Энциклопедия судебной практики
Участие свидетеля
(Ст. 90 НК)
1. Требования, предъявляемые к свидетельским показаниям
1.1. Показания свидетеля являются недопустимым доказательством, если он не был предупрежден об ответственности за дачу заведомо ложных показаний
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 15.06.2009 по делу N А37-1235/2008
Суды обеих инстанций, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, обоснованно не приняли в качестве последних объяснения М. и К., как полученные с нарушением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 90 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку указанные лица не были предупреждены в установленном порядке об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний.
1.2. Показания свидетеля являются допустимыми доказательствами, даже если он не был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний
Нормы налогового законодательства, в том числе положения статьи 90 НК РФ, или иного нормативного акта, регламентирующего деятельность налоговых органов, не устанавливают обязанность налогового органа при составлении протокола допроса предупреждать свидетеля об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, разъяснять положения статьи 51 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, протокол, составленный налоговым органом в порядке статьи 90 НК РФ, не может быть признан ненадлежащим доказательством по причине непредупреждения свидетеля об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний или неразъяснения свидетелю положений статьи 51 Конституции Российской Федерации, знание норм которой презюмируется.
Суд установил, что допрос свидетеля произведен в соответствии с требованиями статьи 90 Кодекса, отметив, что названная норма права не устанавливает обязанность налогового органа при составлении протокола допроса предупреждать свидетеля об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
1.3. Показания свидетеля являются недопустимым доказательством, если ему не было разъяснено о праве не свидетельствовать против себя
Постановление ФАС Московского округа от 09.07.2010 по делу N А40-118797/09-118-940
Протоколы не соответствуют ст.ст. 90 и 99 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с тем, что в них отсутствуют отметки о разъяснении положений ст. 51 Конституции Российской Федерации.
1.4. Показания свидетеля не являются недопустимым доказательством, если ему не было разъяснено о праве не свидетельствовать против себя
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.02.2012 по делу N А27-5612/2011
Вывод суда о том, что протоколы допроса [свидетелей] являются ненадлежащим доказательством в связи с отсутствием разъяснений положений статьи 51 Конституции Российской Федерации, не может быть признан обоснованным.
Нормы налогового законодательства, в том числе положения статьи 90 НК РФ, или иного нормативного акта, регламентирующего деятельность налоговых органов, не устанавливают обязанность налогового органа при составлении протокола допроса предупреждать свидетеля об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, разъяснять положения статьи 51 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, протокол, составленный налоговым органом в порядке статьи 90 НК РФ, не может быть признан ненадлежащим доказательством по причине непредупреждения свидетеля об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний или неразъяснения свидетелю положений статьи 51 Конституции Российской Федерации, знание норм которой презюмируется.
1.5. Показания свидетеля, полученные вне рамок проверки, являются недопустимым доказательством
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.06.2010 по делу N А19-18335/09
Протоколы допроса свидетелей являются недопустимыми доказательствами, так как получены за рамками выездной налоговой проверки.
1.6. Показания свидетеля, полученные вне рамок проверки, являются допустимым доказательством
Постановление ФАС Московского округа от 21.06.2010 по делу N А40-106850/09-20-489
Довод налогоплательщика о том, что опросы [свидетелей] проведены за рамками выездной налоговой проверки, не может служить основанием для отмены судебных актов, поскольку свидетельские показания получены до проведения проверки в соответствии со статьей 90 Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому на момент проведения проверки Инспекция располагала показаниями перечисленных лиц.
1.7. Протокол допроса, в котором отсутствуют паспортные данные свидетеля, является недопустимым доказательством
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.10.2012 по делу N А78-10704/2011
Суды, оценив представленные налоговой инспекции протоколы допроса свидетелей, обоснованно не приняли их в качестве надлежащих доказательств, со ссылкой на статьи 64, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в них отсутствует указание на установление личностей допрошенных, отсутствуют сведения о документах, устанавливающих их личности, не указано, на основании каких документов сотрудники налогового органа, проводившие допросы, установили личности допрашиваемых граждан.
1.8. Протокол допроса, в котором отсутствуют паспортные данные свидетеля, является допустимым доказательством
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.04.2009 по делу N А78-3516/08-С3-11/111
То обстоятельство, что в протоколах допроса свидетелей отсутствуют их паспортные данные, не свидетельствует о недостоверности сведений, сообщенных ими и отраженных в этих протоколах.
1.9. Свидетельские показания служат только источником информации о каких-либо обстоятельствах и не могут являться единственным, безусловным доказательством в деле о налоговом правонарушении
Оценивая положения статей 89, 90, 101 НК РФ, следует принимать во внимание, что свидетельские показания, полученные в порядке статьи 90 НК РФ, служат только источником информации о каких-либо обстоятельствах и не могут являться единственным, безусловным доказательством в деле о налоговом правонарушении, доказательства в котором подлежат оценке в совокупности.
Исходя из взаимосвязи положений ст. 89, 90, 101 Кодекса, суды обоснованно заключили, что свидетельские показания, полученные в порядке ст. 90 Кодекса, служат только источником информации о каких-либо обстоятельствах и не могут являться единственным, безусловным доказательством в деле о налоговом правонарушении, доказательства в котором подлежат оценке в совокупности.
Согласно п. 1 ст. 90 НК РФ в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Следовательно, свидетельские показания могут быть использованы как сведения об обстоятельствах, имеющих значение при осуществлении налогового контроля.
1.10. Налоговым законодательством презюмируется добросовестность свидетелей и достоверность данных ими показаний
В соответствии со статьей 90 Налогового кодекса Российской Федерации при проведении мероприятий налогового контроля в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол. Перед получением показаний должностное лицо налогового органа предупреждает свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля.
Следовательно, налоговым законодательством презюмируется добросовестность свидетелей и достоверность данных ими показаний.
1.11. Показания свидетелей, не принимавших участия в хозяйственных отношениях между контрагентами, являются недопустимым доказательством
Из материалов дела следует, что основным доводом налогового органа в оценке реальности совершения хозяйственных операций является ссылка на показания свидетелей - рабочих ООО. При этом были допрошены именно линейные рабочие - монтажники, сварщики и арматурщики.
Согласно пункту 1 статьи 90 НК РФ для дачи свидетельских показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.
Суды первой и апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела документы, пришли к выводу, что показания линейных рабочих не отвечают требованиям статьи 90 НК РФ, поскольку они не принимали участия в хозяйственных отношениях между контрагентами, поименованными в решении инспекции, и ООО, и не могли знать о характере взаимоотношений.
2. Права и обязанности сторон при осуществлении допроса свидетеля
2.1. Явка лица, вызванного для допроса в качестве свидетеля, в налоговый орган является его обязанностью, а не правом
Апелляционное определение Московского городского суда от 26 мая 2014 N 33-16940/14
В силу статей 31 и 90 НК РФ налоговые органы вправе вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля.
Статьей 128 НК РФ предусмотрена ответственность лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, за неявку либо уклонение от явки без уважительных причин.
Исходя из положений приведенных правовых норм, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что явка лица в налоговый орган, вызванного для допроса в качестве свидетеля, является его обязанностью, а не правом.
2.2. Нормы налогового законодательства не содержат запрета на проведение допроса свидетелей вне помещений налоговой инспекции
В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол (п. 1 ст. 90 Кодекса).
В статье 99 Кодекса определены общие требования, предъявляемые к протоколу, составленному при производстве действий по осуществлению налогового контроля.
Протокол допроса свидетеля, составленный в порядке, установленном ст. 90 Кодекса, может являться допустимым доказательством в арбитражном процессе по делу.
При этом Кодекс не содержит положений, запрещающих допрос свидетелей вне территории налогового органа.
Ссылка заявителя жалобы на то, что протоколы допроса свидетелей составлены с нарушением статей 90 и 99 Кодекса, также подлежит отклонению, поскольку, вопреки доводам заявителя, во всех протоколах сделаны записи о том, что свидетели предупреждены об ответственности за уклонение или отказ от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний, а нормы налогового законодательства не содержат запрета на проведение допроса свидетелей вне помещений налоговой Инспекции.
2.3. Налоговое законодательство связывает право налогового органа по вызову и допросу свидетеля с мероприятиями налогового контроля, но не с проведением налоговой проверки
Статьей 90 НК РФ предусмотрено, что в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.
В силу ч. 1 ст. 82 Налогового кодекса РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно ч. 1 ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в виде камеральных налоговых проверок и выездных налоговых проверок.
Таким образом, вывод суда о том, что налоговое законодательство связывает право налогового органа по вызову и допросу свидетеля с мероприятиями налогового контроля, но не с проведением налоговой проверки, являющейся лишь одной из форм налогового контроля, следует признать обоснованным.
Такой вывод системно согласуется и с позицией Конституционного Суда РФ, выраженной им в определении от 27 мая 2010 г., из которой усматривается, что из взаимосвязанных положений статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, рассматриваемых в их последовательном изложении, следует, что рассмотрение акта налоговой проверки и иных полученных по ее итогам материалов начинается после их оформления (пункты 1-4) и продолжается вплоть до вынесения решения о привлечении либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, представляющего собой результат такого рассмотрения (пункт 7).
Вызов и допрос свидетеля должностными лицами налоговых органов возможен и допускается законодательством только при осуществлении мероприятий налогового контроля в установленных формах.
2.4. Налоговое законодательство не ограничивает право налогового органа допросить лицо в качестве свидетеля только при проведении выездной проверки
Из статьи 90 НК РФ, регулирующей порядок допроса свидетелей налоговыми органами, не следует, что данное контрольное мероприятие допустимо только при проведении выездной проверки.
Следовательно, Инспекция вправе была осуществлять допрос свидетелей и в ходе камеральной проверки, в связи с чем в ее действиях отсутствует превышение полномочий.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 90 НК РФ в ходе осуществления мероприятий налогового контроля в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства. Показания свидетеля могут быть получены по месту пребывания. При этом налоговое законодательство не ограничивает право налогового органа допросить лицо в качестве свидетеля только рамками выездной проверки, что не учли суды, рассматривая данное дело.
2.5. Допрос свидетеля в период приостановления выездной налоговой проверки не нарушает НК РФ
Апелляционное определение Московского городского суда от 08 октября 2014 г. N 33-33923/14
Согласно п. 1 ст. 90 НК РФ в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. При этом, положениями Налогового Кодекса не предусмотрено исключение для вызова в качестве свидетелей работников организации, выездная налоговая проверка которой приостановлена, а также участие представителя налогоплательщика при проведении допроса свидетеля.
Таким образом, проведение налоговым органом допроса свидетеля в период приостановления выездной налоговой проверки не свидетельствует о нарушении требований Налогового Кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции считает правильным применение судами положений пункта 9 статьи 89, статьи 90 НК РФ, поскольку нормы налогового законодательства не содержат прямого запрета о проведении мероприятий налогового контроля, в числе которых истребование документов у иных лиц, располагающих информацией о проверяемом лице, путем направления поручений об истребовании документов (информации) в налоговые органы по месту учета лиц, у которых должны быть истребованы документы (информация). Поэтому суды правомерно посчитали, что инспекция не допустила нарушений норм НК РФ, осуществив в периоды приостановления выездной налоговой проверки допросы свидетелей в помещении инспекции, а также запросив документы у иных лиц, располагающих информацией о проверяемом лице, путем направления поручений об истребовании документов (информации) в налоговые органы по месту учета лиц, у которых должны быть истребованы документы (информация).
2.6. Налоговым законодательством не предусмотрено ознакомление свидетеля в ходе допроса с документами, представленными налогоплательщиком на проверку либо полученными инспекцией в ходе контрольных мероприятий
Положения статей 90, 99 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривают ознакомление в ходе допроса свидетеля с документами, представленными налогоплательщиком на проверку либо полученными в ходе контрольных мероприятий Инспекцией.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам
Материал приводится по состоянию на 1 ноября 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской.