Энциклопедия судебной практики
Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог). Порядок и условия начала и прекращения применения единого сельскохозяйственного налога
(Ст. 346.3 НК)
1. Уведомление о применении ЕСХН
1.1. Выдача инспекцией уведомления о применении/неприменении ЕСХН не свидетельствует ни о принудительном переходе на ЕСХН, ни об отказе в его применении
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19.10.2010 по делу N А82-11120/2009
Поскольку переход на уплату единого сельскохозяйственного налога при соблюдении установленных в главе 26.1 [НК РФ] условий осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно, а подача налогоплательщиками заявления о переходе на эту систему налогообложения носит уведомительный характер, то выдача Инспекцией уведомления о возможности (невозможности) применения указанной системы налогообложения не означает ни принудительного перевода налогоплательщика на данный специальный налоговый режим, ни отказа в его применении.
1.2. Непредставление уведомления о прекращении применения УСН после подачи заявления о применении ЕСХН не является основанием для отказа в использовании ЕСХН
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 21.10.2009 N Ф03-5405/2009 по делу N А59-1700/2009
Согласно пункту 1 статьи 346.3 НК РФ сельскохозяйственные товаропроизводители, изъявившие желание перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, подают в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году, начиная с которого сельскохозяйственные товаропроизводители переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога, в налоговый орган по своему месту нахождению заявление.
Судом установлено, что обществом в налоговый орган предоставлено заявление о переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей с 01.01.2009 с указанием предусмотренных пунктом 1 статьи 346.3 НК РФ данных. Учитывая, что переход на уплату единого сельскохозяйственного налога носит уведомительный характер, непредставление сообщения о прекращении применения упрощенной системы налогообложения в рассматриваемом случае не может служить основанием для отказа в признании права общества на переход на уплату единого сельскохозяйственного налога, предусмотренное главой 26.1 НК РФ.
1.3. Вновь созданные организации вправе перейти на ЕСХН одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговом органе
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 09.07.2009 по делу N А32-20022/2008-33/278
В силу пункта 2 статьи 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации вновь созданные организации и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, изъявившие желание перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, вправе подать заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговый орган. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога в текущем календарном году с момента постановки на учет в налоговом органе.
Как видно из материалов дела, в заявлении от 19.12.2006 общество уведомило налоговый орган о сохранении в 2007 году ранее применяемой его правопредшественником системы налогообложения в виде ЕСХН. Суды, исследовав обстоятельства дела и оценив представленные доказательства, пришли к выводу о том, что общество фактически довело до сведения налогового органа волеизъявление уплачивать ЕСХН с момента постановки на налоговый учет. Тот факт, что заявление от 19.12.2006 подано обществом не одновременно с постановкой на налоговый учет, не может расцениваться как лишающий налогоплательщика возможности избрания вида налогового режима.
1.4. Если организация до реорганизации применяла ЕСХН, после реорганизации у неё не возникает обязанности подавать заявление о переходе на ЕСХН
Постановление ФАС Уральского округа от 21.09.2009 N Ф09-7009/09-С2 по делу N А34-577/2009
В силу п. 2 ст. 346.3 [НК РФ] вновь созданная организация или вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на уплату ЕСХН в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 84 [НК РФ]. В этом случае организация или индивидуальный предприниматель считаются перешедшими на уплату ЕСХН в текущем налоговом периоде с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
Судами установлено, что сельскохозяйственный кооператив является полным правопреемником общества, которое применяло налоговый режим в виде уплаты ЕСХН. Поскольку в данном случае имеет место универсальное правопреемство, то к вновь возникшему юридическому лицу наряду с другими правами переходит и право реорганизованного юридического лица на уплату ЕСХН.
1.5. При отсутствии уведомления о переходе с ЕСХН на ОСН налоговый орган не вправе доначислять налоги по ОСН
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15.06.2011 по делу N А03-8944/2010
Пунктом 5 статьи 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения, осуществленном в соответствии с пунктом 4 данной статьи, в течение пятнадцати дней по истечении отчетного (налогового) периода.
Исходя из анализа статьи 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации, судами сделан вывод о том, что в случае добровольного перехода предпринимателем со специального режима ЕСХН на применение общей системы налогообложения, Предприниматель должен был уведомить налоговый орган о добровольном изменении системы налогообложения. Однако доказательств, свидетельствующих об изменении налогоплательщиком режима налогообложения, налоговый орган в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представил.
1.6. Плательщик ЕСХН может перейти на общую систему налогообложения как в добровольном порядке, так и в случае несоблюдения условий для его применения
Постановление ФАС Центрального округа от 01.03.2012 по делу N А23-2534/2011
Пунктом 4 ст. 346.3 НК РФ предусмотрено, что если по итогам налогового периода налогоплательщик не соответствует условиям, установленным п.п. 2, 2.1, 5 и 6 ст. 346.2 настоящего Кодекса, он считается утратившим право на применение единого сельскохозяйственного налога с начала налогового периода, в котором допущено нарушение указанного ограничения и (или) выявлено несоответствие установленным условиям.
Налогоплательщик, утративший право на применение единого сельскохозяйственного налога, в течение одного месяца после истечения налогового периода, в котором допущено нарушение указанного в абзаце первом настоящего пункта ограничения и (или) несоответствие требованиям, установленным п.п. 2, 2.1, 5 и 6 ст. 346.2 настоящего Кодекса, должен за весь налоговый период произвести перерасчет налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество организаций, налогу на имущество физических лиц в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.
Анализируя положения указанных норм, арбитражный суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что основанием для возврата к общему режиму налогообложения является нарушение налогоплательщиком 70-процентного ограничения, т.е. ситуация, при которой доля дохода от реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции в общем доходе от реализации товаров составляет менее 70%. Отсутствие дохода от реализации сельскохозяйственной продукции не свидетельствует об утрате налогоплательщиком имеющегося у него статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя.
1.7. Неполучение налоговым органом уведомления налогоплательщика о применении ЕСХН не лишает его права на применение спецрежима
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.02.2009 по делу N А05-3619/2007
При новом рассмотрении дела суды обеих инстанций, признав заявленные требования Общества обоснованными, правильно учли, что в силу статьи 346.3 НК РФ переход на уплату единого сельскохозяйственного налога носит не разрешительный, а уведомительный характер. Поэтому неполучение налоговым органом заявления налогоплательщика о переходе на уплату ЕСХН не свидетельствует об отсутствии у заявителя права на применение специального режима налогообложения и о возникновении обязанности уплачивать налоги по общей системе налогообложения.
2. Последствия утраты налогоплательщиком права на применение ЕСХН
2.1. В случае утраты права на применение ЕСХН налогоплательщик обязан в течение месяца после истечения отчетного (налогового) периода осуществить перерасчет налоговых обязательств по ОСН
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.02.2012 по делу N А58-1361/2012
Абзацем третьим пункта 4 статьи 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщик, утративший право на применение единого сельскохозяйственного налога, в течение одного месяца после истечения налогового периода, в котором допущено нарушение указанного в абзаце первом настоящего пункта ограничения и (или) несоответствие требованиям, установленным пунктами 2, 2.1, 5 и 6 статьи 346.2 настоящего Кодекса, должен за весь налоговый период произвести перерасчет налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество организаций, налогу на имущество физических лиц в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.
Из названного абзаца следует, что в случае утраты права на применение единого сельскохозяйственного налога налогоплательщик в течение одного месяца после истечения отчетного (налогового) периода должен осуществить перерасчет налоговых обязательств по общей системе налогообложения. В случае выполнения указанного требования налогоплательщик не уплачивает пени и штрафы за несвоевременную уплату указанных налогов и авансовых платежей по ним.
3. Порядок и условия учета доходов и расходов в целях применения ЕСХН
3.1. Отсутствие у налогоплательщика, перешедшего на уплату ЕСХН, дохода от реализации сельскохозяйственной продукции не является основанием для возврата к общему режиму налогообложения
Постановление ФАС Поволжского округа от 11.08.2010 по делу N А49-11574/2009
Предпринимателем в инспекцию, в частности, была представлена налоговая декларация по единому сельскохозяйственному налогу за 2008 год, в соответствии с которой доходная часть составляла 0 руб.
По результатам проверки указанной декларации налоговым органом в адрес предпринимателя было направлено уведомление о невозможности применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей с 01.01.2008 в связи с отсутствием у налогоплательщика по итогам 2008 года дохода от сельскохозяйственной деятельности.
В целях главы 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются в том числе индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов.
В пункте 4 статьи 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что если по итогам налогового периода доля дохода налогоплательщиков от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составила менее 70 процентов, налогоплательщики должны произвести перерасчет налоговых обязательств исходя из общего режима налогообложения за весь указанный налоговый период.
Судами установлено, что условия, предусмотренные пунктом 2 статьи 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для признания налогоплательщиков сельскохозяйственными товаропроизводителями предпринимателем соблюдены.
3.2. Налогоплательщик вправе учесть в составе налоговой базы по ЕСХН доходы от продажи основных средств, использовавшихся в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности
Постановление ФАС Поволжского округа от 03.04.2008 по делу N А65-25424/2007-СА2-8
Пунктами 4, 5 статьи 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации определено единственное основание для перерасчета налоговых обязательств налогоплательщика исходя из общего режима налогообложения - это уменьшение доли дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции (менее 70 процентов) в общем доходе от реализации продукции.
В ноябре 2006 года обществом были проданы объекты недвижимости, относящиеся к основным средствам. До продажи они использовались в производстве сельскохозяйственной продукции.
Налогоплательщиком был представлен свой расчет, из которого видно, что доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции в общем доходе от реализации товаров, в который не может быть включен доход от продажи основных средств в 2006 года, составляет 98,1 процента.
Не принимая расчеты ответчика, арбитражный суд указал на то, что в ходе выездной налоговой проверки доля реализации сельскохозяйственной продукции не определялась. Расчеты основаны на представленной налоговому органу заявителем налоговой декларации по налогу на прибыль, что видно из акта проверки и оспоренного решения. При этом налоговым органом не учтена разница в порядке исчисления налога на прибыль и единого сельскохозяйственного налога.
Таким образом, арбитражным судом установлен факт наличия у заявителя права уплачивать единый сельскохозяйственный налог.
3.3. Размер внереализационных доходов не оказывает влияния на решение вопроса о правомерности применения ЕСХН
Постановление Президиума ВАС РФ от 09.02.2010 N 10864/09 по делу N А78-5025/2008
Согласно пункту 4 статьи 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в проверяемый период), если по итогам налогового периода доля дохода налогоплательщиков от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составила менее 70 процентов, налогоплательщики должны произвести перерасчет налоговых обязательств исходя из общего режима налогообложения за весь указанный налоговый период.
Поскольку кооператив не осуществлял продажу основных средств и других материалов на систематической основе, реализация носила разовый характер, то в целях признания кооператива сельскохозяйственным товаропроизводителем при определении доли дохода от реализации сельскохозяйственной продукции полученные кооперативом денежные средства не должны учитываться в общем доходе от реализации упомянутого имущества.
3.4. Статья 346.3 НК РФ не устанавливает особого порядка предоставления налоговых деклараций при утрате права на применение ЕСХН
Исходя из анализа статьи 346.3 НК РФ, а также фактических обстоятельств дела судом апелляционной инстанции сделан правильный вывод о том, что в данном случае предприниматель добровольно перешла с 2010 года со специального режима ЕСХН на применение общей системы налогообложения.
Неуведомление предпринимателем налогового органа об изменении системы налогообложения не свидетельствует о продолжении ею применения специального режима ЕСХН, поскольку имеющиеся в деле доказательства, а именно - декларации по налогу на добавленную стоимость, налогу на доходы физических лиц, факты уплаты в бюджет налога на доходы физических лиц, апелляционная жалоба налогоплательщика, поданная на решение инспекции, в которой предприниматель не отрицала применение ею общей системы налогообложения, а также отсутствие деклараций по ЕСХН в период 2010-2011, подтверждают переход ИП Бондарь А.В. на общую систему налогообложения.
3.5. Изменение организационно-правовой формы юридического лица не влияет на право применения ЕСХН
Постановление Президиума ВАС РФ от 15.06.2010 N 563/10 по делу N А79-6037/2009
В силу пункта 2 статьи 346.3 [НК РФ] вновь созданная организация или вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе. В этом случае организация или индивидуальный предприниматель считаются перешедшими на уплату упомянутого налога в текущем налоговом периоде с даты постановки на учет в налоговом органе.
Полагая, что в процессе приватизации государственного сельскохозяйственного предприятия была создана новая организация в виде открытого акционерного общества, инспекция сочла, что, не заявив в порядке, установленном статьей 346.3 [НК РФ], о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, общество не вправе было его применять.
В рассматриваемом случае речь идет о преобразовании юридического лица из одной организационно-правовой формы в другую.
Общество сохранило профиль деятельности, осуществляемый предприятием до его приватизации, оставаясь сельскохозяйственным товаропроизводителем, что инспекцией не оспаривается. Следовательно, оно имело право использовать упрощенную систему налогообложения в виде уплаты единого сельскохозяйственного налога, заявив о своем намерении.
3.6. Приостановление вылова рыбопродукции в связи с ремонтом плавсредств не свидетельствует об утрате налогоплательщиком статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя в следующем году и не лишает его права на уплату ЕСХН
Как установлено судом апелляционной инстанции, ИП в 2012 году вылов водных биологических ресурсов не осуществлял по причине нахождения трех плавсредств в ремонте, который в силу объективных причин осуществлялся предпринимателем самостоятельно. Данные обстоятельства явились препятствием для освоения полученных квот (вылов 100 тонн горбуши) и послужили основанием для отказа в проведении промысла. Доказательства, подтверждающие осуществление заявителем иного вида деятельности, в материалы дела не представлены.
Вывод суда апелляционной инстанции о соответствии ИП критериям, установленным в пунктах 2, 2.1 статьи 346.2 НК РФ, признается судом кассационной инстанции правильным, как основанный на фактических обстоятельствах дела. Следовательно, предприниматель, осуществив в 2013 году вылов и реализацию рыбопродукции, правомерно применил на основании заявления систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей и исчислил ЕСХН.
Как обоснованно отмечено судом апелляционной инстанции, приостановление предпринимателем деятельности в 2012 году в силу наличия причин, препятствовавших осуществлению вылова водных биологических ресурсов, не может быть расценено как обстоятельство, свидетельствующие об утрате им статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 июня 2023 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской.