Энциклопедия судебной практики
Налог на добавленную стоимость. Порядок возмещения налога
(Ст. 176 пп. 1-2, 4-9, 11.1-12 НК)
1. Общие вопросы возмещения НДС
1.1. Статья 176 НК РФ не ставит осуществление возврата налога в зависимость от подачи налогоплательщиком заявления о возврате
Положения ст. 176 НК РФ не ставят осуществление возврата налога в зависимость от подачи налогоплательщиком заявления о возврате.
Статья 176 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2007) не ставит осуществление возврата налога в зависимость от подачи налогоплательщиком заявления о возврате. Налоговый орган при отсутствии заявления налогоплательщика, приняв решение о возмещении налога, вправе осуществить его возврат на любой известный ему расчетный счет налогоплательщика.
Статья 176 Кодекса не ставит осуществление возврата налога в зависимость от подачи налогоплательщиком заявления о возврате.
Статья 176 Налогового кодекса Российской Федерации не ставит осуществление возврата налога в зависимость от подачи налогоплательщиком заявления о его возврате.
Статья 176 НК РФ осуществление возврата налога не ставит в зависимость от подачи налогоплательщиком дополнительно к налоговой декларации заявления о возврате налога.
1.2. Налоговый орган не вправе отказать в возмещении НДС по причине неполучения результатов встречной проверки российских контрагентов
Постановление ФАС Поволжского округа от 24.11.2011 по делу N А65-7360/2011
Непредставление контрагентом на встречную проверку спорных счетов-фактур само по себе не может служить основанием для отказа в применении налогового вычета по налогу на добавленную стоимость, поскольку в соответствии с главой 21 Кодекса вышеуказанные обстоятельства не являются ни необходимыми, ни дополнительными условиями для применения налогового вычета налога на добавленную стоимость.
Постановление ФАС Московского округа от 25.05.2011 N КА-А40/4632-11 по делу N А40-92920/10-114-432
Неполучение налоговым органом ответов на запросы в рамках мероприятий налогового контроля само по себе не свидетельствует об отсутствии хозяйственных отношений общества с контрагентом либо неправомерности каких-либо действий общества.
1.3. Налогоплательщик имеет право заявить к возмещению НДС, если юридический статус иностранного контрагента не подтвержден
Постановление Президиума ВАС РФ от 13.02.2007 N 12264/06 по делу N А40-47873/02-107-625
Положения статей 164, 165, 171, 172, 176 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающие порядок и условия возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета, не связывают право налогоплательщика на возмещение сумм налога на добавленную стоимость с соблюдением иностранным лицом требований законодательства другого государства.
1.4. Налогоплательщик не вправе заявлять к возмещению НДС, если юридический статус иностранного контрагента не подтвержден
Постановление ФАС Московского округа от 16.04.2009 N КА-А40/1324-09 по делу N А40-61824/06-98-345
Суд признал обоснованным отказ инспекции в подтверждении обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по НДС в рамках контракта с иностранной компанией, поскольку инопартнер отсутствует в реестре юридических лиц США.
1.5. Налоговый орган вправе начислить сумму НДС в решении по результатам выездной проверки, даже если ранее эта сумма была возмещена по результатам камеральной проверки
Постановление Президиума ВАС РФ от 31.01.2012 N 12207/11 по делу N А33-10298/2010
Из системного толкования положений статей 88, 89 и 176 НК РФ следует, что выездная налоговая проверка предусматривает более широкие полномочия налогового органа по контролю, выраженные в порядке проведения, условиях, а также в объеме подлежащих проверке документов. В Кодексе отсутствуют нормы, которые могли бы быть истолкованы как устанавливающие запрет на проведение выездной налоговой проверки в отношении налоговых периодов, за которые ранее налоговым органом было принято решение о возмещении налога на добавленную стоимость. Статья 176 Кодекса не содержит положений, определяющих проведение налоговой проверки в порядке, предусмотренной данной статьей, как исключительную форму налогового контроля.
Таким образом, результаты выездной налоговой проверки являются следствием анализа полученных в ходе ее проведения доказательств, порядок получения и исследование которых носят самостоятельный характер, отличный от порядка проведения камеральных налоговых проверок.
При названных обстоятельствах вывод судов трех инстанций об отсутствии необходимости проведения выездной налоговой проверки с целью установления обстоятельств, которые могли быть установлены налоговым органом при проведении камеральной налоговой проверки, не основан на нормах налогового законодательства.
Суды, полагая, что предложение инспекции уплатить необоснованно возмещенную сумму налога на добавленную стоимость не основано на законе, не учли, что получение обществом незаконного возмещения данного налога непосредственно связано с исчислением сумм налога к уплате и являются следствием неправомерного применения налоговых вычетов.
Из системного толкования положений статей 88, 89 и 176 НК РФ следует, что выездная налоговая проверка предусматривает более широкие полномочия налогового органа по контролю, выраженные в порядке проведения, условиях, а также в объеме подлежащих проверке документов. В Налоговом кодексе Российской Федерации отсутствуют нормы, которые могли бы быть истолкованы как устанавливающие запрет на проведение выездной налоговой проверки в отношении налоговых периодов, за которые ранее налоговым органом было принято решение о возмещении налога на добавленную стоимость. Статья 176 НК РФ не содержит положений, определяющих проведение налоговой проверки в порядке, предусмотренной данной статьей, как исключительную форму налогового контроля.
Таким образом, результаты выездной налоговой проверки являются следствием анализа полученных в ходе ее проведения доказательств, порядок получения и исследование которых носят самостоятельный характер, отличный от порядка проведения камеральных налоговых проверок.
В данном случае получение обществом незаконного возмещения НДС непосредственно связано с исчислением суммы налога к уплате и является следствием неправомерного применения налоговых вычетов.
1.6. Налоговый орган не вправе начислять сумму НДС в решении по результатам выездной проверки, если ранее эта сумма была возмещена по результатам камеральной проверки
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.11.2011 по делу N А33-17506/2010
Глава 21 Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующая порядок исчисления и уплаты НДС, не предусматривает в качестве основания уплаты налога его необоснованное возмещение.
Из положений пункта 1 статьи 176 и пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации не усматривается, что суммы налога, признанные необоснованно возмещенными, являются недоимкой и могут быть предложены к уплате.
1.7. Для предъявления сумм НДС к вычету по приобретенным товарам (работам, услугам) необходимо соблюдение условий: принятие на учет (оприходование) и наличие у покупателя счета-фактуры
Для предъявления к вычету сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) необходимо соблюдение таких условий, как принятие их на учет (оприходование) и наличие у покупателя надлежаще оформленного счета-фактуры, выписанного поставщиком товаров (работ, услуг), с указанием суммы НДС.
Налогоплательщик имеет право на осуществление налогового вычета (возмещение) налога на добавленную стоимость при одновременном выполнении следующих условий: наличие счета-фактуры, оформленного в соответствии с императивными требованиями статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации; принятие товара (работ, услуг) к своему учету на основании первичных учетных документов; приобретение товара (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в силу главы 21 НК РФ, и товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
При отсутствии хотя бы одного из указанных условий право на применение налогового вычета по НДС (возмещение НДС) не может быть признано установленным.
Следовательно, сам по себе факт выставления счета-фактуры не является достаточным основанием для возникновения права на предъявление налогового вычета по НДС (возмещения НДС).
Право на налоговые вычеты по НДС возникает у налогоплательщика при соблюдении им условий, предусмотренных статьями 171 и 172 НК РФ, а именно: факта приобретения товаров (работ, услуг); принятия приобретенных товаров (работ, услуг) на учет (оприходование); наличия у покупателя надлежаще оформленного счета-фактуры, выставленного поставщиком товаров (работ, услуг) с указанием суммы НДС.
Для предъявления сумм налога на добавленную стоимость к вычету по приобретенным товарам (работам, услугам) необходимо соблюдение таких условий как принятие их на учет (оприходование) и наличие у покупателя надлежаще оформленного счета-фактуры, выписанного поставщиком товаров, с указанием суммы налога на добавленную стоимость.
Для предъявления сумм НДС к вычету по приобретенным товарам (работам, услугам) необходимо соблюдение таких условий, как принятие их на учет (оприходование) и наличие у покупателя надлежаще оформленного счета-фактуры, выписанного поставщиком товаров, с указанием суммы НДС.
Условиями для применения вычета по НДС являются: факт приобретения товаров (работ, услуг); принятие приобретенных товаров (работ, услуг) на учет (оприходование); наличие у покупателя надлежаще оформленного счета-фактуры, выписанного поставщиком товаров (работ, услуг) с указанием суммы НДС.
Условиями вычета по НДС по товарам (работам, услугам) являются факты приобретения товаров (работ, услуг); принятие приобретенных товаров (работ, услуг) на учет (оприходование); наличие у покупателя надлежаще оформленного счета-фактуры, выписанного поставщиком товаров (работ, услуг), с указанием суммы налога на добавленную стоимость.
Условиями вычета по НДС по товарам (работам, услугам) являются факты приобретения товаров (работ, услуг); принятие приобретенных товаров (работ, услуг) на учет (оприходование); наличие у покупателя надлежаще оформленного счета-фактуры, выписанного поставщиком товаров (работ, услуг) с указанием суммы НДС.
1.8. Возможность возмещения налогоплательщику НДС из бюджета возможно в случае реального осуществления хозяйственных операций
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 апреля 2008 г. N 4207/08
Положения статьи 176 Кодекса находятся во взаимосвязи с положениями статей 171, 172 Кодекса и предполагают возможность возмещения налогов из бюджета при наличии реального осуществления хозяйственных операций с товарами, в отношении которых заявлено возмещение.
Возможность применения налоговых вычетов предполагается при наличии реального осуществления хозяйственных операций, что в свою очередь, предусматривает уплату НДС в федеральный бюджет поставщиком.
Для применения налоговых вычетов по НДС необходимо соблюдение следующих условий: - наличие счета-фактуры и принятие товаров на учет. При этом приведенные выше нормы предполагают возможность применения налогового вычета только при наличии реального осуществления хозяйственных операций, и наличия первичных учетных документов.
Нормы действующего налогового законодательства Российской Федерации предполагают возможность применения налогового вычета только при наличии реального осуществления хозяйственных операций.
Статьи 171-173 и 176 НК РФ во взаимосвязи предполагают возможность возмещения налогоплательщику НДС из бюджета при наличии реального осуществления хозяйственных операций.
Возмещение налога из бюджета возможно при наличии реального осуществления хозяйственных операций.
Налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость могут быть применены только при осуществлении реальных хозяйственных операций, подтвержденных документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьи 171-173 и 176 НК РФ во взаимосвязи предполагают возможность возмещения налогоплательщику НДС из бюджета в случае реального осуществления хозяйственных операций.
Вычеты по налогу на добавленную стоимость следует, что такие налоговые вычеты могут быть применены налогоплательщиком только при осуществлении реальных хозяйственных операций.
С учетом положений статей 171, 172, 173 и 176 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что возмещение налогоплательщику НДС из бюджета возможно исключительно при наличии реального осуществления хозяйственных операций, обязательным условием подтверждения факта совершения которых является наличие бухгалтерских документов, оформленных в установленном законом порядке.
1.9. Право налогоплательщика на возмещение из бюджета НДС обусловлено фактами уплаты им суммы налога таможенным органам при ввозе товара в РФ и принятия этого товара на учет
Право налогоплательщика на возмещение из бюджета НДС обусловлено фактами уплаты им суммы налога таможенным органам при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации и принятия этого товара на учет, а правовое значение такого возмещения - компенсация налогоплательщику затрат по уплате установленного законом налога.
2. Сроки проверки декларации и возврата налога
2.1. Налоговая декларация - заявительный документ для применения имеющихся у налогоплательщика вычетов по налогу
Налоговая декларация является заявительным документом для применения имеющихся у налогоплательщика вычетов по налогу.
2.2. Подача уточненной декларации не прерывает течение срока, отведенного на проверку обоснованности применения вычетов по НДС, если уточнения не содержат изменений, касающихся реализации товаров (работ, услуг) и размера налоговых вычетов
Постановление ФАС Московского округа от 17.01.2005, 12.01.2005 N КА-А40/12727-04
Утверждение инспекции о том, что трехмесячный срок, предусмотренный п. 4 ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит исчислению со дня представления уточненной налоговой декларации, правомерно не принято судами первой и апелляционной инстанций во внимание, поскольку уточнения в декларации по налогу на добавленную стоимость не содержат изменений, касающихся реализации товаров на экспорт и размера налоговых вычетов за спорный период.
2.3. Назначение выездной налоговой проверки не изменяет сроков возврата налога
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 18.08.2011 N Ф03-3740/2011 по делу N А51-19254/2010
Довод налогового органа о том, что возврат НДС может быть произведен только по окончании выездной проверки, судом был отклонен, поскольку проведение выездной налоговой проверки не является основанием для продления законодательно установленных сроков возврата налога.
3. Решение по итогам проверки декларации по НДС
3.1. Налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за неуплату НДС при наличии за предыдущий период суммы налога к возмещению, в отношении которой решение о возмещении еще не принято
Постановление ФАС Центрального округа от 12.10.2010 по делу N А14-1237/2010/45/28
Поскольку неполная уплата налога на добавленную стоимость за текущий налоговый период полностью погашалась излишне уплаченной суммой налога за предыдущий налоговый период, поэтому оснований считать, что у предпринимателя имелась обязанность по уплате упомянутого налога и, следовательно, он должен нести налоговую ответственность, не имеется.
3.2. Налогоплательщик может быть привлечен к ответственности за неуплату НДС при наличии за предыдущий период суммы налога к возмещению, в отношении которой решение о возмещении еще не принято
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 05.09.2012 по делу N А32-37391/2011
Сам факт подачи декларации с исчислением суммы налога к возмещению из бюджета не означает получение налогоплательщиком права на возмещение налога путем зачета в счет уплаты задолженности по НДС. Данное право должно быть подтверждено решением налогового органа, которое выносится по результатам камеральной налоговой проверки в сроки, предусмотренные статьями 88, 100, 101, 176 Кодекса.
На основании изложенного инспекция правомерно привлекла общество к ответственности по пункту 1 статьи 122 Кодекса за неуплату (неполную уплату) сумм налога.
3.3. Налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за неуплату НДС при наличии за последующий период суммы налога к возмещению, в отношении которой еще не принято решение о возмещении
Постановление ФАС Московского округа от 11.03.2013 по делу N А40-73063/12-20-400
По данным налогового учета у общества на момент представления в инспекцию уточненной налоговой декларации за предыдущий период имелась переплата по НДС, многократно превышающая сумму недоплаты по налогу по уточненной декларации, за последующие периоды по отношению к тому, по которому подавалась уточненная декларация.
В данном случае действия общества не повлекли возникновения задолженности перед соответствующим бюджетом. Следовательно, у налогового органа отсутствовали основания для привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ.
3.4. Налогоплательщик может быть привлечен к ответственности за неуплату НДС при наличии за последующий период суммы налога к возмещению, в отношении которой еще не принято решение о возмещении
Постановление ФАС Московского округа от 22.07.2013 по делу N А40-73066/12-90-389
У общества имелась переплата по НДС в бюджет, образовавшаяся за IV квартал 2010 г. и многократно превышающая сумму недоплаты по налогу за I квартал 2010 год.
Независимо от наличия переплаты по НДС в последующем периоде (IV квартал 2010 года) при подаче уточненной налоговой декларации общество обязано было уплатить налог за I квартал 2010 года и соответствующие пени, если в предыдущих налоговых периодах у него не имелось переплаты по налогу, достаточной для погашения задолженности, образовавшейся в результате представления уточненных налоговых деклараций.
Право на возмещение налога, заявленное в декларации общества за IV квартал 2010 года, должно быть подтверждено инспекцией в результате проведения камеральной налоговой проверки в сроки, предусмотренные статьями 88, 100, 101, 176 НК РФ.
Суд отметил, что поскольку в рассматриваемом случае налогоплательщиком были представлены уточненные декларации за разные периоды: I, II, III, IV кварталы 2010 года, то суммы, подлежащие уплате либо возмещению по указанным декларациям, должны быть зачтены налоговым органом в той последовательности, в которой подлежал уплате налог при подаче основных налоговых деклараций.
4. Порядок зачета (возврата) НДС
Ситуации, рассмотренные в тезисах 4.1-4.2, актуальны для отношений, возникших до 01.10.2013, поскольку в связи с внесением изменений в ст. ст. 78, 176 НК РФ:
П. 22 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" пункт 14 статьи 78 дополнен абзацем следующего содержания:
"Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей возмещению по решению налогового органа, в случае, предусмотренном пунктом 11.1 статьи 176 настоящего Кодекса".
Пункт 2 ст. 2 Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ статья 176 дополнена пунктом 11.1 следующего содержания:
"11.1. В случае, если заявление о зачете суммы налога в счет уплаты предстоящих платежей по налогу или иным федеральным налогам (о возврате суммы налога на указанный банковский счет), подлежащей возмещению по решению налогового органа, не представлено налогоплательщиком до дня вынесения решения о возмещении суммы налога (полностью или частично), зачет (возврат) суммы налога осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 78 настоящего Кодекса. При этом положения пунктов 7-11 настоящей статьи не применяются".
4.1. При возврате сумм НДС, связанных с превышением вычетов над суммами исчисленного НДС, применяются правила ст. 176 НК РФ, а не общая норма ст. 78 НК РФ
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.05.2013 по делу N А21-6518/2012
При возврате сумм налога, связанных с превышением сумм вычетов над суммами исчисленного НДС, применяется не общая норма, касающаяся возврата переплаты и закрепленная в статье 78 НК РФ, а специальные правила, установленные статьей 176 НК РФ.
Суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что налогоплательщику не предоставлено право выбирать порядок заявления в налоговый орган требования о возврате (возмещении) налога.
Поскольку переплата налога возникла у общества не в результате его уплаты, а в связи с подачей налоговых деклараций с заявленными налоговыми вычетами, соответственно и возврат налога должен был осуществляться не в порядке статьи 78 НК РФ, а по правилам статьи 176 НК РФ.
4.2. При возврате сумм НДС, связанных c переплатой НДС в бюджет, применяются правила ст. 78 НК РФ, а не норма ст. 176 НК РФ
Постановление ФАС Московского округа от 03.10.2012 по делу N А40-112646/11-91-458
Принимая во внимание то, что налогоплательщик заявляет именно о переплате по налогу на добавленную стоимость, а не о возмещении положительной разницы между суммой налоговых вычетов и суммой налога, начисленной к уплате, суды правомерно применяли трехлетний срок, установленный статей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
4.3. Налогоплательщик не вправе зачесть НДС, образовавшийся в результате превышения сумм налоговых вычетов над общей суммой налога, в счет исполнения обязательств в качестве налогового агента
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.01.2006 N А56-17761/2005
Налоговый кодекс Российской Федерации разграничивает исполнение обязанности налогоплательщика по уплате НДС и исполнение обязанности налогового агента по исчислению, удержанию и уплате в бюджет НДС за налогоплательщика-арендодателя федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества независимо от исполнения налоговым агентом обязанности по уплате НДС, когда он сам выступает как налогоплательщик. Поскольку исполнение обязанностей плательщика НДС и исполнение обязанностей налогового агента по НДС разграничены Налоговым кодексом Российской Федерации, то отсутствуют основания для проведения зачета НДС, подлежащего возмещению налогоплательщику из бюджета, в счет исполнения им обязанности налогового агента по удержанию и уплате НДС за другое юридическое лицо.
Статьей 176 НК РФ не предусмотрена возможность возмещения НДС путем зачета налоговых платежей за другое юридическое лицо, по отношению к которому налогоплательщик является налоговым агентом.
4.4. Налогоплательщик вправе зачесть НДС, образовавшийся в результате превышения сумм налоговых вычетов над общей суммой налога, в счет исполнения обязательств в качестве налогового агента
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.06.2008 по делу N А79-10059/2006
Наличие у Общества как налогоплательщика переплаты по налогу на добавленную стоимость, которая перекрывает имеющуюся у Общества как налогового агента недоимку по налогу на добавленную стоимость, исключает обязанность Общества уплатить налог, указанный к уплате в бюджет.
Ситуации, рассмотренные в тезисах 4.5-4.6, актуальны для правоотношений, возникших до 01.07.2010, поскольку с 01.07.2010 г. вступил в силу Протокол от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе", в соответствии с п.п. 2 п. 8 ст. 2 которого переплату НДС, возникшую при реализации товаров на территории РФ, можно зачесть в счет перечисления "импортного" налога.
4.5. Налогоплательщик не вправе зачесть переплату налога или подлежащие возмещению суммы НДС по реализованным на территории РФ товарам в счет уплаты "белорусского" НДС
Постановление ФАС Центрального округа от 22.09.2006 по делу N А54-1940/2006-С4
Положением о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь [Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 15.09.2004] не предусмотрена возможность уплаты налога по товарам, ввезенным с территории Республики Беларусь путем зачета переплаты, имеющейся у налогоплательщика по другим видам налогов, в том числе по "внутреннему" НДС.
4.6. Налогоплательщик вправе зачесть переплату налога или подлежащие возмещению суммы НДС по реализованным на территории РФ товарам в счет уплаты "белорусского" НДС
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 06.11.2008 N Ф08-5719/2008 по делу N А25-211/2008-12
Возможность зачета переплаты "внутреннего" НДС в счет уплаты таможенного НДС предусмотрена национальным законодательством Российской Федерации и не запрещена нормами международного Соглашения [Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 15.09.2004], поэтому налогоплательщик вправе применить его, в том числе и для целей возмещения налога в порядке, предусмотренном национальным законодательством, на основании пункта 2 раздела 1 Положения [Положение о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь].
4.7. Просрочка исполнения обязанности по возврату налога исчисляется с 12-го дня после камеральной налоговой проверки по дату, предшествующую поступлению денежных средств на счет налогоплательщика
Период просрочки исполнения обязанности по возврату налога и начисление процентов начинает исчисляться с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки по дату, предшествующую поступлению суммы денежных средств на счет налогоплательщика в банке.
Период просрочки исполнения обязанности по возврату налога и начисление процентов начинает исчисляться с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки по дату, предшествующую поступлению суммы денежных средств на счет налогоплательщика в банке.
Период просрочки исполнения обязанности по возврату НДС и начисление процентов начинает исчисляться с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки по дату, предшествующую поступлению суммы денежных средств на счет налогоплательщика в банке.
4.8. Проведение инспекцией зачета в счет недоимки по налогу, которая не относится к текущим платежам, в случае признания налогоплательщика банкротом является незаконным
Постановление ФАС Центрального округа от 07.06.2012 по делу N А48-3281/2011
Обязательные платежи, возникшие до подачи заявления о признании должника банкротом, подлежат взысканию только в рамках дела о банкротстве. Таким образом, с момента возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) налоговый орган не вправе самостоятельно производить зачеты подлежащей возмещению суммы НДС в счет погашения сумм налогов и пеней, которые не относятся к текущим обязательствам должника.
4.9. Отказ инспекции в возврате НДС, подлежащего возмещению, при наличии у налогоплательщика недоимки, взыскание которой приостановлено судом, неправомерен
Постановление ФАС Центрального округа от 16.03.2010 по делу N А35-4705/2009
Под суммами, подлежащими взысканию в целях применения п. 6 ст. 176 НК РФ, следует понимать суммы, в отношении которых налоговым органом - на момент принятия руководителем (заместителем руководителя) решения о возврате - могут быть применены меры принудительного исполнения обязанности по их уплате.
