Энциклопедия судебной практики
Налоговая декларация, расчеты
(Ст. 80 НК)
1. Форма налоговой декларации
1.1. Декларация, составленная по неустановленной форме, признается не поданной
Постановление ФАС Московского округа от 23.10.2013 по делу N А40-169729/12
Налоговый орган обязан принять налоговую декларацию, представленную только по установленной форме. Декларации, составленные налогоплательщиками не по установленной форме, признаются не поданными и не подлежат камеральной проверке.
1.2. Повторная декларация, составленная по неустановленной форме, не считается поданной с нарушением срока, если ее содержание идентично содержанию первоначальной
Постановление ФАС Московского округа от 28.07.2009 N КА-А40/6984-09 по делу N А40-84329/08-111-415
Представление налогоплательщиком налоговой декларации ненадлежащей формы не может быть квалифицировано как бездействие в виде непредставления налоговой декларации в установленный срок, поскольку представленная 07.04.2008 повторная декларация содержит сведения, идентичные сведениям, указанным в декларациях от 27.03.2008 и 31.03.2008.
1.3. Новая форма налоговой декларации применяется со дня официального опубликования акта, утвердившего ее форму
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.09.2012 по делу N А56-69736/2011
Со дня официального опубликования актов, утверждающих новые формы налоговых деклараций (расчетов), в которых указано на их вступление (применение), начиная с представления декларации (расчета) за соответствующий налоговый (отчетный) период, следует применять утвержденные ими формы налоговых деклараций (расчетов).
1.4. Подписание налоговой декларации посредством факсимиле не допускается
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.11.2011 по делу N А56-66090/2010
Воспроизведение подписи на налоговой декларации при помощи факсимиле не подтверждает сведения, указанные в ней.
Истолкование абз. 2 п. 5 ст. 80 НК РФ в том смысле, что он позволяет подписывать налоговую декларацию посредством проставления оттиска факсимильного клише оригинальной подписи, привело бы к возникновению в налоговых отношениях неоправданно высоких рисков подтверждения полноты и достоверности сведений, указанных в налоговых декларациях, ненадлежащими лицами. Причем негативные имущественные последствия в связи с этим могли бы возникать как у государства, так и у самих налогоплательщиков.
1.5. Налоговый орган не вправе самостоятельно оценивать достоверность подписи на налоговой декларации
Постановление ФАС Московского округа от 23.09.2013 по делу N А40-5705/13-116-16
Налоговым законодательством для целей принятия налоговым органом налоговой отчетности не установлены такие полномочия, как оценка достоверности подписи лица на налоговой декларации, установление реальности исполнения обязанностей руководителем юридического лица, иного лица, подписавшего декларацию.
1.6. Вывод о подписании налоговой декларации неуполномоченным лицом не может быть основан лишь на показаниях налогоплательщика
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.07.2012 по делу N А45-23442/2011
Руководитель общества является заинтересованным лицом и, учитывая объяснения работника инспекции, принимавшего уточненную декларацию, показания руководителя общества не могут расцениваться в качестве достаточного доказательства для установления факта подачи уточненной декларации иным лицом.
1.7. Отсутствие в ЕГРЮЛ записи о руководителе налогоплательщика не свидетельствует о подписании декларации неуполномоченным лицом
Постановление ФАС Поволжского округа от 23.03.2010 по делу N А65-21742/2009
Правомерно не принят довод налогового органа о подписании налоговых деклараций руководителем, сведения о котором отсутствуют в ЕГРЮЛ, поскольку пункт 2 статьи 33 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" не связывает возникновение либо прекращение полномочий единоличного исполнительного органа с фактом внесения в государственный реестр таких сведений.
Полномочия в качестве директора возникли на основании решения учредителя и были прекращены на основании решения учредителя.
1.8. Подписание налоговой декларации неуполномоченным лицом лишает ее статуса "декларации"
Подписание налоговой декларации (расчета) лицом без должных полномочий не может свидетельствовать о достоверности и полноте указанных в ней сведений и лишает данный документ статуса налоговой декларации (расчета).
