Энциклопедия судебной практики
Состав земель в Российской Федерации
(Ст. 7 ЗК)
1. Деление земель в РФ на категории
1.1. Перечень категорий земель, приведенный в ст. 7 ЗК РФ, является исчерпывающим
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации все земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на определенные категории, исчерпывающий перечень которых приведен в данной норме, в том числе земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации все земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на определенные категории, исчерпывающий перечень которых приведен в данной норме.
1.2. В ст. 7 ЗК РФ развивается такой принцип земельного законодательства, как деление земель по целевому назначению на категории
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 апреля 2010 г. N 16158/09
Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает, что земельные участки должны использоваться согласно их целевому назначению, принадлежности к той или иной категории и разрешенному использованию.
Так, статья 1 Земельного кодекса Российской Федерации, определяя основные принципы земельного законодательства, предусматривает, что земли делятся по целевому назначению на категории, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства. Этот принцип развивается в статье 7 Кодекса, уточняющей, что использование земли производится в соответствии с установленным для них целевым назначением с учетом принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования земель.
Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает, что земельные участки должны использоваться согласно их целевому назначению, принадлежности к той или иной категории и разрешенному использованию.
Так, статья 1 Земельного кодекса Российской Федерации, определяя основные принципы земельного законодательства, предусматривает, что земли делятся по целевому назначению на категории, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства. Этот принцип развивается в статье 7 Кодекса, уточняющей, что использование земли производится в соответствии с установленным для них целевым назначением с учетом принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования земель.
Статья 1 ЗК РФ, определяя основные принципы земельного законодательства, предусматривает, что земли делятся по целевому назначению на категории, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства. Этот принцип развивается в статье 7 Кодекса, уточняющей, что использование земли производится в соответствии с установленным для них целевым назначением с учетом принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования земель.
Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает, что земельные участки должны использоваться согласно их целевому назначению, принадлежности к той или иной категории и разрешенному использованию.
Так, статья 1 Земельного кодекса Российской Федерации, определяя основные принципы земельного законодательства, предусматривает, что земли делятся по целевому назначению на категории, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства. Этот принцип развивается в статье 7 Кодекса, уточняющей, что использование земли производится в соответствии с установленным для них целевым назначением с учетом принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования земель.
Одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ). Этот принцип развивается в статье 7 ЗК РФ, согласно которой использование земли производится в соответствии с установленным для них целевым назначением с учетом принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования земель.
Земельный кодекс РФ предусматривает, что земельные участки должны использоваться согласно их целевому назначению, принадлежности к той или иной категории и разрешенному использованию.
Так, статья 1 Земельного кодекса РФ, определяя основные принципы земельного законодательства, предусматривает, что земли делятся по целевому назначению на категории, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства. Этот принцип развивается в статье 7 Кодекса, уточняющей, что использование земли производится в соответствии с установленным для них целевым назначением с учетом принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования земель.
Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает, что земельные участки должны использоваться согласно их целевому назначению, принадлежности к той или иной категории и разрешенному использованию.
Так, статья 1 Земельного кодекса Российской Федерации, определяя основные принципы земельного законодательства, предусматривает, что земли делятся по целевому назначению на категории, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства. Этот принцип развивается в статье 7 Кодекса, уточняющей, что использование земли производится в соответствии с установленным для них целевым назначением с учетом принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования земель.
1.3. Отнесение земель к определенной категории зависит от их фактического использования, а не от видов деятельности их собственника
Исходя из буквального толкования положений статей 1, 7, пункта 11 статьи 85, статей 88-93 ЗК РФ отнесение земель к той или иной категории зависит от фактического использования, а не от видов деятельности их собственника.
1.4. Отнесение земель к определенной категории не зависит от месторасположения земельного участка
Исходя из буквального толкования положений статей 1, 7, пункта 11 статьи 85, статей 88-93 Земельного кодекса Российской Федерации отнесение земель к той или иной категории зависит не от месторасположения земельного участка, а от фактического его использования.
1.5. В границах населенного пункта располагаются земли одной категории, а в границах поселения могут располагаться земли различных категорий
Согласно пункту 4 части 1 статьи 11 Закона об общих принципах организации местного самоуправления границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в том числе с учетом следующего требования: в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения, т.е. земли различных категорий, указанных в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, в границах населенного пункта располагаются земли исключительно одной категории, а в границах поселения - земли различных категорий (в том числе земли населенных пунктов и земли сельскохозяйственного назначения).
1.6. Установление особого правового режима, предусмотренное п. 3 ст. 7 ЗК РФ, предполагает установление особенностей разрешенного использования, а не ограничение прав участников земельных отношений, связанных с оборотом земельных участков
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 июля 2013 г. N 20-АПГ13-6
Судом был проверен и обоснованно отклонен как основанный на ошибочном толковании норм права довод народного собрания Республики Дагестан о наличии у него в силу пункта 3 статьи 7 Земельного кодекса РФ права устанавливать особый правовой режим использования земель сельскохозяйственного назначения. При этом суд обоснованно исходил из того, что установление особого правового режима использования земли подразумевает установление каких-либо особенностей разрешенного использования земли исходя из ее целевого назначения и принадлежности к одной из перечисленных в статье 7 Земельного кодекса РФ категорий и не предполагает регулирование особенностей оборота земли и ограничения прав участников земельных отношений, связанных с оборотом земельных участков.
1.7. Порядок проведения зонирования территорий определяется нормами Градостроительного кодекса РФ
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 декабря 2007 г. N 83-Г07-8
Согласно абз. 2 ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
При этом общий порядок проведения зонирования территорий определяется нормами главы 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
1.8. К землям воздушного транспорта относятся участки, занятые как непосредственно объектами воздушного транспорта, так и обслуживающими их сооружениями и постройками, в т.ч. ремонтными заводами гражданской авиации
К землям воздушного транспорта относятся участки, занятые как непосредственно объектами воздушного транспорта, так и обслуживающими их сооружениями и постройками, в том числе ремонтными заводами гражданской авиации, которые наряду с объектами единой системы организации воздушного движения относятся к объектам воздушного транспорта, действующим законодательством не предусмотрено в качестве обязательного условия отнесения зданий, строений, сооружений авиационно-ремонтного завода к объектам воздушного транспорта их нахождение в федеральной собственности и системной связи с объектами единой системы организации воздушного движения. Обратные выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неверном толковании вышеназванных правовых норм.
1.9. Отказ в изменении вида разрешенного использования земельного участка правомерен в случае, если его категория не предусматривает использование земельного участка в указанных заявителем целях
Отказ в изменении вида разрешенного использования земельного участка правомерен, в случае если его категория не предусматривает использование земельного участка в указанных заявителем целях.
2. Разрешенное использование земельных участков
2.1. Федеральный классификатор видов разрешенного использования земельных участков не был утвержден до 01 сентября 2014 года
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден Приказом Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 г. N 540, вступившим в силу по истечении 90 дней после его официального опубликования.
Земли, указанные в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 2 названной статьи того же Кодекса используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
Целевое назначение и разрешенное использование земельного участка являются одним из существенных условий эксплуатации земельного участка.
Законодательство никогда не устанавливало каких-либо специальных требований к обозначению целей и видов разрешенного использования земельных участков, а классификатор этих видов, предусмотренный статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), до настоящего времени не принят, продажа обществу земельного участка компетентным государственным органом предыдущему правообладателю земельного участка с формулировкой "под основной частью свинарника и складами" не противоречила законодательству.
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений, до настоящего времени не утвержден.
2.2. Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, предусмотренный ст. 7 ЗК РФ, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540, подлежит применению только при определении видов разрешенного использования земельных участков, устанавливаемых после вступления названного приказа в силу
Предоставление правопредшественнику общества исходного земельного участка в 1992 году компетентным государственным органом с формулировкой "для размещения завода" с учетом вида осуществляемой обществом деятельности определяло вид разрешенного использования земельного участка. Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, предусмотренный статьей 7 Земельного кодекса, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540, подлежит применению только при определении видов разрешенного использования земельных участков, устанавливаемых после вступления названного приказа в силу (по истечении 90 дней после дня официального опубликования в "Российской газете" 24.09.2014).
2.3. В качестве классификатора, предусмотренного п. 2 ст. 7 ЗК РФ, не может применяться ОКУН
Общероссийский классификатор услуг населению не является классификатором, предусмотренным пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ, а потому не применим к спорным земельным правоотношениям.
2.4. Возможность самостоятельного выбора разрешенного использования земельных участков зависит от видов использования, предусмотренных зонированием территорий
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 февраля 2010 г. N ВАС-16623/09
Нормы данной статьи [ст. 7 ЗК РФ] свидетельствуют о том, что возможность самостоятельного выбора разрешенного использования земельных участков поставлена законодателем в зависимость от видов использования, предусмотренных зонированием территорий.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 6 августа 2013 г. N 56-КГ13-5
Согласно ст. 7 ЗК РФ возможность самостоятельного выбора разрешенного использования земельных участков поставлена законодателем в зависимость от видов использования, предусмотренных зонированием территорий.
Согласно ст. 7 ЗК Российской Федерации возможность самостоятельного выбора разрешенного использования земельных участков поставлена законодателем в зависимость от видов использования, предусмотренных зонированием территорий.
Согласно ст. 7 ЗК Российской Федерации возможность самостоятельного выбора разрешенного использования земельных участков поставлена законодателем в зависимость от видов использования, предусмотренных зонированием территорий.
Согласно ст. 7 ЗК Российской Федерации возможность самостоятельного выбора разрешенного использования земельных участков поставлена законодателем в зависимость от видов использования, предусмотренных зонированием территорий.
Согласно ст. 7 ЗК Российской Федерации возможность самостоятельного выбора разрешенного использования земельных участков поставлена законодателем в зависимость от видов использования, предусмотренных зонированием территорий.
Апелляционное определение Тамбовского областного суда от 16 июня 2014 г. по делу N 33-2151/2014
Согласно ст. 7 ЗК Российской Федерации возможность самостоятельного выбора разрешенного использования земельных участков поставлена законодателем в зависимость от видов использования, предусмотренных зонированием территорий.
Возможность самостоятельного выбора разрешенного использования земельных участков поставлена законодателем в зависимость от видов использования, предусмотренных зонированием территорий.
2.5. Возможность изменения вида разрешенного использования земельных участков в судебном порядке законодательством не предусмотрена
Решение вопроса об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на территории микрорайона малоэтажной коттеджной застройки, на другой вид такого использования входит в компетенцию органов местного самоуправления, и изменение в судебном порядке вида разрешенного использования земельных участков действующим законодательством не предусмотрено.
2.6. Законодатель разделяет понятия "использование земель по целевому назначению" и "разрешенное использование земель" в зависимости от органа, их устанавливающего
Правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории. Этой нормой также определено, что любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Следовательно, законодатель разделяет понятия "использование земель по целевому назначению", регламентация которого отнесена к компетенции федеральных органов государственной власти и "разрешенное использование земель", порядок установления которого находится в совместной компетенции органов государственной власти РФ и субъектов Российской Федерации.
2.7. Фактическое использование земельного участка должно соответствовать виду его разрешенного использования и сведениям, внесенным в кадастр
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 мая 2012 г. N 13016/11
Фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр.
Фактическое использование земельного участка должно отвечать разрешенному использованию и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр.
Фактическое использование земельного участка должно отвечать разрешенному использованию и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр.
В постановлении от 15.12.2011 N 12651/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации подчеркнул, что фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр.
Фактическое использование земельного участка должно отвечать разрешенному использованию и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр.
Фактическое использование земельного участка должно отвечать установленному виду его разрешенного использования и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр, что соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11.
Фактическое использование земельного участка должно отвечать установленному виду его разрешенного использования и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр, а договор аренды земельного участка соответствовать требованиям земельного и гражданского законодательства.
Правообладатель земельного участка не лишен возможности привести в соответствие вид разрешенного использования фактически осуществляемой им деятельности, если эта деятельность разрешена градостроительным регламентом, поскольку фактическое использование земельного участка должно отвечать установленному виду его разрешенного использования и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр.
Фактическое использование земельного участка должно отвечать разрешенному использованию и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр.
Фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и сходиться со сведениями, внесенными в государственный кадастр недвижимости.
2.8. Правообладатель земельного участка вправе обратиться с заявлением об установлении соответствия разрешенного использования спорного земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 и действует с 24.12.2014.
В силу пункта 13 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
2.9. Формулировка "завершение строительства аптечного комплекса" предполагает также и его последующую эксплуатацию и обслуживание, т.е. вид разрешенного использования земельного участка предопределен назначением здания, которое предполагается разместить на земельном участке
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации, приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", Правилам землепользования и застройки городского округа "Город Чита", принятым решением Думы городского округа "Город Чита" N 171 от 12.11.2009, при определении вида разрешенного использования не указывается отдельно вид "строительство объекта" или "эксплуатация объекта", а содержится общая формулировка "размещение объекта" определенного назначения, что свидетельствует о том, что вид разрешенного использования не заключается в строительстве объекта или его эксплуатации, а определяется в назначении того объекта, который должен быть размещен или уже размещен на земельном участке.
В последующем законодатель легитимировал указанную правовую конструкцию, указав в пункте 35 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", что в случае если земельный участок предназначен для строительства или реконструкции зданий, сооружений, использование такого земельного участка для эксплуатации указанных зданий, сооружений может осуществляться без внесения изменений в правоустанавливающие документы и (или) правоудостоверяющие документы на такой земельный участок.
Таким образом, формулировка "завершение строительства аптечного комплекса" предполагает также и его последующую эксплуатацию и обслуживание. Следовательно, вид разрешенного использования земельного участка предопределен в данном случае назначением здания, которое предполагается разместить на земельном участке.
2.10. Изменение вида разрешённого использования земельного участка, находящегося в собственности юридического лица, невозможно без волеизъявления собственника этого участка
Из системного толкования ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса и ст. 7 ЗК РФ следует, что изменение вида разрешённого использования земельного участка, находящегося в собственности юридического лица, невозможно без волеизъявления собственника такого земельного участка, при этом вид разрешённого использования изменяется в соответствии с градостроительным регламентом.
Из системного толкования части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ и статьи 7 Земельного кодекса РФ следует, что изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности юридического лица, невозможно без волеизъявления собственника такого земельного участка, при этом вид разрешенного использования изменяется в соответствии с градостроительным регламентом.
2.11. Законодательство не предусматривает изменение вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством, без перевода их в другую категорию
Действующее законодательство не предусматривает изменение вида разрешенного использования сельскохозяйственных угодий для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством, без перевода этих земель в другую категорию в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не предусматривают изменение вида разрешённого использования земель сельскохозяйственного назначения для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством, без перевода их из данной категории в другую категорию.
Апелляционное определение Верховного Суда Республики Алтай от 17 декабря 2014 г. по делу N 33-1064
Ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не предусматривают изменение вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством, без перевода их из данной категории в другую категорию.
Действующее законодательство не предусматривает изменение вида разрешенного использования сельскохозяйственных земель для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством, без перевода их из данной категории в другую.
Исследовав и оценив все представленные по делу доказательства, установив, что Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не предусматривают изменение вида разрешенного использования сельскохозяйственных угодий для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством, без перевода этих земель в другую категорию в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемые решения кадастрового органа соответствуют закону, вынесены с соблюдением требований п. 5 ч. 2 ст. 26 Закона о кадастре и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не предусматривают изменение вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством, без перевода их из данной категории в другую категорию.
Как правильно указал суд, в соответствии с Земельным кодексом РФ и Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не предусматривается изменение вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения для целей не связанных с сельскохозяйственным производством, без перевода их из данной категории в другую.
2.12. Вид разрешенного использования земельного участка отображается в сведениях государственного земельного кадастра, а не устанавливается им
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 октября 2010 г. N 5743/10
То обстоятельство, что в государственный земельный кадастр на период I квартала 2009 не были внесены изменения относительно вида разрешенного использования названного земельного участка, не свидетельствует о том, что фактически вид разрешенного использования в спорный период не был "для строительства жилого комплекса", а был иным.
Вид разрешенного использования земельного участка отображается в сведениях государственного земельного кадастра, а не устанавливается этим документом.
Для решения вопроса о правомерности примененной обществом ставки земельного налога суды обоснованно включили в предмет исследования и оценки обстоятельства фактического использования земельного участка в соответствии с их разрешенным использованием на момент постройки и введения в эксплуатацию общежития (1949 год). При этом судами правомерно отмечено, что вид разрешенного использования земельного участка отображается в сведениях государственного земельного кадастра, а не устанавливается этим документом.
Вид разрешенного использования земельного участка отображается в сведениях государственного земельного кадастра, а не устанавливается этим документом.
Вид разрешенного использования земельного участка отображается в сведениях государственного земельного кадастра, а не устанавливается этим документом.
В постановлении от 28.10.2010 N 5743/10, суды пришли к верному выводу, что фактически вид разрешенного использования земельных участков, принадлежащих ИП Ларионову В.В., в 2010 году определялся как использование земельных участков под "промышленные предприятия и коммунально-складские организации IV-V классов вредности", а не каким-либо иным, поскольку вид разрешенного использования земельного участка отображается в сведениях государственного земельного кадастра, но не устанавливается этим документом.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.10.2010 N 5743/10, вид разрешенного использования земельного участка отображается в сведениях государственного земельного кадастра, а не устанавливается этим документом.
2.13. Установление градостроительных регламентов, зонирование, установление видов разрешенного использования в отношении земель сельскохозяйственного назначения без перевода земель в другую категорию противоречит п. 2 ст. 7 ЗК РФ
Земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию - земли населенных пунктов.
Включение указанных земельных участков в границы населенного пункта с одновременным установлением либо изменением вида разрешенного использования может осуществляться в порядке частей 1 и 2 статьи 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и дачного строительства.
Таким образом, установление градостроительных регламентов, зонирование, установление видов разрешенного использования в отношении земель сельскохозяйственного назначения без перевода земель в другую категорию противоречит пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, положениям статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
2.14. Изменение вида разрешенного использования земельного участка не допускается, если это противоречит цели использования возведенного на нем в установленном порядке строения
Изменение вида разрешенного использования земельного участка не допускается, если это противоречит цели использования возведенного на нем в установленном порядке строения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Земельный кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Земельного кодекса РФ.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 мая 2023 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Земельный кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные Н. Абакумовой, Ю. Безверховой, М. Беликовой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, Ю. Гусаковой, Р. Давлетовым, Н. Даниловой, Е. Ефимовой, Н. Иночкиной, А. Исаковой, О. Коротиной, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, Е. Кустовой, О. Лаушкиной, А. Мигелем, А. Назаровой, М. Орловой, А. Пелишенко, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Е. Хохловой, А. Чернышевой, Т. Эльгиной.