Энциклопедия судебной практики
Порядок государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации
(Ст. 15 Закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей")
1. ФЗ N 129-ФЗ предусматривает двухэтапную регистрацию в ЕГРЮЛ сведений о реорганизации юридических лиц
Глава V Закона о государственной регистрации предусматривает двухэтапную регистрацию в Едином государственном реестре сведений о реорганизации юридических лиц.
2. Регистрация решения о начале процедуры реорганизации и регистрация вновь создаваемого при реорганизации юридического лица являются отдельными актами государственной регистрации
Регистрация вновь создаваемого юридического лица - ОАО - это отдельный акт государственной регистрации, о котором СПК в направленном в инспекцию заявлении и не просил. Кооператив заявлял только о регистрации решения о начале процедуры реорганизации в форме выделения, декларируя, что в будущем планирует создать ОАО.
3. Специальный порядок регистрации юридического лица при реорганизации не установлен
При государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются документы, перечисленные в статье 14 Закона N 129-ФЗ.
В данном случае специальный порядок регистрации в отношении спорного юридического лица не установлен.
4. Суд не вправе обязать регистрирующий орган произвести государственную регистрацию реорганизации юридического лица без соблюдения порядка реорганизации, установленного ФЗ N 129-ФЗ
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 25 августа 2010 г. N 11771
Принимая во внимание отсутствие законодательной возможности преобразования некоммерческого партнерства в коммерческую организацию, отказ в государственной регистрации начала процедуры реорганизации был обоснован.
Участвующие в деле лица не оспаривали того обстоятельства, что производили необходимые действия для государственной регистрации начала процедуры реорганизации.
Вместе с тем решением суда регистрирующий орган обязан произвести государственную регистрацию реорганизации юридического лица без соблюдения порядка реорганизации, предусмотренного положениями ст. 14-16 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Принимая во внимание указанное, судебная коллегия находит обоснованными доводы кассационной жалобы, решение суда подлежащим отмене как постановленное с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, что привело к неправильному применению норм материального и процессуального права, данные обстоятельства в соответствии с нормами ст. 362 ГПК РФ являются основанием для отмены обжалуемого решения.
5. Суд не вправе обязать регистрирующий орган зарегистрировать начало реорганизации юридического лица, если оно находится в другой незавершенной процедуре реорганизации
Решением арбитражного суда требования удовлетворены: признано недействительным решение об отказе в государственной регистрации реорганизации юридического лица - ООО в форме присоединения, в связи с чем МИФНС принуждена в течение 15 дней с момента вступления решения в законную силу произвести регистрацию реорганизации юридического лица - ООО в форме присоединения к другому ООО.
При разрешении спора судом первой инстанции не были учтены установленные особенности внесения в ЕГРЮЛ записей о начале и окончании процедуры реорганизации юридического лица, а также не дана оценка приводившимся МИФНС доводам о том, что при внесении в ЕГРЮЛ записи на основании поданного ООО заявления-уведомления о начале процедуры реорганизации в форме присоединения к нему другого ООО в отношении последнего в реестре будут содержаться сведения о нахождении его одновременно в двух разных процедурах реорганизации, поэтому вынесенное по делу решение не может быть признано законным и обоснованным.
6. Все действия и решения по государственной регистрации создаваемого и прекращению действия реорганизуемых юридических лиц осуществляет только один регистрирующий орган
В соответствии с нормами все действия и решения по государственной регистрации создаваемого и прекращению действия реорганизуемых юридических лиц в форме слияния юридических лиц осуществляет один регистрирующий орган.
7. В процессе реорганизации юридического лица заявителем может быть лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица или иное лицо, имеющее полномочие в силу ФЗ либо специального акта государственного или муниципального органа
Апелляционное определение Московского городского суда от 22 ноября 2013 N 11-38055/13
В п. 1.3 ст. 9 [ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"] предусмотрено, что при государственной регистрации заявителями могут быть следующие физические лица:
а) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
б) учредитель или учредители юридического лица при его создании;
в) руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
г) конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
д) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.
При этом исходя из смысла указанной нормы лица, указанные в подпунктах "б - "г" заявителями при внесении в ЕГРЮЛ записи о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации, быть не могут. Лицо, указанное в подпункте "д", вправе выступать заявителем только при наличии у него полномочия, предусмотренного законом, актом специального государственного органа или органа местного самоуправления.
8. Из ФЗ N 129-ФЗ не следует, что заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, должно быть подписано исключительно руководителем юридического лица, прекращающего свою деятельность
Из положений Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Правил взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации (утв. постановлением Правительства РФ от 26.02.04 N 110), устанавливающих порядок обращения в регистрирующий орган при регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, не следует, что заявление о государственной регистрации общества, создаваемого путем реорганизации, должно быть подписано исключительно руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, прекращающего свою деятельность в результате реорганизации, зарегистрированного по месту нахождения регистрирующего органа, в который обращается заявитель.
9. Реорганизуемое лицо должно обеспечить возможность определения правопреемников реорганизуемых юридических лиц
Реорганизуемое лицо должно обеспечить возможность определения правопреемников реорганизуемых юридических лиц.
10. Заявление может быть подано руководителем создаваемого юридического лица при условии, что подлинность его подписи засвидетельствована нотариально
Представление документов юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 названного Закона (часть 3 статьи 15 Закона N 129-ФЗ).
Так, документы представляются в регистрирующий орган заявителем либо его представителем, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, с приложением таковой или ее копии (пункт 1.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ).
В пункте 1.3 названной статьи указано, что заявителями могут быть следующие физические лица:
а) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
б) учредитель или учредители юридического лица при его создании;
в) руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
г) конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
д) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.
Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (часть 4.1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ).
Проанализировав указанные положения, суды пришли к правомерному выводу о том, что заявление может быть подано руководителем создаваемого юридического лица при условии, что подлинность его подписи на заявлении о государственной регистрации юридического лица засвидетельствована нотариально.
11. Законодательством не предусмотрено признание судом недействительной государственной регистрации создания юридического лица при реорганизации и незаконным решения о государственной регистрации в качестве правовых последствий представления недостоверных сведений
Действующее законодательство не предусматривает признания судом недействительной государственной регистрации создания юридического лица при реорганизации и незаконным решения о государственной регистрации в качестве правовых последствий представления недостоверных сведений о юридическом лице.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Закон о государственной регистрации юридических лиц и ИП" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 8 августа 2001 г. 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и ИП".
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 мая 2023 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Закон о государственной регистрации юридических лиц и ИП" использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом юридических наук, доцентом Д. Лоренцем, М. Михайлевской, М.Р. Азымовой.