Иное толкование абзаца второго пункта 5 статьи 80 НК РФ привело бы к возможности представления в налоговый орган за своей подписью налоговых деклараций от имени налогоплательщиков-организаций лицами, которые не обладают соответствующими полномочиями, не могут отвечать за достоверность показателей, а следовательно, за правильность исчисленных сумм налогов. Совершив указанные действия, лицо не только может существенно затруднить деятельность организации, но и причинить ей вред.
Согласно представленной налогоплательщиком копии описи вложений в ценное письмо, в адрес инспекции была направлена декларация по НДС. Сведения о направлении вместе с декларацией доверенности в описи отсутствуют, что также является подтверждением того, что декларация была направлена без доверенности.
Соответственно, подписание налоговой декларации (расчета) лицом без должных полномочий не может свидетельствовать о достоверности и полноте указанных в ней сведений и лишает данный документ статуса налоговой декларации (расчета).
1.9. Отличием налоговой декларации от расчета авансовых платежей являются различные периоды, по истечении которых налогоплательщиком подаются указанные документы
Из положений п. 3 ст. 58 НК РФ вытекают существенные различия между налогом и авансовым платежом, то есть предварительным платежом по налогу, который в отличие от налога уплачивается не по итогам, а в течение налогового периода.
Соответственно, из взаимосвязанного толкования указанной нормы и п. 1 ст. 80 Кодекса следует разграничение двух самостоятельных документов - налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода.
1.10. Налоговая декларация - это документ налогоплательщика, который отражает его позицию
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.05.2012 по делу N А42-4686/2011
Уведомлением Инспекция фактически отказала предпринимателю в принятии налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Такими действиями налоговый орган нарушил запрет, установленный пунктом 4 статьи 80 НК РФ.
В поданной в налоговый орган налоговой декларации предприниматель заявила в ней тот объект налогообложения, который считала соответствующим выбранному ей. Налоговая декларация - это документ налогоплательщика, который отражает его позицию.
На основании изложенного суд кассационной инстанции считает, что направленное Инспекцией предпринимателю Уведомление об уточнении налоговой декларации следует признать недействительным.
1.11. Налоговая декларация не относится к форме бухгалтерской отчетности
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 февраля 2002 г. N 5803/01
По смыслу статьи 80 Налогового кодекса налоговая декларация к форме бухгалтерской отчетности не относится.
1.12. Налоговая декларация является заявительным документом для применения имеющихся у налогоплательщика вычетов по налогу
Судами обоснованно указано, что самостоятельное признание налоговым органом правомерности применения вычетов по НДС только по первичным учетным документам повлекло бы нарушение принципа применения таких вычетов, нарушение положений статей 80, 88, 89, 171, 172, 176 НК РФ, направленных на проверку правильности исчисления соответствующих налоговых обязательств либо прав по результатам их непосредственного декларирования.
Таким образом, налоговая декларация является заявительным документом для применения имеющихся у налогоплательщика вычетов по налогу.
Суды правомерно указали, что при наличии документов, подтверждающих право на вычет по НДС, налогоплательщик должен самостоятельно декларировать суммы вычетов и представлять соответствующую налоговую отчетность в налоговый орган, а налоговый орган в свою очередь должен принять такую декларацию и, соответственно, проверить отраженные в ней сведения, право на возникновение вычетов по НДС, а также своевременность предъявления данных вычетов в установленные налоговым законодательством сроки.
1.13. Титульный лист является неотъемлемой частью налоговой декларации
Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе (пункт 4 статьи 80 Кодекса).
Формы и порядок заполнения деклараций, а также форматы и порядок представления деклараций в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации (пункт 7 статьи 80 Кодекса).
Поскольку Титульный лист, являющийся неотъемлемой частью налоговой декларации, первоначально был представлен в налоговый орган в виде копии и на нем отсутствовали оригиналы подписи руководителя и печати организации, суды, руководствуясь положениями статей 23, 31, 76, 80 Налогового кодекса Российской Федерации, пришли к обоснованному выводу о том, что в данном случае представленная обществом налоговая декларация, полученная инспекцией, не соответствовала установленной форме, в связи с чем у инспекции отсутствовала обязанность по ее принятию.
1.14. Налоговая декларация отражает все показатели хозяйственной деятельности субъекта вне зависимости от их результатов
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 3 определения Конституционного суда Российской Федерации от 17.06.2008 N 499-О-О, исходя из того, что обязанность представлять налоговую декларацию по тому или иному виду налога обусловлена не наличием суммы такого налога к уплате, а положениями закона об этом виде налога, которыми соответствующее лицо отнесено к числу плательщиков данного налога, налогоплательщик, даже если предпринимательская деятельность им не ведется и, соответственно, прибыль не извлекается, должен представить в налоговый орган соответствующие документы. Таким документом при применении упрощенной системы налогообложения является налоговая декларация, отражающая все показатели хозяйственной деятельности субъекта вне зависимости от их результатов. Налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, поскольку законом он признан плательщиком единого налога, обязан подавать налоговую декларацию по этому налогу независимо от результатов своей предпринимательской деятельности, что само по себе не может рассматриваться как нарушение его конституционных прав.
1.15. Распечатанная из электронной базы налоговая декларация, удостоверенная должностным лицом налоговой инспекции, может быть признана допустимым письменным доказательством
Распечатанная из электронной базы налоговая декларация, удостоверенная должностным лицом налоговой инспекции, вопреки выводам суда апелляционной инстанции, может быть признана допустимым письменным доказательством
1.16. Требование уполномоченного органа, основанное на сведениях о подлежащем уплате налоге, отраженных в налоговой декларации должника, может быть признано обоснованным, поскольку не нуждается в дополнительном подтверждении материалами налоговой проверки
Требование уполномоченного органа, основанное на сведениях о подлежащем уплате налоге, отраженных в налоговой декларации должника, может быть признано обоснованным, поскольку не нуждается в дополнительном подтверждении материалами налоговой проверки.
2. Представление налоговой декларации
2.1. Опись вложения не является надлежащим доказательством отправки налоговой декларации
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 08.08.2005 N Ф04-7524/2004(13691-А27-33)
Утверждение ЗАО о том, что в заказном письме, направленном в налоговую инспекцию, находилась опись вложения, исполненная и заверенная печатью налогоплательщика, не может принято во внимание, так как данная опись не является надлежащим доказательством в силу требований статьи 80 НК РФ и статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
2.2. Составление декларации в электронном виде не требует ее представления исключительно по телекоммуникационным каналам связи
Постановление ФАС Поволжского округа от 17.07.2008 по делу N А55-17524/2007
Налоговый орган отказал обществу в принятии декларации в электронном виде (на дискете), мотивируя это направлением деклараций не по телекоммуникационным каналам связи.
Нормы налогового законодательства разграничивают виды носителя, на котором представляются налоговые декларации, и способы их представления. Ни одна из них не налагает на налогоплательщика определенный и единственный способ представления деклараций, в связи с чем правомерен вывод арбитражных судов о несоответствии действий налогового органа требованиям законодательства о налогах и сборах.
2.3. Дата отправки декларации подтверждается почтовой квитанцией о приеме заказного письма
Постановление ФАС Поволжского округа от 07.10.2010 по делу N А57-1481/2010
Не принимая в качестве доказательства квитанцию об отправке заказной бандеролью в адрес налогового органа, суды не приняли во внимание, что налоговым органом доказательств того, что в указанном почтовом отправлении представлена иная отчетность, не представлено.
2.4. Норма п. 4 ст. 80 НК РФ предназначена для определения не момента получения налоговым органом декларации, а факта своевременного исполнения налогоплательщиком обязанности по ее представлению
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.11.2011 по делу N А56-64818/2010
Норма п. 4 ст. 80 НК РФ предназначена для определения не момента получения налоговым органом декларации, а факта своевременного исполнения налогоплательщиком обязанности по представлению налоговой отчетности.
Налоговый орган имеет возможность и обязан произвести камеральную проверку деклараций, не просто направленных, а действительно поступивших в его адрес.
2.5. Представление повторной налоговой декларации налоговым законодательством не предусмотрено
Постановление ФАС Поволжского округа от 17.12.2012 по делу N А55-1694/2012
Суды, отклоняя довод налогового органа о том, что уточненная налоговая декларация по НДС за 2 квартал 2008 года не содержит изменений по сравнению с первичной, указали, что НК РФ не содержит запретов на представление повторных налоговых деклараций.
Между тем действующее налоговое законодательство не содержит такого понятия, как "повторная" налоговая декларация, представление налоговых деклараций за один и тот же период с одинаковыми показателями законодательством также не предусмотрено.
2.6. Уточненная декларация не является таковой, если налоговый орган отказал в принятии первоначальной декларации
Постановление ФАС Поволжского округа от 16.05.2013 по делу N А55-23244/2012
В соответствии со статьей 81 НК РФ уточненная декларация является уточнением тех данных, которые содержались в декларации, ранее поданной налогоплательщиком и принятой налоговым органом. Правовая суть подачи такой уточненной декларации состоит в представлении налоговому органу достоверных сведений об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных. Если же первоначальная декларация налоговым органом не принята (независимо от законности или незаконности оснований для отказа в принятии), уточненная декларация таковой являться не может.
2.7. Наличие документов, обуславливающих применение налоговых вычетов по НДС, не заменяет их декларирования
Определение Верховного Суда РФ от 15 июня 2015 г. N 302-КГ15-5774
Отказывая в удовлетворении заявленного требования и признавая правомерным доначисление налога на добавленную стоимость, суды апелляционной и кассационной инстанций исходили из установленных обстоятельств настоящего спора и, руководствуясь положениями статей 52, 80, 171-173 Налогового кодекса Российской Федерации, а также правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.04.2011 N 23/11, пришли к выводу, что применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость является правом налогоплательщика, носит заявительный характер посредством их декларирования в подаваемых в налоговый орган налоговых декларациях и может быть реализовано только при соблюдении установленных в главе 21 Налогового кодекса условий.
При этом суды указали, что само по себе наличие у налогоплательщика права на применение налоговых вычетов без отражения (указания, заявления) суммы налоговых вычетов в налоговой декларации не является основанием для уменьшения, подлежащего уплате в бюджет по итогам налогового периода налога на добавленную стоимость; наличие документов, обуславливающих применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, не заменяет их декларирования.
Само по себе наличие у налогоплательщика документов, подтверждающих, по его мнению, право на применение налоговых вычетов, без отражения (указания, заявления) суммы налоговых вычетов в налоговой декларации не является основанием для уменьшения подлежащего уплате в бюджет по итогам налогового периода НДС. Наличие документов, обуславливающих применение налоговых вычетов по НДС, не заменяет их декларирования.
Наличие у общества документов, подтверждающих, по его мнению, право на применение нулевой ставки, а также права на применение налоговых вычетов без их отражения (указания, заявления) в налоговой декларации не является основанием для применения такой ставки, а также для уменьшения подлежащего уплате в бюджет по итогам налогового периода налога. Наличие документов, обуславливающих применение вычетов по НДС и применение ставки НДС 0%, не заменяет их декларирования.
Как правильно указал суд со ссылкой на нормы ст. ст. 80, 171, 172, 173 Налогового кодекса Российской Федерации, применение налоговых вычетов носит заявительный характер и является правом налогоплательщика, которое может быть реализовано только при соблюдении установленных в главе 21 НК РФ условий, в том числе путем подачи налоговых деклараций. Само по себе наличие у налогоплательщика документов, подтверждающих, по его мнению, право на применение налоговых вычетов, без отражения (указания, заявления) суммы налоговых вычетов в налоговой декларации не является основанием для уменьшения подлежащего уплате в бюджет по итогам налогового периода НДС. Наличие документов, обусловливающих применение налоговых вычетов по НДС, не заменяет их декларирования.
Само по себе наличие у налогоплательщика документов, подтверждающих, по его мнению, право на применение налоговых вычетов, без отражения (указания, заявления) суммы налоговых вычетов в налоговой декларации не является основанием для уменьшения подлежащего уплате в бюджет по итогам налогового периода НДС. Наличие документов, обуславливающих применение налоговых вычетов по НДС, не заменяет их декларирования.
Само по себе наличие у налогоплательщика документов, подтверждающих, по его мнению, право на применение налоговых вычетов без отражения (указания, заявления) суммы налоговых вычетов в налоговой декларации не является основанием для уменьшения подлежащего уплате в бюджет по итогам налогового периода налога на добавленную стоимость. Наличие документов, обуславливающих применение налоговых вычетов по НДС, не заменяет их декларирования.
2.8. Право на перенос убытка реализуется путем подачи налоговой декларации в соответствии со ст. 80 НК РФ
Законодатель установил заявительный порядок переноса убытка на будущее, то есть право на перенос убытка реализуется путем подачи налоговой декларации в соответствии со статьями 80, 81 НК РФ.
2.9. Непредъявление налоговым органом требования налогоплательщику об исполнении им обязанности по подаче налоговой декларации не снимает с налогоплательщика обязанности представить налоговую декларацию
В силу абз. 2 пункта 1, пункта 2 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация предоставляется в обязательном порядке по каждому налогу, который должен уплачивать налогоплательщик, не подлежат предоставлению декларации по тем налогам, от уплаты которых налогоплательщик освобожден.
Исходя из указанных норм Налогового кодекса Российской Федерации, непредъявление налоговым органом требования налогоплательщику об исполнении им обязанности по подаче налоговой декларации или уплате налога не снимает с налогоплательщика обязанности самостоятельно исчислить и уплатить налог и предоставить в налоговый орган налоговую декларацию.
2.10. Под соблюдением формы представления налоговой декларации понимается ее представление в подлиннике, содержащем на титульном листе оригинальную подпись руководителя организации-налогоплательщика, заверенную печатью организации
Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе (пункт 4 статьи 80 Кодекса).
Формы и порядок заполнения деклараций, а также форматы и порядок представления деклараций в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации (пункт 7 статьи 80 Кодекса).
Анализ вышеприведенных положений Кодекса и Порядка заполнения декларации позволяет сделать вывод о том, что под соблюдением формы представления налоговой декларации следует понимать в том числе ее представление в подлиннике, содержащем на Титульном листе оригинальную подпись руководителя организации-налогоплательщика, заверенную печатью организации.
2.11. Представление с налоговой декларацией титульного листа в виде копии признается нарушением установленной формы декларации
Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе (пункт 4 статьи 80 Кодекса).
Формы и порядок заполнения деклараций, а также форматы и порядок представления деклараций в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации (пункт 7 статьи 80 Кодекса).
Поскольку Титульный лист, являющийся неотъемлемой частью налоговой декларации, первоначально был представлен в налоговый орган в виде копии и на нем отсутствовали оригиналы подписи руководителя и печати организации, суды, руководствуясь положениями статей 23, 31, 76, 80 Налогового кодекса Российской Федерации, пришли к обоснованному выводу о том, что в данном случае представленная обществом налоговая декларация, полученная инспекцией, не соответствовала установленной форме, в связи с чем у инспекции отсутствовала обязанность по ее принятию.
2.12. Отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации по данному налоговому периоду
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 7 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации", отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации (статья 80 НК РФ) по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.
В пункте 7 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 года N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации (статья 80 НК РФ) по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.
2.13. Выражение намерения налогоплательщика воспользоваться имущественным налоговым вычетом допустимо в представляемой налоговой декларации
Руководствуясь положениями ст. 220, п. 1 ст. 80 НК РФ, суд пришел к правильному выводу о том, что выражение намерения налогоплательщика воспользоваться имущественным налоговым вычетом допустимо в представляемой налоговой декларации, при этом составление им отдельного заявления о предоставлении имущественного налогового вычета не требуется.
2.14. Налогоплательщик самостоятельно выбирает способ представления налоговой декларации
Апелляционное определение Московского городского суда от 14 мая 2014 N 33-19547/14
В соответствии с п. 1 ст. 80 Налогового кодекса РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
По смыслу указанных законоположений обязанность представления налоговой декларации возложена на самого заявителя, который самостоятельно выбирает способ её представления и, соответственно, обязан доказать выполнение им названных требований закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам
Материал приводится по состоянию на 1 июля 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской.