Энциклопедия судебной практики
Полномочия органов внутренних дел, следственных органов
(Ст. 36 НК)
1. Участие органов внутренних дел в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках
1.1. В состав проверяющих может быть включен сотрудник правоохранительных органов, ранее проводивший оперативно-розыскные мероприятия
Определение Высшего арбитражного суда РФ от 29.07.2010 N ВАС-9906/10 по делу N А76-9287/2009-51-147
Позиция заявителя о недопустимости участия в качестве специалиста в выездной проверке лица, ранее проводившего оперативно-розыскные мероприятия в отношении общества, необоснованна, поскольку НК РФ, а также нормативные правовые акты, на которые ссылается заявитель, не содержат норм, которые исключали бы такую возможность.
1.2. На основании решения налогового органа для проведения проверки может быть привлечен сотрудник МВД
Арбитражным судом установлено, что решением заместителя руководителя инспекции для проведения проверки был привлечен сотрудник Министерства внутренних дел.
Таким образом, данный сотрудник правомерно является лицом, которое вправе проводить мероприятия налогового контроля и получать все необходимые доказательства.
1.3. Привлечение сотрудников органов внутренних дел осуществляется на основании мотивированного запроса налогового органа, а их полномочия на участие в проверке подтверждаются решениями налогового органа
Судебные инстанции правомерно посчитали, что в данном случае для правильного разрешения спора имеет существенное значение то, что сотрудники органов внутренних дел выделены управлением для проведения выездной проверки общества на основании мотивированного запроса налогового органа, а их полномочия на участие в проверке, подтвержденные решениями инспекции.
1.4. Участие сотрудников органов внутренних дел в выездной налоговой проверке носит вспомогательный характер
Статьей 36 НК РФ установлено, что по запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.
При этом при проведении выездной налоговой проверки сотрудники органов внутренних дел вправе самостоятельно выбирать предусмотренные законодательством средства и методы проведения контрольных и иных мероприятий в рамках своей компетенции, в том числе предусмотренные Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности". Совместным приказом МВД России и ФНС России от 30.06.2009 N 495/ММ-7-2-347 "Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению, пресечению налоговых правонарушений и преступлений", зарегистрированным в Минюсте России 01.09.2009 N 14675, утверждена Инструкция о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок. Непосредственно выездные налоговые проверки проводятся должностными лицами налоговых органов с участием сотрудников внутренних дел.
Результаты совместной проверки оформляются в соответствии со статьей 100 НК РФ, согласно которой уполномоченные должностные лица в течение двух месяцев со дня составления справки о проведении выездной налоговой проверки составляют акт по установленной форме. С учетом положений совместного приказа от 30.06.2009 N 495/ММ-7-2-347 акт выездной налоговой проверки при участии сотрудников органов внутренних дел должен быть подписан должностными лицами налогового органа и сотрудниками органа внутренних дел. Из имеющегося в материалах дела акта выездной налоговой проверки от 16.07.2010 N 12-21/238 следует, что данное требование соблюдено.
Кроме того, при установлении при выездной налоговой проверке нарушений законодательства о налогах и сборах проверяющие обязаны принять необходимые меры по сбору доказательств, в порядке, установленном НК РФ, Законом о налоговых органах Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. К материалам налоговой проверки могут быть приобщены документы, информация, а также иные материалы, представленные органами внутренних дел, которые оцениваются в совокупности с иными доказательствами по делу.
Таким образом, участие сотрудников органов внутренних дел в выездной налоговой проверке не изменяет основания, условия и порядок проведения проверки и носит вспомогательный характер.
1.5. Участие сотрудников органов внутренних дел в выездной налоговой проверке не изменяет оснований, условий и порядка ее проведения
Участие сотрудников органов внутренних дел в выездной налоговой проверке не изменяет основания, условия и порядок проведения проверки.
1.6. При проведении выездной налоговой проверки сотрудники органов внутренних дел имеют право самостоятельно выбирать средства и методы проведения контрольных и иных мероприятий в рамках своей компетенции
При проведении выездной налоговой проверки сотрудники органов внутренних дел вправе самостоятельно выбирать предусмотренные законодательством средства и методы проведения контрольных и иных мероприятий в рамках своей компетенции, в том числе предусмотренные Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".
1.7. Отсутствие в акте проверки подписи сотрудника органов внутренних дел, привлеченного к участию в выездной налоговой проверке, не является основанием для признания незаконным решения налогового органа
Отсутствие в акте проверки подписи старшего лейтенанта полиции, привлеченного к участию в проведении выездной налоговой проверки в порядке статьи 36 НК РФ, на которое ссылается заявитель, не является нарушением положений статей 100, 101 НК РФ и не является основанием для признания незаконным решения ИФНС, принятого по результатам выездной налоговой проверки.
2. Направление органами внутренних дел материалов в налоговые органы
2.1. Результаты оперативно-разыскных мероприятий могут быть признаны доказательствами совершения налоговых правонарушений, если закреплены надлежащим процессуальным путем
Определение Конституционного Суда РФ от 29 сентября 2015 г. N 2255-О (пункт 2)
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, результаты оперативно-разыскных мероприятий являются не доказательствами, а лишь сведениями об источниках тех фактов, которые, будучи полученными с соблюдением требований Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", могут стать доказательствами только после закрепления их надлежащим процессуальным путем, а именно на основе соответствующих норм уголовно-процессуального закона, т.е. так, как это предписывается статьями 49 (часть 1) и 50 (часть 2) Конституции Российской Федерации.
При исследовании и оценке представленной налоговым органом доказательственной базы по налоговым делам судам надлежит исходить из того, что материалы, полученные в результате осуществления оперативно-разыскных мероприятий, могут использоваться налоговыми органами в числе других доказательств при рассмотрении материалов налоговой проверки (п. 4 ст. 101 НК РФ) или при осуществлении производства по делу о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (п. 7 ст. 101.4 НК РФ), если соответствующие мероприятия проведены и материалы оформлены согласно требованиям, установленным Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".
Определение Высшего арбитражного суда РФ от 23.03.2012 N ВАС-2574/12 по делу N А53-3905/2011
Довод предпринимателя об отсутствии документального подтверждения фактов налоговых правонарушений, поскольку решение о привлечении к налоговой ответственности основано на документах, полученных сотрудниками милиции в рамках оперативно-разыскных мероприятий, отклонен судом надзорной инстанции, поскольку использование инспекцией таких данных в целях налогового контроля не противоречит требованиям ст. ст. 36, 82 и 101 НК РФ.
При исследовании и оценке представленной налоговым органом доказательственной базы по налоговым делам судам надлежит исходить из того, что материалы, полученные в результате осуществления оперативно-розыскных мероприятий, могут использоваться налоговыми органами в числе других доказательств при рассмотрении материалов налоговой проверки (пункт 4 статьи 101 Кодекса) или при осуществлении производства по делу о предусмотренных Кодексом налоговых правонарушениях (пункт 7 статьи 101.4), если соответствующие мероприятия проведены и материалы оформлены согласно требованиям, установленным Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"
При исследовании и оценке представленной налоговым органом доказательственной базы по налоговым делам судам надлежит исходить из того, что материалы, полученные в результате осуществления оперативно-розыскных мероприятий, могут использоваться налоговыми органами в числе других доказательств при рассмотрении материалов налоговой проверки (пункт 4 статьи 101 Кодекса) или при осуществлении производства по делу о предусмотренных Кодексом налоговых правонарушениях (пункт 7 статьи 101.4 Кодекса), если соответствующие мероприятия проведены и материалы оформлены согласно требованиям, установленным Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".
При исследовании и оценке представленной налоговым органом доказательственной базы по налоговым делам судам надлежит исходить из того, что материалы, полученные в результате осуществления оперативно-розыскных мероприятий, могут использоваться налоговыми органами в числе других доказательств при рассмотрении материалов налоговой проверки (п. 4 ст. 101 НК РФ) или при осуществлении производства по делу о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (п. 7 ст. 101.4 НК РФ), если соответствующие мероприятия проведены и материалы оформлены согласно требованиям, установленным Федеральным законом N 144-ФЗ.
При исследовании и оценке представленной налоговым органом доказательственной базы по налоговым делам судам надлежит исходить из того, что материалы, полученные в результате осуществления оперативно-розыскных мероприятий, могут использоваться налоговыми органами в числе других доказательств при рассмотрении материалов налоговой проверки, если соответствующие мероприятия проведены и материалы оформлены согласно требованиям, установленным Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".
При исследовании и оценке представленной налоговым органом доказательственной базы по налоговым делам судам надлежит исходить из того, что материалы, полученные в результате осуществления оперативно-розыскных мероприятий, могут использоваться налоговыми органами в числе других доказательств при рассмотрении материалов налоговой проверки (пункт 4 статьи 101 НК РФ), если соответствующие мероприятия проведены и материалы оформлены согласно требованиям, установленным Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".
Результаты оперативно-розыскных мероприятий являются не доказательствами, а лишь сведениями об источниках тех фактов, которые, будучи полученными с соблюдением требований Федерального закона от 12.08.1995 N144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", могут стать доказательствами только после закрепления их надлежащим процессуальным путем, а именно на основе соответствующих норм уголовно-процессуального закона.
Результаты оперативно-розыскных мероприятий являются не доказательствами, а лишь сведениями об источниках тех фактов, которые, будучи полученными с соблюдением требований Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", могут стать доказательствами только после закрепления их надлежащим процессуальным путем, а именно на основе соответствующих норм уголовно-процессуального закона, т.е. так, как это предписывается статьями 49 (часть 1) и 50 (часть 2) Конституции Российской Федерации.
2.2. Законодательство не содержит запрета на использование налоговыми органами материалов, полученных из правоохранительных органов
Определение Высшего арбитражного суда РФ от 30.01.2008 N 492/08 по делу N А11-5379/2006-К2-21/388
Доводу заявления о том, что в основу обжалуемых судебных актов положены материалы, полученные сотрудниками органами внутренних дел вне рамок выездной налоговой проверки, судами дана оценка, указанный довод отклонен со ссылкой на отсутствие в законе ограничений в использовании налоговыми органами при проведении мероприятий налогового контроля и арбитражными судами при разрешении споров письменных доказательств, добытых в результате оперативно-разыскных мероприятий.
Довод общества о том, что полученные от правоохранительных органов в ходе проведения проверки объяснения не являются надлежащими доказательствами по делу, подлежит отклонению.
Документы, исследованные инспекцией при проведении выездной налоговой проверки, получены в том числе сотрудниками органов внутренних дел в соответствии с требованиями законодательства об оперативно-розыскной деятельности. Ограничений в использовании налоговыми органами при проведении мероприятий налогового контроля и арбитражными судами при разрешении споров письменных доказательств, добытых в результате оперативно-розыскных мероприятий, закон не устанавливает.
Статьей 36 НК РФ установлено, что по запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.
При этом при проведении выездной налоговой проверки сотрудники органов внутренних дел вправе самостоятельно выбирать предусмотренные законодательством средства и методы проведения контрольных и иных мероприятий в рамках своей компетенции, в том числе предусмотренные Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности". Совместным приказом МВД России и ФНС России от 30.06.2009 N 495/ММ-7-2-347 "Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению, пресечению налоговых правонарушений и преступлений", зарегистрированным в Минюсте России 01.09.2009 N 14675, утверждена Инструкция о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок. Непосредственно выездные налоговые проверки проводятся должностными лицами налоговых органов с участием сотрудников внутренних дел.
Результаты совместной проверки оформляются в соответствии со статьей 100 НК РФ, согласно которой уполномоченные должностные лица в течение двух месяцев со дня составления справки о проведении выездной налоговой проверки составляют акт по установленной форме. С учетом положений совместного приказа от 30.06.2009 N 495/ММ-7-2-347 акт выездной налоговой проверки при участии сотрудников органов внутренних дел должен быть подписан должностными лицами налогового органа и сотрудниками органа внутренних дел. Из имеющегося в материалах дела акта выездной налоговой проверки от 16.07.2010 N 12-21/238 следует, что данное требование соблюдено.
Кроме того, при установлении при выездной налоговой проверке нарушений законодательства о налогах и сборах проверяющие обязаны принять необходимые меры по сбору доказательств в порядке, установленном НК РФ, Законом о налоговых органах Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. К материалам налоговой проверки могут быть приобщены документы, информация, а также иные материалы, представленные органами внутренних дел, которые оцениваются в совокупности с иными доказательствами по делу.
В силу положений статей 7-9, 64, 65, 89, 200 АПК РФ, статьи 36 НК РФ, Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", Инструкции о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, утвержденной приказом МВД Российской Федерации, МНС Российской Федерации от 30.06.2009 N 495/ММ-7-2-347, налоговый орган вправе представлять суду все имеющиеся у него письменные и иные доказательства, подтверждающие обоснованность принятия оспариваемого решения. В связи с этим отклоняется довод жалобы относительно необоснованного принятия судом апелляционной инстанции доказательств, полученных в результате оперативно-разыскных мероприятий.
2.3. Материалы, полученные от правоохранительных органов, являются допустимым доказательством совершения налогового правонарушения, если только сотрудники указанных органов привлекались к проведению налоговой проверки
Определение Высшего арбитражного суда РФ от 03.11.2010 N ВАС-14796/10 по делу N А44-244/2009
Довод общества о недопустимости принятия в качестве доказательств показаний свидетелей и заключений эксперта, полученных в рамках уголовного дела, был отклонен судами по причине установления факта включения в состав проверяющих должностных лиц органа внутренних дел и их участия наряду с иными проверяющими в выездной налоговой проверке. При указанных обстоятельствах суды пришли к выводу о взаимодействии органа внутренних дел и инспекции с соблюдением положений ст. 36 НК РФ.
2.4. Направление органами внутренних дел материалов в налоговый орган при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, не означает, что последние осуществляют полномочия по расследованию уголовных дел о налоговых преступлениях
Решение Верховного Суда РФ от 26 марта 2008 г. N ГКПИ08-334
Предусмотренное пунктом 2 статьи 36 Налогового кодекса РФ требование о направлении органами внутренних дел материалов в соответствующий налоговый орган при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных настоящим Кодексом к полномочиям налоговых органов, не означает, что налоговые органы осуществляют полномочия по расследованию по уголовным делам о налоговых преступлениях.
2.5. Материалы, полученные работниками органов внутренних дел в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий и переданные налоговым органам, сами по себе не являются основанием для принятия последними решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности
Материалы, полученные работниками органов внутренних дел в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий и переданные налоговым органам в порядке ст. 36 НК РФ, сами по себе не являются основанием для принятия налоговым органом решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. Решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности должно основываться на доказательствах (сведениях), полученных и исследованных в рамках мероприятий налогового контроля.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам
Материал приводится по состоянию на 1 апреля 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской.