Энциклопедия судебной практики
Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права
(Ст. 8 ТК)
1. Общие вопросы применения ст. 8 ТК РФ
1.1. Локальный нормативный акт представляет собой не соглашение, а документ, выражающий волю работодателя
Локальный нормативный акт по своей природе является не соглашением сторон, а документом, выражающим волю работодателя.
Локальный нормативный акт является не соглашением сторон, а документом, выражающим волю работодателя.
Локальный нормативный акт является не соглашением сторон, а документом, выражающим волю работодателя.
Локальный нормативный акт по своей природе является не соглашением сторон, а документом, выражающим волю работодателя.
Локальный нормативный акт является не соглашением сторон, а документом, выражающим волю работодателя.
1.2. Законом не определен перечень локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права
Трудовой кодекс Российской Федерации не содержит перечня локальных нормативных актов и их возможных разновидностей.
1.3. Суд не вправе вмешиваться в нормотворческую деятельность работодателей
Апелляционное определение Московского городского суда от 14 сентября 2016 г. N 33-31926/16
Из правового смысла ст. 8 ТК РФ следует, что суд не наделен законом правами на вмешательство в нормотворческую деятельность работодателей в виде возложения на работодателя обязательства по разработке и принятию локальных нормативных актов.
В удовлетворении иска об индексации заработной платы (включая начисленную премию, которая является переменной частью заработной платы и порядок выплаты которой определяется исключительно работодателем) на индекс роста потребительских цен на товары и услуги в ... области суд обоснованно отказал, поскольку такие требования истца не основаны на законе, на индивидуальном трудовом договоре, на Коллективном договоре ОАО и на действующих у ответчика локальных нормативных актах. Ответчиком не были приняты на себя обязательства по индексации (повышению) заработной платы истца в указанном истцом размере, без учета финансового положения организации-работодателя. Удовлетворение иска при установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельствах повлечет вмешательство в нормотворческую деятельность ответчика, что противоречит закону.
2. Права и обязанности работодателя при принятии локальных нормативных актов
2.1. Принятие локальных нормативных актов является исключительной компетенцией работодателя
Согласно ст. 8 Трудового кодекса РФ принятие локальных нормативных актов относится к исключительной компетенции работодателя.
Согласно ст. 8 Трудового кодекса РФ принятие локальных нормативных актов относится к исключительной компетенции работодателя.
2.2. Работодатель вправе делегировать полномочия на принятие локальных актов отдельным должностным лицам
Руководитель организации вправе уполномочивать иных лиц осуществлять отдельные права и обязанности работодателя, в том числе наделять их правом подписания трудовых договоров с работниками, приказов и иных кадровых документов.
2.3. Работодатель обязан проверить принимаемый локальный нормативный акт на соответствие действующему законодательству
Из смысла [ст. 8 ТК РФ] следует, что работодатель, принимая локальный нормативный акт, должен проверить его на соответствие иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права.
2.4. Закон не устанавливает каких-либо ограничений для принятия работодателем локальных актов, улучшающих положение работников по сравнению с положениями законодательства
Из анализа норм [ст.ст. 8-9, 22, 40, 45, 57, 164 ТК РФ] следует, что работодатели вправе принимать локальные нормативные акты, заключать коллективные договоры, соглашения и трудовые договоры, в которых могут устанавливаться дополнительные условия, предусматривающие для работника определенные виды гарантий и компенсаций. При этом трудовой договор не может содержать дополнительных условий, ухудшающих положение работника по сравнению с коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, действующими у работодателя.
В коллективных договорах, соглашениях, а также в локальных нормативных правовых актах и трудовых договорах возможно закрепление дополнительных по сравнению с действующим законодательством гарантий работникам и случаев их предоставления.
На основании ч. 2 ст. 5, абз. 7 ч. 1 ст. 22, ст. 8, ч. 1 ст. 22 ТК РФ в коллективных договорах, соглашениях, а также в локальных нормативных правовых актах и трудовых договорах возможно закрепление дополнительных по сравнению с действующим законодательством гарантий работникам и случаев их предоставления. Локальный нормативный акт является не соглашением сторон, а документом, выражающим волю работодателя.
На основании ч. 2 ст. 5, ст. 8, абз. 7 ч. 1 ст. 22 ТК РФ в коллективных договорах, соглашениях, а также в локальных нормативных правовых актах и трудовых договорах возможно закрепление дополнительных по сравнению с действующим законодательством гарантий работникам и случаев их предоставления. Локальный нормативный акт является не соглашением сторон, а документом, выражающим волю работодателя.
На основании ч. 2 ст. 5, ст. 8 Трудового кодекса Российской Федерации в коллективных договорах, соглашениях, а также в локальных нормативных правовых актах и трудовых договорах возможно закрепление дополнительных по сравнению с действующим законодательством гарантий работникам и случаев их предоставления.
3. Учет мнения представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов
3.1. Принятие локальных нормативных актов сопровождается учетом мнения только той профсоюзной организации, которая представляет интересы всех или большинства работников
Указание в апелляционной жалобе на то, что истец не является членом первичной профсоюзной организации, следовательно, данная организация не имела права представлять его интересы при составлении индивидуального графика, судебная коллегия считает несостоятельным, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 372 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.
Вопреки доводам жалобы и в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что НП является первичной профсоюзной организацией, представляющей интересы всех или большинства работников, с учетом мнения выборного органа которой работодателем должно было приниматься решение о привлечении истца к работе в выходные и нерабочие праздничные дни.
Из приведенных норм трудового законодательства [ст.ст. 8, 29, 30, 372 ТК РФ] в их совокупности следует, что работодатель при принятии локальных нормативных актов, в частности устанавливающих нормы и системы оплаты труда (ст. 8 ТК РФ), должен учитывать мнение только такой первичной профсоюзной организации, которая представляет интересы всех или большинства работников данного работодателя.
Как видно из материалов дела, на дату принятия и утверждения приказа, в организации имелось две профсоюзные организации - ППО1 (численность 1090 человек) и ППО2 (численность 482 человека), однако ни одна из них, не представляет интересы всех или большинства работников данного работодателя (численность 2274 человек).
Ввиду изложенного судом верно сделан вывод о том, что на дату утверждения приказа в организации отсутствовала первичная профсоюзная организация, с которой ответчик в силу приведенных выше норм трудового законодательства должен согласовывать проекты локальных нормативных актов, устанавливающих норму и систему оплаты труда в АО.
3.2. В отношении локальных нормативных актов, касающихся системы оплаты труда, нормы ст. 8 ТК РФ являются императивными в части учета мнения представительного органа работников
Согласно ч. 4 ст. 8 ТК РФ нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержании нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные правовые акты, принятые без соблюдения, установленного ст. 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудов законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
Таким образом, действующее трудовое законодательство устанавливает императивное правило, согласно которому при принятии локального нормативного акта, содержащего нормы относительно системы оплаты труда, включая и системы доплат и надбавок стимулирующего характера, и системы премирования, работодатель обязан учитывать мнение представительного органа работников.
3.3. Закон не требует учета мнения представительного органа работников при принятии работодателем технических документов
В случаях, предусмотренных Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).
Поскольку ТК РФ не содержит нормы, обязывающей работодателя при принятии технических документов учитывать мнение представительного органа работников, то в данном случае Правила технической эксплуатации трамвая приняты правомерно, утверждены генеральным директором ООО.
3.4. Работодатель вправе принять локальный нормативный акт без учета мнения представительного органа работников, если ответ от данного органа не получен в течение 5 дней после получения им проекта локального нормативного акта
Трудовое законодательство прямо не содержит норм, предписывающих процедуру действий работодателя при отсутствии письменного ответа с мотивированным мнением по проекту локального нормативного акта, если выборный орган такой ответ не представил по истечении пятидневного срока.
В то же время согласно нормам ч. 4 ст. 372 ТК РФ протоколом оформляются только возникшие разногласия, то есть протокол должен составляться в случае, если согласие между работодателем и профсоюзом не было достигнуто. Таким образом, в случае отсутствия ответа с мотивированным мнением профсоюза относительно проекта локального нормативного акта протокол по закону не требуется.
Следовательно, работодатель может принять данный локальный акт без учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в случае неполучения ответа с мотивированным мнением по истечении пяти рабочих дней со дня получения проекта.
4. Издание и публикация локальных нормативных актов
4.1. Издание локальных нормативных актов является правом, а не обязанностью работодателя
ТК РФ не только не запрещает работодателю самостоятельно формировать штатное расписание, сокращать должности и выводить должность за штат, но прямо предусматривает право работодателя издавать локальные нормативные акты (ч. 1 ст. 22 ТК РФ).
Суд первой инстанции, изучив представленные в материалы дела доказательства указал, что издание локальных нормативных актов является правом работодателя.
4.2. Законом не предусмотрена публикация локальных нормативных актов работодателя для всеобщего сведения
Определение Конституционного Суда РФ от 20 марта 2007 г. N 217-О-О
Согласно статье 8 Трудового кодекса Российской Федерации работодатели в пределах своей компетенции принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. Действующим законодательством публикация этих актов для всеобщего сведения не предусмотрена.
Согласно статье 8 Трудового кодекса Российской Федерации работодатели в пределах своей компетенции принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. Действующим законодательством публикация этих актов для всеобщего сведения не предусмотрена.
Согласно статье 8 Трудового кодекса Российской Федерации работодатели в пределах своей компетенции принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. Действующим законодательством публикация этих актов для всеобщего сведения не предусмотрена.
4.3. Работодатель вправе сам определить печатные издания, в которых будет публиковать локальные нормативные акты
Решение Верховного Суда РФ от 17 ноября 2009 г. N ГКПИ09-1377
Из приведенных положений [ст.ст. 8, 22 ТК РФ] следует, что Банк (Совет директоров и (или) Председатель Банка) как работодатель вправе принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, и, следовательно, определять, в каком из печатных изданий эти нормативные акты подлежит опубликованию.
Таким образом, опубликование локальных нормативных актов не в Вестнике Банка, а в другом издании не противоречит федеральному законодательству и не нарушает прав служащих банка
5. Регистрация локальных нормативных актов
5.1. Законодательство не содержит требования о государственной регистрации локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права
Решение Верховного Суда РФ от 17 ноября 2009 г. N ГКПИ09-1377
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации работодатель имеет право принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (статьи 8, 22), которые вступают в силу со дня их принятия работодателем либо со дня, указанного в этих локальных нормативных актах, и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие (статья 12).
Таким образом, закон не требует государственной регистрации и обязательного опубликования локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.
6. Изменение локальных нормативных актов
6.1. Обязанность по внесению изменений в локальные нормативные акты не может быть вменена работодателю в судебном порядке
Суд не вправе обязать работодателя внести изменение в его локальные нормативные акты, поскольку в случае противоречия локального нормативного акта закону он применению не подлежит. В таком случае применяется трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (ч. 4 ст. 8 ТК РФ).
6.2. Локальный нормативный акт не может быть изменен в ином порядке, кроме установленного законом
Работодатель вправе по своему усмотрению вносить в локальный нормативный акт изменения, не ухудшающие положения работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашением. Изменения вносятся в том же порядке, в котором локальный нормативный акт разрабатывался и утверждался первоначально.
6.3. Изменение локального нормативного акта, отменяющего стимулирующую выплату, не может иметь обратной силы
Изменения локального нормативного акта, отменяющего какой-либо вид премирования (стимулирующей выплаты) для работников, не могут иметь обратной силы и могут распространяться только на будущие правоотношения.
6.4. Если локальный нормативный акт принят с учетом мнения представительного органа работников, то и изменения в него вносятся с учетом мнения данного органа
Если локальный нормативный акт принимался с учетом мнения представительного органа работников, то изменения могут быть внесены только при соблюдении порядка учета мнения этого органа (ст. 372 ТК РФ).
7. Признание локального акта незаконным
7.1. Законом не предусмотрен порядок признания локального акта недействительным
Трудовое законодательство не содержит понятия недействительности локального акта в целом или их отдельных положений, и в нем отсутствуют нормы о порядке признания локального акта (в целом либо части) в качестве недействительного.
7.2. Локальный нормативный акт может быть признан не подлежащим применению в соответствии с главой 61 ТК РФ
Судом первой инстанции правильно указано, что оспариваемые истцом приказы являются действующими локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, соответственно, распространяющими свое действие на всех работников организации. Признание отдельных положений локальных нормативных актов не подлежащими применению возможно в порядке, предусмотренном главой 61 Трудового кодекса РФ для разрешения коллективных трудовых споров.
7.3. Неознакомление работника с каким-либо локальным нормативным актом, невозможность применения положений этого акта в отношении данного работника не является основанием для признания локального нормативного акта не подлежащим применению
Утверждение апеллянта о нарушении его прав, выразившихся в неознакомлении с положением об оплате труда, приказом об установлении спорных выплат, не является основанием для удовлетворения заявленных требований. Данное обстоятельство в силу статьи 22 Трудового кодекса РФ не влечёт признание локального нормативного акта недействующим или не подлежащим применению в случае возникновения спора. Трудовое законодательство не предусматривает в качестве возможного правового последствия по отношению к работнику неознакомление с каким-либо локальным нормативным актом, невозможность применения положений этого локального нормативного акта в отношении данного работника.
7.4. Для восстановления трудовых прав работника, нарушенных локальными актами, не требуется признания таких локальных актов незаконными в судебном порядке
Исходя из указанных положений закона [ч.ч. 1, 4 ст. 8 ТК РФ], защита нарушенного права путем оспаривания локального нормативного акта не предусмотрена, способ восстановления нарушенного права возможен лишь в виде неприменения локальных нормативных актов, ухудшающих положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
7.5. Локальный акт не может быть оспорен работником в суде в порядке, установленном для разрешения индивидуальных трудовых споров
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 мая 2010 г. N 1-В10-1
Защита индивидуальных трудовых прав работника, в том числе и при их нарушении положениями коллективного трудового договора, возможна только в рамках индивидуального трудового спора. При рассмотрении этого спора суд вправе сделать вывод о неприменении норм локального нормативного акта, действующего в организации, если при этом нарушаются права работника, но не вправе признавать этот акт, принятый в результате коллективных переговоров, недействительным по иску отдельного работника.
Поскольку ТК РФ не содержит нормы, позволяющей работнику оспорить в суде локальный нормативный акт в порядке, установленном для разрешения индивидуальных трудовых споров, заявленное истицей требование о признании Правил технической эксплуатации трамвая незаконными и не подлежащими применению в рамках избранного истцом способа защиты нарушенного права удовлетворению не подлежит.
Суд первой инстанции, правильно применив положения статей 29-31, части 5 статьи 40, части 1 статьи 399 и статьи 357 ТК РФ, обоснованно указал, что защита индивидуальных трудовых прав работника, в том числе и при их нарушении положениями коллективного трудового договора, возможна только в рамках индивидуального трудового спора. При рассмотрении этого спора суд вправе сделать вывод о неприменении норм локального нормативного акта, действующего в организации, если при этом нарушаются права работника, но не вправе признавать этот акт, принятый в результате коллективных переговоров, недействительным.
Защита индивидуальных трудовых прав работника, в том числе и при их нарушении положениями коллективного трудового договора, возможна только в рамках индивидуального трудового спора. При рассмотрении этого спора суд вправе сделать вывод о неприменении норм локального нормативного акта, действующего в организации, если при этом нарушаются права работника, но не вправе признавать этот акт, принятый в результате коллективных переговоров, недействительным по иску отдельного работника.
Суд обоснованно сослался на правовую позицию, изложенную в определении Верховного Суда РФ N 1-В10-1, указав, что защита индивидуальных трудовых прав работника, в том числе и при их нарушении положениями коллективного трудового договора, возможна только в рамках индивидуального трудового спора. При рассмотрении этого спора суд вправе сделать вывод о неприменении норм локального нормативного акта, действующего в организации, если при этом нарушаются права работника, но не вправе признавать этот акт не подлежащим применению по иску отдельных работников.
8. Условия локального нормативного акта, ухудшающие положение работника
8.1. Положение локального нормативного акта о выплате квартальной премии лишь тем работникам, которые состоят в трудовых отношениях с работодателем на момент издания соответствующего приказа, является условием, ухудшающим положение работника, который на дату издания приказа о выплате премии не работал у работодателя
С учетом изложенного положение локального нормативного акта - Положения об оплате труда, мотивации, льготах, компенсациях и других выплатах социального характера, предусматривающее выплату квартальной премии лишь тем работникам, которые состоят в трудовых отношениях с работодателем на момент издания приказа, применению не подлежит, поскольку ухудшает положение истца, отработавшего наравне с другими работниками и имеющего право на получение вознаграждения.
9. Документы, являющиеся локальными нормативными актами
9.1. Штатное расписание является локальным нормативным актом
Штатное расписание является локальным нормативным актом организации, в котором фиксируется в сводном виде сложившееся разделение труда между работниками (письмо Федеральной службы по труду и занятости от 15 мая 2014 года N П174653-6-1 "О праве работодателя знакомить работников со штатным расписанием при приеме на работу").
Штатное расписание является локальным нормативным актом юридического лица, его внутренним документом, определяющим штатную структуру (совокупность всех должностей в организации как занятых, так и вакантных) и штатную численность (общее количество должностей) организации.
Ниже (п. 10.1) имеются судебные решения, противоречащие приведенному подходу. В приведенных позициях (п.п. 9.1 и 10.1) суды разошлись во мнении по вопросу, относится ли штатное расписание к локальным нормативным актам.
9.2. Должностная инструкция является локальным нормативным актом
В соответствии с Письмом Роструда от 31 октября 2007 года N 4412-6 "О порядке внесения изменений в должностные инструкции работников", поскольку порядок составления инструкции нормативными правовыми актами не урегулирован, работодатель самостоятельно решает, как ее оформить и вносить в нее изменения. Должностная инструкция может являться приложением к трудовому договору, а также утверждаться как самостоятельный документ.
Таким образом, должностная инструкция является локальным нормативным актом, так как не является приложением к трудовому договору.
Должностная инструкция педагога дополнительного образования является локальным нормативным актом.
Должностная инструкция является локальным нормативным актом, в соответствии с которым работник осуществляет трудовую деятельность. Должностная инструкция - основной организационно-правовой документ, определяющий задачи, основные права, обязанности и ответственность работника при осуществлении им трудовой деятельности согласно занимаемой должности.
Должностная инструкция бухгалтера является локальным нормативным актом, содержанием которого является не только трудовая функция работника, круг должностных обязанностей, пределы ответственности, но и квалификационные требования, предъявляемые к занимаемой должности.
В силу ст. 8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Должностная инструкция относится к указанным локальным нормативным актам.
Должностная инструкция является локальным нормативным актом, который принимается и изменяется работодателем в пределах его компетенции (ст.ст. 8, 12 ТК РФ).
В силу ст.ст. 8, 12 ТК Российской Федерации должностная инструкция является локальным нормативным актом, который принимается и изменяется работодателем в пределах его компетенции.
Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93 относит должностные инструкции к документации по организационно-нормативному регулированию деятельности организации, тем самым подтверждая, что должностная инструкция является локальным нормативным актом, определяющим задачи, функции, основные обязанности и сферу ответственности работников при осуществлении ими трудовой деятельности согласно занимаемой должности.
Должностная инструкция является локальным нормативным актом, который принимается и изменяется работодателем в пределах его компетенции (ст.ст. 8, 12, 22 ТК РФ).
Должностная инструкция плотника является локальным нормативным актом.
10. Документы, не являющиеся локальными нормативными актами
10.1. Штатное расписание не является локальным нормативным актом
Штатное расписание организации не является локальным нормативным актом, непосредственно связанным с трудовой деятельностью. Поэтому работодатель не обязан знакомить с ним работника при приеме на работу.
Положения Трудового кодекса Российской Федерации не относят штатное расписание к локальным актам работодателя, поскольку оно не содержит норм трудового права, не порождает прав и обязанностей сторон трудовых отношений как работодателя, так и работников.
Таким образом, судом первой инстанции верно установлено, что штатное расписание организации является организационно-распорядительным документом, которым оформляются структура, штатный и численный состав организации, при этом форма штатного расписания трудовым законодательством не установлена, существующие унифицированные формы штатного расписания, о чем обоснованно указано в жалобе, не являются обязательными для работодателя, штатное расписание не содержит норм трудового права, не связано с трудовой деятельностью работника, не регулирует систему оплаты труда организации, соответственно не порождает трудовых прав и обязанностей сторон трудовых отношений, не возлагает на работодателя обязанности включать в штатное расписание должности в связи с восстановлением работника на работе, соответственно в сложившихся правоотношениях сторон трудовых отношений не может свидетельствовать о допущенных работодателем нарушениях трудовых прав истца.
Имеются судебные решения, противоречащие приведенному выше подходу (см. п. 9.1). В приведенных позициях (п.п. 9.1 и 10.1) суды разошлись во мнении по вопросу, относится ли штатное расписание к локальным нормативным актам.
10.2. Соглашение о расторжении трудового договора не является локальным нормативным актом
Как вытекает из положений ст. 8 ТК РФ, локальный нормативный акт - это внутренний документ учреждения-работодателя, рассчитанный на неоднократное применение и устанавливающий правила поведения (права и обязанности) самого учреждения, всех или отдельных категорий его работников в части, не урегулированной трудовым законодательством. Таким образом, соглашение о расторжении трудового договора, заключенное между истцом и ответчиком не подпадает под определение локального нормативного правового акта или коллективного договора, а следовательно, не может быть расценено как изменяющее период для расчета средней заработной платы.
10.3. Расчет нормативной численности работников не является локальным нормативным актом
Как правильно указано судом первой инстанции, оспариваемый истцом Расчет нормативной численности дворников не является локальным нормативным актом, поскольку не содержит в себе норм трудового права, не регулирует трудовых отношений между истцом и ответчиком по занимаемой ею должности, не устанавливает норм труда, норм выработки, не регулирует оплату труда, а является лишь документом для расчета нормативной численности работников Общества, в целях повышении эффективности финансово-хозяйственной деятельности Общества, оптимизации трудовых затрат.
10.4. Приказ, изданный в отношении конкретных работников, имеющий персональный характер, не является локальным нормативным актом работодателя, а относится к локальным актам индивидуального характера
Из содержания приказа следует, что он издан в отношении конкретных работников, носит персональный характер, в связи с чем он не может быть отнесен к локальным нормативным актам работодателя, а является локальным актом индивидуального характера. В этой связи его обжалование (оспаривание) работником (группой работников) относится к индивидуальному трудовому спору, разрешение которого производится органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров в порядке главы 60 ТК РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Трудовой кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Трудового кодекса Российской Федерации
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам
Материал приводится по состоянию на 1 июня 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Трудовой кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом юридических наук С. Хаванским, Н. Абакумовой, О. Авдеевой, Ю. Безверховой, М. Беликовой, А. Вавиловым, Д. Губиным, Р. Давлетовым, С. Дубровиной, Н. Иночкиной, А. Исаковой, М. Крымкиной, М. Куликовой, В. Куличенко, А. Кусмарцевой, М. Михайлевской, М. Орловой, Д. Серебряковой, Л. Шабановой, О. Являнской, А. Янкович