Энциклопедия судебной практики
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях
(Ст. 52 ЖК)
1. Общие вопросы применения ст. 52 ЖК РФ
1.1. Возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения не связана с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение
Определение Конституционного Суда РФ от 5 марта 2009 г. N 376-О-П
Федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся по смыслу приведенных законоположений может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 декабря 2014 г. N 33-КГ14-12
Законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся по смыслу приведенных законоположений может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
Законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит жилое помещение. Нуждающимся, по смыслу приведенного положения закона, может быть признан не только наниматель по договору социального найма, но и собственник жилого помещения.
Законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на основании которого ему принадлежит жилое помещение, а потому нуждающимся по смыслу приведенных законоположений может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
Федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
Законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
1.2. В законодательстве не решен вопрос о конкретном сроке постоянного проживания как обязательном условии признания граждан нуждающимися в жилых помещениях
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 апреля 2015 г. N 4-АПГ15-7
Сопоставив положения оспариваемой нормы Закона Московской области с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, суд справедливо отметил, что вопрос о конкретном сроке постоянного проживания как обязательном условии признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, Жилищным кодексом Российской Федерации не решён, в связи с чем Московская область как субъект Российской Федерации, вправе своим законом урегулировать этот вопрос.
Решение Московского областного суда от 9 декабря 2014 г.
Вопрос о конкретном сроке постоянного проживания, как обязательном условии признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, федеральным законодательством не решен.
1.3. Законодательством не предусмотрено предоставление гражданам выписок из списка лиц, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Постановление Конституционного Суда Республики Ингушетия от 27 июня 2014 г. N 7-П
Действующим законодательством не предусмотрено предоставление гражданам выписок из списка лиц, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Жилищный кодекс РФ предусматривает направление гражданину документа, подтверждающего принятие такого решения, в качестве которого обычно выступает копия самого решения либо уведомление о его принятии.
1.4. Ч. 4 ст. 52 ЖК РФ неприменима к правоотношениям накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих
Решение Верховного Суда РФ от 5 августа 2015 г. N ВКАПИ15-49
Несостоятельным является также довод представителя заявителя о противоречии оспариваемой им нормы части 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из содержания части 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что данная норма регулирует порядок представления документов для принятия на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно статье 1 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" этот закон регулирует отношения, связанные с формированием, особенностями инвестирования и использования средств, предназначенных для жилищного обеспечения военнослужащих, а также для иных целей в предусмотренных законом случаях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 приведённого выше закона НИС жилищного обеспечения военнослужащих - это совокупность правовых, экономических и организационных отношений, направленных на реализацию прав военнослужащих на жилищное обеспечение.
Таким образом, НИС жилищного обеспечения военнослужащих является одним из видов жилищного обеспечения и регулируется положениями специальных норм, поэтому оспариваемая представителем заявителя норма Правил не противоречит части 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, так как последняя регулирует порядок жилищного обеспечения только по договору социального найма, а аналогия жилищного законодательства, на которую ссылается представитель заявителя в обоснование своих доводов, к указанным правоотношениям в силу характерной специфики НИС, основанной на административных правоотношениях, применена быть не может.
1.5. ЖК РФ не предоставляет субъектам РФ права по своему усмотрению вводить дополнительные условия постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30 августа 2006 г. N 9-Г06-14
Порядок принятия на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде установлен статьей 52 ЖК РФ.
Частью 2 ст. 52 ЖК РФ определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Таким образом, введение законодателем Нижегородской области предписания о 10-летнем сроке проживания как условия постановки на учет граждан по существу вводит дополнительные условия принятия на учет граждан, не предусмотренные федеральным законом, тем самым ограничивает права малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, на предоставление жилых помещений по договорам социального найма, установленные статьями 49, 52, 57 ЖК РФ.
Нельзя согласиться с доводом суда о том, что Нижегородская область как субъект Российской Федерации в отсутствие федерального закона была вправе принять собственный правовой акт по этому вопросу, установив десятилетний срок проживания, поскольку основания и порядок принятия на учет граждан установлены Жилищным кодексом РФ, который не предоставляет субъектам Российской Федерации права вводить дополнительные условия постановки граждан на учет по своему усмотрению.
