Энциклопедия судебной практики
Фонд перераспределения земель
(Ст. 80 ЗК)
1. ЗК РФ регулирует отношения, связанные с использованием земельных участков, а не земель сельскохозяйственного назначения фонда перераспределения
Земельный кодекс Российской Федерации регулирует отношения, связанные с использованием и предоставлением земельных участков, а не земель сельскохозяйственного назначения фонда перераспределения. В свою очередь, Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" содержит специальные нормы предоставления земель сельскохозяйственного назначения фонда перераспределения.
2. Органы власти обязаны обеспечивать подготовку информации о земельных участках, предоставляемых из фонда перераспределения земель, и заблаговременную публикацию такой информации
Из положений ст. 80 ЗК РФ следует, что в целях создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель, формируемый из земельных участков сельскохозяйственного назначения, сведения о которых являются общедоступными.
Следовательно, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающий правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции, в целях соблюдения принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения, в том числе для создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, обязаны обеспечить подготовку информации о таких земельных участках, которые могут быть предоставлены гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
3. В фонд перераспределения земель могут передаваться участки, не используемые в сельскохозяйственном производстве
В фонд перераспределения земель могут быть переданы выявленные в результате проведения инвентаризации земель участки, не используемые в сельскохозяйственном производстве.
4. Земельный участок для ведения дачного хозяйства может предоставляться только из фонда перераспределения земель
Определение Верховного Суда РФ от 21 сентября 2015 г. N 367-ПЭК15
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации сочла, что вопреки пункту 2 статьи 14 Закона о садоводческих объединениях, согласно которому предоставление земельных участков для размещения дачного товарищества производится из фонда перераспределения земель, создаваемого в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 80 Земельного кодекса и с соблюдением положений пункта 11 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, при предоставлении товариществу земельного участка в аренду не доказано его включение в фонд перераспределения земель.
Руководствуясь положениями Закона о садоводческих объединениях, коллегия судей указала на то, что списочное количество нуждающихся в предоставлении дачных земельных участков граждан является существенным критерием для определения площади земельного участка для его бесплатного предоставления, в том числе на праве аренды. При этом именно в зависимости от количества подлежащих образованию земельных участков определяется площадь земельных участков общего пользования, необходимая для размещения общей инфраструктуры товарищества.
Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд (п. 2 ст. 80 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу указанных норм права земельный участок из земель сельхозназначения может быть предоставлен для размещения дачного некоммерческого товарищества только из фонда перераспределения земель.
Земельный участок для целей ведения дачного хозяйства выбирается из формируемого органом местного самоуправления фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения; такой участок может быть предоставлен некоммерческому объединению, персональный состав которого сформирован по правилам статьи 14 Закона N 66-ФЗ.
Пунктом 1 статьи 80 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции на момент обращения в регистрирующий орган с заявлением о регистрации договора аренды, рассмотрения данного заявления и оформления оспариваемого отказа) предусмотрено, что в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель.
Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 80 указанного Кодекса).
Таким образом, по смыслу приведенных норм права (в редакции на момент обращения в регистрирующий орган с заявлением о регистрации договора аренды, рассмотрения данного заявления и оформления оспариваемого отказа) земельный участок для целей ведения дачного хозяйства выбирался из формируемого органом местного самоуправления фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения; такой участок мог быть предоставлен некоммерческому объединению, персональный состав которого сформирован по правилам статьи 14 вышеназванного Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
5. Из фонда перераспределения земель не может предоставляться земельный участок гражданам в порядке бесплатной приватизации
В силу ст. 80 ЗК РФ из фонда перераспределения земель не может быть выделен в порядке обмена земельный участок гражданам в порядке бесплатной приватизации. Заинтересованное лицо может инициировать перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию в порядке, предусмотренном ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
6. Земля, не распределенная на земельные паи и остающаяся в государственной собственности, поступает в фонд перераспределения земель
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 16 апреля 2015 г. N 309-ЭС14-6056
В силу пункта 2 статьи 80 Земельного кодекса Российской Федерации фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 11 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в фонд перераспределения земель включаются все земли, находившиеся на день введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" фондах перераспределения земель.
Таким образом, земля, не распределенная на земельные паи и остающаяся в государственной собственности, поступает в фонд перераспределения земель.
Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 80 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 11 статьи 3 Закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" со дня введения в действие Земельного кодекса в фонд перераспределения земель включаются все земли, находившиеся на день введения в действие Кодекса в образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" фондах перераспределения земель.
Таким образом, земля, не распределенная на земельные паи и остающаяся в государственной собственности, поступает в фонд перераспределения земель.
Из пункта 1 статьи 80 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что фонд перераспределения земель создается в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 80 Земельного кодекса).
В соответствии с пунктом 11 статьи 3 Закона N 137-ФЗ со дня введения в действие Земельного кодекса в фонд перераспределения земель включаются все земли, находившиеся на день введения в действие Кодекса в образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" фондах перераспределения земель.
Таким образом, земля, не распределенная на земельные паи и остающаяся в государственной собственности, поступает в фонд перераспределения земель.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Земельный кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Земельного кодекса РФ.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 мая 2023 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Земельный кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные Н. Абакумовой, Ю. Безверховой, М. Беликовой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, Ю. Гусаковой, Р. Давлетовым, Н. Даниловой, Е. Ефимовой, Н. Иночкиной, А. Исаковой, О. Коротиной, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, Е. Кустовой, О. Лаушкиной, А. Мигелем, А. Назаровой, М. Орловой, А. Пелишенко, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Е. Хохловой, А. Чернышевой, Т. Эльгиной.