Энциклопедия судебной практики
Основания для приостановления государственной регистрации прав
(Ст. 19 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним")
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (за исключением ст. 31.1) признан утратившим силу с 1 января 2017 г.
1. Общие вопросы приостановления государственной регистрации прав
1.1. Приостановление регистрации является правом государственного регистратора, предоставленным федеральным законом
Постановление ФАС Поволжского округа от 20.08.2009 г. по делу N А55-940/2009
Приостановление регистрации является правом государственного регистратора, предоставленным ему федеральным законом.
2. Обстоятельства, являющиеся основанием для приостановления государственной регистрации прав
2.1. Непредставление документов технического учета многоквартирного дома, содержащих сведения о составе общего имущества, является основанием для приостановления государственной регистрации прав на земельный участок под многоквартирным жилым домом
Апелляционное Определение Верховного суда Республики Мордовия от 19.06.2012 г. по делу N 33-977/63
Статьей 5 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) предусмотрено, что орган, осуществляющий государственную регистрацию, является участником отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В силу части 4 статьи 9 Закона о регистрации Управление вправе осуществлять только деятельность, предусмотренную данным законом. Согласно пункту 2 статьи 16 Закона о регистрации к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Государственный регистратор согласно пункту 1 статьи 19 Закона о регистрации при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, приостанавливает государственную регистрацию прав. Наличие одного или нескольких оснований является причиной приостановления государственной регистрации.
В данном случае регистрация права на общее имущество не представилась возможной по причине отсутствия документов об общем имуществе в доме - документов технического учета многоквартирного дома, содержащих сведения о составе общего имущества.
Ниже (п. 3.1) имеются судебные решения, противоречащие приведенному выше подходу
2.2. Наличие разногласий в представленных на государственную регистрацию прав документов может служить основанием приостановления государственной регистрации прав
Кассационное определение Магаданского областного суда от 28.06.2011 г. по делу N 2-2037/11
Отказывая в удовлетворении заявления об отмене решения о приостановлении государственной регистрации, суд пришел к обоснованному выводу о том, что действия государственного регистратора Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по области и автономному округу соответствуют требованиям Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". При имеющихся разногласиях в представленных документах государственный регистратор вправе приостановить регистрацию. Такой вывод суда соответствует требования закона и обстоятельствам дела.
2.3. Представление свидетельства о тождественности лица на фотографии с лицом, представившим данное свидетельство, является основанием для приостановления государственной регистрации прав, т.к. такое свидетельство не является документом, удостоверяющим личность
Определение Верховного Суда Российской Федерации от 4 июня 2014 года N 12-КГ14-1
Разрешая дело, суды пришли к ошибочному выводу о том, что свидетельство об удостоверении тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке, является документом, удостоверяющим личность, в связи с чем неправомерно удовлетворили заявление, признав незаконным приостановление Управлением Росреестра по Республике государственной регистрации права общей долевой собственности на квартиру, и возложив на орган, осуществляющий государственную регистрацию, обязанность осуществить государственную регистрацию права общей долевой собственности на указанную квартиру.
2.4. Обращение с заявлением о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками иным лицом, нежели исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, является основанием для приостановления государственной регистрации прав
Постановление ФАС Московского округа от 11 февраля 2014 г. по делу N А40-148263/12
Судами правильно указано на то, что прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками осуществляется по решению органа государственной власти или органа местного самоуправления, при этом право обращения с заявлением о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, принадлежит именно исполнительному органу государственной власти или органу местного самоуправления.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что заявитель не обладает правом на обращение в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, суды пришли к правильному выводу о том, что приостановление государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) земельными участками правомерно произведено регистрирующим органом на основании положений пунктов 1 и 2 статьи 19 Закона о регистрации.
2.5. Запрет на совершение действий по государственной регистрации прав на объект недвижимости является временной мерой и может служить основанием для приостановления государственной регистрации
Постановление ФАС Московского округа от 24 ноября 2003 г. по делу N КГ-А40/9087-03
Суд кассационной инстанции признает правильными выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что запрет на совершение действий по государственной регистрации прав на спорный объект недвижимости является временной мерой и может служить основанием для приостановления регистрации, но не для отказа в регистрации.
2.6. При наличии в ЕГРП записи о запрещении совершения сделок с недвижимым имуществом регистрирующий орган обязан выяснить, существовало ли ограничение на момент совершения сделки и представления заявления о государственной регистрации
При наличии в ЕГРП записи об аресте, запрещении совершения сделок с недвижимым имуществом, установленных до совершения сделки, представления заявления о государственной регистрации, государственный регистратор в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона N 122-ФЗ обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений о том, существовало ли на момент совершения сделки, представления заявления о государственной регистрации ограничение, зарегистрированное в ЕГРП и препятствующее проведению государственной регистрации.
Названным законом прямо предусмотрен запрет на совершение регистрационных действий по регистрации перехода права в случае наложения ареста до момента снятия такого ареста, если регистрирующий орган имел сведения о нем.
3. Обстоятельства, не являющиеся основанием для приостановления государственной регистрации прав
3.1. Для государственной регистрации права собственности на земельный участок под многоквартирным жилым домом не требуется представлять документ технического учета многоквартирного дома, содержащего сведения о составе общего имущества
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суды установили, что обществу на праве собственности принадлежит нежилое помещение в многоквартирном жилом доме, в связи с чем земельный участок под домом с момента его формирования и постановки на государственный кадастровый учет принадлежит заявителю на праве общей долевой собственности в силу прямого указания закона. Представленные на государственную регистрацию права собственности (общей долевой) на земельный участок документы признаны судами достаточными для осуществления такой регистрации. Требование управления о необходимости представления документа технического учета многоквартирного дома, содержащего сведения о составе общего имущества в многоквартирном доме, незаконно, так как отсутствует нормативный правовой акт, регламентирующий выдачу технических паспортов на имущество многоквартирных домов; до настоящего времени форма документа технического учета такого имущества не определена.
Имеются судебные решения, противоречащие приведенному выше подходу (см. выше п. 2.1).
3.2. Истечение срока действия разрешения на строительство к моменту государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства не может служить основанием для приостановления государственной регистрации права
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 10 февраля 2012 г. N Ф03-6749/2011
Истечение срока действия разрешения на строительство к моменту государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства не является препятствием к государственной регистрации права собственности на такой объект недвижимости и не может служить основанием для приостановления регистрационных действий по правилам пункта 1 статьи 19 Закона о регистрации.
3.3. Наличие ареста и обременения ипотекой имущества должника и реализованное после признания должника банкротом не является основанием для приостановления государственной регистрации перехода права собственности на отчуждаемое имущество должника
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18 ноября 2011 г. по делу N А27-3776/2011
Применительно к существу спора наличие ареста и обременения ипотекой на имущество, принадлежащее должнику и реализованное в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не может служить основанием для приостановления государственной регистрации перехода права собственности на отчуждаемое имущество должника.
3.4. Подача заявления о приостановлении государственной регистрации погашения записи о договоре субаренды субарендатором не является основанием для приостановления государственной регистрации погашения записи о договоре субаренды
Постановление ФАС Московского округа от 21 января 2013 г. по делу А41-46694/11
Суд апелляционной инстанции, исходя из того, что Управление Росреестра по области не вправе было приостанавливать государственную регистрацию погашения записи о договоре субаренды на основании заявления, при том что оснований для такого приостановления не имелось и им не может служить лишь сам факт подачи заявления субарендатором о таком приостановлении, нарушены права и законные интересы заявителя в отношении принадлежащего ему имущества, пришел к правильному выводу об удовлетворении требования о признании незаконным решения управления о приостановлении государственной регистрации погашения записи о договоре субаренды.
3.5. Полученная информация от Минэкономразвития (которое не является участником сделки и лицом, которое вправе участвовать в регистрационных действиях) не может служить основанием для приостановления государственной регистрации
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 31 мая 2012 г. по делу N А42-6998/2011
Как следует из уведомлений, основанием для приостановления государственной регистрации указанных дополнительных соглашений послужила имеющаяся в Управлении Росреестра информация, поступившая из Минэкономразвития России, о возможной отмене в будущем представленного заявителем решения Совета директоров, которым были одобрены сделки об увеличении сроков аренды имущества.
Между тем Минэкономразвития России не является участником сделки и лицом, которое вправе участвовать в регистрационных действиях, следовательно, его вмешательство в регистрационные действия недопустимо, а полученная от данного органа информация не может служить основанием для приостановления государственной регистрации.
3.6. Отмена доверенности, предоставляющей право на обращение в регистрирующий орган, после принятия заявления о регистрации права (сделки) не является самостоятельным основанием для приостановления государственной регистрации
Доверенность, предоставляющая право на обращение в регистрирующий орган, имеет для последнего юридическое значение только на стадии принятия заявления о государственной регистрации права на недвижимое имущество или сделок с ним. После принятия документов регистрирующим органом предусмотренное такой доверенностью поручение считается исполненным. Данный документ не имеет правоустанавливающего характера в отношении имущества, право на которое регистрируется.
Поэтому заявление об отмене такой доверенности не может служить основанием для приостановления государственной регистрации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 января 2017 г.
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" использованы авторские материалы, предоставленные П. Шумилиным, М. Михайлевской, Е. Комлевым, М. Азымовой, И. Мазуриной.