1.6. Части 1 и 2 ст. 52 ЖК РФ не могут рассматриваться в качестве отдельно установленной самостоятельной гарантии по обеспечению жильем, реализация которой должна производиться исключительно за счет средств РФ как публично-правового образования, ее установившего
Согласно частям 1 и 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление такому гражданину жилого помещения производится в случае, если он относится к категориям граждан, указанных в частях 2 и 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (в том числе к инвалидам), и в связи с этим состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Таким образом, названные нормы Жилищного кодекса Российской Федерации не могут рассматриваться в качестве отдельно установленной самостоятельной гарантии по обеспечению жильем, реализация которой должна производиться исключительно за счет средств Российской Федерации как публично-правового образования, ее установившего.
2. Особенности принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях
2.1. Компетентным органом по принятию на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является орган местного самоуправления
Согласно части 3 статьи 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан.
Таким образом, законодателем определен компетентный орган по принятию соответствующих решений.
2.2. Принятие на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, не относится к компетенции органов государственной власти субъекта РФ
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 30 июля 2009 г. N КАС09-324
Органом, осуществляющим принятие на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и устанавливающим учетную норму, является орган местного самоуправления, а не орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
2.3. Предоставление гражданам жилых помещений возможно при наличии оснований, которые являются условиями для постановки граждан на учет в качестве нуждающихся
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 января 2014 г. N 5-КГ13-134
Законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений при наличии определенных оснований, которые являются условиями постановки граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях.
2.4. Предпосылкой для предоставления жилого помещения по договору социального найма является условие о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 марта 2013 г. N 85-КГ12-4
Предпосылкой предоставления жилых помещений по договорам социального найма, в том числе и во внеочередном порядке, по общему правилу является нахождение того или иного малоимущего лица на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Предпосылкой предоставления жилых помещений по договорам социального найма, в том числе и во внеочередном порядке, по общему правилу является нахождение того или иного малоимущего лица на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Предпосылкой предоставления жилых помещений по договорам социального найма, в том числе и во внеочередном порядке, по общему правилу является нахождение того или иного малоимущего лица на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Постановление Президиума Тюменского областного суда от 09 июня 2016 г. по делу N 4Г-583/2016
Предпосылкой предоставления жилых помещений по договорам социального найма, в том числе и во внеочередном порядке, по общему правилу является нахождение того или иного малоимущего лица на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Предпосылкой предоставления жилых помещений по договорам социального найма, в том числе и во внеочередном порядке, по общему правилу является нахождение того или иного малоимущего лица на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Предпосылкой предоставления жилых помещений по договорам социального найма, в том числе и во внеочередном порядке, по общему правилу является нахождение того или иного малоимущего лица на учете нуждающихся в жилых помещениях.
2.5. Признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий и малоимущим является важным элементом юридического состава, влекущим субъективное право на предоставление жилого помещения
Признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий и малоимущим является необходимым элементом юридического состава, порождающего субъективное право на предоставление жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, в том числе вне очереди.
Признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий и малоимущим является необходимым элементом юридического состава, порождающего субъективное право на предоставление жилого помещения по договору социального найма, в том числе вне очереди.
Установление жилищного статуса, фактической нуждаемости гражданина в предоставлении ему жилого помещения на условиях договора социального найма в случаях утраты им ранее используемого жилого помещения, является обязательным условием для осуществления государственных гарантий в рамках социального найма.
2.6. Жилищным законодательством предусмотрен заявительный характер учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем
Определение ВК Верховного Суда РФ от 21 мая 2013 г. N 201-КГ13-6
Принятие на учет дееспособных граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется только на основании их заявлений.
В силу части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации вопрос о принятии на учет нуждающихся в жилье носит заявительный характер, поэтому предусмотрено, что если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям, то по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Определение Московского городского суда от 25 декабря 2015 г. N 4г-14067/15
Из содержания ч. 3 ст. 52 ЖК РФ следует, что принятие на учет дееспособных граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется только на основании их заявлений.
В силу части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации вопрос о принятии на учет нуждающихся в жилье носит заявительный характер, поэтому предусмотрено, что если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям, то по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В силу части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации вопрос о принятии на учет нуждающихся в жилье носит заявительный характер, поэтому предусмотрено, что если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям, то по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Жилищное законодательство в части, касающейся предоставления жилых помещений, предусматривало заявительный характер учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных законом оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на жилищное обеспечение.
2.7. Условие о принятии граждан на учет в качестве нуждающихся не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения
Определение Конституционного Суда РФ от 21 ноября 2013 г. N 1844-О
Условие о принятии на учет [в качестве нуждающихся в жилых помещениях] не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан, и является по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 7 июня 2016 г. N 49-КГ16-8
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учёт не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
Следовательно, принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда.
Условие о принятии на учет [в качестве нуждающихся в жилых помещениях] не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
Условие о принятии на учет [в качестве нуждающихся в жилых помещениях] не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
Условие о принятии на учет [в качестве нуждающихся в жилых помещениях] не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
Условие о принятии на учет [в качестве нуждающихся в жилых помещениях] не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
Условие о принятии на учет [в качестве нуждающихся в жилых помещениях] не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
2.8. Право органа местного самоуправления отказывать в принятии к рассмотрению заявления гражданина, обратившегося за постановкой на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, законодательством не предусмотрено
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 февраля 2015 г. N 47-КГ14-13
Частью 5 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет.
Аналогичные положения установлены Законом Оренбургской области от 23 ноября 2005 г. N 2733/489-III-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".
Таким образом, законом не предусмотрено право органа местного самоуправления отказывать в принятии к рассмотрению заявления гражданина, обратившего за постановкой на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях. В силу указанных выше нормативных предписаний, администрация обязана принять заявление и после рассмотрения вынести решение о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, либо об отказе в принятии на такой учет, на что правильно обращено внимание судом первой инстанции.
3. Постановка на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении определенных категорий граждан
3.1. Уполномоченный жилищный орган Министерства обороны РФ обязан осуществлять проверку правомерности действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на жилищный учет военнослужащих
Решение Верховного Суда РФ от 26 июня 2013 г. N ВКГПИ13-21
Уполномоченный жилищный орган Министерства обороны Российской Федерации не только вправе, но и обязан осуществлять проверку правомерности действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса [принятия на жилищный учет военнослужащих].
3.2. Военнослужащий при наличии необходимых условий должен быть признан нуждающимся в жилом помещении в случае, если у него по не зависящим от него причинам отсутствует справка о сдаче им жилого помещения по прежнему месту службы
Решение Верховного Суда РФ от 25 февраля 2010 г. N ВКГПИ10-7
Военнослужащему не может быть отказано в признании его нуждающимся в получении жилого помещения по мотивам отсутствия справки о сдаче жилого помещения в КЭЧ [квартирно-эксплуатационная часть] района по прежнему месту военной службы, если указанная справка объективно не может быть представлена военнослужащим по не зависящим от него причинам, но имеются другие данные, свидетельствующие о его нуждаемости в получении жилого помещения.
3.3. Законодательством Санкт-Петербурга предусмотрено определенное условие для принятия на учет в качестве нуждающихся ветеранов войны - проживание в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 декабря 2011 г. N 78-Г11-56
Реализовав предоставленное федеральным законодателем право определять порядок ведения учета нуждающихся в жилых помещениях ветеранов войны, предоставления им жилых помещений, законодатель Санкт-Петербурга предусмотрел помимо прочего и такое условие для принятия их на учет, как проживание в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет.
3.4. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, могут получить жилое помещение даже при наличии закрепленного за ними жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях при подтверждении объективной нуждаемости в жилом помещении имеют право на получение жилого помещения, в том числе при наличии закрепленного за ними жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи.
3.5. Для обеспечения инвалида жилым помещением необходимо лишь подтверждение его нуждаемости в жилье, признание малоимущим не требуется
Как разъяснил Конституционный Суд РФ в п. 2.2., п. 2.3 Определения от 12.04.2011 N 551-О-О состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ). Предоставление жилых помещений отдельным категориям граждан предусмотрено при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
Из указанных разъяснений можно сделать вывод, что для обеспечения инвалида жилым помещением необходимо лишь подтверждение его нуждаемости в жилье, на обязательное признание инвалида малоимущим в данном Определении не указывается.
Также в п. 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 901, в перечне документов, необходимых для признания инвалидов нуждающимися в жилом помещении, не предусмотрено представление решения о признании инвалида малоимущим.
В соответствии с ч. 3 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Таким образом, учитывая положения Федерального закона N 181-ФЗ, положения ст. ст. 49, 51, 52 ЖК РФ, названных выше Правил, разъяснения Конституционного Суда РФ, статья 17 Федерального закона не связывает право инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на обеспечение жилой площадью с их материальным положением, о чем также указал Верховный Суд РФ в решении от 13.03.2014 N АКПИ 13-1200.
3.6. Обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях после 01.01.2005, финансируется за счет субъектов РФ
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 29 января 2016 г. N 303-ЭС15-12721
В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Определение Верховного Суда РФ от 16 декабря 2015 г. N 305-ЭС15-16608
Источник финансирования затрат, связанных с предоставлением после 01.01.2005 жилья инвалидам и приравненным к ним категориям граждан, определен статьями 49, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Таким образом, суды пришли к выводу о том, что расходы по предоставлению жилых помещений указанным категориям инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, не относятся к расходам Российской Федерации; обеспечение жильем инвалидов и их семей, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, а применительно к порядку предоставления жилых помещений на условиях социального найма - за счет жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
На основании ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления.
Исходя из вышеизложенного, арбитражными судами сделан обоснованный вывод о том, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, то есть отнесение этих расходов к расходным обязательствам Российской Федерации прямо противоречит ст. 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Согласно части 3 статьи 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления.
Таким образом, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
3.7. Предоставление жилья инвалиду по договору социального найма во внеочередном порядке не является дополнительной обязанностью органа местного самоуправления
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 1 декабря 2015 г. N 303-ЭС15-9208
В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Законом Амурской области от 01.09.2005 N 38-ОЗ "О жилищной политике в Амурской области" к полномочиям органов местного самоуправления отнесены учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, предоставление жилых помещений по договорам социального найма. В отдельный список включаются граждане, имеющие право на внеочередное получение жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (пункт 8 статьи 10 Закона).
При этом пунктом 4 части 1 статьи 6 названного Закона нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, в составе семьи которых имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, предусмотренного в перечне, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, предоставление жилья инвалиду по договору социального найма во внеочередном порядке не является дополнительной обязанностью администрации. Суды не установили, в связи с чем у администрации возникли убытки.
Частью 3 статьи 52 ЖК РФ предусмотрено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления, им же предоставляются на основании соответствующих решений жилые помещения по договорам социального найма (часть 3 статьи 57 ЖК РФ).
Законом Амурской области от 01.09.2005 N 38-ОЗ "О жилищной политике в Амурской области" к полномочиям органов местного самоуправления отнесены учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, предоставление жилых помещений по договорам социального найма. В отдельный список включаются граждане, имеющие право на внеочередное получение жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (пункт 8 статьи 10 данного Закона). При этом пунктом 4 части 1 статьи 6 названного Закона нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, в составе семьи которых имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, предусмотренного в Перечне, установленном Правительством Российской Федерации.
Следовательно, предоставление жилья инвалиду по договору социального найма во внеочередном порядке не является дополнительной обязанностью администрации. Суды не установили, в связи с чем у администрации возникли убытки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Жилищный кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Жилищного кодекса РФ.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 июня 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Жилищный кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные А. Горбуновым, Н. Даниловой, М. Зацепиной, Е. Ефимовой, О. Коротиной, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, Е. Кустовой, Н. Королевой, О. Лаушкиной, А. Мигелем, А. Назаровой, А. Пелишенко, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Е. Хохловой, А. Чернышевой, Т. Эльгиной, Д. Демченко.