Поскольку проводимый инспекцией зачет в счет погашения недоимки является мерой по ее принудительному взысканию, и после даты вынесения судом определения о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия решения налогового органа последний не может совершать действия по зачету сумм налога, подлежащих возврату налогоплательщику, в счет погашения доначисленных на основании решения сумм налогов, пени, штрафов, суд пришел к выводу, что данная задолженность не может быть признана подлежащей уплате или взысканию в предусмотренных налоговым законодательством случаях, поэтому правовых оснований для отказа плательщику в возврате спорной суммы НДС у инспекции не имелось.
4.10. Инспекция обязана произвести возмещение НДС путем зачета даже в том случае, когда налогоплательщик не подавал соответствующее заявление в инспекцию
Постановление ФАС Московского округа от 03.08.2009 N КА-А40/7141-09 по делу N А40-35433/08-117-99
Судом установлено, что общество имеет право на возмещение НДС. Заявление о возврате, зачете спорной суммы в инспекцию общество не подавало.
Оценив определенность пункта 6 статьи 176 НК РФ, суд пришел к выводу, что данная норма неопределенна, поскольку допускает возможность двоякого толкования. Данный пункт можно толковать таким образом, что право на зачет налога в счет предстоящих налоговых платежей производно от права на возврат налога, которое в свою очередь возникает при наличии заявления налогоплательщика о возврате. Если сумма налога подлежит возврату, то дополнительным условием для зачета ее в счет предстоящих платежей является второе заявление - о зачете. И, таким образом, право на зачет возникает при наличии заявлений о возврате и зачете налога.
Можно данный пункт толковать и по-другому: закон не предписывает производить зачет налога при наличии заявления налогоплательщика, как это указано в отношении возврата. Заявление о зачете налога, на которое указано в пункте 6 статьи 176 НК РФ, необходимо как волеизъявление налогоплательщика на совершение налоговым органом действий по зачету налога, в отношении которого ранее налогоплательщиком подавалось заявление о возврате.
Суд, руководствуясь п. 7 ст. 3 НК РФ и разъяснениями, содержащимися в п. 4 постановления Пленума ВАС РФ N 5 от 28.02.2001 года, толкует пункт 6 статьи 176 НК РФ в пользу налогоплательщика и соглашается с выводами, сделанными судами первой и апелляционной инстанций о том, что отсутствие заявления о возврате, зачете налога в данном случае не препятствует удовлетворению заявления общества о зачете налога в счет предстоящих налоговых платежей.
4.11. Зачет подлежащего возмещению НДС в счет недоимки является формой принудительного взыскания задолженности
Постановление Президиума ВАС РФ от 16.04.2013 N 15856/12 по делу N А46-13164/2011
Бюджетное учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением об обязании инспекции Федеральной налоговой службы возвратить излишне взысканный налог на добавленную стоимость. Обращение учреждения обусловлено неправомерным, по его мнению, проведением инспекцией зачета суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей возмещению в счет числящейся за учреждением недоимки по этому налогу, взыскание которой в силу пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации допускается исключительно на основании судебного акта.
Суд исходил из того, что в статье 176 Кодекса, регулирующей порядок возмещения сумм налога на добавленную стоимость, не содержится запрета на самостоятельное проведение налоговым органом зачета суммы налога, подлежащей возмещению, в счет погашения имеющейся у налогоплательщика (в том числе бюджетной организации) недоимки по тому же налогу.
Зачет является разновидностью (формой) принудительного взыскания задолженности, поскольку в обоих указанных случаях производится погашение имеющейся у налогоплательщика задолженности перед бюджетом в отсутствие его волеизъявления.
4.12. Налоговый орган обязан вернуть налогоплательщику НДС, если в судебном порядке обжаловалось только решение инспекции об отказе в возмещении НДС, а требование о возврате налога не заявлялось
Постановление ФАС Московского округа от 18.03.2011 N КА-А40/1361-11 по делу N А40-74040/10-76-378
Ссылка налогового органа на отсутствие у него обязанности принять решение в соответствии с пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм НДС, поскольку общество не заявляло требование о восстановлении нарушенных прав и законных интересов, является необоснованной, поскольку в рамках рассмотрения неимущественного требования судом подтверждена правомерность применения обществом ставки 0 процентов и признан незаконным отказ в возмещении НДС в заявленной сумме, а отсутствие в резолютивной части судебного акта указания на обязанность налогового органа возместить НДС не может являться основанием для отказа в возмещении НДС.
5. Заявление о возврате НДС
5.1. Представление документов для получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения из документов неполны и (или) противоречивы
Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
Определение Верховного Суда РФ от 6 июля 2016 г. N 305-КГ16-3987
Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды (уменьшения налоговой базы, получение налоговых вычетов или права на возмещение налога, налоговых льгот) является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах неполны, недостоверны или противоречивы.
Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
Ситуации, рассмотренные в тезисах 5.2-5.5, актуальны для налогоплательщиков, в отношении которых решение о возмещении НДС вынесено до 01.10.2013, поскольку Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 248-ФЗ статья 176 НК РФ дополнена пунктом 11.1, вступающим в силу с 1 октября 2013 г., согласно которому "в случае, если заявление о зачете суммы налога в счет уплаты предстоящих платежей по налогу или иным федеральным налогам (о возврате суммы налога на указанный банковский счет), подлежащей возмещению по решению налогового органа, не представлено налогоплательщиком до дня вынесения решения о возмещении суммы налога (полностью или частично), зачет (возврат) суммы налога осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 78 настоящего Кодекса. При этом положения пунктов 7-11 настоящей статьи не применяются".
5.2. Заявление о возврате НДС можно подать как в течение трех месяцев, отведенных на проверку обоснованности вычетов, так и после
Постановление Президиума ВАС РФ от 29.11.2005 N 7528/05 по делу N А19-20572/04-43
По смыслу пункта 4 статьи 176 Кодекса заявление налогоплательщика о возврате налога должно быть представлено в налоговый орган до истечения трехмесячного срока, установленного для камеральной проверки налоговой декларации, однако в данном пункте не содержится запрета на подачу налогоплательщиком заявления о возврате налога и по окончании этого срока. Налогоплательщик не лишен возможности представить такое заявление, если к моменту его подачи налоговым органом принято решение о зачете налога, не принято решение о возмещении либо принято решение об отказе в возмещении, поскольку последнее может быть оспорено в арбитражном суде.
5.3. Заявление о возврате НДС может быть подано налогоплательщиком одновременно с подачей налоговой декларации
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14.06.2005 N А38-4739-17/617-2004
Учитывая, что решение о возврате принимается не позднее окончания срока камеральной проверки, налогоплательщик имеет право подать заявление о возврате налога на добавленную стоимость одновременно с налоговой декларацией.
5.4. Срок для подачи заявления о возврате НДС составляет три года
Постановление ФАС Московского округа от 02.10.2008 N КА-А40/8107-08 по делу N А40-19676/08-117-68
В статье 176 Налогового кодекса РФ не определен срок, в течение которого налогоплательщик может обратиться с заявлением о возврате налога. Однако исходя из принципа универсальности воли законодателя (ст. ст. 78, 113, 173 Налогового кодекса Российской Федерации), следует полагать, что срок истребования суммы НДС в порядке п. 4 ст. 176 Налогового кодекса РФ не может превышать трех лет.
5.5. Срок для подачи заявления о возврате НДС не ограничен тремя годами
Постановление ФАС Московского округа от 23.04.2013 по делу N А41-13452/12
Срок подачи заявления на возврат возмещаемого НДС НК РФ не установлен.
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.05.2013 по делу N А21-6518/2012
Как следует из норм налогового законодательства, применительно к возврату НДС в порядке статьи 176 НК РФ отсутствуют нормативные сроки для подачи налогоплательщиком соответствующего заявления. С учетом приведенных норм [ст. ст. 78, 173, 176 НК РФ] можно лишь говорить об общих сроках исковой давности при обращении налогоплательщика в суд с требованием о возмещении налога, который подлежит исчислению с даты, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о возникшей переплате. Суд апелляционной инстанции сделал вывод о пропуске Обществом срока на подачу в инспекцию заявления о возврате налога, ошибочно приняв за правила возврата переплаты налога по статье 78 НК РФ порядок возврата сумм НДС, предусмотренный статьей 176 НК РФ.
Как следует из обстоятельств дела, переплата налога возникла у Общества не в результате его уплаты, а в связи с подачей налоговых деклараций с заявленными налоговыми вычетами. Соответственно и возврат налога должен был осуществляться не в порядке статьи 78 НК РФ, а по правилам статьи 176 НК РФ.
5.6. В заявлении о возврате НДС необходимо указывать налоговый период, за который налогоплательщик просит произвести возмещение налога
В заявлении налогоплательщика о возмещении НДС в любом случае должна содержаться информация, позволяющая налоговому органу определить налоговый период, за который налогоплательщик просит произвести возмещение суммы налоговых вычетов по НДС.
Отсутствие указанной информации лишает налоговый орган возможности решить вопрос о наличии у налогоплательщика права на налоговый вычет по НДС за конкретный налоговый период, а в необходимых случаях провести налоговую проверку по основаниям и в сроки, установленные НК РФ.
5.7. В заявлении о возврате НДС не обязательно указывать налоговый период, за который налогоплательщик просит произвести возмещение налога
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.02.2010 по делу N А45-4480/2008
Законодательством не установлена обязательная форма заявления о возврате НДС; сумма к возврату заявлена предпринимателем в полном объеме согласно акту сверки на основании заявления, в котором указано, за какой период предприниматель просит возвратить НДС.
5.8. Налогоплательщик не имеет права на возврат НДС, если волеизъявление о возврате налога выражено только в поданном в суд исковом заявлении, а в инспекцию отдельно заявление о возврате не подавалось
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налоговой инспекции о начислении налогоплательщику сумм НДС и привлечении его к ответственности, обязании налоговой инспекции принять к возмещению НДС и возвратить на расчетный счет общества.
Суд удовлетворил требование общества о признании недействительным решения налоговой инспекции, указав, что превышение налоговых вычетов над общей суммой налогов, исчисленных по операциям, признаваемым объектом налогообложения, не может быть квалифицировано в качестве неуплаченного (неполностью уплаченного) в бюджет налога (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.06.2005 N 1321/05).
Однако заявление общества об обязании налогового органа возместить НДС суд оставил без рассмотрения, поскольку из буквального толкования статей 78, 79, 176 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 28 следует, что для возврата НДС требуется обращение налогоплательщика в налоговый орган с соответствующим заявлением.
5.9. Налогоплательщик имеет право на возврат НДС, если волеизъявление о возврате налога выражено в поданном в суд исковом заявлении, а в инспекцию отдельно заявление о возврате не подавалось
Постановление ФАС Московского округа от 23.03.2011 N КА-А40/1621-11 по делу N А40-44453/10-118-274
Законодательством о налогах и сборах не установлено, что налогоплательщик не вправе обратиться в суд с требованием об обязании возместить НДС путем возврата в том случае, если заявление на возврат не подавалось в налоговый орган.
5.10. После перехода налогоплательщика на налоговый учет в другую инспекцию повторной подачи заявления о возврате (зачете) НДС, подлежащего возмещению, не требуется
Постановление Президиума ВАС РФ от 30.05.2006 N 1334/06 по делу N А40-57694/04-33-543
Налогоплательщик подал заявления о возврате налога как по прежнему, так и по новому месту учета.
Суд указал, что после перехода общества на налоговый учет в новую инспекцию обязанность по возврату обществу налога на добавленную стоимость, не исполненная инспекцией по прежнему месту налогового учета, не прекратилась и не изменилась. Заявление общества не может рассматриваться как не порождающее правовых последствий, предусмотренных статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации.
6. Взыскание неправомерно возмещенного НДС
6.1. Налоговый орган не вправе после проведения выездной проверки взыскать в принудительном порядке сумму НДС, которая ранее была возмещена по результатам камеральной проверки
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 12.07.2011 по делу N А53-24968/2010
Общество обратилось суд с заявлением о признании недействительным требования Инспекции взыскать сумму НДС, ранее возмещенную по результатам камеральной проверки.
Удовлетворяя требования общества, суд, руководствуясь положениями статей 11, 69, 70, 81, 171, 176 Кодекса, пришел к выводу, что оспариваемое требование не соответствует действительной налоговой обязанности общества, поскольку фактически налоговым органом взыскивается не недоимка, а возмещенный налог на добавленную стоимость.
Возмещенная сумма налога на добавленную стоимость не является недоимкой в смысле, придаваемом пунктом 2 статьи 11 Кодекса. Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрен механизм принудительного взыскания неправомерно возмещенного в общем порядке НДС.
6.2. Суммы неправомерно возмещенного ранее по результатам камеральной проверки НДС могут быть взысканы налоговым органом в судебном порядке
Постановление ФАС Поволжского округа от 06.12.2011 по делу N А49-1862/2011
Инспекцией была проведена выездная налоговая проверка Общества, по результатам которой было установлено завышение НДС, предъявленного ранее к возмещению из бюджета.
В связи с тем что по заявлению Общества на его расчетный счет были возвращены суммы НДС, признанные к возмещению инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки, указанные суммы были включены в состав недоимки, Обществу начислены соответствующие пени и применены налоговые санкции за неуплату налога.
Суд указал, что излишне возмещенные из бюджета суммы НДС недоимкой в смысле, которое придает им налоговое законодательство, не являются независимо от факта их перечисления налогоплательщику на его расчетный счет, поскольку не соответствуют понятию недоимки.
По своей сути, суммы излишне возмещенного и перечисленного на расчетный счет налога являются бюджетными средствами, которыми без законных оснований пользовался налогоплательщик.
Суммы излишне возмещенного НДС подлежат взысканию с налогоплательщика не в составе недоимки, а в силу пункта 2 статьи 45 НК РФ в судебном порядке, поскольку обязанность по уплате налога основана с учетом результатов налоговой проверки на изменении налоговым органом юридической квалификации сделок налогоплательщика.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам
Материал приводится по состоянию на 1 июня 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской.