Энциклопедия судебной практики
Порядок представления документов при государственной регистрации
(Ст. 9 Закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей")
1. Уполномоченные лица при государственной регистрации
1.1. Статья 9 Закона N 129-ФЗ содержит исчерпывающий перечень лиц, которые могут являться заявителями при государственной регистрации юридического лица
Указанной нормой [ст. 9 ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ] определен исчерпывающий перечень лиц, которые могут являться заявителями при государственной регистрации юридического лица.
1.2. Орган юридического лица не может быть заявителем при создании организации
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 27 сентября 2005 г. N КАС05-451
Судом дано правильное толкование нормам Федерального закона и пункту 2 статьи 51 Гражданского кодекса РФ, согласно которому юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц, а следовательно, до производства государственной регистрации юридического лица (т.е. до внесения в государственный реестр сведений о создании юридического лица) избранные (назначенные) учредителями создаваемого юридического лица исполнительные органы (органы управления) не наделены полномочиями выступать заявителями при регистрации такого юридического лица при его создании.
При таких обстоятельствах необоснованным является довод в кассационной жалобе о неправильном применении Верховным Судом Российской Федерации норм материального права (в частности, статей 9 и 13 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
По изложенным мотивам несостоятельно и утверждение в кассационной жалобе о том, что избираемые (назначаемые) в соответствии со ст. 11 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и ст. 9 ФЗ "Об акционерных обществах" исполнительные органы обществ (их руководители) с юридической точки зрения уполномочены выступать заявителями при регистрации юридического лица при его создании.
Решение Верховного Суда РФ от 9 августа 2005 г. N ГКПИ05-824
Согласно статье 1 Закона государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях.
Таким образом, из приведенных норм Закона следует, что независимо от вида государственной регистрации (создание, реорганизация, ликвидация) юридическое лицо всегда является регистрируемым, и использование в Законе указанной формулировки само по себе не означает, что руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица может являться заявителем при его создании.
Пунктом 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
До совершения такой записи юридическое лицо не может считаться существующим, и, следовательно, органы управления вновь создаваемого юридического лица не могут выступать от его имени, в том числе подписывать заявление о государственной регистрации юридического лица.
Такой вывод суда подтверждается содержанием абзаца 6 пункта 1 статьи 9 Закона, в котором законодателем специально закреплено, что учредитель (учредители) юридического лица является заявителем при его создании.
Из всего изложенного следует, что руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица может являться заявителем во всех случаях государственной регистрации юридического лица, за исключением государственной регистрации юридического лица при его создании.
1.3. От имени действующего юридического лица при государственной регистрации изменений заявителем вправе выступать директор, а не участник
Решением единственного участника общества полномочия единоличного исполнительного органа данного общества были прекращены, избран новый генеральный директор. С заявлением о внесении изменений в сведения о юридическом лице обратился участник общества.
Исходя из ч. 2 ст. 1, абз. 5 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при государственной регистрации изменений, вносимых в сведения об исполнительном органе юридического лица, заявителем может являться руководитель регистрируемого юридического лица.
Таким образом, решение регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации изменений ввиду подачи заявления участником общества является правомерным.
1.4. Полномочия "иного лица" в качестве заявителя должны быть предусмотрены непосредственно в ФЗ либо акте специально уполномоченного публичного органа, а не оформляться доверенностью
Определение Конституционного Суда РФ от 11 июля 2006 г. N 315-О
Рассматривавшие дело ООО арбитражные суды, включая Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, также исходили из того, что при государственной регистрации юридического лица заявителем не может являться лицо, действующее на основании доверенности, поскольку нормативное положение "иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом" подразумевает прямое закрепление непосредственно в федеральном законе полномочия на подписание и представление документов при государственной регистрации, а не возможность оформления такого полномочия в соответствии со статьей 185 ГК РФ.
1.5. Закон предусматривает одинаковый перечень лиц, которые могут являться заявителями и при создании юридического лица, и в связи с внесением изменений в устав
Федеральный закон N 129-ФЗ не содержит какого-либо изъятия из установленного статьей 9 названного Закона перечня лиц, которые могут являться заявителями при регистрации в зависимости от того, осуществляется ли регистрация при создании юридического лица либо в связи с внесением изменений в учредительные документы.
1.6. Бывший руководитель юридического лица не может являться заявителем при подаче заявления в регистрирующий орган, правом подписи заявления обладает вновь избранный руководитель
Исходя из положений пункта 1.3 статьи 9 Закона N 129-ФЗ при подаче заявления по форме N Р14001 заявителем не может быть бывший руководитель юридического лица. Правом подписи указанного заявления обладает вновь избранный руководитель либо лицо, действующее на основании доверенности.
1.7. Руководитель исполнительного органа общества не имеет полномочий на подачу заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, касающихся перехода долей в уставном капитале
По смыслу пункта 1.4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ и пункта 18 названного информационного письма у директора ООО отсутствовали полномочия на подачу заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, касающихся перехода долей в уставном капитале. Вместе с тем, как правомерно указали суды, оспариваемое решение Инспекции не повлекло нарушения законных прав и интересов заявителей жалобы как участников общества, поскольку не привело к изменению содержащихся в реестре сведений о принадлежащих им долях в уставном капитале.
1.8. Уполномоченным органом на утверждение форм заявлений, уведомлений, сообщений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также на установление требований к оформлению иных документов, представляемых в регистрирующий орган, является ФНС России
Решение Верховного Суда РФ от 14 января 2015 г. N АКПИ14-1297
Из содержания пункта 1.1 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" следует, что ФНС России уполномочено как на утверждение форм заявлений, уведомлений, сообщений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, так и на установление требований к оформлению иных документов, представляемых в регистрирующий орган.
Из пункта 1.1 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ следует, что ФНС России уполномочена как на утверждение форм заявлений, уведомлений, сообщений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, так и на установление требований к оформлению иных документов, представляемых в регистрирующий орган.
1.9. В случае подачи руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица документов в электронном виде для регистрации. сертификат ключа проверки электронной подписи должен содержать сведения, что заявитель обладает полномочиями выступать от имени этого юридического лица
По смыслу вышеназванных норм [пункты 1, 1.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ, ФЗ от 06.04.2011 N 63-ФЗ] если заявителем при государственной регистрации юридического лица выступает физическое лицо - руководитель постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, то из сертификата ключа проверки электронной подписи должно следовать, что данное физическое лицо обладает полномочиями выступать от имени этого юридического лица. В случае выдачи сертификата ключа проверки электронной подписи юридическому лицу в качестве владельца сертификата ключа проверки электронной подписи наряду с указанием наименования юридического лица указывается физическое лицо, действующее от имени юридического лица на основании учредительных документов юридического лиц.
2. Документы при государственной регистрации
2.1. Юридическое лицо не обязано предоставлять дополнительные документы для подтверждения адреса своего места нахождения
Судам следует учитывать, что по смыслу пункта 4 статьи 9 Закона регистрирующий орган не вправе возлагать на лицо, обратившееся с соответствующим заявлением о государственной регистрации, бремя подтверждения достоверности представленных сведений об адресе юридического лица, в том числе путем представления дополнительных документов, помимо предусмотренных Законом.
2.2. Специальные ФЗ могут устанавливать обязанность представления дополнительных документов для государственной регистрации, помимо предусмотренных ФЗ N 129-ФЗ
Закон об акционерных обществах предусматривает представление в регистрирующий орган дополнительных документов, не указанных в Законе о регистрации. Для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы акционерного общества, связанных с уменьшением размера уставного капитала, в регистрирующий орган должны быть представлены доказательства уведомления кредиторов.
2.3. Регистрирующий орган самостоятельно определяет достаточность документов для государственной регистрации
Регистрирующий орган самостоятельно решает, являются ли представленные документы достаточными для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
2.4. Регистрирующий орган не обязан проверять законность решений органов юридического лица, подлинность подписей на документах для регистрации и вынесенных судебных решений
Федеральный закон N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не предусматривает обязанность регистрирующего органа по проведению юридической экспертизы представленных на регистрацию документов, по проверке законности решений органов юридического лица, по проверке подлинности подписей на представляемых для государственной регистрации документах и вынесенных судебных решений.
2.5. При регистрации нового обладателя доли в уставном капитале ООО налоговая инспекция не вправе требовать документ, подтверждающий оплату доли
Кассационная инстанция считает, что отношения по оплате освободившейся доли в уставном капитале общества определяют отношения между участниками общества и участников общества с самим обществом.
С учетом изложенного суд пришел к обоснованному выводу о том, что требование налоговой инспекции о предоставлении для регистрации документа, подтверждающего оплату доли, переданной обществом единственному участнику, не основано на законе.
2.6. При государственной регистрации сведений о юридическом лице регистрирующий орган не вправе требовать от заявителя документ, подтверждающий основание перехода доли в уставном капитале
В силу изложенного указание подателя жалобы на необходимость представления заявителем в регистрирующий орган при подаче заявления о внесении в ЕГРЮЛ спорных изменений документа, подтверждающего основание перехода доли, противоречит правовым нормам, поскольку такая обязанность нормами действующего законодательства не установлена, правом требовать предоставление заявителями иных не предусмотренных законом документов инспекция не наделена.
Правовых норм, устанавливающих положения об обязательном наличии у регистрирующего органа на момент принятия решения о регистрации сведений об основании перехода доли, в том числе в форме представленного от имени нотариуса заявления о внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ, подписанного участником общества, отчуждающим долю или часть доли, действующее законодательство не содержит.
2.7. Двусторонняя печать документов является формальным нарушением, не препятствующим совершению регистрационных действий
Допущенные отступления от требований к оформлению документов в части представления устава, выполненного двусторонней печатью, и заявления, распечатанного с использованием различного программного обеспечения, не свидетельствуют о наличии обстоятельств, позволяющих сделать вывод о непредставлении заявления по форме N Р11001 и устава ООО.
Названные нарушения являются формальными, не препятствовали регистрирующему органу совершить регистрационные действия и не относятся к случаям, указанным в статье 23 Федерального закона N 129-ФЗ. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
2.8. Нормы, регламентирующие выдачу расписки в получении документов, являются процессуальными, и их несоблюдение не создает каких-либо материально-правовых последствий для заявителя, затрагивающих его права и законные интересы в сфере экономической деятельности
Согласно пункту 3 статьи 9 Закона заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом. Расписка должна быть выдана регистрирующим органом в день получения документов. При поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.
Названные положения Закона по своей правовой сути являются процессуальными нормами, регулирующими порядок регистрации и устанавливающими соответствующие процессуальные (процедурные) обязанности регистрирующего органа. Невыдача регистрирующим органом расписки в получении документов от заявителя не создает каких-либо материально-правовых последствий для заявителя, так или иначе затрагивающих его права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
3. Достоверность представляемых сведений
3.1. Регистрирующий орган не обязан проводить юридическую экспертизу представленных документов и исследовать юридические факты, предшествующие подаче заявления
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о государственной регистрации на регистрирующие органы не возлагается обязанность проведения юридической экспертизы представленных документов и исследования юридических фактов, предшествующих подаче заявления.
На регистрирующие органы не возлагается обязанность проведения юридической экспертизы представленных документов, а также исследование юридических фактов, предшествующих подаче заявления о государственной регистрации.
3.2. Отсутствие у регистрирующего органа обязанности проводить проверку достоверности подаваемых сведений не означает, что представленные документы не должны отвечать требованиям законности и достоверности содержащейся в них информации
Отсутствие у регистрирующего органа обязанности проводить правовую экспертизу подаваемых для регистрации документов не влияет на обязательное соответствие их требованиям законности и достоверности.
Суд первой инстанции не принял во внимание, что отсутствие у регистрирующего органа обязанности проводить правовую экспертизу подаваемых для регистрации документов не может означать, что документы, представленные на государственную регистрацию, не должны отвечать требованиям законности и достоверности содержащейся в них информации.
Следовательно, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
3.3. Для случаев представления недостоверных данных закон не предусматривает таких последствий, как признание судом недействительной государственной регистрации создания юридического лица при реорганизации и незаконным решения о государственной регистрации
Действующее законодательство не предусматривает признания судом недействительной государственной регистрации создания юридического лица при реорганизации и незаконным решения о государственной регистрации в качестве правовых последствий представления недостоверных сведений о юридическом лице.
3.4. Статья 9 Закона N 129-ФЗ в части определения пределов полномочий регистрирующего органа по проверке представленных документов не является помехой в защите прав и законных интересов заинтересованных лиц, когда представленные сведения недостоверны
Определение Конституционного Суда РФ от 24 декабря 2012 г. N 2287-О
В соответствии с пунктом 4.1 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
Данное положение, определяющее пределы соответствующих полномочий регистрирующего органа, вместе с тем не препятствует защите прав и законных интересов заинтересованных лиц в случае представления недостоверных сведений при государственной регистрации юридического лица и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявительницы, указанные в жалобе.
Пункт 4.1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ, определяющий пределы полномочий регистрирующего органа по проверке представленных для государственной регистрации документов, не препятствует защите прав и законных интересов заинтересованных лиц в случае представления недостоверных сведений при государственной регистрации юридического лица (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24.12.2012 N 2287-О).
Пункт 4.1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ, определяющий пределы полномочий регистрирующего органа по проверке представленных для государственной регистрации документов, не препятствует защите прав и законных интересов заинтересованных лиц в случае представления недостоверных сведений при государственной регистрации юридического лица (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24.12.2012 N 2287-О).
Апелляционное определение Московского городского суда от 24 сентября 2014 г. N 33-24454/14
Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 24 декабря 2012 г. N 2287-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки *** А.А. на нарушение ее конституционных прав пунктом 4.1 статьи 9, статьями 12 и 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", положение, определяющее пределы соответствующих полномочий регистрирующего органа, вместе с тем не препятствует защите прав и законных интересов заинтересованных лиц в случае представления недостоверных сведений при государственной регистрации юридического лица.
4. Заявление о государственной регистрации
4.1. Государственная регистрация юридических лиц носит заявительный (уведомительный) характер
Закон о регистрации устанавливает заявительный характер государственной регистрации юридических лиц.
Перечень документов, представляемых для внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
Таким образом, регистрация носит уведомительный характер.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также для государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, установлен в статье 17 Закона N 129-ФЗ.
По смыслу Закона N 129-ФЗ регистрация носит заявительный характер.
Государственная регистрация юридических лиц на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" носит заявительный характер.
4.2. Закон не предусматривает возможность понудить юридическое лицо к совершению действий, составляющих процедуру регистрации (подаче заявления, представлению документов, уплате госпошлины и т.д.)
Закон не предусматривает возможности понуждения юридического лица в судебном порядке к внесению изменений в учредительные документы, а также к совершению действий, составляющих процедуру регистрации в ЕГРЮЛ (подаче заявления, представлению документов, уплате госпошлины и т.д.).
4.3. Для государственной регистрации необходимо изъявление воли самого юридического лица в форме заявления
В соответствии со ст. 25 Закона о регистрации ответственность за достоверность сведений, представляемых для внесения в ЕГРЮЛ, несет заявитель и (или) юридическое лицо, что с учетом положений ст.ст. 8, 25 Закона о регистрации регистрация сведений о юридическом лице носит заявительный характер, для чего необходимо волеизъявление юридического лица.
4.4. Закон не связывает государственную регистрацию с наличием воли регистрирующего органа
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 8 октября 2009 г. N А55-4620/2009
Апелляционный суд правомерно указал в постановлении на то, что закон не связывает государственную регистрацию, производимую в установленном порядке, с наличием на то воли Федеральной налоговой службы.
4.5. Нарушение порядка предоставления документов для государственной регистрации не изменяет характер заявления и не делает его обычным обращением, не требующим совершения регистрирующих действий или подготовки мотивированного решения об отказе
Доводы МИФНС о том, что заявителем был нарушен порядок предоставления документов для государственной регистрации, что выразилось в том, что документы были направлены конкурсным управляющим заказным письмом с уведомлением, а не почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения, то поступившее письмо было расценено ответчиком как обычное обращение, судом первой инстанции были отклонены, так как, по мнению суда, нарушение порядка направления документов не изменило характер заявления, из сопроводительного письма к которому следовало, что документы направляются с целью внесения в ЕГРЮЛ записи о регистрации ликвидации ООО.
Доводы кассационной жалобы о том, что несоблюдение буквального порядка направления в регистрирующий орган документов для государственной регистрации может являться основанием для того, чтобы придать поступившим документам форму обычного обращения, не требующего совершения регистрирующих действий или подготовки мотивированного решения об отказе в их совершении в пятидневный срок, несостоятельны, поскольку не основаны на законе.
4.6. Незаполненность граф заявления лишает этот документ статуса заявления о государственной регистрации
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что не заполнен пункт заявления о государственной регистрации. В то же время все разделы и пункты названного заявления подлежат обязательному заполнению, за исключением специально оговоренных. Как уже было указано выше, незаполненность граф заявления лишает этот документ статуса заявления о государственной регистрации.
4.7. Указание при осуществлении регистрационных действий в формах заявлений наименования юридического лица только на русском языке не является умалением права лица указывать свое наименование в полном объеме, в т.ч. на иностранном языке
Решение Суда по интеллектуальным правам от 21 ноября 2014 г. по делу N СИП-671/2014
Доводы представителя заявителя об умалении прав юридического лица на указание данных о фирменном наименовании в полном объеме, в том числе на иностранном языке, при осуществлении регистрационных действий путем внесения таких сведений при заполнении оспариваемых форм заявлений ошибочен, поскольку в случае, если такие сведения имеются в учредительных документах юридического лица, то они включаются в единый государственный реестр юридических лиц при регистрации юридического лица независимо от того, указывается ли наименование юридического лица на иностранном языке при заполнении формы заявления о государственной регистрации юридического лица.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что указание в оспариваемых формах заявлений о государственной регистрации юридического лица, утвержденных приказом N ММВ-7-6/25@ наименования юридического лица только на русском языке, не может свидетельствовать об умалении его прав указывать данные о фирменном наименовании в полном объеме, в том числе на иностранном языке.
4.8. Требование о заполнении заявления в части, содержащей сведения о заявителе, в отношении каждого учредителя в случае, если их несколько, правомерно
Решение Верховного Суда РФ от 17 декабря 2013 г. N АКПИ13-1066
Оспариваемым в части нормативным правовым актом утверждены формы документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, в частности форма Р11001 "Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании" (пункт 1), предусматривающая заполнение отдельных листов в зависимости от состава учредителей. Так, лист Н "Сведения о заявителе" заполняется в случае, если учредителем создаваемого юридического лица является физическое лицо, юридическое лицо или лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления. Заявитель, подписывая заявление, принимает на себя ответственность за достоверность представляемых в регистрирующий орган сведений, за соблюдение требований законодательства при подготовке и утверждении документов. Подлинность подписи заявителя должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
Таким образом, требование о заполнении листа Н заявления "Сведения о заявителе" в отношении каждого учредителя в случае, если создаваемое юридическое лицо учреждается двумя и более лицами, соответствует приведенным положениям федерального закона, прав и законных интересов заявителя не нарушает.
4.9. В случае изменения паспортных данных или сведений о месте жительства лица, действующего без доверенности от имени юридического лица, оформление заявления о внесении изменений в ЕГРЮЛ не требуется
Оформление заявления не требуется лишь в случае изменения паспортных данных (в том числе в связи с изменением фамилии, имени, отчества физического лица) и сведений о месте жительства лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица (абзац пятый пункта 4 статьи 5 Закона о государственной регистрации).
4.10. Требование закона о нотариальном удостоверении подписи на заявлении уполномоченного лица не содержит исключений для случаев, когда учредителями являются несколько лиц
Решение Верховного Суда РФ от 17 декабря 2013 г. N АКПИ13-1066
Из приведенных законоположений [ст.ст. 9, 12 ФЗ N 129-ФЗ] следует, что при государственной регистрации создаваемого юридического лица заявителями являются учредитель, если создаваемое юридическое лицо учреждается одним лицом, или учредители, в случае если юридическое лицо учреждается двумя и более лицами. Устанавливая обязательное нотариальное удостоверение подписи на заявлении уполномоченного лица (учредителя), Закон не делает исключений для случаев, когда учредителями создаваемого юридического лица являются два и более лица.
4.11. За нотариальным освидетельствованием подлинности подписи на заявлении о государственной регистрации вправе обратиться только лицо, которое признается заявителем согласно ст. 9 Закона о государственной регистрации
За совершением такого нотариального действия, как свидетельствование подлинности подписи на заявлении о государственной регистрации, может обратиться только лицо, имеющее право быть заявителем при государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 9 Закона. Проверка нотариусом полномочий заявителя в данном случае служит основанием для совершения названного нотариального действия или для отказа в таковом.
5. Отдельные случаи применения ст. 9 ФЗ N 129-ФЗ
5.1. Закон не предусматривает особый порядок государственной регистрации в отношении лиц, включенных налоговой службой в какие-либо списки
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 8 октября 2009 г. N А55-4620/2009
Обжалуя состоявшиеся судебные акты в кассационном порядке, ИФНС ссылается на письмо Федеральной налоговой службы, которое согласно доводу кассатора запрещает ему производить регистрационные действия в отношении ОАО, как лица, включенного в какой-то список Федеральной налоговой службы.
Однако этот довод был предметом рассмотрения апелляционного суда, который правомерно указал в постановлении на то, что закон не предусматривает особый порядок государственной регистрации в отношении лиц, включенных налоговой службой в какие-либо списки.
5.2. Закон о банкротстве не имеет приоритета перед ФЗ 129-ФЗ, данные законы регулируют различные общественные отношения
Закон о банкротстве не имеет приоритетного значения по отношению к положениям Закона о государственной регистрации юридических лиц. Данные законы регулируют различные общественные отношения, при этом Закон о банкротстве не устанавливает порядок государственной регистрации юридических лиц и порядок внесения записей в ЕГРЮЛ.
5.3. Статья 9 ФЗ 129-ФЗ не предусматривает никаких исключений для юридических лиц, в отношении которых открыто конкурсное производство
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении требований, суд апелляционной инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и исходил из того, что непредставление конкурсным управляющим документов, поименованных в Законе о государственной регистрации юридических лиц, для внесения соответствующих сведений, является законным основанием для отказа в государственной регистрации.
Данный вывод является правильным.
Учитывая, что положения ст. 9, 17 Закона о государственной регистрации юридических лиц не содержит исключений для юридических лиц, в отношении которых открыто конкурсное производство, инспекцией правомерно отказано в совершении вышеуказанных регистрационных действий.
5.4. Отсутствие специальной нормы о порядке аннулирования (исключения) из ЕГРЮЛ записи о нахождении юридического лица в процессе реорганизации не препятствует регистрации в порядке, установленном ст. 9 ФЗ N 129-ФЗ
Учитывая изложенное, судами первой и апелляционной инстанций правомерно установлено, что когда в ЕГРЮЛ содержатся сведения о нахождении заявителя в процессе реорганизации, при фактическом прекращении процесса реорганизации (отмене решений о реорганизации) по волеизъявлению компетентных органов обществ, то это свидетельствует о фактической недостоверности сведений в ЕГРЮЛ и необходимости внесения в них соответствующих изменений на основании заявления.
При этом отсутствие специальной нормы, регламентирующей порядок аннулирования (исключения) записи из ЕГРЮЛ о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится в процессе реорганизации, не препятствует государственной регистрации на основании обращения в общем порядке, установленном ст. 9 Закона N 129-ФЗ.
6. Формальные ошибки и иные обстоятельства, не препятствующие внесению сведений в ЕГРЮЛ
6.1. Регистрирующий орган не вправе отказать в государственной регистрации при непредставлении заявителем документов, предусмотренных не ФЗ N 129-ФЗ о регистрации, а иными специальными ФЗ
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24 июня 2009 г. N А55-18902/2008
Однако подпункт "а" пункта 1 статьи 23 Закона о госрегистрации устанавливает, что отказ в государственной регистрации допускается только в случае непредставления регистрирующему органу необходимых для государственной регистрации документов, определенных данным Законом. Следовательно, в силу прямого указания закона отказ в государственной регистрации юридического лица по мотивам непредставления документов, указанных в ином законе (в том числе и в ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"), не допускается.
6.2. Регистрирующий орган не вправе по собственной инициативе исправлять в заявлении допущенные ошибки
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 февраля 2011 г. N 12101/10
Регистрирующим органом принято решение об отказе в государственной регистрации данного юридического лица ввиду того, что в заявлении о государственной регистрации по форме N Р11001 неверно указан код по ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции [обоснованно] счел, что полномочия на устранение по собственной инициативе выявленных в заявлении противоречий у регистрирующего органа отсутствуют.
6.3. Регистрирующий орган не обязан извещать обратившееся к нему за регистрацией лицо о выявленных ошибках в поданных документах
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 февраля 2011 г. N 12101/10
Действующим законодательством на регистрирующий орган не возложена обязанность по извещению лица, обратившегося за регистрацией юридического лица, о выявленных противоречиях, недостатках в поданных на регистрацию документах.
Действующим законодательством на регистрирующий орган не возложена обязанность по извещению лица, обратившегося за регистрацией юридического лица, о выявленных противоречиях, недостатках в поданных на регистрацию документах.
Выявленный недостаток в поданных на регистрацию документах может быть устранен заявителем.
6.4. Формальное нарушение порядка заполнения заявления о регистрации юридического лица не препятствует регистрирующему органу внести соответствующие сведения в ЕГРЮЛ
Кассационная коллегия полагает, что суд первой инстанции ошибочно посчитал, что заявителем были допущены отступления от требований, установленных приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, в части указания в сведениях о месте рождения заявителя слова "город" вместо буквы "г.", как это указано в паспорте заявителя.
При этом суд первой инстанции, указав, что названные отступления не свидетельствуют о наличии обстоятельств, позволяющих сделать вывод о непредставлении заявления, и признав данные нарушения порядка заполнения заявления формы N Р14001 формальными, не препятствующими регистрирующему органу внести соответствующие изменения в сведения в ЕГРЮЛ и не относящимися к случаям, указанным в статье 23 Закона N 129-ФЗ, удовлетворил заявление.
Суды установили, что основанием для отказа в государственной регистрации ООО послужило то обстоятельство, что в заявлении по форме N Р11001 о государственной регистрации юридического лица в подпункте 6.1.6 листа "В" указан тип адресного объекта без использования сокращения - вместо "ул." указано "улица".
Вместе с тем суды установили, что указанное нарушение не носит неустранимый характер и не влечет неправильное восприятие регистрирующим органом соответствующего адреса.
При таких обстоятельствах, приняв во внимание, что истцы для регистрации нового юридического лица представили в инспекцию полный пакет документов, предусмотренных статьей 12 Закона N 129-ФЗ, суды пришли к правильному выводу об отсутствии у регистрирующего органа оснований для отказа в государственной регистрации ООО, в том числе по причине ненадлежащего оформления листа "В" заявления по форме N Р11001.
Как следует из материалов дела, заявление формы N Р14001 подано обществом в регистрирующий орган. Допущенные обществом отступления от установленных требований в части заполнения данной формы заявления, как правильно установлено судами, не свидетельствуют о наличии обстоятельств, позволяющих сделать вывод о непредставлении заявления.
Названные нарушения порядка заполнения заявления формы N Р14001 являются формальными и не препятствовали регистрирующему органу внести соответствующие изменения в сведения в ЕГРЮЛ и не относятся к случаям, указанным в статье 23 Закона N 129-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Закон о государственной регистрации юридических лиц и ИП" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 8 августа 2001 г. 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и ИП".
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 мая 2023 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Закон о государственной регистрации юридических лиц и ИП" использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом юридических наук, доцентом Д. Лоренцем, М. Михайлевской, М.Р. Азымовой.