Энциклопедия судебной практики
Налог на добавленную стоимость. Порядок исчисления налога
(Ст. 166 НК)
1. Исчисление НДС по экспортным операциям
1.1. Ошибки, допущенные при определении налоговой базы, не влияют на результат исчисления НДС, облагаемого по нулевой ставке
Постановление Президиума ВАС РФ от 01.03.2011 N 13995/10 по делу N А27-25954/2009
В силу п. 6 ст. 166 НК РФ сумма НДС по операциям реализации товаров, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы на основе документально подтвержденных данных об объектах налогообложения.
Ошибки, допущенные при определении налоговой базы (которую общество определило, как стоимость приобретенного у поставщика угля вместо суммы оплаты, полученной от иностранного покупателя), не влияют на результат исчисления НДС, облагаемого по указанной налоговой ставке, так как сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (статья 154, пункт 1 статьи 166 Кодекса).
1.2. Способ раздельного учета НДС по экспортным операциям законодательно не установлен и может быть определен налогоплательщиком самостоятельно
Постановление ФАС Московского округа от 28.11.2012 по делу N А40-19807/12-107-92
При этом положения п. 10 ст. 165, п. 1, 6 ст. 166, п. 3 ст. 172 НК РФ не содержат регламентированных и обязательных к применению правил по ведению раздельного учета реализации, облагаемой по ставке 0 процентов и реализации, облагаемой по другим ставкам, а также распределение налоговых вычетов на реализацию по ставке 0 процентов и реализацию по ставке 18 процентов (10 процентов), позволяя устанавливать метод ведения раздельного учета и распределения входного НДС в учетной политике налогоплательщика.
1.3. Ведение раздельного учета может осуществляться через отражение сумм экспортного НДС на отдельных счетах (субсчетах) бухгалтерского учета
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.05.2012 по делу N А19-14880/2011
В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные данной статьей налоговые вычеты.
Принятая налогоплательщиком методика учета входного НДС должна обеспечивать правильность исчисления части налога, соответствующей реализации товаров на экспорт.
Судом установлено, что в соответствии с порядком, закрепленным в учетной политике, предъявленные поставщиками суммы налога, которые напрямую можно отнести либо к продукции, вывезенной в режиме экспорта, либо к продукции, реализованной на внутреннем рынке, учитываются на отдельных бухгалтерских счетах (счет 19 с литерами "В" (внутренний рынок) и "Э" (экспорт)). На отдельном счете 19 учитываются суммы налога, предъявленные поставщиками, которые невозможно напрямую отнести к производству продукции на экспорт или на внутренний рынок.
Закрепленный в учетной политике общества способ определения размера вычетов не противоречит положениям действующего законодательства.
1.4. Ведение раздельного учета может осуществляться исходя из фактических затрат на экспортную операцию
Постановление ФАС Уральского округа от 14.02.2008 N Ф09-355/08-С2 по делу N А47-1723/07
Правила раздельного учета сумм входного НДС для реализации товаров на экспорт Кодексом не определены. Следовательно, налогоплательщик обязан самостоятельно разработать методику ведения учета "входного" НДС и закрепить ее в приказе об учетной политике.
Согласно указанным актам [Положение об учетной политике общества и Положение о налоговой политике общества] все затраты предприятия, связанные с производством готовой продукции, аккумулируются на одном счете без распределения на себестоимость выпуска экспортируемой продукции и себестоимость выпуска продукции, предназначенной для отгрузки по России.
В дальнейшем определяется общая сумма понесенных затрат на реализацию товаров, а затем определяется удельный вес затрат на реализацию продукции на экспорт в общей сумме затрат на реализацию. При этом удельный вес определяется как соотношение выручки от реализации товаров на экспорт к общей сумме выручки за соответствующий налоговый период. На основании удельного веса затрат на реализацию продукции на экспорт, из общей суммы НДС по приобретенным за отчетный налоговый период товарам определяется НДС, относящийся к операциям, облагаемым по ставке 0 процентов. Полученный расчетным путем входной НДС фиксируется в Книге покупок и отражается в бухгалтерском учете.
Закрепленный в учетной политике общества способ определения размера вычетов не противоречит действующему законодательству.
1.5. Сумма НДС, приходящаяся на отгруженную экспортную продукцию, может определяться расчетным методом, в зависимости от удельного веса количества произведенной готовой продукции
Налогоплательщик вправе самостоятельно установить порядок определения сумм НДС, относящихся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), по экспортным поставкам.
