Энциклопедия судебной практики
Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения
(Ст. 50 ЖК)
1. Норма предоставления площади жилого помещения
1.1. Установление нормы предоставления площади жилого помещения является социальной гарантией жилищных прав граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий
Апелляционное определение Московского городского суда от 12 июля 2013 N 11-18990/13
Статья 50 ЖК РФ и ст. 20 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" содержат аналогичные положения о договоре социального найма.
Установление законодателем нормы предоставления жилой площади является социальной гарантией жилищных прав всех граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку отсутствие подобного ограничения нарушало бы принцип равенства жилищных прав данной категории граждан.
1.2. При определении нормы предоставления необходимо учитывать темпы строительства муниципального жилья и количество жилых помещений, поступающих в муниципальный жилищный фонд из других источников
Постановление Конституционного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 22 марта 2013 г. N 1-П
Что касается нормы предоставления площади жилого помещения для малоимущих, то она устанавливается органом местного самоуправления и размер ее определяется в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов (часть 2 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации), включая темпы жилищного строительства муниципального жилья, количество жилых помещений, поступающих в муниципальный жилищный фонд из других источников, и др.
1.3. Норма предоставления площади жилого помещения устанавливается с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у муниципального образования
Постановление Уставного Суда Калининградской области от 2 сентября 2008 г. N 5-П
Жилищный кодекс Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относит определение порядка обеспечения жильем малоимущих граждан и установление нормы предоставления жилой площади по договорам социального найма (часть 2 статьи 49, часть 2 статьи 50). Норма предоставления жилой площади по договорам социального найма устанавливается органами местного самоуправления с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у муниципального образования.
1.4. В различных субъектах РФ могут быть фактические различия и дифференцированные подходы к правовому регулированию норм предоставления площади жилого помещения по договору социального найма
Постановление Уставного Суда Калининградской области от 2 сентября 2008 г. N 5-П
Конкретная реализация конституционного принципа равенства применительно к населению отдельных муниципальных образований происходит под воздействием многочисленных факторов: хозяйственно-экономических, социально-демографических, национально-исторических, культурно-бытовых, природно-климатических и иных характеристик территориальных образований, которые объективно предопределяют различия правового регулирования в рамках полномочий органов местного самоуправления.
Таким образом, действующее законодательство не исключает фактических различий, дифференцированных подходов в различных субъектах Российской Федерации к правовому регулированию норм предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
1.5. Норма предоставления применяется, когда объектом жилищных прав являются помещения, предоставляемые по договорам социального найма из числа свободных жилых помещений, а не занятых гражданами на законных основаниях
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 апреля 2013 г. N 5-АПГ13-8
Анализ положений статей 50-59 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающих основания, условия и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, позволяет сделать вывод, что такой критерий, как норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, применяется в случае, когда объектом жилищных прав являются жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма из числа свободных жилых помещений, а не уже занятые гражданами на законных основаниях, в том числе в соответствии с нормативами предоставления на момент их вселения в эти жилые помещения.
Апелляционное определение Московского городского суда от 18 августа 2016 г. N 33-32165/16
Анализ положений ст. ст. 50-59 ЖК РФ, устанавливающих основания, условия и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, позволяет сделать вывод, что такой критерий, как норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, применяется в случае, когда объектом жилищных прав являются жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма из числа свободных жилых помещений, а не уже занятых гражданами на законных основаниях, в том числе в соответствии с нормативами предоставления на момент их вселения в эти жилые помещения.
Анализ положений статей 50-59 ЖК РФ, устанавливающих основания, условия и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, позволяют сделать вывод, что такой критерий, как норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, применяется в случае, когда объектом жилищных прав являются жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма из числа свободных жилых помещений, а не уже занятые гражданами на законных основаниях, в том числе в соответствии с нормативами предоставления на момент их вселения в эти жилые помещения.
1.6. Законом не предусмотрена возможность установления нормативными правовыми актами субъектов РФ предельных размеров жилых помещений, предоставляемых для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 5 августа 2011 г. N 3-52/2011
Суд считает обоснованными требования прокурора Республики Башкортостан о несоответствии федеральному законодательству пункта 1 постановления, в котором определены пределы размеров жилых помещений, предоставляемых детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений.
Согласно части 2 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации норма предоставления площади жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Федеральным законодательством не предоставлена возможность установления нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предельных размеров жилых помещений, предоставляемых указанным категориям граждан.
1.7. Отсутствие в норме предоставления той ее части, которая приходится на жилую площадь и на вспомогательные помещения, не является основанием для признания ее противоречащей законодательству
Постановление Конституционного Суда Республики Саха (Якутия) от 24 июня 2011 г. N 3-П
В ходатайстве указывается на невозможность определения в установленной норме предоставления той ее части, которая приходится на жилую площадь, а какая - на вспомогательные помещения (кухня, прихожая, коридор, ванная и пр.).
Норма предоставления, установленная органом местного самоуправления, основывается на Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и на Жилищном кодексе Российской Федерации. Содержательная характеристика понятия "норма предоставления" приводится в части 1 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации. Норма предоставления площади применяется в жилищном фонде социального использования при заключении договора социального найма. Величина социальной нормы площади жилья эквивалентна минимальному размеру площади на одного человека, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения.
Жилое помещение - это дом, часть дома, квартира, часть квартиры, комната. В соответствии с жилищным законодательством общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования.
Отсутствие в норме предоставления той ее части, которая приходится на жилую площадь и на вспомогательные помещения, не может быть рассмотрено как основание для признания ее противоречащей конституции Республики Саха (Якутия). По своему конституционно-правовому смыслу она предназначена для расчета общей площади, предоставляемой малоимущим гражданам, нуждающимся в жилом помещении.
1.8. Норма предоставления площади жилого помещения определяется из общей, а не жилой площади жилого помещения
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 октября 2006 г. N 78-Г06-32
Федеральным законодательством норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма определяется из общей, а не жилой площади жилого помещения.
Постановление Конституционного Суда Республики Саха (Якутия) от 24 июня 2011 г. N 3-П
Отсутствие в норме предоставления той ее части, которая приходится на жилую площадь и на вспомогательные помещения, не может быть рассмотрено как основание для признания ее противоречащей конституции Республики Саха (Якутия). По своему конституционно-правовому смыслу она предназначена для расчета общей площади, предоставляемой малоимущим гражданам, нуждающимся в жилом помещении.
1.9. Положениями ст. 50 ЖК РФ органам местного самоуправления не предоставлена возможность установления нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в диапазоне между минимальными и максимальными размерами площади жилого помещения
Решение Приморского краевого суда от 11 марта 2016 г.
Из анализа положений частей 1 и 2 статьи 50 ЖК РФ следует, что осуществляя нормативно-правовое регулирование в сфере обеспеченности граждан жилыми помещениями, орган местного самоуправления с учетом критериев, установленных федеральным законодателем, самостоятельно определяет норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Вместе с тем федеральный законодатель в указанной сфере не установил возможность установления органом местного самоуправления нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в диапазоне между минимальными и максимальными размерами площади жилого помещения.
1.10. Норма предоставления площади жилого помещения является тем минимумом, ниже которого обеспечение жильем не только детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, но и других граждан, имеющих право на получение жилых помещений, не допускается
Постановление Конституционного Суда Республики Коми от 20 октября 2015 г.
Отличающиеся же друг от друга нормы предоставления площади жилого помещения в тех или иных муниципальных образованиях и объективно сложившаяся степень благоустройства жилья в населенном пункте, избранном в качестве места жительства лица, подлежащего обеспечению жилым помещением, сами по себе не свидетельствуют о каком-либо правовом неравенстве среди граждан, относящихся к одной и той же социально защищенной группе, поскольку норма предоставления - это тот минимум, ниже которого не допускается обеспечение жильем не только детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но и других граждан, имеющих право на получение жилых помещений.
2. Учетная норма площади жилого помещения
2.1. Учетная норма, установленная органами местного самоуправления, является единой для всех категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в конкретном муниципальном образовании
Постановление Уставного суда Свердловской области от 27 апреля 2012 г.
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (часть 4 статьи 50). Из приведенного легального определения учетной нормы площади жилого помещения, под которой понимается минимальный размер площади жилого помещения, следует, что учетная норма, установленная органами местного самоуправления, является единой в данном муниципальном образовании для всех категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
2.2. Органы местного самоуправления не наделены правом устанавливать иные учетные нормы для отдельных категорий граждан
Постановление Уставного суда Свердловской области от 27 апреля 2012 г.
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилого помещения по договорам социального найма, для отдельных категорий граждан могут быть установлены иные учетные нормы (часть 6 статьи 50), однако такое право не предоставлено органам местного самоуправления.
2.3. Для городов федерального значения учетные нормы площади жилого помещения могут устанавливаться законом субъекта РФ
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 апреля 2013 г. N 5-АПГ13-9
В соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации установление учетной нормы относится к компетенции органа местного самоуправления в силу части 2 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Таким образом, введение законом субъекта Российской Федерации значения учетной нормы осуществлено в пределах полномочий субъекта Российской Федерации в области жилищного законодательства, предусмотренных статьей 13 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При таком положении, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемый закон принят законодательным органом государственной власти субъекта РФ в пределах предоставленных ему полномочий, противоречий оспариваемых норм положениям федерального законодательства судом не установлено.
2.4. Учетная норма площади жилого помещения рассчитывается исходя из общей площади жилого помещения, в которую, кроме жилой площади входят площади помещений, не предназначенные для постоянного проживания граждан
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 октября 2006 г. N 78-Г06-32
Статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации впервые введено понятие учетная норма площади жилого помещения - минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 4 статьи 50 ЖК РФ).
Судом правильно обращено внимание на то обстоятельство, что установление в качестве норматива размера общей площади жилья является новацией в жилищном законодательстве, так как прежние учетные нормы были ориентированы исключительно на занимаемую гражданином жилую площадь помещения.
В этой связи в указанной норме закона законодатель ввел и другой норматив - норму предоставления, который ориентирован, так же как и учетная норма, на общую площадь жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
В общую площадь входит все, что образует непосредственно объект жилищных прав, за исключением оговоренного перечня (балконы, лоджии, веранды и террасы).
2.5. Учетная норма площади жилого помещения не учитывается в случае вселения нанимателем в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своих супруга, детей и родителей
В соответствии с частью 1 статьи 70 ЖК РФ наниматель вправе с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих, вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, детей и родителей. При этом не имеет значения, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи составит менее учетной нормы (часть 5 статьи 50 ЖК РФ).
Апелляционное определение Московского городского суда от 26 июля 2016 г. N 33-27906/16
В соответствии с частью 1 статьи 70 Жилищного кодекса РФ наниматель вправе с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих, вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, детей и их родителей. При этом не имеет значения, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи составит менее учетной нормы (часть 5 статьи 50 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 70 Жилищного кодекса РФ наниматель вправе с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих, вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, детей и их родителей. При этом не имеет значения, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи составит менее учетной нормы (часть 5 статьи 50 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 70 Жилищного кодекса РФ наниматель вправе с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих, вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, детей и их родителей. При этом не имеет значения, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи составит менее учетной нормы (часть 5 статьи 50 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 70 Жилищного кодекса РФ наниматель вправе с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих, вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, детей и их родителей. При этом не имеет значения, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи составит менее учетной нормы (часть 5 статьи 50 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 70 Жилищного кодекса РФ наниматель вправе с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих, вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, детей и их родителей. При этом не имеет значения, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи составит менее учетной нормы (часть 5 статьи 50 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 70 Жилищного кодекса РФ наниматель вправе с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих, вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, детей и их родителей. При этом не имеет значения, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи составит менее учетной нормы (часть 5 статьи 50 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 70 Жилищного кодекса РФ наниматель вправе с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих, вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, детей и их родителей. При этом не имеет значения, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи составит менее учетной нормы (часть 5 статьи 50 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 70 Жилищного кодекса РФ наниматель вправе с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих, вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, детей и их родителей. При этом не имеет значения, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи составит менее учетной нормы (часть 5 статьи 50 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 70 Жилищного кодекса РФ наниматель вправе с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих, вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, детей и их родителей. При этом не имеет значения, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи составит менее учетной нормы (часть 5 статьи 50 Жилищного кодекса РФ).
2.6. Наймодатель вправе запретить вселение нанимателем в жилое помещение граждан, не являющихся его супругом, детьми и родителями, в качестве совместно проживающих членов семьи, если после этого общая площадь жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы
Для вселения нанимателем в жилое помещение других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов его семьи нанимателем должно быть получено согласие в письменной форме не только членов своей семьи, но и наймодателя. Наймодатель вправе запретить вселение других граждан, если после их вселения общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы.
Апелляционное определение Московского городского суда от 26 июля 2016 г. N 33-27906/16
Для вселения нанимателем в жилое помещение других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов его семьи нанимателем должно быть получено согласие в письменной форме не только членов своей семьи, но и наймодателя. Наймодатель вправе запретить вселение других граждан, если после их вселения общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы.
Для вселения нанимателем в жилое помещение других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов его семьи нанимателем должно быть получено согласие в письменной форме не только членов своей семьи, но и наймодателя. Наймодатель вправе запретить вселение других граждан, если после их вселения общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы.
Для вселения нанимателем в жилое помещение других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов его семьи нанимателем должно быть получено согласие в письменной форме не только членов своей семьи, но и наймодателя. Наймодатель вправе запретить вселение других граждан, если после их вселения общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы.
Для вселения нанимателем в жилое помещение других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов его семьи нанимателем должно быть получено согласие в письменной форме не только членов своей семьи, но и наймодателя. Наймодатель вправе запретить вселение других граждан, если после их вселения общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы.
Для вселения нанимателем в жилое помещение других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов его семьи нанимателем должно быть получено согласие в письменной форме не только членов своей семьи, но и наймодателя. Наймодатель вправе запретить вселение других граждан, если после их вселения общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы.
Для вселения нанимателем в жилое помещение других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов его семьи нанимателем должно быть получено согласие в письменной форме не только членов своей семьи, но и наймодателя. Наймодатель вправе запретить вселение других граждан, если после их вселения общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы.
Для вселения нанимателем в жилое помещение других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов его семьи нанимателем должно быть получено согласие в письменной форме не только членов своей семьи, но и наймодателя. Наймодатель вправе запретить вселение других граждан, если после их вселения общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы.
Для вселения нанимателем в жилое помещение других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов его семьи нанимателем должно быть получено согласие в письменной форме не только членов своей семьи, но и наймодателя. Наймодатель вправе запретить вселение других граждан, если после их вселения общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы.
Для вселения нанимателем в жилое помещение других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов его семьи нанимателем должно быть получено согласие в письменной форме не только членов своей семьи, но и наймодателя. Наймодатель вправе запретить вселение других граждан, если после их вселения общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы.
2.7. При решении вопроса о признании военнослужащего нуждающимся в улучшении жилищных условий следует исходить из учетной нормы, установленной органом местного самоуправления в порядке ч. 5 ст. 50 ЖК РФ
Решение Верховного Суда РФ от 3 октября 2012 г. N ВКГПИ12-56
Исходя из содержания норм Жилищного кодекса Российской Федерации полномочия органов местного самоуправления по установлению учетной нормы жилого помещения распространяется на все категории граждан, обеспечиваемых жильем за счет государства, за исключением случаев реализации уполномоченными органами полномочий, предусмотренных ч. 6 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, по установлению иных учетных норм жилого помещения для отдельных категорий граждан.
Действующее законодательство не содержит положений, устанавливающих иные учетные нормы жилого помещения для военнослужащих.
Таким образом, в настоящее время вопрос о признании военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях разрешается в соответствии с учетной нормой, установленной в силу ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления.
2.8. Закон не предусматривает специальной учетной нормы площади жилого помещения для определения уровня обеспеченности ветеранов Великой Отечественной войны, вдов участников боевых действий и инвалидов
В соответствии с ч. 4 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Специальная учетная норма площади жилого помещения для определения уровня обеспеченности ветеранов Великой Отечественной войны, вдов участников боевых действий, инвалидов законом не установлена.
2.9. Уровень обеспеченности жилым помещением определяется исходя из общей площади жилого помещения, а при наличии у членов одной семьи нескольких жилых помещений - исходя из их суммарной общей площади
Учетная норма площади жилого помещения - это минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 4 ст. 50 ЖК РФ).
Таким образом, законом прямо предусмотрено определение уровня обеспеченности жилым помещением исходя из общей площади жилого помещения, а при наличии у членов одной семьи нескольких жилых помещений - исходя из их суммарной общей площади.
Частями 4 и 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Таким образом, законом прямо предусмотрено определение уровня обеспеченности жилым помещением исходя из общей площади жилого помещения, а при наличии у членов одной семьи нескольких жилых помещений - исходя из их суммарной общей площади.
Учетная норма площади жилого помещения - это минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 4 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, как правильно указано судом первой инстанции, законом прямо предусмотрено определение уровня обеспеченности жилым помещением исходя из общей площади жилого помещения, а при наличии у членов одной семьи нескольких жилых помещений - исходя из их суммарной общей площади.
2.10. Орган местного самоуправления вправе уменьшить учетную норму исходя уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Уменьшение органом местного самоуправления согласно части 4 статьи 50 ЖК РФ учетной нормы исходя уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях само по себе не противоречит вышеуказанным положениям ЖК РФ.
2.11. Учетная норма может устанавливаться исполнительным органом субъекта РФ
Апелляционное определение Московского городского суда от 14 июля 2016 г. N 33-27070/16
В соответствии со ст.ст. 49, 50 ЖК РФ постановка на учет, предоставление жилых помещений по договорам социального найма, снятие с учета осуществляется на основании федеральных законов и законов субъектов РФ, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма, снятия с учета. Учетная норма в соответствии с ЖК РФ также устанавливается исполнительным органом субъекта РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Жилищный кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Жилищного кодекса РФ.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 ноября 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Жилищный кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные А. Горбуновым, Н. Даниловой, М. Зацепиной, Е. Ефимовой, О. Коротиной, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, Е. Кустовой, Н. Королевой, О. Лаушкиной, А. Мигелем, А. Назаровой, А. Пелишенко, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Е. Хохловой, А. Чернышевой, Т. Эльгиной, Д. Демченко.