Энциклопедия судебной практики
Налог на добычу полезных ископаемых. Налоговая ставка
(Ст. 342 НК)
1. Применение ставки 0% при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых
1.1. Ставка 0% в части нормативных потерь может применяться как при прямом, так и при косвенном методе определения количества добытого полезного ископаемого
Постановление ФАС Московского округа от 06.09.2013 по делу N А40-90421/12-115-595
Положениями НК РФ не установлено, при каком методе учета количества добытого полезного ископаемого возможно применение пп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ, в связи с чем правомерно использование как прямого, так и косвенного метода при применении ставки НДПИ 0% в части нормативных потерь [технологических потерь нефти при ее добыче, транспортировке и подготовке].
1.2. Ставка 0% в части нормативных потерь может применяться только при прямом методе определения количества добытого полезного ископаемого
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.08.2008 по делу N А29-6086/2007
Как видно из материалов дела и установили суды, нормативные потери для Общества на 2003, 2004, 2005 годы утверждены в установленном законодательством порядке и согласованы отделом Гостехнадзора России; нефтегазосодержащая жидкость, добытая из скважин ЗАО "Н.", смешивается с нефтегазосодержащей жидкостью, добытой из скважин ЗАО "К.", и далее на подготовку поступает нефтегазосодержащая жидкость двух предприятий, которая фиксируется на узле учета ДНС без разделения на нефть ЗАО "Н." и нефть ЗАО "К.", то есть для определения количества поступившей на подготовку и законченной подготовкой добытой Обществом нефти (являющейся объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых) необходимы расчеты, позволяющие отделить нефть ЗАО "Н." от нефти ЗАО "К."; представленные акты на списание потерь нефти при сборе и транспортировке, акты на списание потерь нефти при подготовке за весь проверяемый период не отражают реальных фактических потерь, возникших на данных этапах добычи полезного ископаемого, и составлены в пределах утвержденных нормативов потерь; расчет определения потерь, возникающих на всем этапе добычи полезного ископаемого, и методика (расчет) определения количества добытого полезного ископаемого (сырья) налогоплательщиком не представлены; количество добытого полезного ископаемого, подлежащего налогообложению, определено за вычетом потерь, рассчитанных в пределах нормативных потерь.
Таким образом, нормативные потери, являющиеся лишь частью фактических потерь, возникающих на указанных этапах добычи полезных ископаемых, не могут принимать участие при формировании налогооблагаемой базы при исчислении налога на добычу полезных ископаемых.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о недоказанности Обществом права на применение ставки 0% при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь.
1.3. Ставка 0% в части нормативных потерь не может применяться без документального подтверждения фактически понесенных потерь
Постановление ФАС Поволжского округа от 19.07.2012 по делу N А57-16381/2010
Наличие утвержденного норматива не означает автоматического права налогоплательщика на применение налоговой ставки 0% в отсутствие документального подтверждения фактически понесенных потерь.
Апелляционным судом обоснованно указано, что нахождение скважин в пробной эксплуатации, так же как и отражение в отчетах о результатах пробной эксплуатации промысловых характеристик скважин (давление трубное, дебиты газа) посуточно, само по себе не подтверждает факт проведения газогидродинамических исследований в течение всего проверяемого периода.
1.4. При отсутствии надлежащим образом утвержденных нормативов потерь полезных ископаемых и оснований для применения иных нормативов ставка 0% не применяется
Постановление Президиума ВАС РФ от 12.11.2013 N 8090/13 по делу N А78-3471/2012
Судами оставлено без внимания положение законодательства о том, что при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь добываемого полезного ископаемого все фактические потери относятся к сверхнормативным и облагаются налогом. При этом, как следует из материалов дела, общество не обращалось в уполномоченные органы с целью утверждения нормативов потерь, соответственно нормативы потерь по добываемому лигатурному золоту обществу не утверждались, в проекте разработки месторождения нормативы потерь также не определялись.
1.5. Налогоплательщик не вправе применять ставку 0% в части нормативов потерь, утвержденных для другой организации, в т.ч. осуществляющей переработку добытого налогоплательщиком полезного ископаемого
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 19.02.2013 N Ф03-5892/2012 по делу N А73-8036/2012
Основанием для дополнительного начисления указанного налога послужил вывод инспекции о том, что в нарушение пункта 1 статьи 342 НК РФ обществом по налоговой декларации за ноябрь 2011 года применялась налоговая ставка 0 процентов в отсутствие утвержденных в установленном порядке нормативов (технологических) потерь и без указания их в техническом проекте месторождения ООО.
Суды установили, что в связи с отсутствием у общества в проверяемый период собственных мощностей и оборудования по доведению добытой руды до государственного стандарта качества, переработка руды и выпуск готовой продукции (золото лигатурное в слитках) осуществлялась на ЗИФ ЗАО по договору подряда.
ООО при заполнении налоговой декларации по НДПИ в нарушение налогового законодательства фактически учитывало нормативные (технологические) потери, установленные для ЗАО (золото - 10%, серебро - 90%).
1.6. При отсутствии утвержденных нормативов потерь полезных ископаемых на текущий период налогоплательщик вправе применять нормативы, утвержденные на предыдущий период
Постановление ФАС Московского округа от 30.03.2012 по делу N А40-34389/10-129-191
Суды двух инстанций признали правомерным применение обществом при расчете НДПИ в 2007 году нормативов потерь за 2005 год. Суды установили, что общество в 2007 году неоднократно обращалось за утверждением нормативов технологических потерь в Минпромэнерго РФ, однако эти нормативы не были своевременно согласованы и утверждены. В связи с этим судами сделан вывод, что несвоевременность согласования и утверждения соответствующими государственными органами нормативов потерь по объективным и независящим от налогоплательщика причинам не может влиять на право заявителя воспользоваться налоговой льготой в виде применения при расчете сумм НДПИ налоговой ставки 0%.
