Энциклопедия судебной практики
Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
(Ст. 49 ЗК)
Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ ст. 49 ЗК изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 апреля 2015 г. и регламентирующей только основания изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, в то время как условия и порядок такого изъятия регулируются нормами главы VII.1 ЗК РФ.
1. Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
1.1. Процедура изъятия земельного участка для муниципальных нужд происходит в несколько последовательных этапов
Процедура изъятия земельного участка для муниципальных нужд предполагает несколько этапов: принятие решения об изъятии земельного участка; уведомление лица, у которого подлежит изъятию земельный участок, об изъятии; регистрация решения в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок, непосредственное изъятие.
Процедура изъятия земельного участка для муниципальных нужд предполагает несколько этапов: принятие решения об изъятии земельного участка; уведомление лица, у которого подлежит изъятию земельный участок, об изъятии; регистрация решения в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок; непосредственное изъятие.
Таким образом, издание оспариваемого постановления является первым этапом в процессе изъятия земельного участка для муниципальных нужд.
Процедура изъятия земельного участка для муниципальных нужд предполагает несколько этапов: принятие решения об изъятии земельного участка; уведомление лица, у которого подлежит изъятию земельный участок, об изъятии; регистрация решения в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок; непосредственное изъятие.
Процедура изъятия земельного участка для государственных нужд предполагает несколько этапов: принятие решения об изъятии земельного участка, уведомление лица, у которого подлежит изъятию земельный участок, об изъятии, регистрация решения в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок, предварительное и равноценное возмещение стоимости земельного участка, непосредственно изъятие.
Процедура изъятия земельного участка для государственных нужд предполагает несколько этапов: принятие решения об изъятии земельного участка, уведомление лица, у которого подлежит изъятию земельный участок, об изъятии, регистрация решения в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок, предварительное и равноценное возмещение стоимости земельного участка, непосредственно изъятие.
1.2. Первым этапом процедуры изъятия земельного участка для муниципальных нужд является принятие решения об изъятии земельного участка
Обязанность по изъятию земельного участка возникает у органа местного самоуправления только на основании принятого им решения об изъятии земельного участка при соблюдении процедуры изъятия, установленной гражданским, жилищным, земельным законодательством.
Обязанность по изъятию земельного участка возникает у органа местного самоуправления только на основании принятого им решения об изъятии земельного участка при соблюдении процедуры изъятия, установленной гражданским, жилищным, земельным законодательством.
1.3. Изъятие земельного участка, находящегося в федеральной собственности, используемого для общественно-значимых нужд, в пользу иного публичного собственника невозможно осуществить в порядке, предусмотренном гражданским законодательством
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 октября 2011 г. N ВАС-9987/11
Земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, уже используются для публичных (общественно-значимых) нужд. Изъятие таких участков другим публичным собственником повлекло бы прекращение их использования для соответствующих публичных нужд, что невозможно осуществить в порядке, урегулированным гражданским законодательством. Указанные отношения имеют не гражданско-правовой, а публично-правовой характер, что предполагает использование публично-правовых конструкций регулирования.
Порядок изъятия земельных участков у публичных собственников (Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований) для нужд иных публичных собственников гражданским законодательством не предусмотрен и не регулируется. Определение возможности такого изъятия, его условий и порядка должно осуществляться в ином (административном) порядке.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 июня 2013 г. N ВАС-7496/13
Изъятие земельного участка, находящегося в федеральной собственности, используемого для общественно-значимых нужд, другим публичным собственником влечет прекращение его использования для соответствующих публичных нужд, что невозможно осуществить в порядке, урегулированном гражданским законодательством. Указанные отношения имеют не гражданско-правовой, а публично-правовой характер.
1.4. Обязательная государственная регистрация решения об изъятии земельного участка не зависит от действий правообладателя земельного участка
Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, осуществляемое в публичных интересах, не требует согласия лица, у которого изымается земельный участок, установленная законом обязательная государственная регистрация такого решения не может быть поставлена в зависимость от действий правообладателя земельного участка.
1.5. Собственники земельных участков должны быть уведомлены органом местного самоуправления о возможном выкупе земельных участков для государственных нужд и о принятом им решении об изъятии земельных участков
Из содержания указанных норм права [в том числе пп. 2 п. 1 ст. 49 Земельного кодекса РФ] следует, что собственники земельных участков должны быть уведомлены органом местного самоуправления как о возможном выкупе земельных участков для государственных нужд, так и о принятом им решении об изъятии земельных участков.
1.6. Споры о понуждении и уклонении заключить договор купли-продажи земельного участка и при возникновении разногласий по конкретным его условиям разрешаются судом в целях внесения определенности в правоотношения сторон по изъятию земельного участка
Разрешение судом спора о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка и при уклонении от заключения договора, и при возникновении разногласий по конкретным его условиям сводится по существу к внесению определенности в правоотношения сторон по изъятию земельного участка и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке.
1.7. При изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, орган местного самоуправления должен документально подтвердить отсутствие других вариантов возможного размещения предполагаемого к строительству объекта
Суд кассационной инстанции указал, что администрация должна документально подтвердить отсутствие других вариантов возможного размещения предполагаемого к строительству объекта, наличие соответствующих документов территориального планирования.
1.8. Нормы, регулирующие изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, также могут применяться в случаях, когда для указанных нужд изымается земельный участок, переданный в аренду
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 июля 2011 г. N 2379/11
Из системного толкования норм Гражданского кодекса РФ и Земельного кодекса РФ можно сделать вывод о том, что применение норм, регулирующих изъятие земельных участков, может быть распространено и на случаи, когда для государственных или муниципальных нужд требуется земельный участок, переданный в аренду.
Применение к праву владения и пользования земельным участком, возникшему на основании договора аренды, института выкупа для государственных или муниципальных нужд обеспечивает наиболее полную защиту интересов арендатора земельного участка, поскольку обеспечивает использование для прекращения арендных отношений механизма изъятия земельного участка, устанавливающего не только баланс интересов сторон, но и гарантирующего интересы лица, чье право будет прекращено в результате выкупа, в том числе предварительное уведомление о предполагаемом изъятии не менее чем за год; включение в выкупную цену рыночной стоимости объектов, а также всех убытков, включая упущенную выгоду, возможность судебного обжалования выкупной цены и других условий выкупа, предварительность возмещения.
Из системного толкования норм Гражданского кодекса Российской Федерации и [ст. 49] Земельного кодекса Российской Федерации можно сделать вывод о том, что применение норм, регулирующих изъятие земельных участков, может быть распространено и на случаи, когда для государственных или муниципальных нужд требуется земельный участок, переданный в аренду.
Из системного толкования норм Гражданского кодекса Российской Федерации и [ст. 49] Земельного кодекса Российской Федерации можно сделать вывод о том, что применение норм, регулирующих изъятие земельных участков, может быть распространено и на случаи, когда для государственных или муниципальных нужд требуется земельный участок, переданный в аренду.
Из системного толкования норм Гражданского кодекса Российской Федерации и [ст. 49] Земельного кодекса Российской Федерации можно сделать вывод о том, что применение норм, регулирующих изъятие земельных участков, может быть распространено и на случаи, когда для государственных или муниципальных нужд требуется земельный участок, переданный в аренду.
Из системного толкования норм Гражданского кодекса Российской Федерации и [ст. 49] Земельного кодекса Российской Федерации можно сделать вывод о том, что применение норм, регулирующих изъятие земельных участков, может быть распространено и на случаи, когда для государственных или муниципальных нужд требуется земельный участок, переданный в аренду.
1.9. У собственника земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, отсутствует право требовать выкупить у него земельный участок
Проанализировав приведенные нормы права [в том числе ст. 49 Земельного кодекса РФ], апелляционный суд пришел к обоснованному выводу, что у собственника земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, отсутствует право требовать выкупить у него земельный участок (в отличие от государственных органов, принявших решение об изъятии земельного участка.
1.10. Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется на возмездной основе
Из содержания указанных норм [в том числе ст. 49 Земельного кодекса РФ] усматривается, что изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется возмездно.
2. Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
2.1. Фактическое изъятие земельных участков для муниципальных нужд с нарушением установленного законом порядка может служить основанием для возложения обязанности на орган местного самоуправления принять решение об изъятии земельных участков для муниципальных нужд путем выкупа
Суды сделали правильный вывод о том, что фактическое изъятие земельных участков для муниципальных нужд с нарушением установленного законом порядка при нарушении таким положением имущественных интересов собственника земельных участков на получение соответствующей компенсации может служить основанием для возложения обязанности на орган местного самоуправления принять решение об изъятии земельных участков для муниципальных нужд путем выкупа.
2.2. Фактическое изъятие земельного участка производится только после заключения соглашения об изъятии земельного участка, а если соглашение об изъятии земельного участка не заключено в установленный срок, то только на основании решения суда
Решение об изъятии земельного участка является основанием для проведения оценки и последующего заключения с лицом, у которого изымается недвижимое имущество, соглашения об изъятии земельного участка. Фактическое изъятие земельного участка производится только после заключения соглашения, а в случае, если соглашение не заключено в установленный срок - в судебном порядке на основании решения суда.
Решение об изъятии земельного участка является основанием для проведения оценки и последующего заключения с лицом, у которого изымается недвижимое имущество, соглашения об изъятии земельного участка. Фактическое изъятие земельного участка производится только после заключения соглашения, а в случае, если соглашение не заключено в установленный срок - в судебном порядке на основании решения суда.
2.3. В случае, когда земельный участок можно использовать в целях, для которых он изымается, без прекращения права собственности на расположенное на нем недвижимое имущество, необходимость изъятия такого имущества исключается
Возможность использования земельного участка в целях, для которых он изымается, без прекращения права собственности на расположенное на нем недвижимое имущество исключает необходимость удовлетворения требования об изъятии такого имущества.
2.4. Факт нахождения на земельном участке объектов муниципальной собственности не указывает на обязанность изъятия земельного участка
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 ноября 2013 г. N ВАС-16285/13
Сам по себе факт нахождения на указанном участке объектов муниципальной собственности не указывает на наличие обязанности у администрации по изъятию у общества участка.
2.5. Не является основанием для возложения на муниципальное образование обязанности по изъятию земельного участка принадлежность земельного участка и расположенного на нем недвижимого имущества разным лицам
Принимая во внимание изложенное, суды сделали вывод о том, что принадлежность земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества разным лицам в результате фактов, имевших место до возникновения права на земельный участок, не может служить основанием для возложения на муниципальное образование обязанности по изъятию земельного участка путем его выкупа.
2.6. Принудительное изъятие у собственника принадлежащего ему имущества возможно только в целях использования его для государственных или муниципальных нужд, за исключением случаев, когда участок находится в публичной собственности
По смыслу приведенных выше норм права [в том числе ст. 49 Земельного кодекса РФ] принудительное изъятие у собственника принадлежащего ему имущества непосредственно связано с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Каких-либо либо иных оснований для принудительного выкупа объектов недвижимости без изъятия земельного участка законом не предусмотрено, за исключением случаев, когда участок находится в публичной собственности.
2.7. Выкуп земельного участка и определение выкупной цены осуществляются на основании договора или решения суда о выкупе земельного участка для государственных нужд
Системный анализ в том числе ст. 49 Земельного кодекса РФ позволяет сделать вывод о том, что по результатам принятого решения об изъятии выкупа земельного участка и определение выкупной цены осуществляется на основании договора или решения суда о выкупе земельного участка для государственных нужд.
2.8. Государственной регистрации подлежат ограничения (обременения) соответствующего земельного участка, основанием для регистрации которых является принятое уполномоченным органом решение об изъятии земельного участка
Комплексный анализ приведенных положений законодательства [в том числе ст. 49 Земельного кодекса РФ] позволяет отметить, что государственной регистрации подлежит не само решение об изъятии, а ограничения (обременения) соответствующего земельного участка, основанием для регистрации которых является именно принятое уполномоченным органом решение об изъятии.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Земельный кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Земельного кодекса РФ.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 октября 2022 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Земельный кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные Н. Абакумовой, Ю. Безверховой, М. Беликовой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, Ю. Гусаковой, Р. Давлетовым, Н. Даниловой, Е. Ефимовой, Н. Иночкиной, А. Исаковой, О. Коротиной, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, Е. Кустовой, О. Лаушкиной, А. Мигелем, А. Назаровой, М. Орловой, А. Пелишенко, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Е. Хохловой, А. Чернышевой, Т. Эльгиной.