В соответствии с учетной политикой, сумма НДС, приходящаяся на отгруженную экспортную продукцию, определяется налогоплательщиком расчетным методом, в зависимости от удельного веса количества произведенной готовой продукции.
Анализ принятой обществом учетной политики позволяет сделать вывод о том, что ею обеспечивается ведение учета налога, исчисленного по налоговой ставке 0 процентов с сумм реализации товаров по каждой операции, как это предписано в п. 6 ст. 166 НК РФ и не противоречит требованиям статей 167, 171, 172 НК РФ в отношении производства налоговых вычетов по товарам, реализация которых облагается по налоговой ставке 0 процентов. Учетная политика общества в полной мере учитывает специфику производства. При этом методика расчета сумм НДС не допускает его двойного возмещения.
1.6. Общество вправе определять налоговые вычеты, приходящиеся на экспортные операции и операции на внутреннем рынке, пропорционально выручке, полученной от соответствующих операций в общем объеме выручки
Постановление ФАС Московского округа от 28.11.2012 по делу N А40-19807/12-107-92
[Согласно учетной политике налогоплательщика] НДС по общехозяйственным и общепроизводственным расходам, которые нельзя напрямую отнести к операциям, облагаемым по соответствующим ставкам, распределяется пропорционально доле выручки, облагаемой по ставке 0% к общей сумме выручки от реализации в соответствующем налоговом периоде (квартале) и учитывался на отдельном счете по каждой операции (каждой счету-фактуре).
При этом положения п. 10 ст. 165, п. 1, 6 ст. 166, п. 3 ст. 172 НК РФ не содержат регламентированных и обязательных к применению правил по ведению раздельного учета, позволяя устанавливать метод ведения раздельного учета и распределения входного НДС в учетной политики налогоплательщика.
Установленная им Методика соответствует общим положениям о бухгалтерском и налоговом учете, требованиям главы 21 части второй НК РФ и позволяет с достоверностью отнести соответствующие суммы НДС к операциям, связанным с реализацией на экспорт или на внутреннем рынке.
1.7. Подтвердить ведение раздельного учета налогоплательщик может учетной политикой и справкой о расчете НДС
Суд, оценив представленные документы, установил, что описание методики ведения раздельного учета содержится в учетной политике налогоплательщика.
Суды исходили из того, что в главе 21 НК РФ не предусмотрено, какими документами должно подтверждаться ведение раздельного учета входного НДС между экспортными и внутренними операциями, в связи с чем установленная Обществом методика ведения такого раздельного учета может быть подтверждена бухгалтерской справкой о расчете входного НДС за месяц, в котором были экспортные поставки.
1.8. При отсутствии учетной политики подтвердить ведение раздельного учета налогоплательщик может книгой покупок и продаж
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.02.2006 N А52-4203/2005/2
Согласно пункту 6 статьи 166 НК РФ сумма НДС по операциям реализации товаров, облагаемых в соответствии с пунктом 1 статьи 164 НК РФ по налоговой ставке 0 процентов, исчисляется отдельно по каждой такой операции.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в книгах покупок и продаж предпринимателя указаны все операции по товарам, реализованным на территории РФ (две операции), после которых подведено "итого", а затем производились записи по товарам, приобретенным для экспортных операций.
Учитывая изложенные обстоятельства, кассационная инстанция согласилась с выводом суда первой инстанции о том, что предприниматель, несмотря на отсутствие учетной политики, вел налоговый учет таким образом, чтобы можно было определить, какой товар приобретался для реализации на внутреннем рынке и какой - на экспорт.
2. Исчисление НДС налоговым органом
2.1. Если налогоплательщик не представил документы, подтверждающие правильность исчисления НДС, по требованию инспекции, налоговые органы должны определять сумму налога расчетным путем на основании данных об аналогичных налогоплательщиках
Право налогового органа определять суммы НДС от реализации расчетным путем в порядке п. 7 ст. 166 Налогового кодекса Российской Федерации при отсутствии документов бухгалтерского учета и учета объектов налогообложения прямо предусмотрено действующим законодательством.
В случае отсутствия или признания ненадлежащими документов по отдельным совершенным налогоплательщиком операциям доходы (расходы) по этим операциям определяются налоговым органом по правилам указанного подпункта с учетом данных об аналогичных операциях самого налогоплательщика. Применительно к налогу на добавленную стоимость пунктом 7 статьи 166 Налогового кодекса Российской Федерации конкретизировано, в случае отсутствия у налогоплательщика бухгалтерского учета или учета объектов налогообложения налоговые органы имеют право исчислять суммы этого налога, подлежащие уплате, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам.
Основанием для доначисления налога на прибыль, НДС, соответствующих сумм пени, штрафа, послужил вывод Инспекции о неправомерном отнесении налогоплательщиком в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по прибыли, документально не подтвержденных затрат, и применение вычетов по НДС. В связи с непредставлением в Инспекцию документов, необходимых для расчета налогов, налоговым органом применен расчетный метод на основании данных налогоплательщика и аналогичных налогоплательщиков.
2.2. В отсутствие документов, необходимых для проверки правильности исчисления НДС, налоговые органы вправе определять сумму налога расчетным путем на основании информации о проверяемом налогоплательщике
Постановление ФАС Поволжского округа от 13.09.2011 по делу N А49-7385/2010
Согласно п. 7 ст. 166 НК РФ в случае отсутствия у налогоплательщика бухгалтерского учета или учета объектов налогообложения налоговые органы имеют право исчислять суммы НДС, подлежащие уплате в бюджет, расчетным путем на основании данных по иным налогоплательщикам.
В соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате в бюджет налогоплательщиками, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов.
Применяя расчетный метод исчисления налогов, инспекция, в первую очередь, должна использовать имеющуюся у нее информацию о проверяемом налогоплательщике.
Принимая во внимание пожар и факт отсутствия у налогоплательщика доказательств ведения учета доходов и расходов и учета объектов налогообложения, суд указал, что инспекция обоснованно приняла решение о начислении налогов расчетным путем на основании имеющейся у инспекции информации о налогоплательщике, а также данных представленных его контрагентами.
2.3. Налоговый орган не праве доначислять НДС на основании сопоставления данных налоговых деклараций по налогу на прибыль и по НДС, без проверки правильности определения налогоплательщиком налоговых баз
Постановление ФАС Поволжского округа от 27.09.2012 по делу N А55-5418/2010
Как установлено судами, доначисление налоговым органом НДС основано исключительно на основании сопоставления данных, отраженных в налоговых декларациях по налогу на прибыль и по НДС, без надлежащей проверки правильности определения обществом налоговых баз.
Однако расхождения налогооблагаемых баз по декларациям по налогу на прибыль и по НДС вызваны наличием у налогоплательщика операций, которые не признаются объектом налогообложения по НДС - реализацией векселей в данные периоды.
При этом у общества ни в одном из вышеуказанных случаев не возникла база для налогообложения по НДС, поскольку предъявление векселя к погашению векселедателю не является реализацией ценной бумаги.
Таким образом, расчет сумм налога не соответствует требованиям п. 7 ст. 166 НК РФ.
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.12.2012 по делу N А02-20/2012
В ходе проверки налоговым органом выявлено расхождение суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав по налоговым декларациям по налогу на прибыль и отчету о прибылях и убытках и по данным налоговых деклараций по НДС. В связи с непредставлением налогоплательщиком документов (информации) для проведения налоговой проверки Обществу доначислен НДС, который инспекция исчислила с выявленной суммы разницы.
Суд указал, что фактически Инспекция применила расчетный метод при определении налоговой базы по НДС (путем арифметического действия).
При этом, руководствуясь статьями 166, 171, 172 НК РФ, суд признал, что основания для применения расчетного метода определения сумм НДС у налогового органа отсутствовали; доказательств, подтверждающих наличие реальных обязательств налогоплательщика в исчисленных размерах, налоговым органом не представлено.
Определение сумм неуплаченного налога только путем сопоставления данных бухгалтерской и налоговой отчетности не соответствует нормам налогового законодательства.
2.4. В случае расхождения налоговой базы, указанной в декларации по НДС, с налоговой базой, рассчитанной налоговым органом, она определяется исходя из имеющихся у налогового органа данных о налогоплательщике
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15.09.2008 по делу N А43-594/2007-16-10
Суд отклонил довод общества о неверном, в нарушение п. 7 ст. 166 НК РФ, определении налоговым органом налогооблагаемой базы без использования данных о других аналогичных налогоплательщиках.
Расхождение налоговой базы, указанной обществом в декларации по НДС, с налоговой базой, рассчитанной инспекцией на основании иной представленной Обществом налоговой и бухгалтерской отчетности, связано не с реализацией векселей, выручка от реализации которых не подлежит обложению НДС, как указало общество; а получена им от реализации собственной продукции.
При таких обстоятельствах инспекция правомерно определила налогооблагаемую базу по НДС, исходя из имеющихся у нее данных о налогоплательщике, а именно на основании анализа налоговой декларации по налогу на прибыль и формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках".
2.5. В отсутствие раздельного учета реализация товаров (работ, услуг), подлежащих обложению по различным налоговым ставкам, облагается НДС по общей ставке 18%
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18.08.2010 по делу N А29-9675/2009
Согласно п. 1 ст. 166 НК РФ, при реализации товаров различных налоговых ставок налогоплательщик обязан обеспечить раздельный учет таких товаров и подтвердить факт ведения раздельного учета по ним.
В проверяемые периоды Предприниматель реализовывал товары и продукты питания, облагаемые различными ставками НДС.
По товарам, реализованным через секции "Детское белье", "Игрушки", "Детская обувь", "Детская одежда", Инспекция применила налоговую ставку НДС 10 процентов, поскольку через данные секции осуществлялась реализация только товаров для детей.
По иным секциям, через которые осуществлялась реализация товаров, облагаемых НДС по различным ставкам, налоговый орган применил ставку НДС 18 процентов, так как налогоплательщик не производил расчет стоимости реализованных товаров, в отношении которых могут применяться налоговые ставки 0 и 10 процентов.
2.6. Доначисление налога должно производиться только за тот налоговый период, в отношении которого налоговым органом выявлено занижение налоговой базы
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19.11.2012 по делу N А43-22566/2011
С учетом норм п. 4 ст. 166 и ст. 167 НК РФ налоговый орган вправе доначислить НДС за тот налоговый период, когда имело место занижение налоговой базы.
На основании выписки из протокола заседания комиссии суд установил, что окончательное распределение долей между сторонами контракта произведено 28.01.2010, то есть реализация Обществом результата подрядных работ имела место в первом квартале 2010 года, следовательно, именно в данном квартале оно должно было исчислить НДС с этой реализации.
Нарушений за 4 квартал 2010 года Инспекция не выявила, поэтому оспариваемые решения Инспекции по этому периоду являются недействительными.
2.7. Если налогоплательщиком не доказано оказание посреднических услуг и не представлено первичных документов, отражающих его хозяйственную деятельность, налоговый орган вправе расценить поступившие на расчетный счет деньги как выручку от реализации товаров и определить его налоговые обязательства по НДС расчетным путем
Признавая позицию суда первой инстанции ошибочной, судебная коллегия обосновано руководствовалась статьей 23, подпунктом 7 пункта 1 статьи 31 Кодекса, признав наличие у инспекции достаточных оснований для исчисления НДС расчетным путем, поскольку налогоплательщик не представил первичные документы, отражающие его хозяйственную деятельность. Налоговые обязательства общества определены инспекцией на основании сведений о хозяйственных операциях, полученных от контрагентов налогоплательщика - покупателей товара.
Судебная коллегия критически оценила представленные в суд первой инстанции агентский договор и договор комиссии, отметив, что в ходе проверки руководитель общества не дал пояснений по вопросу о поступлении денежных средств на расчетный счет организации, не ссылался на исполнение обществом агентского договора и договора комиссии, заключенных с указанными контрагентами, не представил какие-либо документы по взаимоотношениям с указанными лицами, ссылаясь на номинальный характер руководства обществом и отсутствие отношения к деятельности организации.
Кроме того, суд апелляционной инстанции установил, что осуществление деятельности в рамках договора комиссии и в рамках агентского договора не отражено в бухгалтерском учете налогоплательщика. В декларациях по НДС общество не отразило налоговую базу в виде дохода (полученное вознаграждение).
Суд также учел непредставление обществом документов, подтверждающих, с какого склада осуществлялась отгрузка товара, переданного налогоплательщику ООО, каким образом осуществлялась доставка товара, на каких объектах выполнены работы и т.д.
Исследовав договоры поставки, товарные накладные, счета-фактуры, оформленные при реализации обществом товаров (работ, услуг) покупателям, судебная коллегия установила, что общество указано в них как поставщик товаров (работ, услуг), при этом в документах нет ссылки, что оно действует как агент от своего имени, но в интересах принципалов.
В связи с этим суд апелляционной инстанции признал ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что по спорным договорам общество осуществляло посредническую деятельность; денежные средства, поступившие на расчетный счет общества, получены в рамках договоров агентирования и не являются его выручкой; доходом предприятия является комиссионное вознаграждение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 января 2023 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской.