Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Энциклопедия судебной практики. Акцизы. Подакцизные товары (Ст. 181 НК)

Энциклопедия судебной практики
Акцизы. Подакцизные товары
(Ст. 181 НК)


1. Подакцизные товары


1.1. Любая спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта более 9% является подакцизным товаром


Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.06.2008 по делу N А56-51703/2007

Суд первой инстанции на основании имеющихся в материалах дела документов установил, что производимый Обществом стеклоочиститель содержит в своем составе этиловый спирт, массовая доля которого превышает 9%. Указанная продукция не относится к перечню продукции, которая в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 181 НК РФ не признается подакцизной. То обстоятельство, что стеклоочиститель изготовлен из неподакцизной продукции, не является основанием для признания его также неподакцизным, поскольку в силу прямого указания закона не признаются подакцизными только отходы, подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей. Сведений о том, что конечный продукт переработки отходов также не является подакцизной продукцией, в Кодексе нет.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал правомерными выводы налогового органа о том, что реализуемая Обществом в первом полугодии 2006 года продукция (стеклоочиститель) является подакцизной.


1.2. Соки спиртовые относятся к группе подакцизных товаров "спиртосодержащая продукция", а не "алкогольная продукция"


Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 05.10.2005 по делу N А28-21069/2004-740/26

В подпункте 3 пункта 1 этой же статьи установлено, что алкогольной продукцией признаются питьевой спирт, водка, ликеро-водочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента, за исключением виноматериалов.

Виноматериалами является сырье для изготовления вина, полученное в результате спиртового брожения виноградного сусла, виноградной мезги либо плодового сока с добавлением или без добавления этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта не более 22,5 процента объема готовой продукции.

Виноматериалы подпунктом 3 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации не отнесены к алкогольной продукции, поэтому суд правомерно подтвердил вывод Инспекции о принадлежности соков спиртовых к группе товаров "спиртосодержащая продукция".


1.3. Легковые автомобили относятся к подакцизным товарам независимо от мощности их двигателя


Определение Конституционного Суда РФ от 22.03.2011 N 390-О-О

Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2000 года N 166-ФЗ) подакцизными товарами признавались автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.). В действующей редакции названной статьи указанные подакцизные товары расположены в перечне подакцизных товаров раздельно: автомобили легковые (подпункт 6) и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.) (подпункт 6.1). Однако как в период действия прежней, так и новой редакции статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации статья 193 указанного Кодекса устанавливает ставки акцизов для всех легковых автомобилей: с мощностью двигателя до 67,5 кВт (90 л.с.), свыше 67,5 кВт (90 л.с.) и до 112,5 кВт (150 л.с.) включительно, а также свыше 112,5 кВт (150 л.с.). Что касается мотоциклов с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.), то данная статья Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает для них единую ставку акциза.

Таким образом, подпункт 6 пункта 1 статьи 181 и статья 193 Налогового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи относят легковые автомобили к подакцизным товарам независимо от мощности их двигателя.


1.4. Для нефтепродукта, изготавливаемого налогоплательщиком, достаточно содержания одной фракции с температурой перегонки, находящейся в указанном в пп. 11 п. 1 ст. 181 НК РФ интервале, чтобы быть признанным подакцизным товаром


Определение Верховного Суда РФ от 19 октября 2015 г. N 309-КГ15-9952

Как указали суды, с учетом разъяснений, содержащихся в письмах Федеральной налоговой службы от 23.05.2013 N ЕД-4-3/9277@ и Министерства финансов Российской Федерации от 26.04.2013 N 03-07-15/14754, поскольку в подпункте 11 пункта 1 статьи 181 Кодекса не содержится указаний на количество и (или) объем дизельных фракций, кипящих в установленном интервале температур, то к подакцизным товарам с 01.07.2013 относится топливо печное бытовое, в котором содержится любое количество дизельных фракций прямой перегонки и (или) вторичного происхождения, кипящих в интервале температур от 280 до 360 градусов Цельсия при атмосферном давлении 760 мм ртутного столба.

Как установлено судами и не опровергается обществом, спорный продукт состоит из нескольких дизельных фракций прямой перегонки, одна из которых кипит в интервале температур, установленных подпунктом 11 пункта 1 статьи 181 Кодекса. Доказательств, что в произведенном обществом топливе не содержится дизельных фракций прямой перегонки и (или) вторичного происхождения, либо содержатся только указанные фракции, кипящие при температуре ниже нижней границы интервала, установленного Кодексом, что исключало бы отнесение спорного топлива к подакцизному товару, обществом не представлено.


Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 11 июня 2015 г. N Ф09-2949/15 по делу N А71-5464/2014

Принимая во внимание тот факт, что в п.п. 11 п. 2 ст. 181 Кодекса не содержится указаний на количество и (или) объем дизельных фракций, кипящих в установленном интервале температур, судом апелляционной инстанции был сделан правильный вывод о том, что нефтепродукт, изготавливаемый налогоплательщиком, является подакцизным товаром, поскольку в нем содержится соответствующая дизельная фракция, кипящая в интервале температур от 280 до 360 градусов Цельсия.

Доводы налогоплательщика о том, что п.п. 11 п. 2 ст. 181 Кодекса предусматривает обязательность кипения при заданной температуре всех фракций, составляющих дизельное топливо, рассмотрены судом апелляционной инстанции и обоснованно отклонены как основанные на ошибочном толковании рассматриваемой нормы.


1.5. Результатом бронирования легкового автомобиля явился новый легковой автомобиль, являющийся подакцизным товаром


Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 сентября 2015 г. N Ф01-3635/15 по делу N А43-25213/2014

По мнению заявителя жалобы, получение нового паспорта транспортного средства и прохождение сертификации не свидетельствуют о том, что в результате проведенных работ по бронированию был создан новый автомобиль, напротив, указанные мероприятия имеют своей целью допуск транспортного средства к дальнейшей эксплуатации. Кроме того, Общество полагает, что суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о назначении судебной экспертизы.

Руководствуясь статьями 179, 181, 182, 192, 195, 204 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720, Арбитражный суд Нижегородской области исходил из того, что в результате выполнения работ по дооборудованию Общество произвело новый легковой автомобиль, являющийся подакцизным товаром.


2. Товары, не относящиеся к подакцизным


2.1. Отходы спиртового производства, направляющиеся на дальнейшую переработку, не относятся к подакцизным товарам


Постановление ФАС Центрального округа от 17.01.2012 по делу N А68-6158/10

Общество заявило вычеты по акцизам, уплаченным при приобретении фракции головных и промежуточных примесей этилового спирта из пищевого сырья очищенной (ФГППО).

В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" головная фракция этилового спирта и спирт-сырец относятся к категории "этиловый спирт".

При этом головная фракция этилового спирта в силу прямого указания ст. 2 Федерального закона N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" является отходом спиртового производства.

Поскольку значительную долю в объеме ФГППО (согласно рецептуре для ФГППО) занимает головная фракция этилового спирта, являющаяся одновременно отходом спиртового производства, то суды пришли к обоснованному выводу, что ФГППО относится к категории "этиловый спирт" и является отходом спиртового производства, направляющимся на дальнейшую переработку, в связи с чем в силу п. 1 ст. 181 НК РФ не относится к подакцизным товарам.


2.2. Этиловый спирт в виде растворов для приготовления лекарственных средств и наружного применения, расфасованный надлежащим образом, не является подакцизным товаром


Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.02.2007 N Ф04-452/2007(31357-А27-7) по делу N А27-10872/2006-6

Согласно Государственному реестру лекарственных средств и изделий медицинского назначения, утвержденному в установленном порядке, этиловый спирт в виде растворов для приготовления лекарственных средств и наружного применения (банки, бутылки, флаконы) 70- и 95-процентный, разлитый в емкости 50 и 100 мл, а также в виде раствора для приготовления лекарственных форм и наружного применения 70- и 95-процентный, разлитый в полиэтиленовые канистры емкостью 10, 21,5, 31,5 литров, относится к антисептическим лекарственным средствам с регистрационными номерами 76/614/11 и 74/614/12 соответственно.

Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд обоснованно пришел к выводу, что спирт этиловый 70- и 95-процентный в виде раствора для наружного применения и приготовления лекарственных форм по технологическому регламенту по фармакопейным статьям 42-3071-00 и 42-3072-00, упакованный в канистры полиэтиленовые по 10, 21,5, 31,5 литров, не является объектом обложения акцизами в силу положений статей 181, 182 Налогового кодекса Российской Федерации.


2.3. Зарегистрированные лекарственные средства не относятся к подакцизным товарам


Постановление ФАС Поволжского округа от 17.05.2007 по делу N А55-19436/06-31

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 181 Налогового кодекса Российской Федерации в целях гл. 22 "Акцизы" не рассматриваются как подакцизные товары спиртосодержащие лекарственные лечебно-профилактические, диагностические средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения, а также лекарственные лечебно-профилактические средства, изготовляемые аптечными учреждениями по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций, разлитые в емкости не более 100 мл.

Материалами дела доказано и налоговым органом не оспаривается тот факт, что общество осуществляет деятельность по производству и распространению лекарственных средств, на что у него имеется лицензия.

По непонятным причинам налоговым органом сделан вывод о том, что этиловый спирт, используемый заявителем для изготовления лекарственных средств, является подакцизным товаром, который предназначен для производства алкогольной продукции.

Судом сделан правильный вывод о том, что доначисление акциза является необоснованным.


2.4. Виноматериал, поставляемый наливом в транспортной таре, не является подакцизным товаром


Постановление ФАС Московского округа от 03.09.2010 N КА-А40/9848-10 по делу N А40-26102/10-130-152

Из представленных заявителем товаросопроводительных документов и санитарно-эпидемиологических заключений суд обоснованно установил, что задекларированный в настоящем случае товар [виноматериал виноградный (виноградное сусло) натуральный, белый, необработанный, неразливостойкий, для приготовления шампанских вин] является виноматериалом.

Кроме того, согласно сведениям, заявленным в указанных ГТД, на таможенную территорию был ввезен виноматериал, при этом графа 31 ГТД также содержит указание на необходимость дальнейшей обработки данного продукта; товар не был разлит в потребительскую тару, поставлялся наливом во флекси-танках и, следовательно, не может считаться вином.

Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что по указанным ГТД были ввезены именно виноматериалы, не подлежащие обложению акцизом.


2.5. Перевозка продукции в большой транспортной таре (бочки, цистерны) не свидетельствует о том, что эта продукция является виноматериалом


Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.04.2007 по делу N А56-58734/2005

Судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что Общество приобрело у пищекомбината алкогольную продукцию - вино виноградное специальное крепкое белое.

Приобретение заявителем подакцизного товара - вина подтверждается и договорами на поставку товара, актами приемки винопродукции, а также удостоверениями о качестве, санитарно-эпидемиологическими заключениями, сертификатами соответствия, выданными поставщиком товара, в которых указано наименование продукции - вино виноградное специальное крепкое белое.

Судебные инстанции, полно и всесторонне исследовав представленные по делу доказательства, сделали правильный вывод о том, что Общество приобретало вина, являющиеся подакцизным товаром, а не виноматериалы.

Ссылка Инспекции на то, что для поставки Обществу продукции в качестве транспортной тары использовались бочки, правомерно отклонена судами, поскольку вид используемой транспортной тары не свидетельствует о приобретении виноматериалов, а не вина.


2.6. Автомобили, которые фактически не относятся к легковым, не являются подакцизным товаром


Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.07.2011 по делу N А56-21549/2010

Налоговый орган в обоснование своего довода об отнесении спорных транспортных средств к легковым автомобилям ссылается на экспертное заключение.

Суды правомерно посчитали, что данное заключение не носит однозначного вывода, поскольку из текста самого заключения следует, что спорный автомобиль "в базовом исполнении - автобус. Изменения, которые были внесены в конструкцию данной базовой модели, коснулись только уменьшения количества пассажирских сидений и улучшения их комфортабельности. С технической точки зрения рассматриваемые автомобили продолжают относиться к категории М2. При производстве данных автомобилей требования с технической точки зрения как к категории М1 к ним не применимы, но фактически после указанных изменений, теперь их нельзя квалифицировать как автобус категории М2".

Исходя из конкретных обстоятельств данного дела и представленных доказательств, суды признали неподтвержденным вывод налогового органа о том, что реализуемые Обществом автомобили относятся к категории подакцизных товаров.


2.7. Если документально подтверждено, что мощность мотоциклов не превышает 112,5 кВт, то эти мотоциклы не являются подакцизным товаром


Постановление ФАС Дальневосточного округа от 14.11.2011 N Ф03-5434/2011 по делу N А51-1028/2011

В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 181, пункта 1 статьи 193 НК РФ, письма Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 23.01.2001 N 01-06/2510 "О взимании акциза в отношении транспортных средств" при исчислении суммы акциза необходимо использовать мощность двигателя в тех единицах измерения, которые указаны в документах на транспортное средство. При наличии в документах на транспортное средство сведений о мощности двигателя одновременно в киловаттах и лошадиных силах для исчисления сумм акцизов следует использовать мощность двигателя, указанную в киловаттах.

Из приведенных норм права и применительно к рассматриваемой ситуации следует, что обязанность по уплате таможенных платежей (акциза) у общества, которое ввезло на таможенную территорию мотоциклы, возникает в случае, если мощность двигателей этих мотоциклов составляет свыше 150 л.с.

Из письма официального дистрибьютора компании-производителя следует, что двигатели спорных мотоциклов имеют мощность 129,4 кВт и 131,3 кВт.

При этом информация, указанная в экспертных заключениях, полученных обществом, различается.

При таких обстоятельствах, вывод обеих судебных инстанций о том, что общество не представило достоверных и достаточных доказательств, подтверждающих тот факт, что мощность мотоциклов не превышает 112,5 кВт, и, соответственно, не облагается акцизом, и признание в связи с этим оспариваемого решения таможенного органа законным, являются правильными.


2.8. Топливо, которое по своим характеристикам не относится к дизельному топливу, не является подакцизным товаром


Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 12.04.2012 по делу N А27-8238/2011

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 181 НК РФ дизельное топливо признается подакцизным товаром.

Произведенное и реализованное обществом топливо для двигателей технологического оборудования сертифицировано в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании". Указанное топливо выпускается в соответствии с Техническими условиями, утвержденными в установленном законодательством порядке структурой Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

Согласно ГОСТ 305-82 топливо дизельное предназначено для использования в качестве топлива для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей наземной и судовой техники. Топливо для двигателей технологического оборудования в соответствии с ТУ предназначено для использования в двигателях технологического оборудования.

Дизельное топливо и производимое обществом в проверяемом периоде топливо для двигателей технологического оборудования имеют разные физико-химические показатели в соответствии с нормативно-технической документацией: ГОСТом 305-82, Техническим регламентом и ТУ.

Доводы инспекции со ссылками на протоколы испытания образцов топлива являются недостаточным доказательством для установления факта реализации обществом дизельного топлива под видом топлива для двигателей технологического оборудования.


2.9. Масла трансмиссионные не относятся к подакцизным товарам


Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.12.2008 по делу N А42-1471/2008

Как следует из подпункта 9 пункта 1 статьи 181 НК РФ, подакцизными товарами признаются моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей.

Согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301, в группу 02 5300 9 "Масла смазочные (нефтяные)" входят несколько самостоятельных подгрупп, в том числе подгруппа 02 5310 3 "Масла моторные", и подгруппа 02 5360 6 "Масла трансмиссионные / для подвижной техники".

Исходя из этого, масла моторные и масла трансмиссионные являются самостоятельными видами товаров, при этом только масла моторные для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей относятся к подакцизным товарам.


2.10. Если не доказано, что продукция относится к прямогонному или автомобильному бензину, то она подакцизным товаром не является


Постановление ФАС Московского округа от 18.09.2013 по делу N А40-43040/12

Для признания продукции прямогонным бензином необходимо одновременное выполнение двух условий: она должна быть получена в результате переработки (кроме автомобильного бензина и продуктами нефтехимии) и должна являться смесью углеводородов, кипящих в интервале температур от 30 до 215 градусов Цельсия (C) при атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба.

Согласно паспортам качества ряд партий выработанного в результате переработки из сырой нефти топлива для реактивных двигателей имеют начальные и конечные точки кипения в интервале от 30 до 215 градусов Цельсия.

Признавая недействительным решение инспекции по обсуждаемым эпизодам, суды исходили из отсутствия оснований для квалификации произведенного обществом реактивного топлива для целей налогообложения акцизом в качестве прямогонного бензина.

При этом судами проанализированы понятия "начальная точка кипения" и "конечная точка кипения" в соответствии с ГОСТом 2177-99 "Нефтепродукты. Методы определения фракционного состава", а также Технический регламент "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 N 118, и Технический регламент Таможенного союза, утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 826, в соответствии с которыми технические характеристики фракционного состава топлива для реактивных двигателей не предусматривают температуру конца кипения (то есть полного 100% выкипания вещества).

С учетом данных обстоятельств судами сделан вывод, что указанный вид топлива, несмотря на возможное кипение в интервале от 30 до 215 градусов Цельсия, не может быть отнесен к прямогонному бензину, одним из основных признаков которого является именно температура полного выкипания (не более 215 градусов Цельсия).


Постановление ФАС Поволжского округа от 10.07.2013 по делу N А55-13427/2012

Налоговым органом не представлено безусловных доказательств отнесения спорного абсорбента к прямогонному бензину и соответственно к подакцизному товару

Проведена судебная технологическая экспертиза на предмет отнесения абсорбента, разработанного обществом, к категории прямогонного бензина, или к продукции нефтехимии, или к автомобильному бензину.

Экспертом в соответствии с поставленными вопросами установлено, что: абсорбент, разработанный обществом, относится к продукции нефтехимии; основным отличительным признаком бензиновой фракции, кроме температур кипения, является структурное строение углеводородов, входящих в состав фракции, кипящей в определенном (интересующем) интервале температур, а именно: наличие и количество ненасыщенных двойных связей и их сопряжение между собой; фракция изопентановая входит в углеводородный состав бензиновой фракции, кипящей в интервале температур от 30 до 215°С; изопрен не является бензиновой фракцией.


2.11. Акциз не подлежит начислению при отсутствии доказательств того, что налогоплательщик выпускал дизельное топливо и автомобильный бензин, а не судовое топливо и нефтерастворитель


Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 февраля 2016 г.

Довод налогового органа о том, что в [спорный период] общество выпускало дизельное топливо и бензин, что подтверждено решением налоговой инспекции, а потому и в проверяемом периоде общество выпускало и поставляло эту продукцию, а не судовое топливо и нефтерастворитель, обоснованно отклонен судом. Общество не отрицает выпуск дизельное топливо и бензина в указанном периоде в незначительных объемах. Однако по указанным выше причинам не смогло наладить серийное его производство.

Судебные инстанции оценили представленные доказательства и сделали вывод о выпуске и реализации обществом нефтяного растворителя и судового топлива. Данный вывод подтверждается первичными бухгалтерскими документами, регистрами учета доходов за [спорный период], из которых следует, что выручка поступила от реализации судового топлива и нефтяного растворителя; Техническими условиями на нефтяной растворитель С-60/235; Техническими условиями на топливо маловязкое судовое, паспорт N 182; счетами-фактурами на поставку нефтепродуктов и накладными; материалами встречных проверок, из которых следует, что покупатели от общества получали судовое топливо и нефтяной растворитель; из протокола допроса свидетеля следует, что у общества закупали нефрас (нефтяной растворитель), заливали в емкость с бензином и использовали, также указано, что вывозили продукцию своими силами. Из пояснительной записки ООО и приложенных первичных документов следует, что последним приобретено у заявителя судовое топливо по счету-фактуре и товарной накладной, приложены также документы по их оплате.

При таких установленных по делу обстоятельствах вывод судов об отсутствии у инспекции оснований весь объем реализованного судового топлива и нефтяного растворителя квалифицировать как реализацию дизельного топлива и бензина, и необходимости начисления акциз на дизельное топливо и бензин не подтвержден документально.

По изложенным причинам суды обоснованно признали неправомерным начисление НДС на указанную реализацию.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


В "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации.


Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.


Материал приводится по состоянию на январь 2021 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики


При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской, С.П. Родюшкиным, В.Н. Горностаевым.