1.7. Если нормативы потерь полезных ископаемых не утверждены по независящим от налогоплательщика причинам, то он вправе применять нормативы, предусмотренные технической документацией
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.06.2011 по делу N А75-5651/2010
Арбитражные суды, признавая недействительным решение налогового органа в части доначисления НДПИ, исходили из того, что на 2008 год нормативы потерь не были утверждены, порядок их рассмотрения и определения не регламентирован; налогоплательщик, реализуя право на льготное налогообложение в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, воспользовался рабочими проектами на разрабатываемые карьеры, проектами горных отводов, Планом развития горных работ на 2008 год; названная техническая документация была согласована Управлением по технологическому и экологическому надзору.
1.8. При отсутствии утвержденных нормативов потерь полезных ископаемых на текущий период налогоплательщик по разрабатываемому месторождению вправе применять нормативы, предусмотренные техническим проектом
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15.07.2011 по делу N А75-6196/2010
Обществом в декларациях за сентябрь, октябрь, ноябрь 2009 года налогообложение по НДПИ отражено по ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых, установленных техническими проектами.
По разрабатываемым месторождениям для Общества нормативы потерь на 2009 год не утверждались.
На основании установленных по делу обстоятельств, учитывая, что добыча песка производилась на вновь разрабатываемых месторождениях, арбитражными судами сделан обоснованный вывод о правомерном применении Обществом нормативов потерь, установленных техническими проектами. Выводы суда соответствуют нормам пункта 1 статьи 342 НК РФ.
1.9. Налогоплательщик не вправе применять нормативы потерь, предусмотренные проектом, если месторождение разрабатывалось задолго до утверждения проекта
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.06.2014 по делу N А27-7068/2013
Суд апелляционной инстанции установил, что добыча угля по лаве 48 производилось с мая 2009 года, а проектная документация с Федеральным агентством по недропользованию согласована утверждена лишь в 2013 года, следовательно, добычу по лавам 48-3 и 48-4 шахты в 2011 году нельзя отнести как к добыче по вновь разрабатываемому месторождению, поскольку условия перехода к Обществу лицензии, в рамках которой предыдущим правообладателем проводились работы по добыче, не является основанием для признания такого участка недр вновь разрабатываемым, не ведет к снятию с недропользователя обязанностей по согласованию нормативов потерь в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
1.10. Если нормативы потерь по разрабатываемому месторождению могут быть окончательно определены только после завершения определенных работ, то налогоплательщик не вправе применять нормативы, указанные в проекте
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.02.2011 по делу N А78-286/2010
Суды двух инстанций на основании оценки представленных в материалы дела доказательств установили, что нормативы потерь по месторождению в установленном порядке не утверждены.
Исходя из содержания представленных в материалы дела писем Федерального агентства по недропользованию Минприроды России, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации нормативы потерь могут быть произведены в установленном порядке только после завершения опытно-промышленных работ, подготовки ТЭО постоянных разведочных кондиций и утверждения запасов путем внесения соответствующих изменений в проект "Опытно-промышленная установка кучного выщелачивания в составе геологоразведочных работ месторождения золотосодержащих руд "Погромное". Таким образом, суды пришли к правомерному выводу, что указанный проект не может быть расценен в качестве технического проекта, содержащего нормативы потерь при добыче полезных ископаемых в спорных периодах.
1.11. Если добыча второго полезного ископаемого не предполагалась, то налогоплательщик вправе применить в отношении него нормативы потерь, утвержденные протоколом Роснедр
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 28.06.2011 N Ф03-2883/2011 по делу N А73-5337/2010
Налоговым органом доначисление налога произведено по тем основаниям, что налогоплательщик занизил количество добытого серебра, так как применил налоговую ставку 0 процентов к нормативам его потерь, которые для него утверждены не были.
Лицензиями на право пользования недрами ОАО предоставлено право разведки и добычи россыпного золота. При этом запасы серебра по данным месторождениям в государственном балансе запасов полезных ископаемых не числятся.
В рассматриваемом случае нормативы потерь по серебру не утверждались, поскольку запасы серебра в государственном балансе запасов не числятся, лицензии на право добычи серебра обществу не выдавалось.
Таким образом, общество правомерно рассчитало налог с применением нормативов потерь, утвержденных Протоколом заседания секции твердых полезных ископаемых Федерального агентства по недропользованию, обложив их налоговой ставкой 0 процентов в порядке, предусмотренном подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 НК РФ.
1.12. Налогоплательщик вправе пересчитать НДПИ за периоды, предшествующие утверждению нормативов потерь полезных ископаемых
Постановление Президиума ВАС РФ от 19.02.2013 N 12232/12 по делу N А19-16360/2011
Предполагается, что размер нормативов потерь в зависимости от применяемой методики разработки месторождения ежегодно изменяется, в связи с чем уполномоченному государственному органу предписано производить утверждение нормативов потерь на каждый календарный год. И только в случае несвоевременного утверждения нормативов потерь на очередной год впредь до их утверждения на текущий год допускается применение нормативов потерь, утвержденных ранее в установленном порядке, что и предусмотрено в подпункте 1 пункта 1 статьи 342 Кодекса.
Несвоевременное утверждение нормативов потерь на очередной календарный год по независящим от общества причинам не должно влиять на его право на применение налоговой ставки 0 процентов применительно к размеру потерь, признаваемому уполномоченным государственным органом на конкретный год нормативным. Поэтому общество вправе было после утверждения нормативов потерь на 2009 год произвести перерасчет сумм налога на добычу полезных ископаемых, уплаченных за январь, февраль этого года.
1.13. Налоговый орган не вправе самостоятельно изменить утвержденный норматив полезных ископаемых или отказать в его применении
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.06.2010 по делу N А45-19963/2009
Суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что налоговый орган, не признавая правомерность применения налогоплательщиком доведенных до него Минпромэнерго России в июле 2007 года новых нормативов потерь, вместе с тем с учетом положений пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации не исчисляет налог с учетом ранее действующих нормативов потерь, утвержденных Минпромэнерго России 06.06.2005, что привело бы к уплате в бюджет НДПИ в меньшем размере в связи с увеличением базы для обложения по ставке 0 процентов.
На основании изложенного, а также руководствуясь положениями статей 336, 337, 338, 339, 342 Налогового кодекса Российской Федерации, суды пришли к правомерному выводу, что налоговый орган не вправе самостоятельно, в том числе в условиях изменения технологии добычи и доставки полезных ископаемых, изменить норматив потерь или отказать в его применении.
1.14. До 25.11.2008 процедура утверждения нормативов потерь полезных ископаемых предусматривала две обязательных стадии - согласование проектной документации Ростехнадзором и ее утверждение Роснедрами
С 25.11.2008 постановлением Правительства РФ от 07.11.2008 N 833 "О внесении изменений в Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения" п. 2 данных Правил изложен в другой редакции.
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24.09.2010 по делу N А29-1090/2010
Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921.
Согласно пункту 2 Правил (в редакции, действовавшей в период рассматриваемых правоотношений) нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются Федеральным агентством по недропользованию по согласованию с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в составе проектной документации (технического проекта, технико-экономического обоснования, проекта обустройства месторождения и т.д.). Федеральное агентство по недропользованию направляет сведения об утвержденных нормативах потерь в Федеральную налоговую службу в 10-дневный срок со дня их утверждения.
Следовательно, процедура принятия нормативов потерь полезных ископаемых предусматривала две обязательных стадии - согласование проектной документации Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзором) и ее утверждение Федеральным агентством по недропользованию (Роснедрами).
1.15. Если порядок добычи полезного ископаемого не изменялся, то применяются ранее утвержденные нормативы потерь, а не нормативы, впоследствии определенные органом Роснедр
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18.04.2013 по делу N А27-12053/2012
До принятия Правительством Российской Федерации постановления [от 29.12.2001 N 921] применялась Инструкция по согласованию годовых планов развития горных работ, утвержденная постановлением Госгортехнадзора России от 24.11.1999 года N 85, предусматривающая утверждение нормативов потерь и уточненных нормативов потерь твердых полезных ископаемых территориальными органами Госгортехнадзора России в составе годовых планов развития горных работ.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что по лаве N 75 норматив эксплуатационных потерь был утвержден горнотехнической инспекцией (РГТИ) 20.11.1997 при согласовании проекта разработки лавы в размере 11,3 процента и в дальнейшем пересмотру не подлежал, так как добыча по лаве осуществлялась без отклонения от действующего согласованного проекта; фактические потери по указанной лаве за 2009 год составили 8,6 процента в пределах утвержденного ранее норматива.
Судами правомерно отклонена ссылка налогового органа на протокол заседания секции твердых полезных ископаемых от 02.02.2009 Центральной комиссии по разработке полезных ископаемых Федерального агентства по недропользованию, согласно которому по лаве 75 на 2008 год утвержден норматив потерь в размере 0 процентов, поскольку данный протокол противоречит Протоколу рассмотрения годового плана развития горных работ на 2009 год и иной проектной документации разработки месторождения, в соответствии с которыми при добыче полезного ископаемого имеются его потери.
То есть налоговым органом не учтено, что положения пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации требуют применения нормативов, утвержденных ранее (необязательно уточненных, применительно к данной ситуации) и технологически связанных с принятой схемой разработки.
1.16. Нормативы потерь полезных ископаемых, утвержденные в разрезе каждой выемочной единицы, не могут применяться по месторождению в целом
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 01.08.2012 по делу N А27-9497/2011
Поскольку нормативы потерь при добыче полезных ископаемых для пользователя недр в данном случае утверждены на 2007 год уполномоченными органами в разрезе каждой выемочной единицы, что влияет на определение величины фактических потерь, облагаемых по ставке 0% и, соответственно, влияет на правильность отражения данных в налоговой декларации, судами правильно отклонена ссылка заявителя на то, что в 2004, 2005, 2006 годах нормативы утверждались не по лавам, а по месторождению в целом.
В ходе рассмотрения дела обществом не представлено доказательств обращения для утверждения нормативных потерь в установленном в Правилах порядке в отношении лав, по которым протоколом заседания секции твердых полезных ископаемых от 19.02.2008 на 2007 год нормативы потерь не утверждены.
Таким образом, основания для признания незаконным оспариваемого налогоплательщиком решения инспекции в части доначисления налоговым органом спорной суммы НДПИ, соответствующих пеней отсутствуют.
1.17. Если участки месторождения образовались в результате раскола первоначального участка и не имеют отличительных особенностей, то могут быть применены нормативы потерь, установленные для первоначального участка
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.01.2014 по делу N А74-1509/2013
В ходе рассмотрения дела судами установлено, что пласты 16а и 16', по которым нормативы потерь не утверждены, образованы в результате раскола первоначального пласта 16'а. Данное обстоятельство налоговым органом не оспаривается. При этом судами обоснованно отмечено, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что пласты 16а и 16' отличаются конкретными горно-геологическими условиями, применяемыми схемами, способами и системами разработки участка месторождения от пласта 16'а. Налоговой инспекцией соответствующие доказательства также не представлены, об их наличии суду не заявлено.
Принимая во внимание изложенное, а также учитывая, что нормативы потерь по участку в целом составляют 3,8 процента, суды обоснованно сочли допустимым применение обществом в данной ситуации норматива потерь в размере 3,6 процента, утвержденного для пласта 16'а, и признали, что применение норматива потерь в указанном размере в данном случае не привело к занижению налоговой базы по налогу на добычу полезных ископаемых и уменьшению уплаченной в бюджет суммы данного налога.
1.18. Налогоплательщик не вправе применять нормативы потерь полезных ископаемых выше утвержденных нормативов
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19.07.2011 по делу N А29-8452/2010
Общество при исчислении налога по ставке 0 процентов при добыче в части нормативных потерь применило проценты нормативов потерь, отличные (завышенные) от утвержденных на 2009 год Федеральным агентством по недропользованию, а именно определило норматив потерь исходя из фактической добычи и плановых потерь (отношения плановых потерь к сумме плановых потерь и фактической добычи).
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу, что ОАО заявило в налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых фактические потери в размере, превышающем нормативные потери, утвержденные на 2009 год Федеральным агентством по недропользованию, и правомерно отказали в признании решения инспекции недействительным.
1.19. Ставка 0% может быть применена к потерям любого вида в пределах утвержденных нормативов потерь полезных ископаемых
Постановление Президиума ВАС РФ от 30.10.2012 N 6909/12 по делу N А27-6735/2011
Обществу утверждены в установленном порядке на 2008 год уточненные нормативы потерь каменного угля при его добыче в размере 15,5 процента и на 2009 год - в размере 16,4 и 17,9 процента (по различным указанным в протоколах выемочным участкам). Исследование формы статистической отчетности общества позволило судам сделать вывод, что эксплуатационные потери в названные годы установленные нормативы потерь не превысили и были включены обществом в налоговую базу по налогу на добычу полезных ископаемых по ставке 0 процентов. Судами также установлено, что общешахтные потери и потери у геологических нарушений были списаны обществом с государственного баланса в установленном порядке.
При указанных обстоятельствах вывод судов о необходимости включения в налоговую базу общешахтных потерь и потерь у геологических нарушений, то есть полезных ископаемых, остающихся в недрах, извлечение которых в силу геологических особенностей месторождений не представляется допустимым независимо от уровня развития применяемой техники и технологии их добычи, является неправомерным.
1.20. Ставка 0% не применяется к потерям полезных ископаемых, возникающим за пределами месторождения (лицензионного участка)
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.07.2012 по делу N А29-4155/2011
Потери, возникающие на этапах за пределами месторождений (лицензионного участка), не могут принимать участие при формировании налогооблагаемой базы при исчислении налога на добычу полезных ископаемых по указанным месторождениям и не могут учитываться в составе нормативных потерь, утвержденных для конкретных месторождений, в отношении которых налогоплательщиком применялась ставка 0 рублей.
1.21. Ставка 0% не подлежит применению ко всему объему фактических потерь
Применение ставки 0 процентов ко всему объему фактических потерь, как это было сделано налогоплательщиком, подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 НК РФ не предусмотрено.
1.22. Новый норматив не может быть применен ранее месяца, в котором он утвержден
В случае, если на момент наступления срока уплаты налога по итогам первого налогового периода очередного календарного года у налогоплательщика отсутствуют утвержденные нормативы потерь на очередной календарный год впредь до утверждения указанных нормативов потерь применяются нормативы потерь, утвержденные ранее в порядке, установленном абзацем вторым настоящего подпункта, а по вновь разрабатываемым месторождениям - нормативы потерь, установленные техническим проектом.
Из статьи буквально следует, что норматив утверждается на календарный год. Если на момент уплаты налога за первый налоговый период календарного года нет утвержденных на этот год нормативов, налогоплательщик должен применять прежние нормативы впредь до утверждения новых нормативов. Из статьи прямо не следует, что применение новых нормативов связывается с их утверждением на момент наступления срока уплаты налога за какой-либо налоговый период. Следовательно, новый норматив не может применяться ранее месяца, в котором он утвержден.
Такое толкование п. 1 ст. 342 НК РФ соответствует п. 7 ст. 3 НК РФ.
1.23. Налоговую ставку при добыче драгоценных, полудрагоценных камней или камнесамоцветов следует определять исходя из их отнесения к соответствующей группировке полезных ископаемых, определенной ст. 342 НК РФ
Определение Верховного Суда РФ от 4 декабря 2015 г. N 307-КГ15-15411
Налоговый кодекс Российской Федерации определяет только понятие и виды полезных ископаемых, а не относит те или иные виды добытого сырья к категории драгоценных, полудрагоценных или камнесамоцветных.
Вопрос о применении налоговой ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче янтаря следует решать исходя из его отнесения к соответствующей группировке полезных ископаемых в целях применения статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации.
1.24. Налогоплательщик НДПИ, осуществляющий добычу нефти, с 01.01.2015 не вправе применять налоговую ставку 0%
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 ноября 2016 г.
Суды первой и апелляционной инстанций, исходя из анализа исследованных доказательств, имеющихся в материалах дела, и установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, а также из анализа правовых норм, содержащихся в главе 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" Налогового кодекса Российской Федерации, пришли к правильному выводу о том, что налогоплательщик с 01.01.2015 должен был исчислять сумму налога на добычу полезных ископаемых в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации в новой редакции, в связи с чем применение обществом после 01.01.2015 налоговой ставки 0% признано не обоснованным.
При этом суды исходили из того, что налоговая ставка и налоговая льгота являются разными элементами налогообложения, ставка 0%, возможность применения которой ранее была предусмотрена подпунктом 8 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, не является налоговой льготой.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что выводы судов о правомерности решения инспекции в части доначисления суммы налога на добычу полезных ископаемых за январь 2015 года приняты в полном соответствии с приведенными нормами материального права, основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах.
2. Применение ставки 0% при добыче полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых
2.1. Ставка 0% применяется в отношении всего объема полезных ископаемых, добытых из некондиционного месторождения, независимо от установленной нормы
Арбитражный суд установил, что запасы, добытые сверх утвержденных, являются некондиционными, так как согласно протоколу, экспертному заключению к данному протоколу на горизонте + 60 с 2001 года имеет место истощение качественного сырья в остаточных запасах андезитов.
Судом правомерно установлено, что, несмотря на то что полезные ископаемые в объеме 48 067, 5 куб.м добыты сверх утвержденных в установленном законодательством порядке, они подлежат налогообложению по ставке 0 процентов, так как являются некондиционными и составляют, по существу, исключенные ранее из расчетов 15% на негеметризуемые, некондиционные (тектонически проработанные) и выветренные породы. При подобных обстоятельствах применение обществом в 2005 году ставки 0 процентов при налогообложении всех добытых из некондиционного месторождения полезных ископаемых является правильным.
2.2. Не требуется проведения экспертизы или переоценки полезных ископаемых, признанных некондиционными до введения в НК РФ главы 26
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.10.2010 по делу N А27-41/2010
Подпункт 4 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что порядок отнесения запасов полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным распространяется на отношения, возникшие после 01.01.2002, в связи с чем у Общества отсутствовала обязанность по представлению технико-экономического обоснования отнесения добываемых запасов угля к некондиционным, признанных таковыми еще в 1971 и 1980 годах. Следовательно, применение налогоплательщиком при расчете суммы налога на добычу полезных ископаемых за апрель, май, июнь, июль, август, октябрь, ноябрь 2008 года ставки налога 0 процентов обоснованно.
При этом, как указано апелляционным судом, ни Федеральным законом от 08.08.2001 N 126-ФЗ, которым Налоговый кодекс Российской Федерации дополнен главой 26 "Налог на добычу полезных ископаемых", ни изданным в соответствии со статьей 342 Налогового кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899, ни принятым в целях реализации этого постановления распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 10.09.2003 N 403-р не предусматриваются проведение переоценок месторождений полезных ископаемых, отнесенных к категории некондиционных в соответствии с порядком, действовавшим до введения в действие главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации.
2.3. Отнесение запасов полезных ископаемых к забалансовым само по себе не свидетельствует о том, что эти запасы являются некондиционными
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 06.04.2012 по делу N А03-11565/2011
Отнесение полезных ископаемых к некондиционным осуществляется при государственной экспертизе технико-экономического обоснования постоянных кондиций.
Приказом МПР РФ от 07.03.1997 N 40 была утверждена классификация запасов полезных ископаемых по различным параметрам.
Из пункту 5.1 данного приказа следует, что сопоставление признаков балансовых и забалансовых запасов (например, пункт "б") относительно балансовых запасов и пункт "а") относительно забалансовых запасов) не дает оснований с учетом понятия некондиционных запасов в целях применения положений главы 26 НК РФ для вывода о тождественности понятий "забалансовые" запасы и "некондиционные" запасы.
Кассационная инстанция соглашается с доводом жалобы, что в рамках настоящего дела (в том числе при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции) обществом не представлено доказательств как соблюдения процедуры отнесения запасов к "некондиционным" и, как следствие, обоснованности применения ставки 0 процентов, так и полученных после проверяемого периода доказательств, подтверждающих правомерность отнесения спорных запасов к некондиционным.
3. Применение ставки 0% при добыче полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах перерабатывающих производств
3.1. Ставка 0% в отношении добытых полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, применяется по инициативе налогоплательщика
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 31.05.2012 по делу N А78-2619/2011
[Установленное подпунктом 5 пункта 1 статьи 342 НК РФ] право на применение льготной ставки 0 процентов по налогу на добычу полезных ископаемых носит заявительный характер и обусловлено представлением налогоплательщиком определенных доказательств в обоснование ее применения.
Из материалов дела следует, что общество в налоговых декларациях по налогу на добычу полезных ископаемых за налоговые периоды 2008 - 2009 годов не заявляло о применении ставки 0 процентов в отношении добытых полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах.
3.2. Отсутствие на момент добычи утвержденных нормативов содержания полезного ископаемого в отвалах или отходах горнодобывающего производства не лишает налогоплательщика права применения ставки 0%
Постановление ФАС Уральского округа от 20.03.2008 N Ф09-1639/08-С3 по делу N А76-9365/07
Основанием для доначисления заявителю НДПИ за ноябрь 2004 г., сентябрь 2006 г. послужили выводы инспекции о необоснованном применении обществом при исчислении налога ставки 0%, предусмотренной подп. 5 п. 1 ст. 342 Кодекса.
Нормативы содержания золота в отходах первичной переработки золотосодержащих песков месторождения утверждены Федеральным агентством по недропользованию на 2005, 2006 гг. в размере 6,5% от содержания золота в перерабатываемых песках (протокол от 19.09.2006).
Как следует из материалов дела и установлено судами, налогообложение по ставке 0% произведено обществом в отношении полезного ископаемого при добыче его из отвалов или отходов горнодобывающего и перерабатывающего производства в пределах установленных нормативов содержания полезного ископаемого, остающегося в указанных породах.
Довод инспекции о том, что в 2002 - 2004 гг. нормативы содержания золота в отходах первичной переработки золотосодержащих песков месторождения не были утверждены, не является основанием к отказу в применении обществом налоговой ставки 0% при соблюдении прочих условий, установленных подп. 5 п. 1 ст. 342 Кодекса.
3.3. Ставка 0% применяется и к полезным ископаемым, добытым из собственных отходов горнодобывающего производства
Постановление ФАС Уральского округа от 03.03.2008 N Ф09-9097/07-С3 по делу N А76-8026/07
Доводы инспекции, основанные на том, что подп. 5 п. 1 ст. 342 Кодекса не применяется в отношении полезных ископаемых, извлеченных из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего производства, противоречат положениям подп. 5 п. 1 ст. 342 Кодекса.
Исключения в отношении полезных ископаемых, добываемых из собственных отходов горнодобывающего производства, указанная норма не содержит.
3.4. Условием применения предусмотренной пп. 5 п. 1 ст. 342 НК РФ ставки 0% является отсутствие технологии извлечения полезных ископаемых, остающихся в месторождении
Право на применение налоговой ставки 0 процентов, предусмотренной подпунктом 5 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, обусловлено фактами: добычи полезного ископаемого, остающегося во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, отвалах или в отходах перерабатывающих производств; отсутствия в Российской Федерации промышленной технологии их (полезных ископаемых) извлечения; содержания полезного ископаемого, оставшегося в породах и отходах, в пределах установленных нормативов.
Как установлено судом, из представленных обществом деклараций следует, и сторонами не опровергается, что общество заявило о применении 0 налоговой ставки при добыче полезных ископаемых остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах перерабатывающих производств, в связи с отсутствием в Российской Федерации промышленной технологии их извлечения.
Вместе с тем факт наличия технологии добычи полезного ископаемого многокомпонентной комплексной руды из месторождения подтверждается планом развития горных работ карьера месторождения на 2006 год, иными документами, имеющимися в материалах дела.
Технология извлечения комплексной руды существует и фактически применялась налогоплательщиком в спорном периоде.
Суд обоснованно пришел к выводу, что оснований для применения налоговой ставки 0 процентов, предусмотренной подпунктом 5 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации у общества не имеется.
4. Иные случаи применения ставки 0%
4.1. Наличие лицензии на пользование участком недр, расположенным севернее 65 градусов северной широты, не дает права на применение ставки 0%, предусмотренной пп. 16 п. 1 ст. 342 НК РФ, при осуществлении добычи нефти на участке недр, расположенном южнее 65 градусов северной широты
Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" пп. 16 п. 1 ст. 342 признан утратившим силу с 1 января 2015 г.
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.02.2014 по делу N А70-5204/2013
Суды пришли к верному выводу, что в рассматриваемом случае добыча полезных ископаемых Обществом осуществляется на участке недр в виде горного отвода, расположенного южнее 65 градусов северной широты, в связи с чем права на применение налоговой ставки 0 процентов в отношении нефти, добытой на участке недр, заявитель не имеет.
Довод Общества, что для получения льготы по подпункту 16 пункта 1 статьи 342 НК РФ достаточно получить лицензию на пользование недрами в отношении участка недр (лицензионного), частично расположенного севернее 65 градусов северной широты, при добыче (в том числе постоянной) полезного ископаемого на участке недр, являющегося частью лицензионного участка и не отвечающего требованиям подпункта 16 пункта 1 статьи 342 НК РФ, основан на неверном толковании указанной нормы права.
5. Применение иных ставок по НДПИ и коэффициента 0,7 (п. 2 ст. 342 НК РФ)
5.1. К одному виду полезного ископаемого (золотосодержащему концентрату) не могут быть применены разные налоговые ставки (для золота и серебра)
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.05.2012 по делу N А19-7107/10
Инспекция полагает, что для исчисления налога на добычу полезных ископаемых, в том числе по серебру, пунктом 2 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена налоговая ставка 6,5 процентов.
Судами установлено, что в оспариваемом решении в строках "Количество добытого полезного ископаемого, подлежащего налогообложению по общеустановленной ставке" применительно и к золоту, и к серебру инспекция отразила одни и те же показатели. При расчетах и в том и в другом случае налоговая инспекция учитывала золотосодержащий концентрат. Поэтому суды правильно указали на необоснованность применения к одному виду добытого полезного ископаемого разных налоговых ставок.
5.2. Налогоплательщик не вправе самостоятельно, без проведения надлежащей переоценки выбрать налоговую ставку в отношении добываемого угля
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.07.2013 по делу N А27-20709/2012
Налогоплательщиком в проверяемом периоде осуществлялась добыча каменного угля марки КС, которая на основании классификации углей относятся к маркам угля - коксующий, и в соответствии с пунктом 2 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации должна облагаться по ставке 57 руб. за 1 тонну добытого угля.
Довод Общества о том, что фактически добываемый на предприятии уголь соответствует марке ТС, который должен облагаться по ставке 24 руб. /тн, был предметом рассмотрения апелляционной инстанции, который обоснованно отклонил его, правомерно указав, что в отсутствие переоценки угля марки КС коксующийся на марку ТС в установленном порядке (с обязательной государственной экспертизой) у налогоплательщика отсутствует право на самостоятельное, без правовых оснований и соответственно произвольное избрание ставки налогообложения по налогу на добычу полезных ископаемых.
5.3. Коэффициент 0,7 к налоговой ставке применяется при осуществлении за счет собственных средств поиска и разведки полезных ископаемых (либо полного возмещения всех расходов государства на это) и освобождения по состоянию на 01.07.2001 от отчислений на ВМСБ
Определение Конституционного Суда РФ от 25.02.2013 N 279-О
Положение пункта 2 статьи 342, как предусматривающее возможность применения к налоговой ставке по налогу на добычу полезных ископаемых понижающего коэффициента при наличии одновременно двух условий: осуществления за счет собственных средств поиска и разведки полезных ископаемых и освобождения по состоянию на 1 июля 2001 года от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы либо полного возмещения всех расходов государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых и освобождения по состоянию на 1 июля 2001 года от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, не может рассматриваться как неопределенное, неясное или противоречивое, а потому нарушающее конституционные права и свободы заявителя.
Постановление Президиума ВАС РФ от 17.07.2007 N 3803/07 по делу N А12-10850/06с60
Правом на уплату налога на добычу полезных ископаемых с коэффициентом 0,7 обладают как налогоплательщики, осуществившие поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений полезных ископаемых за счет собственных средств, так и налогоплательщики, полностью возместившие все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых, только при условии, если они по состоянию на 01.07.2001 были освобождены от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке месторождений.
5.4. Доказательства освобождения от отчислений на ВМСБ для применения коэффициента 0,7 должен представить налогоплательщик
Постановление ФАС Поволжского округа от 02.09.2008 по делу N А57-490/07
Налогоплательщик не представил доказательств, что на 01.07.2001 г. был освобожден от уплаты отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Освобождение пользователей недр от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы в лицензии не указано, и решение не выдавалось.
5.5. Тот факт, что налогоплательщик не являлся плательщиком отчислений на ВМСБ, не может расцениваться как освобождение его от уплаты таких платежей в целях применения коэффициента 0,7
Постановление Президиума ВАС РФ от 19.06.2006 N 14842/05 по делу N А-57-24696/04-35
Уплачивать налог на добычу полезных ископаемых с коэффициентом 0,7 налогоплательщики вправе при наличии одновременно двух условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 342 Кодекса, а именно осуществления за счет собственных средств поиска и разведки полезных ископаемых и освобождения по состоянию на 01.07.2001 от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы либо полного возмещения всех расходов государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых и освобождения по состоянию на 01.07.2001 от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
То обстоятельство, что общество до вступления в силу главы 26 Кодекса не являлось плательщиком отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, не может расцениваться как освобождение его от уплаты таких платежей.
5.6. На освобождение от уплаты отчислений на ВМСБ для применения коэффициента 0,7 в лицензии не указывается
Довод налоговой инспекции о том, что в лицензии непосредственно на добычу полезных ископаемых нет отметки об освобождении ООО по состоянию на 01.07.2001 от уплаты отчислений на воспроизводство МСБ, в связи с чем общество лишено права применять коэффициент 0,7 при исчислении налога на добычу полезных ископаемых, не может быть принят судом кассационной инстанции, так как в материалах дела имеется Протокол заседания экспертной (конкурсной, аукционной) комиссии по недропользованию от 21.02.2003, согласно которому по результатам рассмотрения вопроса "о внесении в договор временного платного пользования недрами предприятиям, выполнившим работы за счет собственных средств, понижающего коэффициента 0,7 к ставке налога за добычу полезных ископаемых по лицензиям ООО комиссия пришла к выводу о том, что "для применения понижающего коэффициента к налоговым ставкам недропользователь обязан представить в налоговые органы все документы, подтверждающие выполнение работ за счет собственных средств. Изменение в лицензию при этом не вносится. Основание ст. 342 п. 2 ФЗ от 08.08.2001 г. N 126-ФЗ".
6. Определение коэффициентов Кв и Кз (п.п. 4, 5 ст. 342 НК РФ)
Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" пункты 4, 5 статьи 342 признаны утратившим силу с 1 января 2015 г.
6.1. Степень выработанности запасов конкретного участка недр определяется с учетом объема добычи нефти, накопленного с начала разработки этого участка, а не только налогоплательщиком
Пунктом 4 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации установлен порядок определения налогоплательщиком степени выработанности запасов конкретного участка недр (Св).
При этом накопленный объем добычи нефти для каждого конкретного участка недр определяется с начала разработки этого участка до достижения накопленного объема добычи нефти 25 млн тонн с учетом всех вышеперечисленных условий (письмо Министерства финансов Российской Федерации от 23.04.2007 N 03-06-05-01/9).
Следовательно, степень выработанности запасов конкретного участка недр является объективным показателем, который не может рассчитываться каждым налогоплательщиком исходя из накопленного только им объема добычи нефти на данном участке недр.
Поэтому суд пришел к правильному выводу о том, что общество необоснованно применило налоговую ставку 0 процентов при исчислении налога на добычу полезных ископаемых.
6.2. Для определения степени выработанности запасов конкретного участка недр налогоплательщик обязан использовать данные, утвержденные в государственном балансе запасов полезных ископаемых
Пунктом 4 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации установлен порядок определения налогоплательщиком коэффициента, характеризующего степень выработанности запасов конкретного участка недр.
На основе анализа положений названной нормы суд пришел к обоснованному выводу о необходимости расчета выработанности запасов на основе данных утвержденного государственного баланса запасов полезных ископаемых.
Вместе с тем налогоплательщик не представил доказательства того, что использованные им при расчете данные были утверждены в установленном порядке в государственном балансе запасов, и не привел нормативное обоснование использованного им расчета выработанности запасов по месторождению.
Учитывая изложенное, ссылка налогоплательщика на Положение о порядке учета запасов полезных ископаемых и возможность использования данных экспертного заключения от 29.05.2007, рекомендованное Федеральным агентством по недропользованию на основании протокола совещания от 12.07.2007 к утверждению руководством Роснедра, не опровергает правильность выводов судов обеих инстанций о том, что общество не вправе было применять предусмотренную подпунктом 8 пункта 1 статьи 342 Кодекса ставку 0 рублей при расчете налога на добычу полезных ископаемых за апрель 2007 года.
6.3. Наличие единого технологического объекта подготовки нефти не имеет правового значения при определении коэффициента Кв
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26.12.2012 по делу N А22-41/2012
Инспекция провела камеральную налоговую проверку уточненной (корректирующей) налоговой декларации N 2 по НДПИ общества за февраль 2011 года.
Вывод суда апелляционной инстанции о правомерности применения обществом коэффициента (Кв) 03 к нефти, добытой на 13 участках с различной степенью выработанности, сделан при неправильном толковании правовых норм.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что в соответствии с действующим налоговым законодательством наличие единого технологического объекта подготовки нефти не имеет правового значения при определении коэффициента налогообложения.
Кроме того, общество не представило доказательства наличия у него такого технологического объекта по переработке нефти в проверяемый налоговый период.
6.4. Коэффициенты Кв и Кз определяются не по отдельным объектам разработки, а по всему конкретному участку недр, пространственные границы которого определены лицензией
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 334, 335, 336, 337, 338, 342, 343 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон "О недрах"), постановлением Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета России от 15.07.1992 N 3314-1 (далее - Положение), Инструкцией по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых, утвержденной приказом Министерства природы России от 07.02.1998 N 56 (далее - Инструкция), пришли к выводу о том, что налоговый орган обоснованно произвел расчет степени выработанности запасов в целом по всему участку недр, находящемуся в пространственных границах лицензионного участка, определенных лицензией.
Обществом расчет степени выработанности запасов Средненюрольского лицензионного участка недр необоснованно произведен раздельно по каждому из месторождений.
Довод подателя жалобы о том, что коэффициент выработанности (Кв) определяется отдельно по каждому участку недр, границы которого уточнены горноотводным актом для разработки месторождения судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку в рамках настоящего спора имеют место иные фактические обстоятельства.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию налогоплательщика по делу, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судами обстоятельств и материалов дела.
Постановление ФАС Поволжского округа от 13.06.2013 по делу N А57-20008/2012
Участок недр для целей главы 26 НК РФ принимается в виде геометризованного блока, определенного конкретной лицензией.
Следовательно, определение степени выработанности запасов необходимо производить по всему участку недр в целом, пространственные границы которого указаны в лицензии на право пользование недрами, а не по отдельным объектам разработки - пластам залежам, горизонтам или месторождениям соответствующего участка,
С учетом установленных по настоящему делу обстоятельств суд апелляционной инстанции указал, что налоговый орган при проведении камеральной проверки налоговой декларации за январь 2012 года обоснованно произвел расчет степени выработанности запасов для определения коэффициента, характеризующего величину запасов Кз конкретного участка недр, в целом по всему конкретному участку недр, пространственные границы которого определены лицензией.
6.5. Степень выработанности по участку, имеющему статус геологического отвода, определению не подлежит
Признавая решение инспекции незаконным, суды первой, апелляционной инстанции пришли к выводу о том, что степень выработанности нельзя определять по участку, пространственные границы которого указаны в приложении к лицензии, и имеющему статус геологического отвода.
6.6. Отсутствие в государственном балансе запасов полезных ископаемых сведений о запасах нефти конкретного месторождения не является основанием для установления показателя степени выработанности запасов (Свз), равного 0
В силу абзаца 7 пункта 5 статьи 342 НК РФ отсутствие в государственном балансе запасов полезных ископаемых сведений о запасах нефти Ново-Александровского месторождения за 2011 - 2012 годы, внесение таких сведений только в 2013 году является основанием для определения налогоплательщиком запасов нефти самостоятельно исключительно на основании заключения государственной экспертизы и последующего уточнения с использованием результатов такой экспертизы, внесенных в государственный баланс запасов полезных ископаемых.
Сам факт отсутствия таких сведений в государственном балансе запасов полезных ископаемых не означает, что показатель степени выработанности запасов (Свз) равен 0.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам
Материал приводится по состоянию на 1 октября 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской.