Энциклопедия судебной практики
Собственность на землю субъектов Российской Федерации
(Ст. 18 ЗК)
1. ЗК РФ предусматривает исчерпывающий перечень оснований возникновения права собственности субъектов РФ на земельные участки
Решение Верховного Суда Республики Тыва от 25 января 2007 г. N 3-9/0740
Указанный перечень [оснований возникновения права собственности субъектов РФ на земельные участки, установленный статьей 18 Земельного кодекса РФ] является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
2. Части земельных участков не могут являться объектами собственности субъектов РФ
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 апреля 2011 г. N 14950/10
В соответствии со статьями 15, 17, 18 Земельного кодекса объектом права собственности граждан, юридических лиц, государственной собственности могут быть земельные участки, но не их части.
Как следует из материалов дела, спорным частям земельного участка, имеющего упомянутый адресный ориентир, присвоены учетные кадастровые номера.
Однако присвоение частям земельных участков учетных кадастровых номеров не свидетельствует об их индивидуализации в качестве самостоятельных объектов вещных прав. Государственная регистрация права собственности на часть земельного участка противоречит действующему законодательству.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 февраля 2011 г. N ВАС-14950/10
Согласно статьям 15, 17, 18 ЗК РФ объектом земельных правоотношений, на основании которых возникает право собственности, могут быть земельные участки, при этом части земельных участков не названы в качестве таковых.
Как следует из материалов дела, спорным частям земельного участка присвоены учетные кадастровые номера.
Однако присвоение частям земельных участков учетных кадастровых номеров не свидетельствует об их индивидуализации в качестве самостоятельных объектов недвижимости.
Таким образом, действующее законодательство не рассматривает часть земельного участка в качестве самостоятельного объекта недвижимости, объекта вещных прав. Государственная регистрация права собственности на часть земельного участка противоречит действующему законодательству.
По смыслу ст. ст. 15, 17, 18 ЗК РФ объектом права собственности граждан, юридических лиц, государственной собственности могут быть земельные участки, но не их части.
В соответствии со статьями 15, 17, 18 Земельного кодекса объектом права собственности граждан, юридических лиц, государственной собственности могут быть земельные участки, но не их части.
В соответствии со статьями 15, 17, 18 Земельного кодекса объектом права собственности граждан, юридических лиц, государственной собственности могут быть земельные участки, но не их части.
В соответствии со ст.ст. 15, 17, 18 ЗК РФ объектом права собственности граждан, юридических лиц, государственной собственности могут быть земельные участки, но не их части.
3. ФЗ от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ является одним из нормативных актов, определяющих критерии отнесения земельных участков к собственности субъектов РФ
Пункт 2 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ является нормой федерального закона, с момента введения в действие которой соответствующие земельные участки признаются находящимися в областной собственности. Данное положение представляет собой реализацию закрепленного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
4. Региональный нормативный правовой акт не может являться основанием для возникновения права собственности субъекта РФ на земельный участок
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 ноября 2004 г. N Ф09-3783/04ГК
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя исковые требования [о признании незаконной государственной регистрации прав собственности на земельный участок], суд апелляционной инстанции исходил из того, что постановление правительства Свердловской области не может быть признано основанием возникновения права собственности на спорный земельный участок, поскольку ст. 18 Земельного кодекса РФ предусматривает, что в собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, а не иным правовым актом.
5. Расположение земельного участка в границах субъекта РФ является основанием для отнесения его к региональной собственности
К собственности субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга относятся земельные участки, указанные в пунктах 2 и 3 [статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ] и расположенные в границах этих субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ).
Таким образом, в силу вышеприведенной нормы права право собственности на земельный участок в соответствии с названной статьей считается фактически разграниченным, если помимо соответствия критериям разграничения государственной собственности на землю, установленным пунктами 2 и 3 статьи 3.1, земельный участок отвечает такому критерию, как расположение в границах субъекта Российской Федерации.
6. Право собственности на земельный участок, расположенный в границах особо охраняемых природных территорий регионального значения, принадлежит субъекту РФ
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 ЗК РФ, пунктом 2 статьи 3.1 Закона о введении в действие Земельного кодекса РФ, пунктом 6 статьи 2 Закона "Об особо охраняемых природных территориях", пунктом 7 статьи 2 Закона Алтайского края от 18.12.1996 N 60-ЗС земельный участок, расположенный в границах особо охраняемых природных территорий регионального значения, является собственностью субъектов Российской Федерации и находится в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Одним из оснований отнесения земельного участка к собственности субъекта Российской Федерации, а также разграничения государственной собственности на землю к собственности субъекта РФ является наличие на то специального указания в законе.
К федеральному закону, признающему те или иные виды земельных участков собственностью субъектов Российской Федерации, относится, в частности, Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях".
Согласно п. 6 ст. 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации.
Из изложенного следует, что земельный участок природного парка как особо охраняемая природная территория является собственностью субъекта РФ - области в силу прямого указания закона.
7. Право собственности субъекта РФ на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, влечет признание права собственности и на эти земли
Поскольку субъектом Российской Федерации приобретено право собственности на объекты недвижимости, расположенные на спорном земельном участке и которые используются для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", заявленные исковые требования [о признании права государственной собственности субъекта Российской Федерации на земельный участок] правомерно удовлетворены.
8. Отказ собственника земельного участка от принадлежащего ему права является основанием для перехода права собственности к субъекту РФ
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 октября 2010 г. N ВАС-10469/10
Под отчуждением понимается передача имущества, принадлежащего одному лицу, в собственность другого лица. С учетом положений пункта 1 статьи 16, пункта 3 статьи 18, пункта 1.1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 30.2 Закона N 122-ФЗ при отказе гражданина или юридического лица от права собственности на земельный участок с даты государственной регистрации прекращения права собственности такой участок становится муниципальной собственностью, а в субъектах Российской Федерации - собственностью соответствующего субъекта Российской Федерации. Таким образом, следует учитывать, что в силу закона следствием отказа юридического лица от права собственности на земельный участок является переход права собственности на него к публичному образованию, что фактически означает отчуждение земельного участка, которое не может осуществляться в отрыве от передачи прав на соответствующую недвижимость.
9. Земельные участки, предоставленные только вновь созданными региональными органами власти некоммерческим организациям, могут находиться в собственности субъекта РФ
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18 ноября 2009 г. N А72-6581/2008
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований [о признании права собственности и признании недействительным зарегистрированного права собственности], правомерно указали, что в силу абзаца 3 пункта 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся в том числе земельные участки, предоставленные некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъекта Российской Федерации. ОГОУ СПО как юридическое лицо возникло не в результате его создания областью, а в результате реорганизации СПТУ. Буквальное толкование положения абзаца 3 пункта 2 статьи 3.1 указанного Закона означает, что оно применяется лишь к вновь возникшим юридическим лицам, а не по иным основаниям. В связи с чем спорный земельный участок не может быть отнесен к собственности субъекта РФ, поэтому требования истца о признании права собственности не подлежат удовлетворению.
10. Отнесение земельного участка к собственности субъекта РФ является основанием для аннулирования неправомерной записи в ЕГРП в случае двойной регистрации права на один и тот же объект
Признание зарегистрированного права отсутствующим подлежит применению в том числе при нарушении прав собственника фактом наличия двойной регистрации права на один и тот же объект в ЕГРП.
Право собственности края на спорный участок зарегистрировано за истцом на основании статьи 18 Земельного кодекса Российской Федерации.
На момент государственной регистрации права собственности имелись основания для разграничения государственной собственности на землю и отнесения спорного земельного участка к уровню собственности субъекта Российской Федерации - края.
Установив, что право собственности на один и тот же объект одновременно зарегистрировано за разными лицами, при этом основания для регистрации права муниципальной собственности на участок отсутствовали, запись в ЕГРП нарушает права субъекта Российской Федерации, суды правомерно удовлетворили заявленные департаментом требования [о признании отсутствующим зарегистрированного права муниципальной собственности на земельный участок путем аннулирования записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним].
11. ЗК РФ не устанавливает запрета на приобретение субъектом РФ неделимого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 мая 2010 г. N ВАС-16632/09
Первоначальная государственная регистрация права федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществленная в порядке разграничения государственной собственности на землю, не препятствует последующей приватизации или приобретению права аренды на нее гражданами и юридическими лицами - собственниками зданий, строений, сооружений, находящихся на этих участках - в порядке и на условиях, которые установлены законом, а также приобретению неделимого земельного участка в общую долевую собственность.
В отсутствие прямого запрета, установленного Земельным кодексом, а также в силу положений пункта 1 статьи 18 и пункта 1 статьи 19 Кодекса, предусматривающих возможность возникновения права собственности субъекта Российской Федерации и муниципального образования на приобретенные ими земельные участки по основаниям, определенным гражданским законодательством, не исключена возможность последующего приобретения неделимого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, в том числе и для таких субъектов.
В связи с изложенным суды неправомерно отказали в удовлетворении требования о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок по мотиву несоответствия такой регистрации нормам гражданского законодательства.
Первоначальная государственная регистрация права федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществленная в порядке разграничения государственной собственности на землю, не препятствует последующей приватизации или приобретению права аренды на нее гражданами и юридическими лицами - собственниками зданий, строений, сооружений, находящихся на этих участках, - в порядке и на условиях, которые установлены законом, а также приобретению неделимого земельного участка в общую долевую собственность.
В отсутствие прямого запрета, установленного Земельным кодексом Российской Федерации, а также в силу положений пункта 1 статьи 18 и пункта 1 статьи 19 Кодекса, предусматривающих возможность возникновения права собственности субъекта Российской Федерации и муниципального образования на приобретенные ими земельные участки по основаниям, определенным гражданским законодательством, не исключена возможность последующего приобретения неделимого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, в том числе и для таких субъектов.
Первоначальная государственная регистрация права федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществленная в порядке разграничения государственной собственности на землю, не препятствует последующей приватизации или приобретению права аренды на нее гражданами и юридическими лицами - собственниками зданий, строений, сооружений, находящихся на этих участках, в порядке и на условиях, которые установлены законом, а также приобретению неделимого земельного участка в общую долевую собственность.
В отсутствие прямого запрета, установленного Земельным кодексом Российской Федерации, а также в силу положений пункта 1 статьи 18 и пункта 1 статьи 19 Кодекса, предусматривающих возможность возникновения права собственности субъекта Российской Федерации и муниципального образования на приобретенные ими земельные участки по основаниям, определенным гражданским законодательством, не исключена возможность последующего приобретения неделимого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, в том числе и для таких субъектов.
12. Законодательством не предусмотрено проведение специальных процедур по передаче земельных участков при разграничении федеральной и региональной собственности на землю
По смыслу статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ [от 25 октября 2001 г.] закрепленное в нем разграничение государственной и областной собственности на землю должно реализовываться вне проведения каких-либо специальных процедур по передаче участков из собственности одного публичного образования в собственность другого публичного образования, в связи с чем ссылка заявителя жалобы на необходимость руководствоваться административным порядком при передаче земельного участка в областную собственность необоснованна.
13. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельный участок у субъекта РФ не свидетельствует об отсутствии указанного права
Возникшее на основании [Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"] право не требовало обязательной регистрации, и отсутствие регистрации не означает отсутствие права субъекта Федерации на земельный участок, на котором расположено его недвижимое имущество.
Поскольку на момент разграничения прав собственности на земельные участки недвижимое имущество, расположенное на спорном земельном участке, принадлежало области, и именно область распорядилась имуществом, включив его в перечень подлежащих приватизации объектов (что не оспаривается ни одним из участников процесса), истец независимо от государственной регистрации права является собственником спорного земельного участка.
14. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельный участок не является основанием для прекращения права собственности
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о том, что отсутствие государственной регистрации права собственности на земельный участок парка за субъектом РФ порождает право собственности на него у муниципального образования.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Таким образом, законодатель предусматривает возможность распоряжения земельным участком без регистрации права собственности только в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Отсутствие регистрации права собственности на спорный объект за областью является лишь препятствием для совершения сделок с землёй, но не основанием для прекращения права собственности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Земельный кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Земельного кодекса РФ.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 мая 2023 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Земельный кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные Н. Абакумовой, Ю. Безверховой, М. Беликовой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, Ю. Гусаковой, Р. Давлетовым, Н. Даниловой, Е. Ефимовой, Н. Иночкиной, А. Исаковой, О. Коротиной, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, Е. Кустовой, О. Лаушкиной, А. Мигелем, А. Назаровой, М. Орловой, А. Пелишенко, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Е. Хохловой, А. Чернышевой, Т. Эльгиной.