Энциклопедия судебной практики
Налог на доходы физических лиц. Порядок взыскания и возврата налога
(Ст. 231 НК)
1. Возврату подлежат любые суммы налога, излишне перечисленные в бюджет
Довод налогового органа о возможности возврата налоговым агентом только налога, излишне удержанного по ошибке, противоречит содержанию статьи 231 НК РФ, по смыслу которой налоговый агент возвращает налогоплательщику любые суммы налога, излишне перечисленные в бюджет в результате собственных действий агента.
2. Возврат налоговым агентом излишне удержанного НДФЛ не зависит от момента подачи заявления о возврате
В соответствии со статьей 231 НК РФ суммы НДФЛ, излишне удержанные работодателем (налоговым агентом) из доходов его сотрудников, подлежат возврату этим налоговым агентом независимо от момента подачи налогоплательщиком соответствующего заявления.
В соответствии со ст. 231 Кодекса суммы НДФЛ излишне удержанные работодателем (налоговым агентом) из доходов его сотрудников подлежат возврату этим налоговым агентом независимо от момента подачи налогоплательщиком соответствующего заявления.
3. Право налогового агента на возврат из бюджета суммы излишне уплаченного НДФЛ может быть реализовано только при подтверждении возврата налогоплательщику суммы излишне удержанного у него налога
Апелляционное определение Архангельского областного суда от 27.02.2013 по делу N 33-1029/2013
В отношении налога на доходы физических лиц, излишне удержанного с налогоплательщика и уплаченного (перечисленного) в бюджет налоговым агентом, применяются специальные положения пункта 1 статьи 231 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма налога подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика.
Из материалов дела следует, что налог был излишне удержан с истца налоговым агентом, сам истец уплату налога не производил, поэтому налоговый агент обязан осуществить возврат налога истцу.
4. Суммы НДФЛ, не удержанные налоговым агентом с физических лиц, которым он продолжает выплачивать доходы, должны быть удержаны им до полного погашения при последующих выплатах дохода
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.08.2012 по делу N А32-22661/2011
Из содержания п. 2 ст. 213 НК РФ следует, что налоговый орган не вправе самостоятельно удержать у налогоплательщика суммы налога, необходимые к уплате в бюджет. Функции по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и уплате сумм налога возложены на налоговых агентов, поэтому налоговый орган вправе предложить организациям совершить указанные действия.
5. НК РФ не устанавливает порядок и сроки возврата налоговым агентом излишне удержанного НДФЛ
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.10.2010 по делу N А26-2065/2010
В силу п. 1 ст. 231 НК РФ Кодекса излишне удержанные налоговым агентом из доходов налогоплательщика суммы НДФЛ подлежат возврату налоговым агентом на основании заявления налогоплательщика. При этом в данной норме не установлены сроки и порядок возврата налоговым агентом названных сумм.
Кроме того, статьи 78 и 231 Кодекса не устанавливают порядок и последовательность действий налогового органа и налогового агента при осуществлении возврата налогоплательщикам - физическим лицам излишне удержанного и перечисленного в бюджет налога в случае заявления ими права на получение имущественного налогового вычета.
Таким образом, следует признать обоснованным вывод суда о том, что порядок возврата налоговым агентом излишне удержанных сумм НДФЛ законодательно не определен.
6. Заявление о возврате излишне удержанного налога налогоплательщик вправе подать налоговому агенту в течение 3 лет со дня удержания налога
Определение Свердловского областного суда от 09.02.2012 по делу N 33-1830/2012
В отношении НДФЛ, излишне удержанного с налогоплательщика и уплаченного (перечисленного) в бюджет налоговым агентом, применяются специальные положения п. 1 ст. 231 НК Российской Федерации.
Этими специальными положениями установлено, что суммы такого налога подлежат возврату налоговым агентом по представлении налогоплательщиком соответствующего заявления. При этом срок подачи такого заявления согласно п. 7 ст. 78 НК Российской Федерации ограничен тремя годами со дня удержания и уплаты налога в бюджет.
7. Налоговый орган производит возврат налогоплательщику излишне удержанного налога только в случае отсутствия налогового агента
Определение Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2015 г. N 262-О
Переплата сумм налога, возникшая у налогоплательщика в результате действий налогового агента - с учетом приоритета действия специальных норм над общими - подлежит возврату в особом порядке (пункт 1 статьи 231 данного Кодекса); в остальных случаях при возврате налога следует руководствоваться общими нормами; а именно статьями 78 и 79 Налогового кодекса Российской Федерации. Само по себе подобное регулирование, осуществленное законодателем в рамках предоставленной ему дискреции в налоговой сфере, направлено на восстановление имущественных прав налогоплательщиков в случаях излишней уплаты, излишнего взыскания и (или) излишнего удержания налога и не влечет нарушения конституционных прав заявителя.
8. Возврат налога налогоплательщику, ставшему в налоговом периоде налоговым резидентом, производит налоговый орган, а не налоговый агент
Определение Московского городского суда от 22.11.2011 по делу N 33-37939
В настоящее время согласно действующему пункту 1.1 ст. 231 НК РФ возврат суммы налога налогоплательщику в связи с перерасчетом по итогу налогового периода в соответствии с приобретенным им статусом налогового резидента РФ производится налоговым органом, в котором он был поставлен на учет по месту жительства (месту пребывания), при подаче налогоплательщиком налоговой декларации по окончании указанного налогового периода, а также документов, подтверждающих статус налогового резидента РФ в этом налоговом периоде, в порядке, установленном ст. 78 НК РФ. Таким образом, законодателем предусмотрен специальный порядок возврата сумм налога в связи с перерасчетом налога с доходов физического лица после приобретения им статуса налогового резидента РФ. Возврат налога производится в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ. Поэтому истцу надлежит обратиться с соответствующим заявлением, налоговой декларацией в налоговый орган по месту его учета, поскольку в силу п. 7 п. 1 ст. 32, ст. 78 НК РФ налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику излишне удержанных налогов.
9. В случае обращения работника с заявлением о предоставлении имущественного налогового вычета налоговый агент (работодатель) возвращает гражданину соответствующую сумму налога, удержанную с начала налогового периода (календарного года), в котором было подано такое заявление
При обращении физического лица к работодателю с заявлением о предоставлении имущественного налогового вычета не в первом, а в одном из последующих месяцев календарного года налог исчисляется за весь истекший с начала года период с применением имущественного налогового вычета.
Разница между суммой налога, исчисленной и удержанной до предоставления имущественного вычета, и суммой налога, определенной по установленным пунктом 3 статьи 226 НК РФ правилам, в том месяце, в котором от работника поступило заявление о предоставлении вычета, образует сумму налога, перечисленную в бюджет излишне.
На основании пункта 1 статьи 231 Кодекса излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма налога подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления работника.
10. В случае удержания налоговым агентом налога до представления налогоплательщиком заявления о получении имущественных налоговых вычетов ст. 231 НК РФ не применяется
Абзацем шестым пункта 8 статьи 220 НК РФ установлено, что в случае, если после представления налогоплательщиком в установленном порядке заявления налоговому агенту о получении имущественных налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 220 НК РФ, налоговый агент удержал налог без учета имущественных налоговых вычетов, сумма излишне удержанного после получения заявления налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, установленном статьей 231 НК РФ.
Применение положений статьи 231 НК РФ в отношении сумм налога, правомерно удержанных налоговым агентом до представления налогоплательщиком вышеуказанного заявления, статьей 220 НК РФ не предусмотрено.
При предоставлении налоговым агентом имущественного налогового вычета излишне удержанным является налог, неправомерно удержанный после представления налогоплательщиком в установленном порядке заявления налоговому агенту о получении имущественного налогового вычета.
В связи с этим суммы НДФЛ, удержанные налоговым агентом в установленном порядке до получения им обращения налогоплательщика о предоставлении имущественного налогового вычета и соответствующего подтверждения налогового органа, не являются излишне удержанными и, соответственно, под действие статьи 231 НК РФ не подпадают.
11. Наличие статуса налогового резидента РФ, устанавливаемого в начале налогового периода на каждую дату выплаты дохода, носит предварительный характер и подлежит уточнению в конце налогового периода в зависимости от продолжительности пребывания физлица на территории РФ в данном налоговом периоде, что является основанием для перерасчета НДФЛ
Постановление Конституционного Суда РФ от 25 июня 2015 г. N 16-П
Налоговый статус физического лица, исходя из критерия нахождения его в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев, точно определяется на начало налогового периода, однако в конце каждого налогового периода требует уточнения по итогам этого налогового периода: наличие статуса налогового резидента Российской Федерации, устанавливаемого в начале налогового периода на каждую дату выплаты дохода, носит предварительный характер и подлежит уточнению в конце налогового периода в зависимости от продолжительности пребывания физического лица на территории Российской Федерации в данном налоговом периоде, что является основанием для перерасчета налога на доходы физических лиц, взимавшегося исходя из предварительного налогового статуса лица, который оно имело в начале текущего налогового периода.
Данный вывод подтверждается содержанием нормы, введенной с 1 января 2011 года в статью 231 Налогового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования". Ею устанавливается особый порядок возврата суммы налога на доходы физических лиц по итогу налогового периода, распространяющийся на налогоплательщиков в связи с приобретением ими статуса налогового резидента Российской Федерации: такой возврат производится соответствующим налоговым органом при подаче налогоплательщиком налоговой декларации по окончании указанного налогового периода, а также документов, подтверждающих статус налогового резидента Российской Федерации в этом налоговом периоде (пункт 1.1).
Таким образом, Налоговый кодекс Российской Федерации теперь прямо указывает на необходимость для перерасчета налога на доходы физических лиц с целью возврата соответствующих сумм подтверждать статус налогового резидента Российской Федерации применительно к конкретному налоговому периоду, а соблюдение налогоплательщиком условия пребывания в Российской Федерации не менее 183 календарных дней из 12 месяцев, следующих подряд, с учетом установленных правил исчисления данного срока позволит ему получить право на возврат налога, уплаченного ранее по повышенной ставке.
12. Законодательством не установлен обязательный досудебный порядок урегулирования споров по возврату излишне удержанной суммы НДФЛ
Апелляционное определение Московского городского суда от 6 апреля 2015 г. N 33-11175/15
Доводы апелляционной жалобы ОАО о том, что в нарушение положений ст. 231 Налогового кодекса Российской Федерации истец к нему как к налоговому агенту с заявлением о возврате удержанного налога не обращалась, не может повлечь отмену решения суда в данной части, поскольку в данном случае обязательный порядок досудебного урегулирования спора не предусмотрен законом и истец не лишена возможности непосредственно обратиться в суд с указанным требованием.
Доводы апелляционной жалобы ОАО о том, что в нарушение положений ст. 231 Налогового кодекса Российской Федерации истец к нему как к налоговому агенту с заявлением о возврате удержанного налога не обращалась, не может повлечь отмену решения суда, поскольку в данном случае обязательный порядок досудебного урегулирования спора не предусмотрен законом и истец не лишена возможности непосредственно обратиться в суд с указанным требованием.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 135 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации досудебный порядок урегулирования спора должен быть установлен федеральным законом или договором.
Статья 231 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает порядок обращения налогоплательщиков за возвратом излишне удержанной суммы налога, но не устанавливает досудебный порядок урегулирования каких-либо споров. Отсутствуют и иные федеральные законы, которые для указанной категории споров предусматривали бы досудебный порядок урегулирования.
13. Прекращение трудовых отношений не влияет на порядок возврата излишне удержанного НДФЛ
Прекращение трудовых отношений между сторонами настоящего спора не влияет на порядок возврата излишне удержанного НДФЛ, предусмотренный ст. 231 Налогового кодекса Российской Федерации.
14. Налоговый орган обязан осуществить возврат налоговому агенту излишне перечисленный НДФЛ при отсутствии у него сотрудников в спорном периоде
Согласно пункту 1 статьи 231 НК РФ излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы налога подлежат возврату налоговым агентом по представлении налогоплательщиком соответствующего заявления.
По настоящему делу судами установлено, что согласно представленным в материалы дела сведениям о среднесписочной численности заявителя за 2013-2015 годы, среднесписочная численность работников в данный период составляла 0 человек.
Суды указали, что доказательств, свидетельствующих о наличии у заявителя обязанности по удержанию и перечислению НДФЛ в бюджет, в материалы дела не представлено.
Доказательства наличия обстоятельств, дающих основания предполагать наличие у заявителя обязанности по уплате НДФЛ в бюджет в спорной сумме в материалы дела также не представлено.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу о наличии у заявителя права на возврат спорной суммы налога.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 июня 2023 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской.