Энциклопедия судебной практики
Безвозмездное пользование земельными участками
(Ст. 24 ЗК)
Представлена судебная практика до внесения изменений в ст. 24 Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ
1. Предоставление участков в безвозмездное срочное пользование и их использование
1.1. В ст. 24 ЗК РФ установлены основания и условия предоставления земельных участков в безвозмездное срочное пользование
В статье 24 Земельного кодекса Российской Федерации установлены основания предоставления земельных участков в безвозмездное срочное пользование из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса.
1.2. Указанный в ст. 24 ЗК РФ перечень оснований предоставления земельных участков на праве безвозмездного срочного пользования является исчерпывающим
Статьей 24 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий (закрытый) перечень оснований предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам из государственной или муниципальной собственности на праве безвозмездного срочного пользования, а в статье 20 того же Кодекса - перечень оснований предоставления земельных участков юридическим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования.
1.3. Норма ст. 24 ЗК РФ не устанавливает запрета на неоднократное предоставление участков в безвозмездное срочное пользование
Довод предпринимателя о неправильном толковании судом статьи 24 Земельного кодекса Российской Федерации основан на ошибочном толковании этой нормы права самим заявителем, поскольку названная статья предусматривает передачу земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное срочное пользование на срок не более чем один год и не устанавливает запрета на неоднократное предоставление участков в пользование.
1.4. Статья 24 ЗК РФ предусматривает строгие ограничения, в том числе по субъектному составу и категории земель
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 2 апреля 2009 г. N А36-2175/2008
Согласно ч. 1 ст. 24 ЗК РФ и с учетом положений ч. 1 ст. 20 ЗК РФ из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, земельные участки могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, органам государственной власти и органам местного самоуправления, религиозным организациям, лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости, а также в случаях, предусмотренных Лесным кодексом РФ.
С учетом изложенного судом правомерно указано, что право срочного безвозмездного пользования в отношении спорных земельных участков после введения в действие Земельного кодекса РФ не могло возникнуть у общества ввиду ограничений по субъектному составу и категории земель.
1.5. В законе отсутствует прямой запрет на ведение строительства на земельном участке, предоставленном в силу п.п. 1 п. 1 ст. 24 ЗК РФ
Применение судом апелляционной инстанции при разрешении спора нормы подпункта 1 пункта 1 статьи 24 Земельного кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции находит правомерным и соответствующим установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Тот факт, что в названной норме не указано на возможность осуществления строительства на земельном участке, не свидетельствует о невозможности предоставления его для испрашиваемых истцом целей ввиду отсутствия в законе прямого запрета на ведение соответствующей деятельности на земельном участке, предоставленном в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 24 Земельного кодекса Российской Федерации.
1.6. Норма ст. 24 ЗК РФ носит общий характер и не обязывает в любом случае оформлять документы на используемый земельный участок
Ссылка заявителя кассационной жалобы на статью 24 Земельного кодекса Российской Федерации отклоняется, поскольку данная норма носит общий характер и не обязывает подрядчика в любом случае оформлять документы на используемый им земельный участок.
1.7. Для предоставления земельных участков в срочное безвозмездное пользование необходимо издание уполномоченным органом соответствующего распоряжения, заключение договора, государственной регистрации договора
В данном случае волеизъявление муниципального образования как субъекта гражданского права было направлено на передачу земельного участка администрации города не в собственность, а в срочное безвозмездное пользование в порядке, установленным подпунктом 1 пункта 1 статьи 24 Земельного кодекса Российской Федерации.
По смыслу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 29 и 24 Земельного кодекса Российской Федерации правоотношения по предоставлению земельных участков в срочное безвозмездное пользование возникают на основании сложного юридического состава, включающего в себя совокупность юридических фактов - издание уполномоченным органом соответствующего распоряжения, заключение договора, государственной регистрация договора.
1.8. Для предоставления земельных участков в безвозмездное срочное пользование на основании п.п. 5 п. 1 ст. 24 ЗК РФ заключение государственного контракта обязательно
В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 24 Земельного кодекса публичные органы могут предоставлять в безвозмездное срочное пользование земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лицам, с которыми заключен государственный контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемое полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации или средств местного бюджета, на основе заказа, размещенного в соответствии с законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, на срок строительства объекта недвижимости.
Приказ Главнокомандующего внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации, письмо Управления Северо-Кавказского регионального командования внутренних войск, государственный контракт на создание проектно-сметной документации без наличия контракта на строительство жилых домов и финансовых документов не являются достаточными для вывода о соблюдении требований подпункта 5 пункта 1 статьи 24 Земельного кодекса. С учетом изложенного суду апелляционной инстанции необходимо установить обстоятельства, связанные с заключением государственного контракта на строительство жилых домов и их финансированием.
1.9. Передача земельного участка в безвозмездное срочное пользование на основании муниципального контракта, не соответствующего ФЗ от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ, недопустима
Поскольку с обществом был заключен муниципальный контракт на долевое строительство за счет муниципального бюджета только 15 квартир в многоквартирном жилом доме по указанному адресу, а не на строительство всего жилого дома, и общество представило в комитет текст муниципального контракта, не соответствующий положениям Закона N 94-ФЗ и условиям аукциона, проведенного отделом капитального строительства администрации, суды пришли к выводу о том, что земельный участок предоставлен обществу в безвозмездное срочное пользование в нарушение порядка, установленного пунктом 1 статьи 24 ЗК РФ, и в связи с этим признали договор безвозмездного срочного пользования ничтожной сделкой, которая в силу статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации не влечет юридических последствий.
2. Субъекты права безвозмездного срочного пользования земельным участком
2.1. Индивидуальные предприниматели не относятся к субъектам, которым возможно предоставление земельного участка на праве безвозмездного срочного пользования
Действующим законодательством не урегулирована ситуация, при которой в отношении предоставления земельного участка для обустройства святого источника поданы заявки от религиозной организации, претендующей на предоставление земельного участка на праве безвозмездного срочного пользования, и предпринимателя, основной целью деятельности которого является систематическое извлечение прибыли, который в силу статьи 24 ЗК РФ не может быть субъектом права безвозмездного срочного пользования земельным участком, и претендующего на предоставление этого участка в аренду.
2.2. Унитарные предприятия не относятся к субъектам, которым возможно предоставление земельного участка на праве безвозмездного срочного пользования
Исходя из содержания статей 20 и 24 Земельного кодекса Российской Федерации государственное унитарное предприятие не относится к лицам, которым на праве постоянного (бессрочного) пользования или безвозмездного срочного пользования могут предоставляться земельные участки, поэтому оно обязано оформить свое право путем заключения договора аренды.
Поскольку для федеральных унитарных предприятий законодательством не предусмотрено ни право аренды, ни право бессрочного пользования земельными участками, находящимися в федеральной собственности и переданными им собственником такими земельными участками, ссылку в решении инспекции на п. 1 ст. 24 Земельного кодекса Российской Федерации и оперирование применительно к земельным участкам ФГУП понятием права безвозмездного бессрочного пользования, суды признали несостоятельными.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Земельного кодекса РФ земельный участок на праве безвозмездного срочного пользования предоставляется только лицам, указанным в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, на срок не более одного года.
Согласно п. 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Истец является унитарным предприятием, не относится к тем субъектам, которым возможно предоставление земельного участка на праве безвозмездного срочного пользования.
2.3. Законодательство не предусматривает оснований для безвозмездного пользования садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям земельными участками
Законодательство не предусматривает оснований для безвозмездного пользования садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением земельным участком.
2.4. Муниципальному учреждению могут быть предоставлены земельные участки на праве срочного безвозмездного пользования
В соответствии с пунктом 1 статьи 20, пунктом 1 статьи 24 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки муниципальным учреждениям и муниципальным органам местного самоуправления передаются на праве бессрочного или срочного безвозмездного пользования.
2.5. Предоставление земельных участков религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и подобного назначения в безвозмездное срочное пользование носит императивный характер
Согласно пункту 4 части 1 статьи 24 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в безвозмездное срочное пользование религиозным организациям в соответствии с пунктом 3 статьи 30 и пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса.
Пунктом 3 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
Исходя из анализа указанных норм [ст. 24, 30 Земельного кодекса РФ] предоставление земельных участков религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения в безвозмездное срочное пользование на срок строительства указанных объектов носит императивный характер, что исключает возможность предоставления спорного участка в аренду.
2.6. Лесной участок может быть предоставлен в пользование только лицам, круг которых определен действующим законодательством
С учетом указанных норм права [ст. 9 Лесного кодекса РФ, ст. 24 Земельного кодекса РФ] лесной участок может быть предоставлен в пользование только лицам, круг которых определен указанными нормативными правовыми актами.
2.7. Земельный участок на основании п.п. 5 п. 1 ст. 24 ЗК РФ может быть предоставлен на праве безвозмездного срочного пользования только исполнителю заказа, размещенного в соответствии с законодательством о размещении заказов для государственных или муниципальных нужд
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 24 Земельного кодекса Российской Федерации в безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемое полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации или средств местного бюджета, на основе заказа, размещенного в соответствии с федеральным законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, на срок строительства объекта недвижимости.
Следовательно, по указанному основанию земельный участок может быть предоставлен на праве безвозмездного срочного пользования только исполнителю заказа, размещенного в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Земельный кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Земельного кодекса РФ.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на август 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Земельный кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные Н. Абакумовой, Ю. Безверховой, М. Беликовой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, Ю. Гусаковой, Р. Давлетовым, Н. Даниловой, Е. Ефимовой, Н. Иночкиной, А. Исаковой, О. Коротиной, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, Е. Кустовой, О. Лаушкиной, А. Мигелем, А. Назаровой, М. Орловой, А. Пелишенко, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Е. Хохловой, А. Чернышевой, Т. Эльгиной.