Энциклопедия судебной практики
Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий
(Ст. 53 ЖК)
1. Общие вопросы применения ст. 53 ЖК РФ
1.1. Ст. 53 ЖК РФ должна применяться во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ
Определение Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О
Применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Применение ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Применение ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Применение ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Применение ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Применение ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Применение ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Применение ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Применение ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Применение ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
1.2. Ст. 53 ЖК РФ предусматривает юридическую ответственность за намеренное ухудшение своих жилищных условий в целях приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий
Из смысла [ст. 53 ЖК РФ] следует, что указанная статья предусматривает меру юридической ответственности граждан за намеренное ухудшение своих жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, следовательно, она может быть применена к гражданину только в случае доказанности совершения данных действий осознанно, преднамеренно и умышленно с целью приобретения права состоять на учете.
1.3. Положения ст. 53 ЖК РФ направлены на предотвращение возможных злоупотреблений со стороны граждан, претендующих на получение социального жилья
Статьей 53 ЖК РФ предусмотрено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Положения указанной статьи направлены на предотвращение злоупотреблений, которые возможны со стороны граждан, претендующих на получение социального жилья.
1.4. Нуждаемость в улучшении жилищных условий устанавливается не только на момент постановки на учет, но и на момент реализации права на улучшение жилищных условий
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец распорядился своей долей в праве собственности на жилое помещение после того, как был поставлен в очередь на улучшение жилищных условий, в связи с чем негативные последствия ухудшения жилищных условий, предусмотренные ст. 53 Жилищного кодекса РФ, к нему неприменимы, являются необоснованными, поскольку нуждаемость в улучшении жилищных условий проверяется не только на момент постановки на учет, но и на момент реализации права на улучшение жилищных условий, в связи с чем суд обоснованно расценил указанные действия истца как намеренное ухудшение своих жилищных условий.
1.5. Ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы, если ими совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий
Определение Конституционного Суда РФ от 22 декабря 2015 г. N 2814-О (пункт 2)
Ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 апреля 2011 г. N 11-В11-8
Согласно положению статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Анализ приведенной нормы, учитывая правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О, свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
По смыслу ст. 53 ЖК РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий.
Учитывая правовую позицию, изложенную в Определении Конституционного Суда Российской Федерации, свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении, по смыслу ст. 53 ЖК РФ, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
По смыслу статьи 53 ЖК РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
В силу ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Из содержания приведенной нормы следует, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
1.6. Факт того, что вопрос о признании нуждающимся в жилом помещении поставлен заявителем не сразу после ухудшения жилищных условий, не свидетельствует о разумности и добросовестности его действий
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 13 июня 2012 г. N 33-8637
Истец фактически в 2008 г. добровольно отказался от прав на жилое помещение по договору социального найма, что равносильно такому предусмотренному ч. 2 ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 07.07.2004 г. N 409-61 действию как расторжение договора социального найма по инициативе гражданина. При этом истец распорядился своими жилищными правами по социальному найму по своему усмотрению, действовал неразумно, должен был осознавать, что в результате он ухудшает свои жилищные условия и это может привести его к состоянию, требующему участия со стороны государственной власти в обеспечении его другим жильем, что и произошло в конечном результате. При таком положении недобросовестным является притязание истца, требующего участия со стороны государственной власти в обеспечении его другим жильем в настоящее время, до истечения предусмотренного законом срока. То обстоятельство, что вопрос о признании нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма истец поставил не сразу после ухудшения жилищных условий, не свидетельствует о разумности и добросовестности его действий.
1.7. В каждом конкретном случае суду необходимо учитывать обстоятельства, которые могли привести к намеренному ухудшению жилищных условий
В каждом конкретном случае суду надлежит учитывать и оценивать обстоятельства, которые могли привести к намеренному ухудшению жилищных условий граждан в результате совершения умышленных действий.
1.8. Наличие статуса служебного жилого помещения исключает возможность применения ст. 53 ЖК РФ
Надзорное определение ВК Верховного Суда РФ от 10 марта 2011 г. N 211-В11-2
Как установлено судом первой инстанции, квартира получена заявителем от Министерства обороны Российской Федерации и является служебной. Из решения суда и материалов дела не видно, на основании каких сведений сделан этот вывод. Вместе с тем из объяснений представителя заявителя, данных в судебном заседании, усматривается, что указанная квартира находится в муниципальной собственности. Каких-либо иных доказательств, касающихся этого вопроса, в судебном заседании исследовано не было. В нарушение требований ст. 198 ГПК РФ оценки указанные обстоятельства в решении суда не получили, оставлено это без внимания и судом кассационной инстанции. Между тем они являются юридически значимыми для разрешения данного дела.
Наличие у квартиры статуса служебного жилого помещения исключает возможность применения положений ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку эти нормы регулируют правоотношения, возникающие при предоставлении жилья по договорам социального найма (раздел III ЖК РФ), и не могут быть распространены на специализированный жилищный фонд (раздел IV ЖК РФ).
1.9. Положения ст. 53 ЖК РФ не содержат какого-либо перечня оснований признания действий граждан намеренным ухудшением жилищных условий
Положение статьи 53 ЖК РФ, имеющего большую юридическую силу нежели Закон Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 года N 409-61, не содержит какого-либо перечня оснований признания действий граждан намеренным ухудшением жилищных условий.
Такое положение закона позволяет расширительно толковать и оценивать правомерные действия граждан, исходя из обстоятельств конкретного дела.
1.10. При определении уровня обеспеченности жилым помещением учитываются все жилые помещения, в т.ч. те, которые были отчуждены лицом, претендующим на признание его нуждающимся в предоставлении жилого помещения, в течение пяти лет, предшествующих обращению с заявлением о признании нуждающимся в жилом помещении
Для определения уровня обеспеченности жилым помещением должны приниматься во внимание все жилые помещения, в том числе которые были отчуждены лицом, претендующим на признание его нуждающимся в предоставлении жилого помещения, в течение пяти лет, предшествующих обращению с заявлением о признании нуждающимся в жилом помещении.
В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Соответственно, для определения уровня обеспеченности жилым помещением должны приниматься во внимание все жилые помещения, в том числе которые были отчуждены лицом, претендующим на признание его нуждающимся в предоставлении жилого помещения, в течение пяти лет, предшествующих обращению с заявлением о признании нуждающимся в жилом помещении.
В соответствии со ст.53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Соответственно, для определения уровня обеспеченности жилым помещением должны приниматься во внимание все жилые помещения, в том числе которые были отчуждены лицом, претендующим на признание его нуждающимся в предоставлении жилого помещения, в течение пяти лет, предшествующих обращению с заявлением о признании нуждающимся в жилом помещении.
2. Действия, направленные на ухудшение жилищных условий
2.1. Законодательство относит к ухудшению жилищных условий не любые действия, приведшие к уменьшению площади жилого помещения, а только те, в результате которых возникла нуждаемость в жилых помещениях
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 марта 2011 г. N 5-В10-102
Вывод суда о том, что заявитель ухудшил свои жилищные условия, поскольку размер площади жилого помещения, приходившийся на него в квартире N 1 17,2 кв. метров в связи с переселением в квартиру N 2, уменьшился до 11,22 кв. метров, является неправильным, поскольку действующее законодательство ухудшение жилищных условий связывает не с любыми действиями, приведшими к уменьшению площади жилого помещения, а только с такими действиями, в результате которых возникла нуждаемость в жилых помещениях. Однако такой нуждаемости у него в связи с вселением в квартиру N 2 не возникло.
По смыслу ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации ограничения в постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях являются допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий.
Действующее законодательство ухудшение жилищных условий связывает не с любыми действиями, приведшими к уменьшению площади жилого помещения, а только с такими, в результате которых возникла нуждаемость.
Действующее законодательство ухудшение жилищных условий связывает не с любыми действиями, приведшими к уменьшению площади жилого помещения, а только с такими действиями, в результате которых возникла нуждаемость в жилых помещениях либо право на их получение.
Действующее законодательство связывает ухудшение жилищных условий не с любыми действиями, приведшими к уменьшению площади жилого помещения, а только с теми, в результате которых возникла нуждаемость в жилых помещениях.
Действующее законодательство ухудшение жилищных условий связывает не с любыми действиями, приведшими к уменьшению площади жилого помещения, а только с такими действиями, в результате которых возникла нуждаемость в жилых помещениях.
Действующее законодательство ухудшение жилищных условий связывает не с любыми действиями, приведшими к уменьшению площади жилого помещения, а только с такими действиями, в результате которых возникла нуждаемость в жилых помещениях.
Действующее законодательство ухудшение жилищных условий связывает не с любыми действиями, приведшими к уменьшению площади жилого помещения, а только с такими действиями, в результате которых возникла нуждаемость в жилых помещениях.
Действующее законодательство ухудшение жилищных условий связывает не с любыми действиями, приведшими к уменьшению площади жилого помещения, а только с такими действиями, в результате которых возникла нуждаемость в жилых помещениях.
Действующее законодательство ухудшение жилищных условий связывает не с любыми действиями, приведшими к уменьшению площади жилого помещения, а только с такими действиями, в результате которых возникла нуждаемость в жилых помещениях.
Действующее законодательство ухудшение жилищных условий связывает не с любыми действиями, приведшими к уменьшению площади жилого помещения, а только с такими действиями, в результате которых возникла нуждаемость в жилых помещениях.
2.2. Совершение действий, направленных на ухудшение жилищных условий, препятствует принятию на учет только тех граждан, которые совершили эти действия
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 марта 2011 г. N 5-В10-102
По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации совершение действий по ухудшению жилищных условий препятствует принятию на учет только тех граждан, которые совершили эти действия. Права иных граждан быть принятыми и состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях при наличии к тому предусмотренных законом оснований не могут быть ограничены в связи с совершением кем бы то ни было действий по ухудшению жилищных условий.
По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса РФ совершение действий по ухудшению жилищных условий препятствует принятию на учет только тех граждан, которые совершили эти действия. Права иных граждан быть принятыми и состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях при наличии к тому предусмотренных законом оснований, не могут быть ограничены в связи с совершением кем бы то ни было действий по ухудшению жилищных условий.
По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса РФ совершение действий по ухудшению жилищных условий препятствует принятию на учет только тех граждан, которые совершили эти действия. Права иных граждан быть принятыми и состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях при наличии к тому предусмотренных законом оснований, не могут быть ограничены в связи с совершением кем бы то ни было действий по ухудшению жилищных условий.
2.3. Законодательство РФ не содержит перечня намеренных действий, совершаемых гражданами с целью признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 ноября 2012 г. N 44-АПГ12-16
Из содержания статьи 53 Жилищного кодекса РФ следует, что она не содержит перечня намеренных действий, совершенных гражданами с целью признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий.
2.4. Установление перечня действий, являющихся намеренным ухудшением жилищных условий, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 ноября 2012 г. N 44-АПГ12-16
Поскольку жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, федеральное законодательство не устанавливает перечня действий, совершенных гражданами с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, субъект Российской Федерации вправе был осуществить собственное правовое регулирование и установить перечень таких действий.
2.5. Действиями, повлекшими ухудшение жилищных условий, признаются действия, в результате которых уменьшилась жилищная обеспеченность граждан
На основании статьи 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса РФ действиями, повлекшими ухудшение гражданами своих жилищных условий, признаются действия, в результате которых уменьшилась жилищная обеспеченность граждан, к которым можно отнести и прекращение права собственности по инициативе гражданина.
2.6. К действиям, намеренно ухудшающим жилищные условия, относится отчуждение собственного недвижимого имущества
Проанализировав обстоятельства дела, судебная коллегия приходит к выводу, что, продав принадлежащий ей на праве собственности жилой дом своей дочери и вселившись в него как член семьи, заявительница намеренно ухудшила свои жилищные условия, поскольку добровольно совершила действия по отчуждению собственного недвижимого имущества, в связи с чем не может быть принята на учет нуждающихся в улучшении жилья в течение пяти лет.
2.7. Поводы для продажи собственной недвижимости в виде состояния здоровья, преклонного возраста и нуждаемости в постороннем уходе не являются основанием постановки на учет, если вырученные от продажи денежные средства не были использованы в целях улучшения жилищных условий
Доводы истца о том, что поводом для продажи дома являлось ее состояние здоровья, преклонный возраст и нуждаемость в постороннем уходе, не могут являться основанием для признания незаконным отказа в ее постановке на учет в силу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку вырученные от продажи дома денежные средства не были использованы ей в целях улучшения жилищных условий истца (например, для приобретения дома для всей семьи большей площадью).
2.8. Действия, ухудшающие жилищные условия, могут заключаться во вселении в жилое помещение других граждан, которые имеют возможность проживать в другом жилом помещении, если в результате их вселения жилая площадь на каждого проживающего становится меньше учетной нормы
Граждане, которые намеренно предприняли действия, направленные на ухудшение своих жилищных условий, с целью приобретения права постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются на учет не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Такие действия могут заключаться, например, во вселении в жилое помещение других граждан, которые имеют возможность проживать в другом жилом помещении. В результате их вселения в жилое помещение жилая площадь на каждого проживающего становится меньше учетной нормы. Возникает право постановки на учет. Намеренными действиями могут быть признаны и действия по умышленному разрушению жилого помещения с целью приведения его в состояние, негодное для проживания, и т.д.
2.9. Регистрация в непригодном для проживания жилом помещении может быть признана намеренным ухудшением жилищных условий
Действия, связанные с регистрацией в непригодном для проживания жилом помещении, суд правильно расценил как действия, направленные для ухудшения жилищных условий.
2.10. Дарение принадлежащего гражданину жилого помещения свидетельствует о намеренном ухудшении жилищных условий
Определение Московского городского суда от 1 декабря 2011 г. N 4г/1-7610
Суд правомерно исходил из того, что действия по передаче имеющихся в собственности у истца и его жены жилых помещений в дар родственникам свидетельствуют об ухудшении жилищных условий. В связи с данным обстоятельством действия начальника управления строительства, инженерного обеспечения и расквартирования ВМФ, связанные со снятием истца и членов его семьи с учета в качестве нуждающихся в получении жилья в избранном после увольнения с военной службы месте жительства, соответствуют требованиям действующего законодательства.
2.11. Действиями, направленными на ухудшение жилищных условий, являются не только действия самого гражданина, но и действия членов его семьи
Поскольку для установления нуждаемости гражданина в жилом помещении следует учитывать суммарную общую площадь всех жилых помещений, имеющихся не только у него, но и у членов его семьи, то и под намеренными действиями, в результате которых такой гражданин может быть признан нуждающимся в жилом помещении, следует понимать не только действия самого гражданина, но и действия членов его семьи.
2.12. К намеренным действиям, направленным на ухудшение жилищных условий, относятся отчуждение жилого помещения в результате обмена, мены, продажи
Cтатья 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 4 указанного выше закона Оренбургской области не допускается принятие на учет граждан, которые с намерением права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее пяти лет со дня совершения указанных намеренных действий. Под намеренными действиями подразумевается ухудшение гражданами жилищных условий в результате обмена, мены, продажи, отчуждения жилого помещения и других условий.
2.13. Добровольный отказ гражданина от постоянного бессрочного права пользования квартирой признается намеренным ухудшением жилищных условий
В рассмотренном деле заявитель отказался добровольно от постоянного бессрочного права пользования квартирой, которое не давало ему оснований для постановки на учет, и приобрел такие основания в результате указанных действий.
В смысле положения статьи 53 ЖК РФ тем самым заявитель совершил действия по намеренному ухудшению жилищных условий.
3. Действия, не свидетельствующие о намеренном ухудшении жилищных условий
3.1. Расторжение супругой военнослужащего в отношении себя договора социального найма жилого помещения в связи с выездом к месту военной службы в другой населенный пункт не является намеренным ухудшением жилищных условий
Расторжение супругой (супругом) военнослужащего в отношении себя на основании статьи 83 ЖК РФ договора социального найма жилого помещения в связи с выездом к месту военной службы супруга (супруги) в другой населенный пункт не относится к действиям по намеренному ухудшению жилищных условий (статья 53 ЖК РФ).
Расторжение супругой (супругом) военнослужащего в отношении себя на основании статьи 83 ЖК РФ договора социального найма жилого помещения в связи с выездом к месту военной службы супруга (супруги) в другой населенный пункт не относится к действиям по намеренному ухудшению жилищных условий (статья 53 ЖК РФ).
Расторжение супругой (супругом) военнослужащего в отношении себя на основании статьи 83 ЖК РФ договора социального найма жилого помещения в связи с выездом к месту военной службы супруга (супруги) в другой населенный пункт не относится к действиям по намеренному ухудшению жилищных условий (статья 53 ЖК РФ).
Расторжение супругой (супругом) военнослужащего в отношении себя на основании статьи 83 ЖК РФ договора социального найма жилого помещения в связи с выездом к месту военной службы супруга (супруги) в другой населенный пункт не относится к действиям по намеренному ухудшению жилищных условий (статья 53 ЖК РФ).
Расторжение супругой (супругом) военнослужащего в отношении себя на основании статьи 83 ЖК РФ договора социального найма жилого помещения в связи с выездом к месту военной службы супруга (супруги) в другой населенный пункт не относится к действиям по намеренному ухудшению жилищных условий (статья 53 ЖК РФ).
3.2. Признание гражданина утратившим право на жилое помещение в судебном порядке нельзя признать намеренным ухудшением жилищных условий
Непременным условием применения последствий, предусмотренных статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с ухудшением жилищных условий является намеренный характер действий лица, имеющего целью лишь постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в то время как отчуждение доли носило вынужденный характер и напрямую не зависело от волеизъявления истца, поскольку квартира была реализована не в результате гражданско-правовой сделки, а на торгах по решению суда.
3.3. Смена регистрации по месту жительства, связанная с постоянной трудовой деятельностью в другом населенном пункте, не является намеренным ухудшением жилищных условий
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что доказательств намеренного ухудшения заявителем жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в смысле ст. 53 ЖК РФ материалы дела не содержат, смена регистрации по месту жительства носит исключительно вынужденный характер, связан с постоянной трудовой деятельностью в другом населенном пункте.
3.4. Регистрация обоих супругов по одному адресу не является намеренным ухудшением жилищных условий
Согласно разъяснениям Министерства регионального развития РФ от 30.10.2008 г. N 27953-СК/07 Минрегион России не считает намеренным ухудшение жилищных условий регистрацию обоих супругов в молодой семье по одному адресу.
3.5. Факт отчуждения принадлежащей гражданину квартиры сам по себе однозначно не свидетельствует о намеренном ухудшении жилищных условий
Сам факт отчуждения ранее принадлежащей гражданину квартиры однозначно о намеренном ухудшении жилищных условий не свидетельствует. Ответчиком в обоснование законности принятого им распоряжения о снятии гражданина с учета, кроме ссылки на сам факт отчуждения квартиры, иных доказательств, свидетельствующих об умышленном, намеренном ухудшении жилищных условий, не представлено.
В данном случае, по мнению судебной коллегии, прямой причинно-следственной связи между действиями гражданина и намерением состоять на жилищном учете и получить жилье не имеется.
Из пояснений заявителя следует, что продажа квартиры была обусловлена необходимостью переезда к дочери ввиду возраста и ухудшения его состояния здоровья, однако впоследствии переезд не состоялся, поскольку дочь сообщила, что не может принять его к себе для проживания в связи с вселением в квартиру внука. Деньги от продажи квартиры раздал детям.
Данные доводы заявителя не получили должной оценки суда.
Между тем в обоснование своих доводов о непреднамеренном ухудшении жилищных условий заявитель представил соответствующие доказательства, которые нашли свое подтверждение и в заседании судебной коллегии.
3.6. Действия по вселению в жилое помещение своих несовершеннолетних детей не являются намеренным ухудшением жилищных условий
Судебная коллегия исходит из того, что рождение в семье истца правнука исходя из содержания положений ст. 31 ЖК РФ о праве на вселение несовершеннолетних детей к их родителям и положений ст. 53 ЖК РФ нельзя признать намеренным ухудшением жилищных условий истца.
3.7. Вынужденная продажа жилого помещения, связанная с состоянием здоровья, престарелым возрастом, нуждаемостью в постороннем уходе, не свидетельствует о намеренном ухудшении жилищных условий
Определение СК по гражданским делам Приморского краевого суда от 01 февраля 2012 г. по делу N 33-831
В силу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Анализ приведенной нормы свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Однако судом не выявлены такие действия заявителя, направленные на ухудшение жилищных условий. Напротив, судом установлено, что реализация дома, являющегося предыдущим местом жительства заявителя, была вынужденной. Состояние здоровья и престарелый возраст заявителя свидетельствуют о нуждаемости в постороннем уходе, так как самостоятельно проживать и содержать дом она не может, вырученные от продажи дома средства недостаточны для приобретения жилого помещения.
3.8. Вселение в жилое помещение супругов членов семьи нанимателей по договору социального найма жилья не является намеренным ухудшением жилищных условий
В развитие жилищного законодательства, в пределах полномочий субъекта РФ приняты Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в "данные изъяты".
П. 18 Правил, уточняя содержание нормы ст. 53 ЖК РФ в пределах предоставленных полномочий, указывает, что принятие на учет граждан, у которых жилищные условия ухудшились в результате совершенного обмена или раздела жилой площади, вселения других лиц (кроме супругов, детей и нетрудоспособных родителей) или иных действий, производится по истечении пяти лет со времени ухудшения жилищных условий.
Из смысла и содержания приведенных правовых норм следует, что вселение в жилое помещение супругов членов семьи нанимателей по договору социального найма жилья не может расцениваться как преднамеренные действия по ухудшению жилищных условий, в результате которых такие граждане не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях и приниматься на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
4. Иные вопросы
4.1. При рассмотрении дела об оспаривании отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий суду необходимо устанавливать, какие конкретно действия, направленные на ухудшение жилищных условий, совершены заявителем
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 апреля 2011 г. N 11-В11-8
Согласно положению статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
С учетом изложенного суду необходимо было установить, какие конкретно действия, направленные на ухудшение жилищных условий, совершила заявительница, являются ли они умышленными и недобросовестными, дав правовую оценку фактическим обстоятельствам дела.
4.2. Наличие регистрации по месту жительства у лица, нуждающегося в жилом помещении, а также последующее изменение им адреса регистрационного учёта, не являются основанием для исчисления срока, установленного ст. 53 ЖК РФ, с даты снятия его с регистрационного учета
Сам по себе факт регистрационного учёта заявителя по месту жительства в квартире "адрес" до "дата", как и последующее изменение им адреса регистрационного учёта, не могли служить основанием для вывода об исчислении срока, установленного статьёй 53 ЖК Российской Федерации, с указанной даты.
4.3. Ухудшение жилищных условий несовершеннолетних детей, в результате которых они подлежат признанию нуждающимися в жилых помещениях, не имеет правового значения для рассмотрения вопроса об их включении в учетное дело родителей
Согласно части 1 статьи 10 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" члены семьи, вселенные гражданином после принятия его на учет, включаются в учетное дело по заявлению гражданина только в случае, если они соответствуют требованиям пункта 2 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга. Исключение составляют несовершеннолетние дети, вселенные к родителям. В соответствии с пунктом 2 статьи 1 приведенного Закона на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, в том числе граждане без определенного места жительства, и признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Поскольку по смыслу части 1 статьи 10 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 для включения в учетное дело несовершеннолетних детей, вселенных к родителям, не требуется признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий, то в данном случае нельзя говорить о возможности применения в отношении указанных лиц положений статьи 53 ЖК РФ, поскольку обстоятельства ухудшения жилищных условий несовершеннолетних детей, в результате которых данные лица могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, не имеют правового значения для рассмотрения вопроса об их включении в учетное дело родителей. Кроме того, судом необоснованно оставлено без внимания то обстоятельство, что Р. как в период проживания в квартире своей матери, так и в момент выезда из нее в связи с вселением в квартиру по месту жительства отца, являлся малолетним.
4.4. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий не распространяются на несовершеннолетних граждан
В соответствии с частью 1 статьи 21 Гражданского кодекса Российской Федерации способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. При таких данных предусмотренные статьей 53 ЖК РФ последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий не могли распространяться на несовершеннолетнего, который на момент фактического выезда из квартиры матери не достиг восемнадцатилетнего возраста.
4.5. Положениями ЖК РФ не установлен порядок обеспечения военнослужащих жилыми помещениями в избранном постоянном месте жительства
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о несостоятельности ссылки ответчика на статью 53 Жилищного кодекса РФ, введенного в действие с 1 марта 2005 года, в соответствии с которой граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Указанная норма материального права не подлежит применению к спорным правоотношениям и по тем основаниям, что обеспечение военнослужащих жилыми помещениями в избранном постоянном месте жительства Жилищным кодексом РФ не регламентировано. Как было указано выше, формы и порядок реализации военнослужащими и гражданами, уволенными с военной службы, конституционного права на жилище установлены статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Жилищный кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Жилищного кодекса РФ.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 ноября 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Жилищный кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные А. Горбуновым, Н. Даниловой, М. Зацепиной, Е. Ефимовой, О. Коротиной, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, Е. Кустовой, Н. Королевой, О. Лаушкиной, А. Мигелем, А. Назаровой, А. Пелишенко, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Е. Хохловой, А. Чернышевой, Т. Эльгиной, Д. Демченко.