Энциклопедия судебной практики
Муниципальная собственность на землю
(Ст. 19 ЗК)
1. Целью отнесения земельных участков в муниципальную собственность являются муниципальные нужды
Решение Верховного Суда Республики Марий Эл от 15 февраля 2012 г. N 3-2/2012
Пункт 5 статьи 19 Земельного кодекса РФ регулирует вопросы безвозмездной передачи в муниципальную собственность земельных участков, на которые уже имеется право Российской Федерации или субъекта Российской Федерации. Дополнив статью 19 Земельного кодекса РФ пунктом 5, федеральный законодатель сохранил действие пункта 3 статьи 19. Следовательно, можно сделать вывод, что пункт 3 статьи 19 Земельного кодекса регулирует отношения с землями и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Целью разграничения земельных участков в муниципальную собственность Законом от 10.05.2011 N 25-З являются муниципальные нужды - объективная необходимость муниципальных образований в использовании земельных участков для решения вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к ведению органов местного самоуправления.
2. Необходимость земельных участков для развития муниципального образования может быть подтверждена документом территориального планирования
Согласно пункту 3 статьи 19 Земельного кодекса предусмотрена возможность безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в собственность муниципальных образований для обеспечения их развития. При этом требуется подтвердить, что указанные земельные участки необходимы для развития муниципального образования. Данное обстоятельство может быть подтверждено утвержденным документом территориального планирования.
3. Изменение правового статуса муниципального образования влечет изменение перечня вопросов местного значения и имущества, в том числе земельных участков, которое может находиться в муниципальной собственности
Постановление Уставного Суда Калининградской области от 28 января 2010 г. N 1-П
Основания возникновения муниципальной собственности на землю установлены статьей 19 Земельного кодекса Российской Федерации также применительно к статусу муниципального образования.
Таким образом, изменение правового статуса муниципального образования влечет изменение перечня вопросов местного значения и имущества, в том числе земельных участков, которое может находиться в муниципальной собственности, а следовательно, и изменение содержания полномочий органов местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности данного муниципального образования.
4. Доказательством наличия воли собственника на отчуждение государственного земельного участка в муниципальную собственность является решение, принятое уполномоченным федеральным органом исполнительной власти
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 апреля 2013 г. N ВАС-16349/05
Единственным доказательством наличия воли собственника (Российской Федерации) на отчуждение спорного земельного участка будет решение, принятое федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества. Принятие соответствующего решения иными органами, не уполномоченными на распоряжение федеральной собственностью, означает, что воля собственника на отчуждение соответствующего имущества отсутствует.
Единственным доказательством наличия воли собственника (Российской Федерации) на отчуждение спорного земельного участка будет решение, принятое федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества. Принятие соответствующего решения иными органами, не уполномоченными на распоряжение федеральной собственностью, означает, что воля собственника на отчуждение соответствующего имущества отсутствует.
Единственным доказательством наличия воли собственника (Российской Федерации) на отчуждение спорного земельного участка будет решение, принятое федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества. Принятие соответствующего решения иными органами, не уполномоченными на распоряжение федеральной собственностью, означает, что воля собственника на отчуждение соответствующего имущества отсутствует.
5. Законодательством не установлена обязанность передачи земельных участков из федеральной собственности в муниципальную при реорганизации либо передислокации воинских частей
Не принимается также судом кассационной инстанции довод заявителя жалобы о бездействии территориального управления, выраженное в нежелании передавать администрации спорные земельные участки, поскольку законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязанность передачи земельных участков из федеральной собственности в муниципальную собственность в случае реорганизации либо передислокации воинских частей.
6. Законодательство не запрещает приобретать неделимые земельные участки в общую долевую собственность для муниципального образования
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 мая 2010 г. N ВАС-16632/09
В отсутствие прямого запрета, установленного Земельным кодексом, а также в силу положений пункта 1 статьи 18 и пункта 1 статьи 19 Кодекса, предусматривающих возможность возникновения права собственности субъекта Российской Федерации и муниципального образования на приобретенные ими земельные участки по основаниям, определенным гражданским законодательством, не исключена возможность последующего приобретения неделимого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, в том числе и для таких субъектов.
Поскольку право собственности на спорный земельный участок не было зарегистрировано ни за одним из собственников объектов недвижимости, расположенных на данном участке, отказ в регистрации права федеральной собственности на него по рассматриваемому основанию препятствует разграничению государственной собственности на землю, создает неопределенность в правах на нее, а также делает невозможным последующее приобретение права собственности на участок другими заинтересованными лицами в порядке, установленном Земельным кодексом РФ.
Первоначальная государственная регистрация права федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществленная в порядке разграничения государственной собственности на землю, не препятствует последующей приватизации или приобретению права аренды на нее гражданами и юридическими лицами - собственниками зданий, строений, сооружений, находящихся на этих участках, - в порядке и на условиях, которые установлены законом, а также приобретению неделимого земельного участка в общую долевую собственность.
В отсутствие прямого запрета, установленного Земельным кодексом Российской Федерации, а также в силу положений пункта 1 статьи 18 и пункта 1 статьи 19 Кодекса, предусматривающих возможность возникновения права собственности субъекта Российской Федерации и муниципального образования на приобретенные ими земельные участки по основаниям, определенным гражданским законодательством, не исключена возможность последующего приобретения неделимого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, в том числе и для таких субъектов.
В отсутствие прямого запрета, установленного Земельным кодексом Российской Федерации, а также в силу положений пункта 1 статьи 18 и пункта 1 статьи 19 Кодекса, предусматривающих возможность возникновения права собственности субъекта Российской Федерации и муниципального образования на приобретенные ими земельные участки по основаниям, определенным гражданским законодательством, не исключена возможность последующего приобретения неделимого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, в том числе и для таких субъектов.
В силу положений пункта 1 статьи 18 и пункта 1 статьи 19 Кодекса, предусматривающих возможность возникновения права собственности субъекта Российской Федерации и муниципального образования на приобретенные ими земельные участки по основаниям, определенным гражданским законодательством, не исключена возможность последующего приобретения неделимого земельного участка в общую долевую собственность.
Определение Арбитражного суда Краснодарского края от 23 мая 2014 г. по делу N А32-26178/2012
В отсутствие прямого запрета, установленного Земельным кодексом Российской Федерации, а также в силу положений пункта 1 статьи 18 и пункта 1 статьи 19 Кодекса, предусматривающих возможность возникновения права собственности субъекта Российской Федерации и муниципального образования на приобретенные ими земельные участки по основаниям, определенным гражданским законодательством, не исключена возможность последующего приобретения неделимого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, в том числе и для таких субъектов.
7. Земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, не становится бесхозяйной вещью, а с момента государственной регистрации прекращения права собственности на него возникает право муниципальной собственности
Соответствующие дополнения внесены в ст. 19 ЗК РФ, в которой определено, какие участки могут находиться в муниципальной собственности. В соответствии с п. 1.1 указанной статьи земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка. Исключения составляют случаи, предусмотренные другими федеральными законами.
Таким образом, с 24 октября 2008 года земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, не приобретает правовой режим бесхозяйной вещи, а с момента государственной регистрации прекращения права собственности на него возникает право муниципальной собственности на такой участок.
8. Право собственности на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, не может быть приобретено в силу приобретательной давности
Согласно ч. 1 ст. 215 ГК РФ, а также ч. 1 ст. 19 Земельного кодекса РФ имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. В соответствии с частью 2 статьи 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Как уже было отмечено, право собственности на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не может быть приобретено в силу давностного владения. Такие участки приобретаются в собственность в порядке, предусмотренном земельным законодательством (пункт 16 упомянутого постановления Пленума ВАС РФ и ВС РФ).
9. Не может перейти в муниципальную собственность земельный участок в случае несвоевременного оформления гражданином прав на него
Судебная коллегия полагает, что сам по себе факт отсутствия документа, удостоверяющего право на земельный участок, не свидетельствует об отсутствии вообще какого-либо права у истца на земельный участок в силу следующих причин. Признание земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, будет противоречить статье 19 Земельного кодекса РФ, закрепляющей муниципальную собственность на землю. Так, в муниципальной собственности могут находиться земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, законами субъекта РФ, при разграничении государственной собственности, которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством. Земельное законодательство не предусматривает возможность изменения правового статуса земельного участка, находящегося в фактическом пользовании у гражданина, в случае несвоевременного оформления прав на земельный участок. Другие основания для признания спорного земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, отсутствуют. Ни один из земельных кодексов не предусматривал такого основания прекращения любого права на земельный участок, как отсутствие документального оформления либо переоформления права на земельный участок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Земельный кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Земельного кодекса РФ.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 мая 2023 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Земельный кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные Н. Абакумовой, Ю. Безверховой, М. Беликовой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, Ю. Гусаковой, Р. Давлетовым, Н. Даниловой, Е. Ефимовой, Н. Иночкиной, А. Исаковой, О. Коротиной, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, Е. Кустовой, О. Лаушкиной, А. Мигелем, А. Назаровой, М. Орловой, А. Пелишенко, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Е. Хохловой, А. Чернышевой, Т. Эльгиной.