Энциклопедия судебной практики
Создание условий для управления многоквартирными домами
(Ст. 165 ЖК)
1. Общие вопросы применения ст. 165 ЖК РФ
1.1. Органы местного самоуправления вправе осуществлять контроль за выполнением требований закона по выбору способа управления многоквартирным домом
Из содержания указанных норм закона о полномочиях органов местного самоуправления в области жилищных отношений [ст. ст. 161, 165 ЖК РФ] усматривается право органов местного самоуправления на осуществление контроля за выполнением требований закона по выбору способа управления многоквартирным домом.
1.2. Фактическое исполнение обязанностей управляющей компании не обязывает орган местного самоуправления проводить проверку ее деятельности на основании ст. 165 ЖК РФ
Из анализа [ст. ст. 162, 165 ЖК РФ] в совокупности с требованиями пункта 1.1 статьи 165 Жилищного кодекса РФ следует, что на орган местного самоуправления возложена обязанность по проведению внеплановой проверки выполнения управляющей организацией обязательств, предусмотренных договором управления многоквартирным домом. Поскольку между собственниками жилых помещении в многоквартирном доме и ООО такой договор не заключался, то у администрации города не имеется оснований для проведения внеплановой проверки деятельности вышеуказанной управляющей организации.
Жилищным кодексом РФ предусмотрено заключение договора управления многоквартирным домом только в письменной форме. То обстоятельство, что ООО фактически исполняло обязанности управляющей компании многоквартирного дома, не может свидетельствовать о наличии между собственниками и управляющей компанией договорных отношений, не налагает на администрацию города обязанность по проведению проверки деятельности управляющей компании на основании статьи 165 Жилищного кодекса РФ.
1.3. Орган местного самоуправления не обязан проводить капитальный ремонт без участия других сособственников
В [ст. 165 ЖК РФ] отсутствуют основания для возложения обязанности по проведению [капитального] ремонта на орган местного самоуправления без участия других сособственников.
1.4. Обязанность управляющей организации по предоставлению информации не идентична ее обязанности по обеспечению свободного доступа к информации
Обязанность управляющей организации, предусмотренная ч. 2 ст. 165 ЖК РФ, предоставлять гражданам по их запросам информацию не идентична обязанности управляющей организации, предусмотренной ч. 10 ст. 161 ЖК РФ, на обеспечение свободного доступа к информации, как о том ошибочно полагает ответчик.
1.5. Органы муниципального жилищного контроля по результатам проведения внеплановой проверки деятельности управляющей организации вправе лишь созвать собрание собственников помещений, но не выдавать предписания об устранении выявленных нарушений
По результатам муниципального жилищного контроля органы муниципального жилищного контроля наделены правом на выдачу предписания об устранении выявленных нарушений в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в то время как по результатам проведения внеплановой проверки деятельности управляющей организации по правилам части 1.1 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации уполномочены лишь созвать собрание собственников помещений.
Из содержания части 1.1 статьи 165 ЖК РФ следует, что орган местного самоуправления на основании обращения собственников помещений в многоквартирном доме, председателя совета многоквартирного дома, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ, в пятидневный срок проводит внеплановую проверку деятельности управляющей организации. В случае, если по результатам указанной проверки выявлено невыполнение управляющей организацией условий договора управления многоквартирным домом, орган местного самоуправления не позднее чем через пятнадцать дней со дня соответствующего обращения созывает собрание собственников помещений в данном доме для решения вопросов о расторжении договора с такой управляющей организацией и о выборе новой управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
Таким образом, в данном случае Департамент МЖК Мэрии действующим законодательством уполномочен был лишь созвать собрание собственников помещений по результатам проведенной проверки, а не выдавать предписание.
1.6. Органы местного самоуправления не вправе без соблюдения требований жилищного и антимонопольного законодательства назначать того или иного хозяйствующего субъекта в качестве управляющей организации
Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит норм, позволяющих органам местного самоуправления самостоятельно и без соблюдения требований жилищного и антимонопольного законодательства принимать решение о назначении того или иного хозяйствующего субъекта в качестве управляющей компании.
1.7. Административную ответственность за ненадлежащее исполнение обязанности по созданию условий для управления многоквартирным домом вправе вводить только федеральный законодатель
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 октября 2013 г. N 55-АПГ13-5
Поскольку обязанность по созданию условий для управления многоквартирными домами возложена на органы местного самоуправления федеральным законодательством, то и административная ответственность за нарушение (ненадлежащее исполнение) указанной обязанности может вводиться федеральным законодателем.
Из изложенного следует, что Верховный Совет Республики осуществил оспариваемое регулирование по вопросам, составляющим предмет полномочий Российской Федерации, при наличии по этим вопросам федерального регулирования.
Таким образом, вывод в решении суда о превышении субъектом Российской Федерации полномочий в нормотворческой сфере является правильным, а решение суда о признании рассматриваемого регулирования недействующим - законным и обоснованным.
2. Предоставление органами местного самоуправления бюджетных средств на капитальный ремонт многоквартирного дома
2.1. Финансовая помощь по ст. 165 ЖК РФ может предоставляться как в виде безвозмездной передачи бюджетных средств, так и в виде бюджетных кредитов
Из положений вышеназванной нормы права [статьи 165 ЖК РФ] усматривается, что эта финансовая помощь может быть в виде безвозмездной передачи бюджетных средств (субсидий), так и в виде предоставления бюджетных кредитов.
2.2. Право органов местного самоуправления предоставлять бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов реализуется отдельно от обязанности финансировать свою часть расходов на их капитальный ремонт
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 апреля 2013 г. N ВАС-3146/13
Право органов местного самоуправления предоставлять бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов реализуется отдельно от обязанности финансировать свою часть расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов.
Право органов местного самоуправления предоставлять бюджетные средства на жилищно-коммунальные услуги многоквартирного дома реализуется отдельно от обязанности финансировать свою часть расходов на жилищно-коммунальные услуги многоквартирного дома.
2.3. Предоставление средств из бюджета на капитальный ремонт многоквартирных домов по ст. 165 ЖК РФ является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления
Определение Верховного Суда РФ от 11 января 2016 г. N 303-ЭС15-16914
В силу статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункта 2 части 1 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации вправе дополнительно субсидировать управляющие организации на цели капитального ремонта.
Указанные нормы права четко разделяют обязанность муниципального образования по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, в том числе внесению платы за выполненные работы по капитальному ремонту без участия в каких-либо грантах, целевых программах капитального ремонта, и право муниципального образования субсидировать конкретные целевые программы по капитальному ремонту.
В соответствии со ст. 165 ЖК РФ предоставление бюджетных средств на капитальный ремонт многоквартирных домов управляющим организациям является правом органов местного самоуправления, а не обязанностью.
Статья 165 Жилищного кодекса Российской Федерации наделяет органы местного самоуправления правом предоставления управляющим многоквартирными домами организациям, товариществам собственников жилья, жилищным и жилищно-строительным кооперативам бюджетных средств на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
2.4. Наличие в муниципальной собственности части жилых помещений не является условием для предоставления субвенций в порядке ст. 165 ЖК РФ
В соответствии со статьей 165 ЖК РФ органы местного самоуправления в порядке создания условий для управления многоквартирными домами вправе предоставлять жилищно-эксплуатационным организациям субвенции на ремонт. Наличие в муниципальной собственности части жилых помещений не является условием для предоставления данных субвенций.
2.5. Участие средств бюджета субъекта РФ в финансировании капитального ремонта многоквартирного дома носит опосредованный характер и на полномочия местного самоуправления не влияет
Статья 165 Жилищного кодекса Российской Федерации наделяет органы местного самоуправления правом предоставления управляющим многоквартирными домами организациям, товариществам собственников жилья, жилищным и жилищно-строительным кооперативам бюджетных средств на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
Участие средств бюджета субъекта Российской Федерации в финансировании капитального ремонта многоквартирных домов возможно лишь посредством предоставления субсидий органам местного самоуправления в соответствии с целевыми программами, то есть носит опосредованный характер и на полномочия местного самоуправления не влияет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Жилищный кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Жилищного кодекса РФ.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 января 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Жилищный кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные А. Горбуновым, Н. Даниловой, М. Зацепиной, Е. Ефимовой, О. Коротиной, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, Е. Кустовой, Н. Королевой, О. Лаушкиной, А. Мигелем, А. Назаровой, А. Пелишенко, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Е. Хохловой, А. Чернышевой, Т. Эльгиной, Д. Демченко.