит каких-либо ограничений относительно организационно-правовой формы крестьянского (фермерского) хозяйства.
Определение Липецкого областного суда от 09.04.2014 по делу N 33-911/2014
Согласно статье 2 Закона N 212-ФЗ индивидуальными предпринимателями признаются в том числе и главы крестьянских (фермерских) хозяйств. При этом каких-либо ограничений по организационно-правовой форме крестьянских (фермерских) хозяйств Закон N 212-ФЗ не содержит.
Следовательно, независимо от того, в какой форме зарегистрировано крестьянское (фермерское) хозяйство: как юридическое лицо либо без образования юридического лица глава крестьянского (фермерского) хозяйства признается плательщиком страховых взносов в порядке и размере, определенном Законом N 212-ФЗ для индивидуальных предпринимателей.
Согласно статье 2 Закона индивидуальными предпринимателями признаются в том числе и главы крестьянских (фермерских) хозяйств. При этом каких-либо ограничений по организационно-правовой форме крестьянских (фермерских) хозяйств закон не содержит.
Следовательно, независимо от того, в какой форме зарегистрировано крестьянское (фермерское) хозяйство, глава крестьянского (фермерского) хозяйства признается плательщиком страховых взносов в порядке и размере, определенном Законом N 212-ФЗ для индивидуальных предпринимателей.
2. Планируемые платежи будущих периодов не являются недоимкой по страховым взносам
Постановление ФАС Московского округа от 01.08.2013 по делу N А41-52139/12
В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Закона недоимка - эта сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный срок.
Как правильно указано судебными инстанциями, поскольку задолженность по уплате страховых взносов в указанной заявителем в поданном в пенсионный фонд заявлении отсутствует, планируемые платежи будущих периодов не являются задолженностью (недоимкой), в связи с чем заявление об отсрочке не может быть удовлетворено.
3. Филиал предприятия не является страхователем
Согласно статье 5 Федерального закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым в том числе относятся организации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 212-ФЗ под организацией понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.
Структурные подразделения, филиалы в числе страхователей не указаны.
4. Любой банковский счет, на который зачисляются и с которого расходуются денежные средства, подпадает под понятие счета в целях уплаты страховых взносов
Постановление ФАС Поволжского округа от 30.01.2014 по делу N А57-4458/2013
Любой банковский счет будь то текущий (расчетный) или специальный, открытый налогоплательщику (плательщику страховых взносов) по договору банковского счета, на который зачисляются и с которого расходуются денежные средства, подпадает под понятие счета в целях Закона N 212.
5. Транзитный валютный счет не подпадает под понятие и признаки счета, приведенные в п. 6 ст. 2 ФЗ N 212-ФЗ
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.08.2011 по делу N А56-67224/2010
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление Банка, придя к выводу, что транзитный валютный счет не подпадает под понятие и признаки счета, приведенные в пункте 6 статьи 2 Закона N 212-ФЗ, а потому у ООО отсутствовала обязанность сообщать Управлению Пенсионного фонда о его открытии.
6. Специальный избирательный счет не обладает признаками счета, приведенными в п. 6 ст. 2 ФЗ N 212-ФЗ
Постановление ФАС Уральского округа от 29.01.2014 N Ф09-14740/13 по делу N А50-9349/2013
Судами правильно учтено, что понятие счета, используемое в Федеральном законе от 24.07.2009 N 212-ФЗ, подразумевает наличие договора банковского счета, на основании которого открыт счет в банке, а также возможность зачисления на счет денежных средств и свободного расходования денежных средств со счета на любые цели.
Судами сделан обоснованный вывод о том, что специальный избирательный счет не обладает признаками счета в понимании Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, поскольку имеет особый правовой статус, целью его открытия является формирование избирательного фонда избирательного объединения, денежные средства, находящиеся на нем, имеют строго целевое назначение, установленное Федеральным законом N 67-ФЗ, плата за услуги банка по открытию специального избирательного счета и проведению операций по нему не взимается, в связи с чем суды сделали правильный вывод, что специальный избирательный счет имеет целевое назначение и открывается в обязательном порядке независимо от волеизъявления избирательного объединения.
7. Двойное обложение страховыми взносами в виде фиксированного платежа одновременно крестьянского хозяйства (как юридического лица) и его главы недопустимо
Определение Конституционного Суда РФ от 24 июня 2014 г. N 1551-О
В силу оспариваемого заявителем положения Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в качестве индивидуальных предпринимателей для целей данного Федерального закона названы также главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Они уплачивают страховые взносы в фиксированном размере за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства (часть 2 статьи 14). При этом каких-либо ограничений, связанных с организационно-правовой формой данных хозяйств, данный Федеральный закон не содержит. Таким образом, независимо от того, в какой форме зарегистрировано крестьянское (фермерское) хозяйство - как юридическое лицо либо без образования юридического лица, его глава признается плательщиком страховых взносов в порядке и размере, определенном для индивидуальных предпринимателей. При этом из положений данного Федерального закона не следует возможность двойного обложения страховыми взносами в виде фиксированного платежа - одновременно крестьянского хозяйства (как юридического лица) и его главы.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 мая 2013 г. N 104/13
Исходя из особого правового статуса крестьянского хозяйства, которое может осуществлять свою деятельность как в форме юридического лица, так и без образования юридического лица, и учитывая необходимость соблюдения принципа равенства обложения страховыми взносами глав и членов крестьянских хозяйств независимо от того, в какой форме действует крестьянское хозяйство, вопрос о том, кто может являться объектом проверки со стороны Пенсионного фонда: само крестьянское хозяйство или его глава, правового значения не имеет, поскольку двойного обложения страховыми взносами в виде фиксированного платежа одновременно крестьянского хозяйства и его главы не происходит.
Индивидуальными предпринимателями признаются, в том числе и главы крестьянских (фермерских) хозяйств (статья 2 Закона N 212-ФЗ).
При этом каких-либо ограничений по организационно-правовой форме крестьянских (фермерских) хозяйств Закон N 212-ФЗ не содержит.
Следовательно, независимо от того, в какой форме зарегистрировано крестьянское (фермерское) хозяйство, глава крестьянского (фермерского) хозяйства признается плательщиком страховых взносов в порядке и размере, определенном Законом N 212-ФЗ для индивидуальных предпринимателей. При этом из положений данного Федерального закона не следует возможность двойного обложения страховыми взносами в виде фиксированного платежа - одновременно крестьянского хозяйства (как юридического лица) и его главы (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24.06.2014 N 1551-О).
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении 14.05.2013 N 104/13 указал, что исходя из особого правового статуса крестьянского хозяйства, которое может осуществлять свою деятельность как в форме юридического лица, так и без образования юридического лица, и учитывая необходимость соблюдения принципа равенства обложения страховыми взносами глав и членов крестьянских хозяйств независимо от того, в какой форме действует крестьянское хозяйство, вопрос о том, кто может являться объектом проверки со стороны Пенсионного фонда: само крестьянское хозяйство или его глава, правового значения не имеет, поскольку двойного обложения страховыми взносами в виде фиксированного платежа одновременно крестьянского хозяйства и его главы не происходит.
8. Расходы, понесенные страхователем в счет начисленных страховых взносов по социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и не принятые к зачету, признаются недоимкой
Судами установлено, что расходы, понесенные заявителем в счет начисленных страховых взносов по социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и непринятые к зачету, являются в соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона N 212-ФЗ неуплаченными страховыми взносами (недоимкой) по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В данном случае страхователь обязан вернуть сумму непринятых к зачету расходов на счет Фонда социального страхования Российской Федерации, то есть уплатить страховые взносы в сумме непринятых расходов.
9. Трёхлетний срок исковой давности при определении предельного срока взыскания страховых взносов и пеней и в отношении гражданина, и в отношении индивидуального предпринимателя органом контроля применению не подлежит
Пунктом 16 ст. 2 Закона N 212-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации о страховых взносах - настоящий Федеральный закон и принимаемые в соответствии с ним нормативные правовые акты Российской Федерации.
Законодательством не предусмотрена возможность применения ст. 196 ГК РФ при определении предельного срока взыскания органом контроля (за исчислением и уплатой страховых взносов) страховых взносов и пеней.
Таким образом, трёхлетний срок исковой давности (ст. 196 ГК РФ) при определении предельного срока взыскания страховых взносов и пеней и в отношении гражданина, и в отношении индивидуального предпринимателя органом контроля (за исчислением и уплатой страховых взносов) не применяется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Закон о страховых взносах во внебюджетные фонды" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 января 2017 г.
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Закон о страховых взносах во внебюджетные фонды" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также С. Кошелевым, О. Являнской.