Энциклопедия судебной практики
Права товарищества собственников жилья
(Ст. 137 ЖК)
1. Общие вопросы применения ст. 137 ЖК РФ
1.1. Ст. 137 ЖК РФ содержит закрытый перечень прав товарищества собственников жилья
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 31 января 2012 г. N 1246
Права и обязанности товарищества собственников жилья установлены в п.п. 1, 2 ст. 137 ЖК РФ, содержащих закрытый перечень прав, в рамках которых товарищество собственников жилья вправе осуществлять свою деятельность.
1.2. Нормы ст. 137 ЖК РФ не носят императивного характера
Положения статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации не носят императивного характера, так как ее положениями предусматривается право, а не обязанность товарищества собственников жилья.
1.3. При наличии договора с управляющей организацией функции ТСЖ по управлению общим имуществом становятся номинальными
В случае заключения товариществом собственников жилья договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией коммунальные услуги собственникам помещений предоставляются управляющей организацией (п.1. ст.161 ЖК РФ).
При этом функции ТСЖ по управлению общим имуществом являются номинальными, поскольку непосредственные полномочия по управлению общим имуществом многоквартирного жилого дома осуществляются управляющей компанией. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией товарищество осуществляет контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ.
К числу правомочий товарищества в соответствии с п.п. 1 ч. 1 ст. 137 ЖК РФ отнесено заключение договора управления многоквартирным домом и иных, обеспечивающих управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоров.
При этом функции ТСЖ по управлению общим имуществом являются номинальными, поскольку непосредственные полномочия по управлению общим имуществом многоквартирного жилого дома осуществляются управляющей компанией. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией товарищество осуществляет контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ.
1.4. Нормы ст. 137 ЖК РФ не предусматривают возможности реализации ТСЖ жильцам дома услуг по содержанию жилищного фонда
Из статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации, определяющей права товариществ, следует, что ни в правах, ни в обязанностях товарищества не предусмотрена возможность реализации товариществом жильцам услуг по содержанию жилищного фонда.
1.5. Ст. 137 ЖК РФ не указывает, на какой основе ТСЖ выполняет работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставляет им услуги - безвозмездно или возмездно
На основании ст. 137 Жилищного кодекса РФ ТСЖ имеет полное право выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и представлять им услуги. В данном положении не указано, на какой основе ТСЖ осуществляет данный вид деятельности - безвозмездно или возмездно.
Апелляционное определение Московского городского суда от 16 мая 2016 г. N 33-18241/16
На основании ст. 137 ЖК РФ ТСЖ имеет полное право выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и представлять им услуги. В данном положении не указано, на какой основе ТСЖ осуществляет данный вид деятельности - безвозмездно или возмездно.
1.6. Права, предусмотренные ст. 137 ЖК РФ, возникают с момента государственной регистрации ТСЖ
Товарищество собственников жилья является юридическим лицом, с момента его государственной регистрации имеет права и несет обязанности, установленные статьями 137-138 ЖК РФ, а также является равноправным участником правоотношений, регулируемых действующим законодательством Российской Федерации в пределах компетенции, связанной с уставной деятельностью товарищества собственников жилья.
Согласно пункту 5 статьи 135 ЖК РФ товарищество собственников жилья является юридическим лицом. Такое лицо с момента его государственной регистрации имеет права и несет обязанности, установленные статьями 137-138 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также является равноправным участником правоотношений, регулируемых действующим законодательством Российской Федерации в пределах компетенции, связанной с уставной деятельностью товарищества собственников жилья.
2. Права ТСЖ, предусмотренные п.п. 2 и 3 ч. 1 ст. 137 ЖК РФ
2.1. Перечень расходов, установленный в п. 2 ч. 1 ст. 137 ЖК РФ, не является исчерпывающим, и ТСЖ вправе устанавливать в смете иные виды расходов
Расходы на содержание работников управляющей компании отдельно не указаны в ст. 137 Жилищного кодекса Российской Федерации, однако перечень расходов, установленный в п. 2 ч.1 ст. 137 Жилищного кодекса Российской Федерации, не носит исчерпывающий характер.
Перечень расходов, установленный в п. 2 ч. 1 ст. 137 Жилищного кодекса Российской Федерации, не носит исчерпывающий характер.
2.2. Закон не запрещает общему собранию ТСЖ установить отчисления в резервный фонд в случае, если положение о резервном фонде не было принято
Определение Санкт-Петербургского городского суда от 28 февраля 2013 г. N 33-1862/2013
Учитывая, что действующее законодательство не содержит императивных положений, не позволяющих общему собранию ТСЖ установить отчисления в резервный фонд, в случае, если положение о резервном фонде не было принято, принимая во внимание то, что в смете доходов и расходов предусмотрены отчисления в резервный фонд, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для признания тарифов незаконными.
2.3. ТСЖ вправе устанавливать размеры платежей и взносов не только для членов ТСЖ, но и для остальных собственников помещений в многоквартирном доме
Установление размеров платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме относится к компетенции ТСЖ и не связывается с членством в ТСЖ (часть 1 пункта 3 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Оценивая доводы ответчика о незаконности взимания с него взносов за содержание общего имущества и охрану суд первой инстанции исследовал и дал оценку решениям общих собраний собственников и, руководствуясь ст.ст. 39, 137 Жилищного кодекса Российской Федерации, пришел к правильному выводу, что установление размеров платежей и взносов для каждого собственника помещения относится к компетенции ТСЖ и не связывается с членством в нем.
Разрешая спор в части необоснованного взыскания платы за услуги банка в размере 2%, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 39, ч.1 п.3 ст. 137, ч. 8 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходил из того, что установление размеров платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме относится к компетенции ТСЖ и не связывается с членством в ТСЖ, расходы на содержание общего имущества многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, являются обязательными платежами, поскольку данные расходы включены в смету в разделы "общедомовые и хоз.расходы" и "текущий ремонт общего имущества", утверждены в установленном законом порядке, решения общих собраний не оспорены и не отменены, представлены доказательства проведения работ, суд признал указанные доводы не подлежащими удовлетворению.
Установление размеров платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме относится к компетенции ТСЖ и не связывается с членством в ТСЖ (ч. 1 п. 3 ст. 137 ЖК РФ).
Установление размеров платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме относится к компетенции ТСЖ и не связывается с членством в ТСЖ (ч. 1 п. 3 ст. 137 ЖК РФ).
Установление размеров платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме относится к компетенции ТСЖ и не связывается с членством в ТСЖ (ч. 1 п. 3 ст. 137 Жилищного кодекса РФ).
Установление размеров платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме относится к компетенции ТСЖ и не связывается с членством в ТСЖ, что следует из пункта 3 части 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Установление размеров платежей и взносов для каждого собственника (нанимателя) помещения в многоквартирном доме относится к компетенции ТСЖ и не связывается с членством в ТСЖ.
Апелляционное определение Московского городского суда от 02 июня 2015 г. N 33-18062/15
Установление размеров платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме относится к компетенции ТСЖ и не связывается с членством в ТСЖ (ч. 1 п. 3 ст. 137 ЖК РФ).
Установление размеров платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме относится к компетенции ТСЖ и не связывается с членством в ТСЖ (ч. 1 п. 3 ст. 137 ЖК РФ).
2.4. ТСЖ вправе устанавливать различные тарифы на оплату услуг для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме
Определение Московского городского суда от 22 июня 2015 г. N 4г-4829/15
Выделение затрат на содержание и ремонт общего имущества для жилых и нежилых помещений, а также для подземных гаражей в отдельные финансово-хозяйственные планы (сметы) не противоречит действующему законодательству по вопросам содержания и эксплуатации жилого фонда в Российской Федерации. Все затраты делятся между собственниками жилых помещений и собственниками нежилых помещений, пропорционально принадлежащих им на праве собственности помещений и их долей в праве общей собственности на общее имущество.
2.5. ТСЖ не вправе дифференцировать размеры платежей и взносов в зависимости от социального статуса собственника жилого помещения
Кассационное определение Московского городского суда от 10 апреля 2012 N 33-8556/12
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 137 ЖК РФ на общем собрании членов ТСЖ должны устанавливаться размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество. Других оснований для дифференциации участия в содержании общего имущества ЖК РФ не предусматривает.
Жилищный кодекс не устанавливает различия в социальном статусе собственников жилых помещений, возлагая равные обязанности и наделяя равными правами собственников как одних, так и других.
ТСЖ в силу указанных норм права не вправе устанавливать оплату услуг охраны в зависимости от социального статуса собственника жилого помещения.
2.6. Услуги по регулируемым ценам (тарифам) оплачиваются ТСЖ по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц
Обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами-членами ТСЖ, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например услуг по энергоснабжению, ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Судами установлено и не оспаривается сторонами, что ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жителей многоквартирного дома, в связи с чем соответствующие обязательства ответчика перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами, соответственно, при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), в том числе по теплоснабжению, ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
2.7. ТСЖ не обязано принимать в текущем году новое решение о проведении капитальных работ, начатых, но не завершенных в прошедшем году
На состоявшемся собрании проведенным голосованием была утверждена смета капитального ремонта системы центрального отопления (вторая очередь).
Принятие собранием соответствующего решения не противоречит нормам приведенной выше ст. 137 ЖК РФ, поскольку названная норма предусматривает именно возможность ежегодного утверждения затрат на капитальный ремонт, что и было сделано на собрании.
Необходимость ежегодного принятия решений о проведении одного и того же вида капитальных работ ввиду незавершенности таких работ в текущем году в связи с отсутствием возможности их финансирования в целом нормы жилищного законодательства не предусматривают.
2.8. Управление многоквартирным домом предполагает как наличие диспетчерской службы, так и оплату юридических услуг для представления интересов ТСЖ в целях осуществления своей деятельности
В соответствии со ст. 137 Жилищного кодекса РФ товарищество собственников жилья вправе: заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом и иные обеспечивающие управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры; определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели; устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Приведенные положения действующего жилищного законодательства предусматривают право органов управления ТСЖ устанавливать для каждого собственника, в том числе не являющегося членом ТСЖ, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год, включающих в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом. Управление же предполагает как наличие диспетчерской службы, так и оплату юридических услуг для представления интересов ТСЖ в целях осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом.
2.9. ТСЖ вправе включать в смету расходов расходы по обслуживанию расчетного счета ТСЖ
Разрешая спор в части необоснованного взыскания платы за услуги банка в размере 2%, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 39, ч. 1 п. 3 ст. 137, ч. 8 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходил из того, что установление размеров платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме относится к компетенции ТСЖ и не связывается с членством в ТСЖ, расходы на содержание общего имущества многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, являются обязательными платежами, поскольку данные расходы включены в смету в разделы "общедомовые и хоз.расходы" и "текущий ремонт общего имущества", утверждены в установленном законом порядке, решения общих собраний не оспорены и не отменены, представлены доказательства проведения работ, суд признал указанные доводы не подлежащими удовлетворению.
Так, между ТСЖ и Сбербанком заключен договор, в соответствии с которым банк открывает счет, на котором учитываются платежи собственников за жилищно-коммунальные услуги, производятся перечисления и иные операции, оплата по договору составляет 2% от перечисленных сумм.
Таким образом, обоснованно в смету расходов ТСЖ включены, в том числе, расходы по обслуживанию расчетного счета.
2.10. Услуги консьержа относятся к услугам по обслуживанию, содержанию и сохранению имущества многоквартирного дома, в связи с чем ТСЖ вправе указать их в смете расходов
Обслуживание имущества многоквартирного дома является в силу закона одной из целей создания ТСЖ, услуги консьержа и другие услуги можно отнести к услугам по обслуживанию, содержанию и сохранению имущества многоквартирного дома.
Тем самым включение на обсуждение собственников помещений многоквартирного дома вопроса о введении услуг консьержа и его оплате полностью отвечает положениям названной выше статьи закона, поскольку данные услуги служат для достижения целей создания ТСЖ.
Апелляционное определение Московского городского суда от 16 мая 2016 г. N 33-18241/16
Обслуживание имущества многоквартирного дома является в силу закона одной из целей создания ТСЖ, услуги консьержа и другие услуги можно отнести к услугам по обслуживанию, содержанию и сохранению имущества многоквартирного дома.
Тем самым, включение на обсуждение собственников помещений многоквартирного дома вопроса о введении услуг консьержа и его оплате полностью отвечает положениям названной выше статьи закона, поскольку данные услуги служат для достижения целей создания ТСЖ.
Расходы на содержание консьержа, отдельно не указаны в ст. 137 Жилищного кодекса Российской Федерации, однако перечень расходов, установленный в п. 2 ч. 1 ст. 137 Жилищного кодекса Российской Федерации, не носит исчерпывающий характер.
Таким образом, ТСЖ вправе устанавливать в смете такие виды расходов как на бухгалтерские и банковские услуги, а также услуги консьержа.
Имеются судебные решения, противоречащие приведенному выше подходу
2.11. Договор на оплату услуг консьержа и видеонаблюдения не относится к договорам о содержании и ремонте общего имущества, в связи с чем расходы на указанные услуги считаются понесенными в интересах членов ТСЖ
Как указал Конституционный Суд в Постановлении от 3 апреля 1998 года N 10-П товарищество не вправе нарушать права отказавшихся от членства в ТСЖ собственников помещений, устанавливая преимущества и льготы по владению и пользованию общим имуществом только для членов ТСЖ либо налагая на собственников помещений, не являющихся членами ТСЖ дополнительные обязанности, выходящие за рамки возмещения необходимых затрат по управлению домом и его эксплуатации.
Поскольку договор на оплату услуг консьержа и видеонаблюдения не относится к договорам о содержании и ремонте общего имущества, то расходы на указанные услуги понесены в интересах членов ТСЖ, принявших такое решение.
3. Право ТСЖ предоставлять лицам в пользование часть общего имущества в многоквартирном доме
3.1. Только ТСЖ, избранное собственниками жилых помещений на легитимной основе, вправе предоставлять общее имущество многоквартирного дома в пользование третьим лицам
Реализация товариществом собственников жилья права на предоставление в пользование общего совместного имущества и, как следствие, вытекающего из него права на получение платы с третьих лиц за такое пользование возможно только в том случае, если применительно к спорному периоду товарищество на легитимной основе было избрано собственниками помещений многоквартирного дома в качестве способа управления и которое приобрело статус исполнителя коммунальных услуг.
3.2. Ст. 137 ЖК РФ не обязывает ТСЖ получать письменное согласие собственников помещений или членов ТСЖ при принятии решения о предоставлении в пользование части общего имущества многоквартирного дома
Апелляционное определение Московского городского суда от 16 апреля 2013 г. N 11-9167/13
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части признания недействительным решения общего собрания членов ТСЖ по вопросу предоставления в пользование ответчикам части коридора, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что положениями жилищного законодательства, в том числе ст. 137 ЖК РФ, другими нормами права не предусмотрено получение письменного согласия других собственников или членов ТСЖ для принятия решения о предоставлении в пользование части общего имущества многоквартирного дома.
3.3. ТСЖ не вправе передавать в собственность одному из собственников помещений в многоквартирном доме часть общего имущества такого дома
Определение Санкт-Петербургского городского суда от 3 октября 2012 г. N 33-12663
Закон (ст. ст. 135, 137 ЖК РФ) не наделяет товарищество собственников жилья правом решения вопроса о передаче в собственность одному из собственников помещений в многоквартирном доме части общего имущества такого дома.
4. Представление интересов членов ТСЖ в суде
4.1. ТСЖ вправе от имени собственников помещений в многоквартирном доме, являющихся членами ТСЖ, обращаться в суд за защитой права общей долевой собственности
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 17 февраля 2015 г. N 302-ЭС14-1496
Объединения собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе жилищно-строительные кооперативы и товарищества собственников жилья, вправе самостоятельно обращаться в суд с требованиями к лицам, самовольно переустроившим и (или) перепланировавшим жилое помещение, в порядке, предусмотренном соответственно статьями 304 и 305 Гражданского кодекса, и такие требования подлежат рассмотрению судами.
Применительно к вопросу о полномочиях товариществ собственников жилья сформулирована следующая правовая позиция Президиума Верховного Суда Российской Федерации: объединения собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе жилищно-строительные кооперативы и товарищества собственников жилья вправе самостоятельно обращаться в суд с требованиями к лицам, самовольно переустроившим и (или) перепланировавшим жилое помещение, в порядке, предусмотренном соответственно статьями 304 и 305 ГК РФ, и такие требования подлежат рассмотрению судами.
Собственники помещений в многоквартирном доме, владельцы помещений, не являющиеся собственниками, а также объединения собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе и товарищества собственников жилья, вправе самостоятельно обращаться в суд с требованиями к лицам, самовольно переустроившим и (или) перепланировавшим жилое помещение, в порядке, предусмотренном соответственно ст. ст. 304, 305 ГК РФ, и такие требования подлежат рассмотрению судами.
ТСЖ правомочно действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме, являющихся членами данного товарищества, в том числе путем обращения в суд за защитой их права общей долевой собственности.
4.2. ТСЖ не вправе заявлять исковые требования об обязании собственника привести помещение квартиры в соответствие с технической документацией на него
Определение Московского городского суда от 27 июня 2016 г. N 4г-7003/16
Оценив исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, а также руководствуясь положениями ст. ст. 15, 209, 1064 ГК РФ, Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ст. 137 ЖК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных ТСЖ исковых требований об обязании привести помещение квартиры в соответствие с технической документацией на него, поскольку право обращаться в суд с заявлениями об обеспечении доступа в помещения, расположенные в многоквартирных домах и жилых домах, о соблюдении требований по использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к проведению переустройства и (или) перепланировки помещений, о приведении самовольно переустроенного и (или) перепланированного помещения в прежнее состояние предоставлено в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 26.07.2011 N 336-ПП Государственной жилищной инспекции г. Москвы, являющейся функциональным органом исполнительной власти города Москвы.
Право на предъявление подобных требований товариществу собственников жилья действующим законодательством, в том числе ст. 137 ЖК РФ, не предусмотрено.
5. Иные права ТСЖ
5.1. ТСЖ, не осуществляющее управление многоквартирным жилым домом на основании договора управления, не может выступать субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ
Решение Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 20 сентября 2013 г. по делу N 12-606
ТСЖ является юридическим лицом, выступающим в качестве механизма обеспечения общих интересов собственников помещений. Управляющей организацией является постороннее лицо, не имеющее подобной связи с собственниками помещений многоквартирного дома, переданного на управление, и действующее на основании заключенного договора.
Представленные в административном деле доказательства не доказывают вину председателя правления ТСЖ в совершении административного правонарушения, поскольку в деле нет доказательств того, что ТСЖ осуществляет управление многоквартирным жилым домом на основании договора управления.
Районный суд пришел к правильному выводу, что в действиях председателя ТСЖ отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5.2. Права, предусмотренные п. 1, п. 3, п. 4 ч. 2 ст. 137 ЖК РФ, ТСЖ вправе осуществлять только с согласия всех собственников жилых помещений в многоквартирном доме
Довод администрации о том, что в силу статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество вправе предоставлять в пользование часть общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, отклоняется. Сведений о том, что часть общего имущества многоквартирного дома предоставлена с согласия собственников помещений в многоквартирном доме В.И.А., в материалах дела не имеется.
Права товарищества, предусмотренные п.1 ч.2 ст.137 ЖК РФ, могут быть реализованы только с согласия как членов товарищества, так и иных собственников помещений в многоквартирном доме. Иное свидетельствовало бы о нарушении прав и законных интересов собственников помещений, что является недопустимым.
5.3. Осуществление ТСЖ прав, указанных в пп. 1, 2, 4 ч. 2 ст. 137 ЖК РФ, возможно лишь в случае принятия соответствующего решения общим собранием собственников помещений
Осуществление ТСЖ прав, закрепленных в подп. 1, 2, 4 ст. 137 ЖК РФ, может иметь место лишь в случае принятия соответствующего решения общим собранием собственников помещений (ст. ст. 44, 46 ЖК РФ).
Судом установлено, что общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по вопросу установления порядка использования земельного участка, на котором расположен указанный дом, не проводилось, соответственно и решения общего собрания по этому вопросу не принималось, что в жалобе не оспаривается.
На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме товарищество собственников жилья вправе установить порядок пользования земельным участком, в том числе и для парковки, обеспечив соблюдение прав и законных интересов собственников помещений.
Товарищество собственников жилья на основе решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме вправе установить порядок пользования земельным участком (в том числе и для парковки); при этом должно быть обеспечено соблюдение прав и законных интересов собственников помещений при определении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью (ч. 6 ст. 138 ЖК РФ).
Принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (п. 2 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ). Данные решения являются обязательными для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех, которые не участвовали в голосовании (ч. 5 ст. 46 ЖК РФ).
Таким образом, ТСЖ вправе установить порядок пользования земельным участком (в том числе и для парковки) на основе решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
5.4. ТСЖ не вправе строить квартиры будущим домовладельцам, т.к. такие квартиры не являются общим имуществом жилого дома
Суд апелляционной инстанции сделал правомерный вывод о ничтожности сделки, поскольку ТСЖ не имело права осуществлять функции заказчика-застройщика.
Доводы ТСЖ основаны на неправильном толковании норм Жилищного кодекса Российской Федерации, так как статья 137 Кодекса дает право ТСЖ надстраивать, перестраивать часть общего имущества в многоквартирном доме, но не строить квартиры каждому будущему домовладельцу (собственнику квартиры), поскольку построенные квартиры общим имуществом ТСЖ не являются.
5.5. Заключая договор с энергоснабжающей организаций, ТСЖ выступает в качестве абонента
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 сентября 2007 г. N 11114/07
Утверждение заявителя о том, что статья 137 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусматривает право товарищества собственников жилья заключать с энергоснабжающей организацией договоры в качестве абонента противоречит содержанию указанной нормы.
Согласно статье 137 Жилищного кодекса Российской Федерации, товариществу собственников жилья предоставлено право на заключение договора управления многоквартирными домами, а также договоров о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, договора на оказание коммунальных услуг и прочих договоров в интересах членов товарищества.
Следовательно, соответствующий договор заключается товариществом от своего имени, и именно оно выступает абонентом.
5.6. ТСЖ не вправе выступать застройщиками многоквартирных жилых домов и заключать договоры долевого участия в строительстве
Из статьи 137 ЖК РФ следует, что товариществам собственников жилья не предоставлено право выступать застройщиками многоквартирных жилых домов и заключать договоры долевого участия в строительстве, право на строительство многоквартирных домов статьей 110 ЖК РФ предоставлено жилищно-строительным кооперативам.
5.7. Техническим службам ТСЖ должно быть обеспечено право беспрепятственного доступа к общедомовым инженерным коммуникациям с целью их обслуживания, контроля, текущего и аварийного ремонта
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июля 2012 г. N ВАС-5427/12
Руководствуясь положениями статей 210, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, 30, 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, суды указали на принадлежность общих коммуникаций и систем всем собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности, что предполагает их право и обязанность на регулярное обслуживание и периодический ремонт таких коммуникаций. Исходя из названных положений законодательства, а также пункта 1 статьи 135, статьи 137, пункта 8 статьи 138, части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации с учетом того, что многоквартирный дом передан в управление товариществу и факт обслуживания истцом общего имущества (в том числе инженерных коммуникаций) никем не оспаривается, суды указали на необходимость обеспечения беспрепятственного доступа технических служб товарищества к общедомовым инженерным коммуникациям, расположенным в спорных помещениях с целью их обслуживания, контроля, текущего и аварийного ремонта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Жилищный кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Жилищного кодекса РФ.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 сентября 2023 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Жилищный кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные А. Горбуновым, Н. Даниловой, М. Зацепиной, Е. Ефимовой, О. Коротиной, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, Е. Кустовой, Н. Королевой, О. Лаушкиной, А. Мигелем, А. Назаровой, А. Пелишенко, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Е. Хохловой, А. Чернышевой, Т. Эльгиной, Д. Демченко.