Энциклопедия судебной практики
Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности
(Ст. 28 ЗК)
Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ст. 28 ЗК признана утратившей силу с 1 марта 2015 г.
1. Общие положения о приобретении прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности
1.1. Статья 28 ЗК РФ регулирует вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не занятые объектами недвижимости
Что касается п. 4 ст. 28 ЗК РФ, то данная статья регулирует вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не занятых объектами недвижимости.
1.2. Предоставляемые в порядке п. 2 ч. 2 ст. 28 ЗК РФ участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, должны быть сформированы
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 февраля 2013 г. N 10-АПГ13-1
Разрешая дело, суд, проанализировав статьи 2, 6, 11.1, 11.2, 9-11, 28-30, 68, 70 Земельного кодекса Российской Федерации, пришел к правильному выводу о том, что федеральный законодатель предоставил гражданам, имеющим трех и более детей, право приобрести бесплатно, без торгов и предварительного согласования земельные участки, в том числе для индивидуального жилищного строительства. При этом предоставляемые земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, должны быть сформированы, т.е. должны быть определены границы указанных участков в соответствии с действующим законодательством.
1.3. Гражданам могут быть предоставлены в собственность или в аренду земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которые свободны от прав третьих лиц
В соответствии со ст. ст. 28, 29 ЗК РФ гражданам могут быть предоставление в собственность или в аренду земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которые не переданы другим гражданам и юридическим лицам, то есть свободны от прав третьих лиц.
1.4. Гражданин имеет право на получение земельного участка, если назначение земель соответствует заявленной цели ее использования
По смыслу положений ст. 28 ЗК РФ, Закона Смоленской области "О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно" гражданин имеет право на получение земельного участка, если назначение земель соответствует заявленной цели ее использования.
1.5. Сама по себе ст. 28 ЗК РФ не свидетельствует о том, что земельный участок должен быть предоставлен в собственность без соблюдения иных установленных законом условий
Пункт 1 ст. 28 ЗК РФ предусматривает возможность предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность или в аренду.
В силу п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Вместе с тем сама по себе данная норма не свидетельствует о том, что земельный участок должен быть предоставлен в собственность без соблюдения иных установленных законом условий.
1.6. Органам местного самоуправления не предоставлено права определения приоритетности предоставления земельных участков в порядке п. 2 ч. 2 ст. 28 ЗК РФ
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 2 июня 2010 г. N 33-Г10-4
Разрешая требования прокурора по пункту 16 Положения, суд проанализировал положения статей 10, 11, 28 Земельного кодекса РФ, пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статей 1, 4 закона Ленинградской области от 14 октября 2008 года N 105-оз "О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области" (последними установлены случаи бесплатного предоставления гражданам земельных участков для индивидуального жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, правительству Ленинградской области предписано утвердить положение о порядке бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области) и пришел к правильному выводу о противоречии им оспариваемого пункта.
Суд указал в решении, что названными выше нормами федерального и областного законодательства органам местного самоуправления не предоставлено права определения приоритетности предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства применительно к землям, находящимся в государственной или муниципальной собственности, а также в случаях, когда государственная собственность на землю не разграничена.
1.7. Рассмотрение заявлений о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным
Согласно части 4 статьи 28 Земельного кодекса и абзацу 5 пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков.
В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что рассмотрение заявлений о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Рассмотрение заявлений о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
1.8. Суд не вправе принимать решения о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении
Судом обоснованно оставлены без удовлетворения требования заявителей о возложении на мэрию обязанности по принятию решения о предоставлении заявителям земельного участка в собственность за выкуп и направлении в их адрес соответствующего договора. При этом суд исходил из того, что не вправе подменять собой компетентные органы, право принятия подобного решения о предоставлении земельного участка в собственности или об отказе в его предоставлении принадлежит органу местного самоуправления, т.е. мэрии.
1.9. При аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, должен быть заключен соответствующий договор
В соответствии с п. 1 ст. 28, п. 6 ст. 34 Земельного кодекса РФ при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, должен быть заключен соответствующий договор.
В силу п. 1 ст. 28, п. 6 ст. 34 Земельного кодекса РФ при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, должен быть заключен соответствующий договор.
В силу п. 1 ст. 28, п. 6 ст. 34 Земельного кодекса РФ при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, должен быть заключен соответствующий договор.
1.10. Лицо, сделавшее первоначальный выбор в пользу аренды земельного участка, может потребовать предоставления этого земельного участка в собственность, если законодательные ограничения его приватизации отсутствуют
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 сентября 2011 г. N 4275/11
Пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ, гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 ЗК РФ.
Всякое лицо, сделавшее первоначальный выбор в пользу аренды земельного участка либо купившее объект недвижимости с земельным участком на праве аренды, может потребовать предоставления этого земельного участка в собственность, если законодательные ограничения его приватизации отсутствуют.
1.11. Длительность пользования гражданином земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, не порождает каких-либо прав на данный участок
Длительность пользования гражданином земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, не порождает никаких прав на него, поскольку права на такой участок могут быть приобретены только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством, в частности статьёй 28 ЗК РФ.
2. Платное и бесплатное предоставление земельных участков
2.1. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, обусловливает возникновение обязанности по уплате земельного налога либо арендной платы
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 декабря 2013 г. N ВАС-17279/13
В статьях 1, 28 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип платности землепользования. Указанный принцип обуславливает возникновение у лица, пользующегося земельным участком, обязанности по уплате земельного налога (собственники, землепользователи, землевладельцы) либо арендной платы (арендаторы).
В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, могут быть предоставлены гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в порядке п. 1 ст. 20 названного Кодекса, гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование (п. 1 ст. 24 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, приобретение гражданами и юридическими лицами в установленном законом порядке прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, обуславливает возникновение обязанности по уплате земельного налога либо арендной платы.
2.2. Предоставление земельных участков в собственность граждан за плату осуществляется на основании рыночной стоимости земельных участков
Согласно пункту 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
Предоставление земельных участков в собственность граждан за плату осуществляется на основании рыночной стоимости земельных участков.
Апелляционное определение Пермского краевого суда от 3 сентября 2012 г. по делу N 33-7513
Согласно п. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
По общему правилу предоставление земельных участков в собственность граждан за плату осуществляется на основании рыночной стоимости земельных участков.
2.3. Определение оснований, круга лиц и условий для бесплатного предоставления земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, относится к компетенции федерального законодателя и законодателя субъекта РФ
Определение Конституционного Суда РФ от 24 декабря 2013 г. N 2134-О
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, Конституция Российской Федерации не гарантирует бесплатное предоставление земельных участков. В силу статей 10 и 72 (пункты "в", "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, а также пункта 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации определение оснований, круга лиц и условий для бесплатного предоставления земли относится к компетенции федерального законодателя и законодателя субъекта Российской Федерации, которые располагают достаточно широкой свободой усмотрения при разрешении указанного вопроса.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 мая 2014 г. N 41-АПГ14-3
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 25 февраля 2013 года N 193-О, Конституция Российской Федерации не гарантирует бесплатное предоставление земельных участков. В силу статей 10 и 72 (пункты "в", "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, а также пункта 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации определение оснований, круга лиц и условий для бесплатного предоставления земли относится к компетенции федерального законодателя и законодателя субъекта Российской Федерации, которые располагают достаточно широкой свободой усмотрения при разрешении указанного вопроса.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 мая 2014 г. N 57-АПГ14-1
Позиция суда согласовывается с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 29 мая 2012 года N 903-О, от 25 февраля 2013 года N 167-О, от 24 декабря 2013 года N 2134-О, согласно которой федеральный законодатель и законодатель субъекта Российской Федерации располагают достаточно широкой свободой усмотрения при разрешении вопроса, изложенного в абзаце втором пункта 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации.
2.4. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться бесплатно только в исключительных случаях с учетом качества, целевого назначения, местонахождения земель и других критериев
Определение Конституционного Суда РФ от 25 декабря 2003 г. N 513-О
В силу статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату, и только в исключительных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, оно может осуществляться бесплатно (с учетом качества, целевого назначения, местонахождения земель и других критериев).
2.6. Предоставление земельных участков в собственность бесплатно носит заявительный характер
Само предоставление земельных участков в собственность бесплатно носит заявительный характер, и соответствующий субъект земельного права вправе инициировать формирование земельного участка.
2.7. Бесплатное предоставление в собственность граждан находящихся у них на праве аренды земельных участков невозможно
Согласно п. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.
Таким образом, в силу действующего земельного законодательства бесплатное предоставление в собственность граждан находящихся у них на праве аренды земельных участков не предусмотрено.
2.8. Предоставление инвалидам бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, во внеочередном порядке действующим законодательством не предусмотрено
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 марта 2012 г. N 8-АПГ12-1
Согласно пункту 2 статьи 28 названного Кодекса [ЗК РФ] предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Однако возможности получения инвалидами земельного участка во внеочередном порядке бесплатно ни Земельным кодексом РФ, ни специальным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предусмотрено.
На федеральном уровне инвалидам предоставлено право на внеочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, однако возможности получения инвалидами земельного участка во внеочередном порядке бесплатно ни Земельным кодексом Российской Федерации, ни специальным Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предусмотрено.
2.9. Земельные участки под многоквартирными жилыми домами предоставляются в собственность гражданам и юридическим лицам бесплатно
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 декабря 2010 г. N 18-В10-75
Cогласно пункту 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с действующим законодательством могут быть приобретены гражданами в собственность бесплатно, в частности земельные участки под многоквартирными жилыми домами (часть 1 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ).
2.10. Земельные участки, на которых расположены объекты недвижимости, находящиеся в собственности общероссийских общественных организаций инвалидов, могут быть приобретены в собственность гражданами и юридическими лицами бесплатно
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 декабря 2010 г. N 18-В10-75
Cогласно пункту 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с действующим законодательством могут быть приобретены гражданами в собственность бесплатно, в частности земельные участки, на которых расположены объекты недвижимости, находящиеся на день введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации в собственность общероссийских общественных организаций инвалидов (статья 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-Ф3).
2.11. Земельные участки, предоставляемые для индивидуального жилищного строительства по договорам о развитии застроенной территории, могут быть приобретены в собственность гражданами и юридическими лицами бесплатно
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 декабря 2010 г. N 18-В10-75
В соответствии с действующим законодательством могут быть приобретены гражданами в собственность бесплатно, в частности земельные участки, предоставляемые для индивидуального жилищного строительства по договорам о развитии застроенной территории (часть 2.1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации), а также и в иных прямо предусмотренных законом случаях.
2.12. Земельный участок, расположенный в пределах территории садоводческого товарищества и принадлежащий гражданину на праве срочного пользования или аренды, не может быть предоставлен в собственность бесплатно
При этом в пункт 2 ст. 28 ЗК РФ включено прямое указание о том, что предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.
Земельный кодекс РФ не содержит нормы о праве гражданина на получение земельного участка в собственность бесплатно в случае, если этот участок расположен в пределах территории садоводческого товарищества и принадлежит ему на праве срочного пользования или аренды.
3. Условия предоставление земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей
3.1. Предоставление многодетным семьям бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства направлено на реализацию конституционного права частной собственности
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 мая 2014 г. N 57-АПГ14-1
Федеральный законодатель и законодатель субъекта Российской Федерации располагают достаточно широкой свободой усмотрения при разрешении вопроса, изложенного в абзаце втором пункта 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, что предоставление многодетным семьям земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства с последующим их предоставлением в собственность бесплатно направлено на реализацию конституционного права иметь землю в частной собственности.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определениях от 29 мая 2012 г. N 918-О и от 25 февраля 2013 г. N 193-О обратил внимание на то обстоятельство, что федеральный законодатель и законодатель субъекта Российской Федерации располагают достаточно широкой свободой усмотрения при разрешении вопроса, изложенного в абзаце втором пункта 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, что предоставление многодетным семьям земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства с последующим их предоставлением в собственность бесплатно направлено на реализацию конституционного права иметь землю в частной собственности.
3.2. Право на бесплатное предоставление земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, представляет собой меру государственной социальной поддержки, финансируемой из бюджета субъекта РФ
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 сентября 2013 г. N 18-АПГ13-6
Суд правильно пришел к выводу о том, что льготные условия предоставления земельных участков (бесплатно, без торгов и предварительного согласования места размещения объекта) предусмотрены законодательством не для всех граждан, а только для граждан, имеющих трех и более детей, что является дополнительной мерой социальной поддержки отдельной категории граждан субъектом Российской Федерации, финансируемой из бюджета самого субъекта Российской Федерации.
3.3. Бесплатное предоставление гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства является дополнительной гарантией реализации их права на жилое помещение
Право граждан, имеющих трех и более детей, на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства либо ведения личного подсобного хозяйства с возможностью возведения жилого дома бесплатно предусмотрено законодателем именно с целью установления дополнительных гарантий реализации данной категорией граждан их права на жилое помещение.
3.4. Основным условием предоставления земельного участка в собственность является наличие у гражданина трех и более детей
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 сентября 2013 г. N 18-АПГ13-6
Суд правильно пришел к выводу о том, что льготные условия предоставления земельных участков (бесплатно, без торгов и предварительного согласования места размещения объекта) предусмотрены законодательством не для всех граждан, а только для граждан, имеющих трех и более детей.
В соответствии с [ст. 28 ЗК РФ] основным условием предоставления земельного участка в собственность является наличие у гражданина трех и более детей.
3.5. Наличие трех и более детей у гражданина не является безусловным основанием для приобретения земельного участка в собственность бесплатно
Суд первой инстанции не учел, что наличие троих и более детей у гражданина не является безусловным основанием для приобретение земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства.
3.6. Земельные участки могут быть предоставлены в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, если эти участки соответствуют предъявляемым требованиям по целевому назначению и правовому режиму разрешенного использования
Определение Конституционного суда Республики Башкортостан от 30 октября 2012 г. N 70-О
Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации (абзац второй пункта 2).
Приведенные нормы являются основанием для регулирования органами публичной власти Республики Башкортостан в порядке конкретизации отношений по безвозмездной передаче находящихся в их управлении и распоряжении земельных участков в собственность указанной категории граждан, если такие земельные участки соответствуют предъявляемым требованиям по целевому назначению и правовому режиму разрешенного использования.
Решение Краснодарского краевого суда от 30 июля 2013 г. по делу N 3-15/2013
Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Приведенные нормы являются основанием для регулирования органами законодательной власти Краснодарского края в порядке конкретизации отношений по безвозмездной передаче земельных участков в собственность или в аренду указанной категории граждан, если такие земельные участки соответствуют предъявляемым требованиям по целевому назначению и правовому режиму разрешенного использования.
3.7. Реализация гражданами, имеющими трёх и более детей, права бесплатного приобретения земельного участка не может быть поставлена в зависимость от обязательного совместного проживания супругов по месту получения земельного участка
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 июля 2014 г. N 89-АПГ14-6
Граждане, имеющие трёх и более детей, имеют право приобрести бесплатно для индивидуального жилищного строительства без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, установленных законами субъектов Российской Федерации.
Супруги, состоящие в зарегистрированном браке, необязательно должны проживать совместно, в случае смены постоянного места жительства или временного места пребывания одним из супругов второй супруг не обязан следовать за ним. При этом очевидно, что возможен, допустим и оправдан с точки зрения интересов детей также вариант, когда один из родителей добывает "вне дома" средства на содержание всей семьи, а другой вносит свой вклад в содержание семьи, занимаясь домашним хозяйством.
Следовательно, реализация гражданами, имеющими трёх и более детей, права приобрести бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельный участок не может быть поставлена в зависимость от обязательного совместного проживания обоих супругов по месту получения земельного участка.
3.8. В качестве условия для получения многодетной семьей земельного участка бесплатно может быть установлен определенный срок воспитания детей, находящихся под опекой
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 мая 2014 г. N 41-АПГ14-3
Субъект Российской Федерации, регулируя порядок реализации права многодетной семьи на получение земельного участка бесплатно, установленного статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях социальной поддержки многодетных семей вправе исходя из сложившейся социально-экономической и демографической ситуации для предупреждения злоупотребления правом гражданами предусмотреть определенные правила, к которым следует отнести и срок воспитания детей, находящихся под опекой.
3.9. В качестве условия получения многодетной семьей земельного участка бесплатно может быть установлен срок проживания на территории субъекта РФ
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 11 декабря 2013 г. N 9-АПГ13-13
Соглашаясь с мнением суда о том, что отсутствуют противоречия между названной региональной нормой и федеральным законодательством, судебная коллегия считает необходимым обратить внимание на то обстоятельство, что субъект Российской Федерации, регулируя порядок реализации права многодетной семьи на получение земельного участка бесплатно, установленного статьёй 28 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях социальной поддержки многодетных семей вправе исходя из сложившейся социально-экономической и демографической ситуации для предупреждения злоупотребления правом гражданами предусмотреть определённые организационно-учётные правила, к которым следует отнести и срок проживания на территории области.
3.10. Достижение одним из детей возраста 18 лет не является основанием для утраты права на бесплатное получение земельного участка в соответствии с ч. 2 ст. 28 ЗК РФ
Распоряжение отдела имущественных и земельных отношений администрации муниципального района, в соответствии с которым истица снята с учета в качестве лица, имеющего право на получение земельного участка, является незаконным, необоснованным и принятым в нарушение абз. 2 ч. 2 ст. 28 ЗК РФ, в связи с тем что достижение одним из детей истицы возраста 18 лет не является основанием для утраты права на получение земельного участка и исключением ее из числа лиц, имеющих право па приобретение земельного участка.
3.11. Наличие регистрации по месту жительства родителей и детей в одном жилом помещении не является обязательным условием для предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей
Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Ни Федеральный закон [Земельный кодекс], ни Закон Курганской области не приводят такое обязательное условие предоставления земельного участка, как наличие регистрации по месту жительства родителей и детей в одном жилом помещении.
3.12. Нахождение родителя в зарегистрированном браке не является обязательным условием для предоставления земельного участка в собственность гражданам, имеющим трех и более детей
Согласно Федеральному закону от 14 июня 2011 г. N 138-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства" и "Земельный кодекс Российской Федерации" основным условием предоставления земельного участка в собственность является наличие у гражданина трех и более детей. При этом федеральный закон не указывает на обязательное условие - нахождение родителя в зарегистрированном браке или какого-либо преимущественного положения одного родителя перед другим в случае, когда брак между ними, имеющими трех и более детей, прекращен.
3.13. Законодательство не ставит право многодетных семей на получение земельных участков в зависимость от их наличия или отсутствия
Доводы апелляционной жалобы о том, что предоставление земельных участков осуществляется только после сформирования земельных участков и опубликования их перечня, судебной коллегией не принимаются во внимание, поскольку закон не ставит право на предоставление бесплатно земельного участка в собственность для индивидуального строительства в зависимость от наличия или отсутствия сформированных земельных участков, данное лишь устанавливает порядок предоставления земельных участков.
4. Порядок предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей
4.1. ЗК РФ не устанавливает порядок бесплатного предоставления земельных участков многодетным гражданам
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 мая 2014 г. N 57-АПГ14-1
Поскольку в Земельном кодексе Российской Федерации отсутствуют обязательные предписания о порядке предоставления бесплатно земельных участков многодетным гражданам на основании пункта 2 статьи 28 названного Кодекса, суд правомерно сделал вывод о том, что установление в оспариваемом региональном нормативном правовом акте указанных условий являются элементами порядка предоставления земельного участка указанной категории граждан бесплатно.
Поскольку в Земельном кодексе Российской Федерации отсутствуют обязательные предписания о порядке предоставления бесплатно земельных участков многодетным гражданам на основании пункта 2 статьи 28 названного Кодекса, суд первой инстанции, разрешая данный спор, правомерно исходил из того, что приведенные в статьях 3 и 4 Закона Липецкой области от 07.09.2011 г. N 552-ОЗ положения не противоречат пункту 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации.
В Земельном кодексе РФ отсутствуют обязательные предписания о порядке предоставления бесплатно земельных участков многодетным гражданам на основании ч. 2 ст. 28 ЗК РФ.
4.2. Установление порядка приобретения гражданами, имеющими трех и более детей, земельных участков отнесено к компетенции субъектов РФ
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 августа 2012 г. N 55-АПГ12-3
Из содержания [абз. 2 п. 2 ст. 28 ЗК РФ] усматривается, что федеральный законодатель предоставил гражданам, имеющим трех и более детей, право приобрести бесплатно, без торгов и предварительного согласования земельные участки для индивидуального жилищного строительства.
Установление иных случаев бесплатного приобретения указанными гражданами земельных участков и порядок их приобретения федеральным законом отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации.
4.3. Под порядком предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям бесплатно следует понимать последовательность действий, совершаемых сторонами земельных правоотношений при наличии конкретных обстоятельств, установленных законом субъекта РФ
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 апреля 2014 г. N 8-АПГ14-4
Анализ норм Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующих вопросы предоставления земельных участков, позволяет сделать вывод о том, что под порядком предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям бесплатно, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов следует понимать последовательность действий, совершаемых сторонами земельных правоотношений при наличии конкретных обстоятельств, установленных законом субъекта Российской Федерации, то есть определение совокупности условий, необходимых для реализации многодетными семьями права, предоставленного федеральным законодателем в статье 28 Земельного кодекса Российской Федерации, что является прерогативой законодателя субъекта Российского Федерации.
4.4. Федеральный законодатель предоставил полномочия по определению оснований, круга лиц и условий для бесплатного предоставления земли гражданам, имеющим трех и более детей, законодателю субъекта РФ
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 апреля 2014 г. N 8-АПГ14-4
Федеральный законодатель в абзаце втором (введён в действие Федеральным законом от 14 июня 2011 г. N 138-ФЗ) приведённого пункта [п. 2 ст. 28 ЗК РФ] предусмотрел право граждан, имеющих трёх и более детей, приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок бесплатно, а также без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов, в том числе для индивидуального жилищного строительства, в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Иного правового регулирования вопроса предоставления земельного участка многодетным семьям бесплатно на федеральном уровне не предусмотрено, то есть федеральный законодатель, внеся изменения в пункт 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставил полномочия по определению оснований, круга лиц и условий для бесплатного предоставления земли законодателю субъекта Российской Федерации.
4.5. Законодательство не возлагает на гражданина обязанности по самостоятельному поиску свободных земельных участков, подлежащих предоставлению на льготных условиях гражданам, имеющим трех и более детей
Действующее законодательство не возлагает на гражданина обязанность по самостоятельному поиску свободных земельных участков [для предоставления их многодетным семьям].
4.6. Законами субъектов РФ устанавливаются дополнительные основания бесплатного предоставления земельного участка гражданам, имеющим трёх и более детей
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 июля 2014 г. N 89-АПГ14-6
По мысли федерального законодателя граждане, имеющие трёх и более детей, имеют право приобрести бесплатно для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, установленных законами субъектов Российской Федерации, что безусловно предполагает установление нормативным правовым актом иных дополнительных оснований предоставления бесплатно земельного участка гражданам, имеющим трёх и более детей (помимо индивидуального жилищного строительства), и введение организационно-процедурного механизма приобретения таких земельных участков (определение органа государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за решение вопроса о предоставлении бесплатно земельного участка многодетным семьям, сроков рассмотрения данного вопроса и др.).
4.7. Законодателем субъекта РФ может быть установлена очередность предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 апреля 2012 г. N 57-АПГ12-2
Наличие у граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, первоочередного права на получение земельного участка при реализации положений оспариваемого закона, не противоречит нормам федерального закона. Напротив, пункт 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставляет возможность субъекту Российской Федерации в своем законе определить порядок предоставления земельных участков. Установление очередности предоставления земельных участков является одной из возможностей установления порядка предоставления земельных участков.
4.8. Земельные участки гражданам, имеющим трех и более детей, предоставляются в границах муниципальных образований муниципальных районов или городских округов, на территориях которых такие граждане зарегистрированы по месту жительства
Анализ правовых норм позволяет сделать вывод о том, что право на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии с законодательством в собственность бесплатно возникает однократно у гражданина, имеющего трех и более детей, нуждающегося в улучшении жилищных условий и не имеющего земельных участков в постоянном (бессрочном) пользовании либо пожизненном наследуемом владении, или переданных ему по договору аренды, предоставленных для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, или не имеющего земельных участков, ранее предоставленных в собственность бесплатно для указанных целей. Земельные участки указанной категории граждан предоставляются уполномоченным органом без проведения торгов и предварительного согласования мест размещения объектов, в границах муниципальных образований муниципальных районов или городских округов, на территориях которых такие граждане зарегистрированы по месту жительства.
4.9. Установленный субъектом РФ порядок предоставления земельного участка гражданам, имеющим трёх и более детей, не может быть произвольным
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 июля 2014 г. N 89-АПГ14-6
Граждане, имеющие трёх и более детей, имеют право приобрести бесплатно для индивидуального жилищного строительства без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, установленных законами субъектов Российской Федерации.
Однако в любом случае реализация органами государственной власти субъекта Российской Федерации предоставленных ему полномочий не отменяет требований к форме и содержанию нормативного правового регулирования. Это означает, что установленный субъектом Российской Федерации порядок не может быть произвольным.
4.10. Полномочия субъектов РФ по установлению случаев и порядка бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, являются дискреционными
Исходя из положений абз. 2 п. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по установлению случаев и порядка бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим троих и более детей, являются дискреционными, то есть полномочиями, дающими право действовать по собственному усмотрению.
4.11. Право гражданина, имеющего трёх и более детей, на приобретение в собственность бесплатно земельного участка не может быть ущемлено предъявлением дополнительных требований
Право гражданина, имеющего трёх и более детей, на приобретение в собственность бесплатно земельного участка, гарантированное нормами федерального законодательства, не может быть ущемлено при реализации этого права предъявлением дополнительных требований либо установлением дополнительных условий.
4.12. Отсутствие порядка предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка
Удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что семья истца относится к категории многодетных семей, имеет право на получение бесплатно земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства. Отказ уполномоченного органа в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка по основаниям отсутствия пустующих земель, а также отсутствия порядка предоставления земельных участков льготным гражданам является незаконным.
4.13. Несоблюдение письменной формы заявления не может быть основанием лишения гражданина, имеющего трех и более детей, права на получение земельного участка
Абзацем 2 п. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации (введенным Федеральным законом от 14 июня 2011 года N 138-ФЗ) установлено, что граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Несоблюдение письменной формы заявления в данном случае не может быть основанием лишения истицы права на получение земельного участка, поскольку факт своевременного обращения в администрацию за получением земельного участка с предъявлением соответствующей справки был доказан в суде. Отсутствие письменного заявления, необходимость написания которого не было разъяснено истице при первоначальном обращении в администрацию, может быть устранено путем его оформления.
4.14. Если на дату обращения гражданина в отношении земельного участка уже было принято решение о порядке его предоставления путем проведения торгов, земельный участок не может рассматриваться как подлежащий предоставлению многодетной семье
Администрация городского округа, являясь уполномоченным органом по распоряжению спорным земельным участком, в пределах своих полномочий приняла решение о способе распоряжения данным объектом земли после его формирования - путем продажи права на заключение договора аренды земельного участка с торгов. Поскольку на момент принятия решения о способе распоряжения земельным участком притязания на сформированный земельный участок истицей не заявлялись, таким решением ответчика права истицы на предоставление земельного участка нарушены не были.
Таким образом, поскольку на дату обращения истицы в отношении спорного земельного участка администрацией городского округа уже было принято решение о порядке его предоставления путем проведения торгов, следовательно, спорный земельный участок не может рассматриваться в качестве земельного участка, подлежащего предоставлению многодетной семье истицы.
5. Возможность приобретения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности
5.1. Земельный участок, относящийся к категории земель поселений и используемый для производственной деятельности, может быть предоставлен в собственность гражданам и юридическим лицам
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 ноября 2013 г. N ВАС-16146/13
Исходя из того, что спорный земельный участок относится к категории земель поселений и используется для производственной деятельности завода железобетонных изделий, общество не относится к организациям транспорта, в связи с чем спорный земельный участок не является ограниченным в обороте, суд, руководствуясь пунктами 1, 2 статьи 90, подпунктом 7 пункта 5, пунктом 2 статьи 27, пунктом 4 статьи 28, статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, а также статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об отсутствии оснований для отказа обществу в предоставлении земельного участка в собственность и удовлетворил заявленные требования.
5.2. Предоставление в собственность гражданам земельных участков, расположенных в пределах водоохраной зоны и в зоне подтопления, возможно
Из совокупного анализа положений Земельного и Водного кодексов Российской Федерации следует, что законодательство не содержит запрета на предоставление в собственность гражданам земельных участков, которые расположены в пределах водоохраной зоны и зоне подтопления.
5.3. Для предоставления ограниченного в обороте земельного участка в собственность граждан или юридических лиц необходимо наличие прямого разрешения, установленного федеральным законом
Апелляционное определение СК по гражданским делам Новгородского областного суда от 30 января 2013 г.
В соответствии с абзацем 5 пункта 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Из буквального содержания приведённой нормы материального права следует, что для предоставления ограниченного в обороте земельного участка в собственность заявителя необходимо наличие прямого разрешения, установленного федеральным законом.
5.4. Законодательство не устанавливает ограничений для передачи в собственность земельных участков, расположенных в водоохранной зоне или прибрежной защитной полосе водного объекта
Ни законодательство, действовавшее в период оформления прав собственности истца на используемый земельный участок, границы которого до настоящего времени не изменились, ни законодательство, действующее в настоящее время, не устанавливает ограничений для передачи в собственность земельных участков только на том основании, что они расположены в водоохранной зоне или прибрежной защитной полосе водного объекта.
5.5. Превышение норм предоставления земельных участков не является основанием для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность
Оснований для отказа в предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотренных п. 4 ст. 28 ЗК РФ, по делу не установлено.
При таких обстоятельствах вывод суда о незаконности решения Министерства имущественных отношений области об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка по мотиву превышения норм предоставления земельных участков является правильным, в связи с чем решение суда об удовлетворении заявления подлежит оставлению без изменения.
5.6. Неуказание в заявлении конкретного земельного участка не может служить основанием для отказа в его предоставлении
Тот факт, что истцом не указан конкретный земельный участок с определенными индивидуальными характеристиками и не представлена его схема, не может служить основанием для отказа в предоставлении земельного участка, поскольку такое основание отказа не предусмотрено законом (п. 4 ст. 28 ЗК РФ).
5.7. Непредставление чертежа (схемы) земельного участка с отображением в графической форме сведений о его положении на местности не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка
Доводы жалобы о том, что постановлением администрации Смоленской области предусмотрена необходимость приложения чертежа (схемы) земельного участка с отображением в графической форме сведений о его положении на местности, не имеет правового значения, так как отсутствие такого чертежа не является основанием к отказу гражданину в получении такого участка.
5.8. Отсутствие проекта планировки и межевания не является основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 декабря 2011 г. N ВАС-5094/11
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что отсутствие проекта планировки территории и проекта межевания территории не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта.
5.9. Такого основания для отказа в предоставлении в собственность граждан земельных участков, как реконструкция, действующим законодательством не предусмотрено
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Законодательством не предусмотрено такого основания для отказа в предоставлении в собственность граждан земельных участков, как реконструкция.
5.10. Превышение установленного процентного соотношения многоэтажного, малоэтажного и индивидуального жилищного строительства не является основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка
Не является основанием для отмены судебного решения и довод апелляционной жалобы о нарушении установленного генеральным планом г. Смоленска процентного соотношения многоэтажного, малоэтажного и индивидуально-жилищного строительства, значительного превышения уровня индивидуальной жилой застройки, поскольку данное обстоятельство в силу положений п. 4 ст. 28 ЗК РФ не является основанием для отказа в предоставлении истице в собственность земельного участка.
6. Основания для отказа в предоставлении земельных участков в собственность
6.1. Установление ограничений на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в целях защиты публичных интересов
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 марта 2011 г. N 36-Г11-53
Судебная коллегия при этом учитывает, что установление ограничений на приобретение в собственность земельных участков, как следует из статей 27, 28 Земельного кодекса РФ, допускается в целях защиты публичных интересов.
6.2. Предусмотренные п. 4 ст. 28 ЗК РФ основания для отказа в предоставлении в собственность земельных участков предполагают регулирование отношений по предоставлению свободных земельных участков
Решение Верховного Суда РФ от 28 февраля 2003 г. N ГКПИ03-52
Предусмотренные пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ основания для отказа в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков предполагают регулирование отношений по предоставлению свободных земельных участков, а не тех, которые уже предоставлены юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование.
6.3. Пункт 4 ст. 28 ЗК РФ не допускает отказа в предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность, а не в аренду
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 июня 2012 г. N 17540/11
Ссылка суда на часть 4 статьи 28 Земельного кодекса необоснованна, поскольку данная норма не допускает отказа в предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность, а не в аренду.
6.4. Пункт 4 ст. 28 ЗК РФ не допускает отказа в предоставлении участка в собственность в тех случаях, когда право на получение этого участка является безусловным
Суд указал в решении, что пункт 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает недопущение отказа в предоставлении участка в собственность в тех случаях, когда право на получение этого участка является безусловным.
6.5. Пункт 4 ст. 28 ЗК РФ применяется исключительно тогда, когда право на предоставление земельного участка в собственность предусмотрено конкретными нормами земельного права, регламентирующими порядок предоставления земельных участков для определенных целей
Довод общества о том, что постановление администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243 вводит дополнительное, не предусмотренное статьей 28 Земельного кодекса основание для отказа в предоставлении в собственность земельного участка, рассматривался судами первой и апелляционной инстанций и был правомерно отклонен, так как пункт 4 указанной статьи, устанавливающий перечень случаев, когда не допускается отказ в предоставлении в собственность земельных участков, применяется исключительно, когда право на предоставление земельного участка в собственность предусмотрено конкретными нормами земельного права, регламентирующими порядок предоставления земельных участков для определенных целей. Исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках. Данным правом в отношении спорного участка заявитель не обладает.
6.6. Установление в п. 4 ст. 28 ЗК РФ случаев, при которых допускается отказ в предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не означает безусловного права требовать передачи таких участков в собственность во всех иных случаях
Приведенный в жалобе аргумент об отсутствии у департамента оснований для отказа в предоставлении обществу в собственность по его заявлению спорного участка несостоятелен. Пункт 4 статьи 28 Земельного кодекса, устанавливающий случаи, в которых допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не означает безусловного права требовать передачи таких участков в собственность во всех иных случаях.
6.7. Перечень случаев, допускающих отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, установленный п. 4 ст. 28 ЗК РФ, является исчерпывающим
Рассматривая дело повторно, суды двух инстанций установили, что указанное в оспариваемом отказе департамента основание не входит в предусмотренный частью 4 статьи 28 ЗК РФ исчерпывающий перечень случаев, допускающих отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков.
В силу п. 4 ст. 28 ЗК РФ отказ в передаче земельных участков в собственность граждан и юридических лиц не допускается, за исключением случаев, исчерпывающий перечень которых установлен приведенной нормой закона.
6.8. Отказ в предоставлении земельного участка в собственность по иным основаниям, кроме установленных п. 4 ст. 28 ЗК РФ, не допускается
Судами верно отмечено, что в указанных выше протоколах заседания комиссии администрации города по продаже земельных участков решения об отказе предпринимателю в выкупе земельного участка не содержатся указания ни на одно из приведенных в ч. 4 ст. 28 Земельного кодекса оснований для отказа в предоставлении участка в собственность.
Поскольку отказ в предоставлении земельного участка в собственность по иным основаниям прямо запрещен, действия администрации создали необоснованные препятствия в осуществлении хозяйственной деятельности предпринимателя, являющегося собственником расположенного на этом земельном участке объекта недвижимости.
6.9. Обязанность доказать наличие (отсутствие) оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, лежит на исполнительном органе государственной власти или местного самоуправления
Поскольку требования истца относятся к сфере публичных правоотношений, то обязанность доказать законность отказа в предоставлении земельного участка, одним из элементом которого, как отмечено выше, является и формирование, лежит на ответчике.
Исходя из положений ст. 28 ЗК РФ именно ответчик [исполнительный орган местного самоуправления] обязан доказать наличие хотя бы одного из обстоятельств: изъятие земельного участка из оборота; резервирование земельного участка для государственных или муниципальных нужд; наличие в отношении испрашиваемого земельного участка ограничения в обороте с одновременным запретом предоставлять его в собственность, а также отсутствие свободной территории для формирования испрашиваемого земельного участка.
При наличии свободного от прав третьих лиц земельного участка, не изъятого и не ограниченного в обороте, отсутствие которого обязан доказать ответчик [исполнительный орган местного самоуправления] в силу обладания соответствующей компетенцией, в предоставлении земельного участка может быть отказано только по основаниям, установленным законом.
При наличии свободного от прав третьих лиц земельного участка, не изъятого и не ограниченного в обороте, отсутствие которого обязан доказать ответчик [исполнительный орган местного самоуправления] в силу обладания соответствующей компетенцией, в его предоставлении может быть отказано только по основаниям, установленным законом.
При наличии свободного от прав третьих лиц земельного участка, не изъятого и не ограниченного в обороте, отсутствие которого обязан доказать ответчик [исполнительный орган местного самоуправления] в силу обладания соответствующей компетенцией, в его предоставлении может быть отказано только по основаниям, установленным законом.
6.10. Пункт 4 ст. 28 ЗК РФ предусматривает возможность отказа гражданам в передаче земельного участка в собственность при резервировании земельных участков для государственных или муниципальных нужд в случае первичного предоставления земельного участка для целей строительства
Определение Верховного Суда РФ от 23 августа 2007 г. N 31-В07-5
Пункт 4 статьи 28 ЗК РФ предусматривает возможность отказа гражданам в передаче земельного участка в собственность при резервировании земельных участков для государственных или муниципальных нужд в случае первичного предоставления земельного участка для целей строительства, а не в случае изменения титула прав на земельный участок для граждан, проживающих в принадлежащем им на праве собственности доме, расположенном на этом земельном участке. В данном случае земельный участок уже был первоначально предоставлен, для строительства не испрашивается, необходим истцу для ведения личного подсобного хозяйства.
6.11. Земельные участки, отнесенные к особо охраняемым природным территориям, не могут быть предоставлены в собственность гражданам и юридическим лицам
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 апреля 2014 г. N ВАС-3010/14
Оценив представленные сторонами доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 28, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", разъяснениями пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" и установив, что спорный земельный участок относится к особо охраняемым природным территориям международного значения, для которых установлен особый правовой режим, препятствующий его передаче в собственность заявителю, суды пришли к выводу о законности отказа администрации.
6.12. Установление границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка под строительство
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 декабря 2011 г. N ВАС-5094/11
Установление границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков не является основанием, предусмотренным пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, для отказа в предоставлении земельного участка под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта.
6.13. Факт нахождения земельного участка в границах красных линий не является препятствием для передачи земельного участка в собственность
В силу абз. 5 ч. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Как следует из материалов дела, таких оснований администрацией ГО не было приведено ни при отказе в удовлетворении заявления истца, ни в ходе рассмотрения данного дела. Факт нахождения земельного участка в границах красных линий препятствием для передачи земельного участка в собственность не является.
Спорный земельный участок не относится к территориям общего пользования, не изъят и не зарезервирован, в обороте не ограничен. Факт нахождения части земельного участка в границах красных линий планируемой улицы препятствием для передачи земельного участка в собственность не является, какое-либо ограничение (обременение) права в установленном порядке не зарегистрировано.
6.14. Вхождение земельного участка в границы красных линий, которые были определены после его предоставления под индивидуальное жилищное строительство, не может являться основанием для отказа в передаче в собственность данного земельного участка
Спорный земельный участок не является земельным участком, находящимся в границах территории общего пользования или иной территории, которой пользуется неограниченный круг лиц, а вхождение земельного участка в границы красных линий, которые были определены гораздо позже того, как участок первоначально был предоставлен под индивидуальное жилищное строительство, не может являться основанием для отказа в передаче в собственность данного земельного участка.
6.15. Вхождение земельного участка в границы красных линий, которые должны быть определены в будущем времени, не может являться основанием для отказа в передаче в собственность данного земельного участка
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что спорный земельный участок не является земельным участком, находящимся в границах санитарно-защитной зоны, а вхождение земельного участка в границы красных линий, которые должны быть определены в будущем времени в соответствии с проектом санитарно-защитной зоны для иловых площадок очистных сооружений канализации, не утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача по Челябинской области, не может являться правовым основанием для отказа в передаче в собственность данного земельного участка на момент обращения в администрацию с заявлением об этом.
6.16. Нахождение земельного участка за пределами красных линий не является основанием отказа в его предоставлении
Как правильно указал суд, нахождение участка за пределами красных линий не является основанием отказа в его предоставлении, так как не поименовано в ч. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ.
6.17. Красные линии как элемент проектирования (планировки) территории населенных пунктов не могут непосредственно представлять ограничений права на приобретение в собственность земельного участка
Красные линии как элемент проектирования (планировки) территории населенных пунктов не могут непосредственно представлять ограничений права на приобретение в собственность земельного участка.
Красные линии как элемент проектирования (планировки) территории населенных пунктов не могут непосредственно представлять ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, поскольку на такой земельный участок не установлены ограничения в форме его резервирования, в основе которого имеет место проект планировки территории с указанием красных линий.
6.18. Несоответствие назначения объекта виду разрешенного использования земельного участка не является основанием для отказа на приватизацию (выкуп) земельного участка
Такого основания, как несоответствие назначения объекта виду разрешенного использования земельного участка в качестве оснований для отказа на приватизацию (выкуп) земельного участка собственнику объекта недвижимого имущества, расположенного на земельном участке, положениями статьи 28 ЗК РФ не предусмотрено.
Удовлетворяя заявление, суды, руководствуясь статьями 27, 28, 29, 36, 70.1 ЗК РФ, перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 13 сентября 2011 года N 475, правильно указали, что ООО является собственником производственно-складского комплекса, расположенного на спорном земельном участке, им был подан ответчику полный пакет документов, оснований к отказу в выкупе земельного участка, предусмотренные статьями 27, пунктом 4 статьи 28, статьей 70.1 ЗК РФ не установлены, доказательств обратного ответчиком не представлено. Послужившее в качестве основания к отказу обстоятельство, а именно необходимость приведения в соответствие установленного для земельного участка вида разрешенного использования фактическому землепользованию действующим законодательством не предусмотрена.
6.19. Нахождение испрашиваемого земельного участка на землях общего пользования является безусловным основанием для отказа в предоставлении этого участка в собственность
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 мая 2011 г. N ВАС-6784/11
Суды, исследовав представленные по делу доказательства, признали, что спорный земельный участок расположен за красными линиями застройки, относится к земельным участкам общего пользования, в силу части 4 статьи 28 и пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации приватизации не подлежит, а потому отказали в удовлетворении заявленных требований.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 августа 2009 г. N 10157/09
Отказывая в удовлетворении требований общества, суды руководствовались положениями статей 28, 36, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 4 постановления Пленумы Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", признали, что часть испрашиваемого обществом земельного участка находится в пределах красных линий транспортной развязки магистральной улицы и относится к землям общего пользования, в связи с чем отказ администрации в предоставлении в собственность спорного земельного участка соответствует требованиям земельного законодательства и не нарушает прав и законных интересов общества.
Суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ, установив, что испрашиваемый земельный участок входит в состав земель общего пользования, расположен за пределами красных линий, пришли к обоснованному выводу о том, что спорный земельный участок в соответствии с пунктом 4 статьи 28, пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации не подлежит предоставлению в собственность.
Апелляционное определение Калининградского областного суда от 23 апреля 2014 г. N 33-1652/2014
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что нахождение спорного земельного участка в границах красных линий территории общего пользования не позволяет органу местного самоуправления осуществлять распоряжение данным земельным участком путем передачи земельного участка в собственность, поскольку это повлекло бы нарушение ограничений в приватизации земельного участка, установленных действующим законодательством и документами территориального планирования.
Поскольку нахождение испрашиваемого заявителем земельного участка на землях общего пользования является безусловным и достаточным основанием для отказа в предоставлении этого участка в собственность, решение суда об отказе в признании незаконным отказа администрации района в предоставлении истцу земельного участка в собственность и в возложении обязанности предоставить земельный участок следует признать законным и не подлежащим отмене.
Невыполнение органами местного самоуправления обязанностей по разработке и утверждению проекта планировки территорий, в котором будут официально установлены красные линии и определены границы земель общего пользования, не свидетельствует с учетом обозначенных выше доказательств о том, что спорный земельный участок не отнесен к землям общего пользования. Отнесение земельного участка к землям общего пользования является препятствием для предоставления в частную собственность этого земельного участка.
6.20. Нахождение испрашиваемого земельного участка во втором поясе зоны санитарной охраны водопроводных сооружений является основанием для отказа в предоставлении этого участка в собственность
Судебная коллегия находит обоснованным вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку спорный земельный участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения, следовательно, является ограниченным в обороте и не может быть предоставлен в частную собственность.
6.21. Отнесение испрашиваемого земельного участка к территориям зеленого фонда городских и сельских поселений является основанием для отказа в предоставлении этого участка в собственность
Земли, занятые зелеными насаждениями, в границах населенных пунктов в силу прямого указания федерального закона отнесены к территориям зеленого фонда городских и сельских поселений, на использование которых для целей, не соотносящихся с осуществлением такими территориями функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения, установлен запрет.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о правомерности решения Министерства имущественных отношений Самарской области об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка по мотиву наличия на нем зеленых насаждений, обеспечение сохранности которых относится к компетенции органов местного самоуправления, в связи с чем решение суда об отказе в удовлетворении заявления является правильным и подлежит оставлению без изменения.
6.22. Нахождение испрашиваемого земельного участка в санитарно-защитной зоне воздушной линии электропередачи является основанием для отказа в предоставлении этого участка в собственность
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что причин для отказа в предоставлении ему земельного участка в собственность, предусмотренных ст. 28 Земельного кодекса РФ, не установлено, отклоняется судебной коллегией. Отсутствие ограничений градостроительного регулирования не препятствует установлению факта нахождения участка в санитарно-защитной зоне воздушной линии электропередачи, так как местонахождение участка определенно усматривается из материалов, представленных заявителем, в том числе кадастрового паспорта.
6.23. Приобретательная давность не является основанием для приобретения гражданином земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
Апелляционное определение Московского городского суда от 20 мая 2014 г. N 33-14447/14
Принимая во внимание то обстоятельство, что спорный земельный участок не является сформированным и находится в государственной собственности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по специальным основаниям, предусмотренным Земельным кодексом РФ, который не предусматривает возможность получения в собственность таких земельных участков в силу приобретательной давности.
В перечне оснований, по которым гражданин вправе приобрести земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, такое основание, как приобретательная давность, не предусмотрено, а ссылка истцов на открытое, добросовестное и непрерывное пользование спорным земельным участком не может служить основанием для признания права собственности на земельный участок.
6.24. Фактическое пользование гражданином земельным участком не предусмотрено в качестве основания для признания за ним права собственности на земельный участок
Апелляционное определение Московского городского суда от 10 января 2014 N 33-370/14
Истец своим правом на приобретение в собственность земельного участка воспользовался в 1992 году, обратившись с заявлением и получив свидетельство о праве собственности на 0,04 га земли для ведения коллективного садоводства, конкретный размер земельного участка, выделенного истцу, был определен в соответствии с предоставленными главе администрации полномочиями и возможностями района в соответствии с установленными пределами. Постановление главы администрации района истцом оспорено не было, в связи с чем спорный земельный участок, находящийся в его фактическом пользовании, в соответствии со ст. 28 ЗК РФ может быть предоставлен ему за плату, поскольку фактическое пользование истцом спорным земельным участком не предусмотрено законом в качестве основания для признания за ним права собственности на земельный участок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Земельный кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Земельного кодекса РФ.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 июля 2017 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Земельный кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные Н. Абакумовой, Ю. Безверховой, М. Беликовой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, Ю. Гусаковой, Р. Давлетовым, Н. Даниловой, Е. Ефимовой, Н. Иночкиной, А. Исаковой, О. Коротиной, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, Е. Кустовой, О. Лаушкиной, А. Мигелем, А. Назаровой, М. Орловой, А. Пелишенко, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Е. Хохловой, А. Чернышевой, Т. Эльгиной.