Энциклопедия судебной практики
Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами
(Ст. 20.2 Закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний")
1. Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда
Определение Верховного Суда РФ от 19 февраля 2016 г. N 307-КГ15-19614
Факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками сам по себе не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Постановление ФАС Центрального округа от 10.07.2014 по делу N А35-5094/2013
Суды пришли к правильному выводу о том, что выплаты социального характера, выплаченные Обществом своим работникам, не являются стимулирующими, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников, следовательно, не подлежат обложению страховыми взносами.
2. Выплачиваемое работникам при выходе их на пенсию выходное пособие не подлежит включению в базу для начисления страховых взносов
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28.01.2014 по делу N А29-7701/2012
Выплачиваемое при увольнении выходное пособие является компенсационной выплатой, установленной законодательством Российской Федерации; при этом Трудовой кодекс Российской Федерации прямо предусматривает возможность установления случаев выплаты выходного пособия и его размера трудовым или коллективным договорами, соглашениями.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что выплачиваемое работникам при выходе их на пенсию выходное пособие не подлежит включению в базу для начисления страховых взносов.
3. Средства на оплату дополнительных выходных дней работникам по уходу за ребенком-инвалидом не включаются в базу для начисления страховых взносов
Определение Верховного Суда РФ от 16 февраля 2016 г. N 306-КГ15-19656
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь нормами Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", суды нижестоящих инстанций признали незаконным доначисление страховых взносов на обязательное социальное страхование на сумму оплаты дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, произведенной фондом по результатам выездной проверки общества.
При этом суды исходили из того, что выплаты за дополнительные выходные дни, предоставленные для ухода за детьми-инвалидами, носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, не являются стимулирующей выплатой, вознаграждением, элементами оплаты труда и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Определение ВАС РФ от 27.03.2014 N ВАС-3057/14
Фондом в ходе выездной проверки выявлено, что общество не включило в базу для начисления страховых взносов суммы среднего заработка, сохраняемого за работниками в связи с использованием ими дополнительных выходных дней, предоставленных для ухода за ребенком-инвалидом.
В соответствии со статьями 15, 129, 262 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 5, статьями 20.1, 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" правомерно пришли к выводу по данному эпизоду, что спорные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, не являются стимулирующей выплатой, вознаграждением, элементами оплаты труда и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 08.06.2010 N 1798/10, спорные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о том, что спорные выплаты не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Кроме того, в соответствии с пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
На основании пункта 17 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" с 01.01.2010 финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.
Таким образом, выплаты за дополнительные дни, предоставленные для ухода за детьми-инвалидами, не подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28.01.2014 по делу N А29-7701/2012
Выплаты за дополнительные выходные дни, предоставленные для ухода за детьми-инвалидами, носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 1798/10). Правомерность данных выплат материалами дела подтверждена и Фондом не оспаривается.
С учетом изложенного Обществом правомерно не включены в базу для начисления страховых взносов спорные средства на оплату дополнительных выходных дней работникам по уходу за ребенком-инвалидом.
Выплаты за дополнительные выходные дни, предоставленные для ухода за детьми-инвалидами, имеют компенсационный характер, подлежат возмещению страхователю и обоснованно не включены учреждением в базу для исчисления страховых взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами, в частности, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
В соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Вместе с тем данные выплаты не являются вознаграждением в рамках трудового договора (трудовых отношений), поскольку в силу их характера не являются оплатой труда (вознаграждением за труд) работников, как она определена статьей 129 ТК РФ, а производятся в виде сохранения заработка в пользу только той категории работников, которая в силу своих семейных обязанностей осуществляет уход за ребенком-инвалидом, то есть имеют компенсационный характер.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда, изложенной в постановлении Президиума от 08.06.2010 N 1798/10, спорные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Следовательно, спорные выплаты не являются стимулирующими, вознаграждением, элементом оплаты труда и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Постановление ФАС Поволжского округа от 24.04.2014 по делу N А49-5942/2013
Поскольку оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами не является вознаграждением за труд, а является по существу гарантированной государством компенсацией лицам, исполняющим семейные обязанности, эти выплаты в силу подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ и пункта 1 статьи 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами.
Аналогичная правовая позиция выражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 1798/10, в той части, что спорные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, определен ст. 9 Закона N 212-ФЗ.
Статьей 20.1 Закона N 125-ФЗ, введенной в действие с 01.01.2011, установлено, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. В соответствии со ст. 3 данного федерального закона страховой взнос - это обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику, а страховой тариф представляет собой ставку страхового взноса, исчисленную исходя из сумм выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу застрахованных по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам и включаемых в базу для начисления страховых взносов.
Как отмечено выше, основанием для доначисления обществу недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафа явился в том числе вывод учреждения о неправомерном невключении обществом в базу для исчисления страховых взносов сумм выплат за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами.
Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно заключили, что выплаты за дополнительные выходные дни, предоставленные для ухода за детьми-инвалидами, имеют компенсационный характер, не подлежали включению в базу для исчисления страховых взносов, что исключает начисление страховых взносов, пеней и штрафа по указанному основанию.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховые взносы, в частности, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Выплаты за дополнительные выходные дни, предоставленные для ухода за детьми-инвалидами, носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, при этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
В соответствии с пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста восемнадцати лет производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
На основании пункта 17 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" с 01.01.2010 финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что выплаты, произведенные работникам за дополнительные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами, не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
4. Выплаты в виде компенсации стоимости путевок на базы отдыха не облагаются страховыми взносами
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.06.2014 по делу N А19-14036/2013
Вывод судов о том, что выплаты в виде компенсации стоимости путевок на базы отдыха не относятся к выплатам в рамках трудовых отношений, которые подлежат обложению страховыми взносами, является также правильным.
5. Гранты, выделенные педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, не облагаются страховыми взносами
Постановление ФАС Поволжского округа от 31.07.2014 по делу N А06-8566/2013
Единовременные выплаты, установленные законом субъекта Российской Федерации, можно назвать мерой государственной поддержки, так как они, во-первых, не входят в систему оплаты труда работника и не являются стимулирующей выплатой, во-вторых, установлены законом субъекта.
Как правомерно указали суды, в рассматриваемом случае выплаченные денежные средства гранта являются предметом договора пожертвования, имеющего гражданско-правовой характер. В отношении такой выплаты заявитель не является плательщиком страховых взносов, поскольку их получение работником не предполагает выполнение с его стороны каких-либо работ или услуг для работодателя.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что гранты, выделенные педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, не облагаются страховыми взносами.
6. Компенсация за питание в денежном эквиваленте не подлежит обложению страховыми взносами
Постановление ФАС Поволжского округа от 18.03.2014 по делу N А65-16191/2013
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, ООО является сельскохозяйственным предприятием и его работники выполняли работы в полевых условиях. В связи с невозможностью обеспечения рабочих, занятых на полевых работах, в весенне-летний посевной и уборочные сезоны горячим питанием, обществом указанным работникам предоставлена компенсация за питание в денежном эквиваленте. Данная компенсация предоставлялась работникам на основании приказов руководителя, то есть локальных нормативных актов (именно в связи с выполнением работниками трудовой функции непосредственно в полевых условиях и по инициативе общества).
Таким образом, указанные выплаты носят компенсационный характер и не подлежат обложению страховыми взносами.
7. Суммы оплаты стоимости лечения работников и санаторно-курортных путевок в санаторий-профилакторий общества и другие лечебные учреждения, приобретаемые для работников, не облагаются страховыми взносами
Определение ВАС РФ от 19.03.2014 N ВАС-2564/14
Судами установлено, что основанием для принятия решения в оспариваемой части явились выводы фонда о занижении обществом базы для начисления страховых взносов на суммы оплаты стоимости санаторно-курортных путевок в санаторий-профилакторий общества и другие лечебные учреждения, приобретаемые для работников.
Спорные выплаты осуществлялись на основании коллективного договора, при наличии письменных заявлений работников и медицинских справок.
Удовлетворяя заявленное обществом требование в указанной части, суд кассационной инстанции, руководствуясь положениями ст. 15, 16, 129 Трудового кодекса Российской Федерации, ст.ст. 3, 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", ст.ст. 7, 8, 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", правомерно исходил из того, что спорные выплаты не зависели от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения работы, не являются стимулирующей или компенсирующей выплатой, вознаграждением, элементами оплаты труда и не подлежат включению в расчетную базу для начисления страховых взносов.
8. Выплачиваемое работникам при выходе их на пенсию выходное пособие, выплаты молодым специалистам, выплаты в пользу работников, имеющих ученую степень кандидата наук, доктора наук, не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что выделенные денежные средства на выплату пособий молодым специалистам и грантов не облагаются страховыми взносами.
Объектом для исчисления страховых взносов являются не любые доходы работника по месту его работы, а лишь начисленные ему за определенный трудовой результат. Спорные выплаты не связаны с исполнением работниками трудовых обязанностей, не являются компенсирующими или стимулирующими, не носят обязательного характера, не зависят от результатов труда работников школы и не включены в систему оплаты труда.
Объектом для исчисления страховых взносов являются не любые доходы работника по месту его работы, а лишь начисленные ему за определенный трудовой результат. Спорные выплаты не связаны с исполнением работниками трудовых обязанностей, не являются компенсирующими или стимулирующими, не носят обязательного характера, не зависят от результатов труда работников школы и не включены в систему оплаты труда.
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28.01.2014 по делу N А29-7701/2012
Перечень случаев, когда при увольнении работнику выплачивается выходное пособие и размеры выходных пособий установлены Трудовым кодексом РФ, в том числе ст. 178.
Таким образом, выплачиваемое при увольнении выходное пособие является компенсационной выплатой, установленной законодательством Российской Федерации; при этом Трудовой кодекс РФ прямо предусматривает возможность установления случаев выплаты выходного пособия и его размера трудовым или коллективным договорами, соглашениями.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что выплата выходного пособия работникам - пенсионерам при увольнении производилась на основании Территориального соглашения по организациям угольной промышленности города на 2011-2013 годы, которым установлены случаи выплаты выходного пособия и его размер.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что выплачиваемое работникам при выходе их на пенсию выходное пособие не подлежит включению в базу для начисления страховых взносов.
Постановление ФАС Уральского округа от 17.02.2014 N Ф09-14720/13
Оценив основание и назначение выплат отдельным категориям лиц, которым присуждена ученая степень кандидата наук, доктора наук, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что выплаты, осуществляемые в пользу работников, имеющих ученую степень кандидата наук, доктора наук, имели характер государственного пособия, поскольку производились вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения, но в соответствии с Законом Пермского края от 23.12.2010 N 729-ПК "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий лиц, которым присуждена ученая степень кандидата наук, доктора наук, работающих в образовательных учреждениях на территории Пермского края" и за счет субвенций бюджета Пермского края, вследствие чего не подлежали включению в базу для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование.
Кроме того, судами первой и апелляционной инстанций установлено, что денежные выплаты в виде единовременного пособия педагогическим работникам при увольнении в связи с достижением пенсионного возраста и выходом на пенсию по старости (при стаже педагогической деятельности 25 лет и более), единовременного пособия застрахованным лицам, окончившим учреждения высшего и среднего профессионального образования (по очной форме обучения) и поступающим на работу по полученной специальности в государственные (краевые) образовательные учреждения и муниципальные образовательные учреждения, также являются государственными пособиями и не подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование, поскольку произведены образовательным учреждением в соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона Пермского края от 12.03.2010 N 587-ПК и за счет субвенций бюджета Пермского края.
9. Выплаты (льготы) социального характера, основанные на коллективном договоре, не включаются в базу, облагаемую страховыми взносами
Согласно позиции, изложенной в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации [от 14.05.2013 N 17744/12], факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. Таким образом, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Доказательства, свидетельствующие о том, что произведенные выплаты являлись оплатой труда работника, носили систематический характер, зависели от трудового вклада работника, сложности, количества и качества выполняемой работы, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа либо являлись компенсационными или стимулирующими выплатами, предусмотренными трудовыми договорами с конкретными работниками, Фондом социального страхования не представлены.
Согласно позиции, изложенной в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации [от 14.05.2013 N 17744/12], факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. Таким образом, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Доказательства, свидетельствующие о том, что произведенные выплаты являлись оплатой труда работника, носили систематический характер, зависели от квалификации работника, сложности, количества, качества работы или трудового вклада работников, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа, Фондом социального страхования в соответствии со статьей 65 АПК РФ не представлены.
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.01.2014 по делу N А44-7536/2012
В силу п. 1 ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ, введенной в действие с 01.01.2011, объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Основанием для начисления страховых взносов по указанному виду социального страхования являются выплаты, начисленные работнику за определенный трудовой результат.
Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Предоставляемые работодателем своим работникам блага в случаях, не предусмотренных законом, только тогда включаются в базу для исчисления страховых взносов, когда с учетом обстоятельств конкретного дела такие блага могут быть расценены как вознаграждение работников в связи с выполнением ими работы (служебных обязанностей).
Судами правильно указано на то, что выплаты (льготы) социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества и условий выполнения самой работы, как это обусловлено ст. 129 ТК РФ, не являются оплатой труда работников, то есть вознаграждением за труд, а следовательно, не подлежат включению в базу, облагаемую страховыми взносами.
10. Стоимость переданных работодателем работникам детских новогодних подарков не должна учитываться при расчете базы по страховым взносам
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.05.2012 N А33-15492/2011
Суд апелляционной инстанции правильно указал на то, что передача работникам детских новогодних подарков непосредственно не связана с выполнением работниками трудовых обязанностей, не является стимулирующей или компенсирующей выплатой, имеет разовый и необязательный характер, стоимость подарков определялась вне зависимости от стажа работника и результатов его работы, следовательно, стоимость переданных работодателем работникам детских новогодних подарков не должна учитываться при расчете базы по страховым взносам.
При этом суд кассационной инстанции учитывает, что в соответствии со ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Вместе с тем при передаче организацией подарков детям работников происходит безвозмездная передача права собственности на них, то есть какое-либо вознаграждение отсутствует.
Кроме того, подарки предназначаются для детей, которые не являются застрахованными лицами работодателя.
Следовательно, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что в данном случае объект обложения страховыми взносами отсутствует.
11. Выплаты в виде материальной помощи по случаю праздников не связаны с выполнением сотрудниками какой-либо работы, и на них не подлежат начислению страховые взносы
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 08.05.2013 по делу N А27-17352/2012
В соответствии с п. 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 N 1231, действующей с 01.01.2011), страховые взносы начисляются на выплаты и иные вознаграждения (как по основному месту работы, так и по совместительству), выплачиваемые страхователем в пользу застрахованного в рамках трудовых отношений и включаемые в базу для начисления страховых взносов в соответствии со ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ.
Выплаты, произведенные Обществом своим работникам в проверяемом периоде в виде материальной помощи по случаю празднования Дня Матери, Нового года, а также спортивного турнира по теннису, не связаны с выполнением сотрудниками какой-либо работы, и на них не подлежат начислению страховые взносы.
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между Обществом и работниками не является основанием для вывода о том, что все выплаты, которые осуществляются данным физическим лицам, по существу представляют собой оплату их труда.
Кроме того, судами установлено и материалами дела подтверждается, что указанные выплаты имеют необязательный характер (выплачивались не всем работникам), не предусмотрены системой оплаты труда и не учитываются для расчета среднего заработка в целях выплаты страхового возмещения в силу ст. 139 Трудового кодекса Российской Федерации, осуществлены не из фонда заработной платы, а из нераспределенной прибыли, оставшейся у Общества после налогообложения.
12. Ежемесячная надбавка к ежемесячному денежному содержанию судьям, не облагается страховыми взносами
Суды двух инстанций пришли к выводу, что ежемесячная надбавка к ежемесячному денежному содержанию судьям, продолжающим работать, имеет пенсионный характер и является государственным пособием, выплачиваемым не в рамках трудовых отношений в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в связи с чем спорная надбавка не подлежит обложению страховыми взносами на основании пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, пункта 1 статьи 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ.
13. Доплаты за нормативное время передвижения работников, постоянно занятых на подземных работах в шахте, от ствола к месту работы и обратно, не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 ноября 2015 г. N 81-КГ15-27
Доплаты за нормативное время передвижения работников, постоянно занятых на подземных работах в шахте, от ствола к месту работы и обратно - это не выплаты за определённый трудовой результат, предусмотренный трудовым или гражданско-правовым договором, а компенсация потери времени на указанное передвижение.
Согласно статье 164 Трудового кодекса Российской Федерации компенсации - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Из приведённых нормативных положений следует, что доплаты работникам организаций угольной, сланцевой промышленности и шахтного строительства, постоянно занятым на подземных работах, за нормативное время их передвижения в шахте от ствола к месту работы и обратно (ходовые), исходя из особенностей режима труда таких работников, являются компенсационными выплатами, связанными с выполнением работниками данных отраслей своих трудовых обязанностей.
Таким образом, в силу статьи 20.2 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ, определяющей суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, доплаты названной категории работников за нормативное время передвижения в шахте от ствола к месту работы и обратно (ходовые) не подлежат включению в базу обложения страховыми взносами и, соответственно, на основании статьи 3 названного Федерального закона эти доплаты не должны включаться в состав заработка застрахованного при исчислении ежемесячной страховой выплаты.
14. Денежная компенсация за задержку выплаты заработной платы не подлежит включению в базу для начисления страховых взносов
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 марта 2014 г. N ВАС-11140/13
Признавая законным решение фонда в указанной части [о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний], суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что выплаты работникам в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока выплаты заработной платы являются элементами оплаты труда и облагаются страховыми взносами. При этом суды указали, что данные выплаты не включены в перечень выплат, которые в силу статьи 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" не облагаются страховыми взносами.
Суды пришли к правильному выводу о том, что суммы денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы подпадают под действие подпункта 2 пункта 1 статьи 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов, и обоснованно удовлетворили заявленное ООО требование.
Суммы денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы подпадают под действие подпункта 2 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
15. Областные стипендии учителям не подлежат обложению страховыми взносами
Определение Верховного Суда РФ от 18 сентября 2014 г. N 304-КГ14-1265
Суды, удовлетворяя заявленные требования [о признании недействительными решений государственного учреждения привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний], исходили из того, что областные стипендии учителям не входят в систему оплаты труда работников в рамках трудовых отношений, обладают специфической правовой природой и не являются объектом обложения страховыми взносами.
16. Компенсация родительской платы за содержание детей в ДДУ не подлежит обложению страховыми взносами
Компенсация родительской платы за содержание детей в ДДУ в соответствии с пунктом 7.3 коллективного договора предоставляется на основании письменного заявления и подтверждающих документов. Данная компенсация не зависит от трудовых достижений работника и не является вознаграждением за труд, то есть не носит систематический характер, не зависит от трудового вклада работника, сложности, количества и качества выполняемой работы, уровня квалификации работника, не исчисляется от окладов, тарифов, трудового стажа и не предусмотрена трудовым договором с работником.
Таким образом, спорные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов, соответственно суждения судов об обратном являются ошибочными.
17. За период нахождения работника в трудовом отпуске за ним сохраняется рабочее место, на суммы отпускных начисляются страховые взносы
Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определены в ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". В данный перечень не входят выплаты за трудовой отпуск. За период нахождения работника в трудовом отпуске за ним сохраняется рабочее место, на суммы отпускных начисляются страховые взносы.
Ранее действовавший (до 01.01.2011 года) Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования РФ, утвержденный постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 года N 765, также не относил денежные суммы, выплачиваемые за время нахождения в очередных отпусках, к числу выплат, на которые не начисляются страховые взносы.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что за период нахождения работника в трудовом оплачиваемом отпуске за ним сохраняется рабочее место, на суммы отпускных начисляются страховые взносы, судебная коллегия считает, что исключение ответчиком из подсчета заработка истицы отпускных сумм является незаконным, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении требований истицы о перерасчете ежемесячной страховой выплаты из ее заработка с учетом периодов нахождения в отпусках.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Закон об обязательном страховании от несчастных случаев" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 августа 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Закон об обязательном страховании от несчастных случаев" использованы авторские материалы, предоставленные АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также С.В. Кошелевым, В.Н. Горностаевым, С.П. Родюшкиным.