Энциклопедия судебной практики
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством
(Ст. 34 ЗК)
Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ст. 34 ЗК признана утратившей силу с 1 марта 2015 г.
1. Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством
1.1. Законодателем установлен различный порядок предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в зависимости от целей использования
Исходя из анализа статей 30, 30.1, 30.2, 34 ЗК РФ апелляционным судом правильно указывалось, что законодателем установлен различный порядок предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности в зависимости от целей их использования, для строительства либо не связанных со строительством.
Из анализа положений статей 30, 30.1, 30.2, 34 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что законодателем установлен различный порядок предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в зависимости от целей их использования, в связи с чем процедура предоставления земельных участков в аренду для строительства, предусмотренная статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации, и процедура предоставления земельных участков в аренду для целей, не связанных со строительством, предусмотренная статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, различны.
1.2. Правила предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, распространяются на юридических лиц по аналогии закона
Судами обеих инстанций обоснованно отмечено, что поскольку действующим законодательством не определен порядок предоставления юридическим лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством, то в данном случае в соответствии со ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации положения ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации по аналогии закона распространяются и на юридических лиц.
В связи с тем что действующим законодательством не определен порядок предоставления юридическим лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством, положения статьи 34 ЗК РФ распространяются и на юридических лиц.
1.3. Земельные участки для целей, не связанных со строительством, предоставляются в заявительном порядке
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 сентября 2014 г. N 44-КГ14-4
Заявление о предоставлении земельного участка для ведения индивидуального садоводства подлежит рассмотрению в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, следовательно, что не может повлечь нарушение прав иных лиц, обратившихся за предоставлением этого же земельного участка, так как иным лицам, обратившимся с заявлением о предоставлении земельного участка, могут быть предложены альтернативные земельные участки либо разъяснено право на повторное обращение с заявлением о предоставлении иного земельного участка.
Суд обоснованно указал, что пунктом 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен заявительный порядок предоставления земельных участков заинтересованным в этом лицам, проведение торгов при этом не предусматривается, поскольку земельный участок предоставляется лицу, произведшему кадастровые работы и кадастровый учет испрашиваемого участка, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Пункт 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации не дает право органам местного самоуправления изменять положения пунктов 2 - 5 данной статьи и не относится к понятию установления "процедуры и критериев предоставления таких земельных участков". Проведение торгов нарушает положения статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации и в части сроков рассмотрения заявления гражданина и предоставления ему земельного участка.
1.4. Земельные участки для целей, не связанных со строительством, предоставляются в порядке очередности регистрации соответствующих заявлений
Проанализировав положения ст. 34 ЗК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что очередность предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, определяется по дате регистрации соответствующих заявлений. Таким образом, преимущественное право на испрашиваемый земельный участок при наличии на него нескольких заявлений имеет гражданин, чье заявление зарегистрировано ранее. Заявление, поступившее позднее, может быть удовлетворено в случае, если предыдущее заявление отклонено либо гражданин, подавший предыдущее заявление, отказался от него. При этом возможности проведения аукциона в рамках процедуры предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, положения ст. 34 ЗК РФ не предусматривают.
1.5. Обращение с заявлением о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, является самостоятельным и достаточным основанием для инициирования процедуры выбора и формирования земельного участка
По смыслу приведенной нормы статьи 34 Земельного кодекса РФ реализация заинтересованным лицом права на получение в пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, не ставится в зависимость от наличия либо отсутствия у заявителя заключенных им с органами публичной власти каких-либо сделок, прямо или косвенно связанных с предполагаемым использованием испрашиваемого земельного участка. Более того, в силу прямого указания пункта 2 статьи 34 Земельного кодекса РФ обращение заинтересованного лица в уполномоченный орган с соответствующим заявлением является самостоятельным и достаточным основанием для инициирования процедуры выбора и формирования земельного участка для целей, не связанных со строительством.
1.6. ЗК РФ не предусматривает предоставление преимуществ лицам, непосредственно обратившимся в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством
Судами первой и апелляционной инстанций не учтено, что реализация права лица на подачу заявления о предоставлении земельного участка допустима только на условиях, установленных земельным и гражданским законодательством, и в порядке, предусмотренном статьей 34 ЗК РФ, который не содержит каких-либо изъятий для лиц, непосредственно обратившихся в компетентный орган с заявлениями о предоставлении земельных участков, и не дает таким лицам преимуществ.
1.7. Статья 34 ЗК РФ не регулирует порядок предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в случаях, когда на земельный участок претендуют нескольких лиц
Порядок предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в случаях, если на земельный участок претендуют нескольких лиц, а также при наличии объекта недвижимости на испрашиваемом земельном участке, а равно если земельный участок сформирован, поставлен на кадастровый учет и ранее использовался в определенных целях, нормами статьи 34 ЗК РФ не регламентирован.
1.8. Процедура предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, не предусматривает проведение торгов
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 сентября 2014 г. N 44-КГ14-4
Анализ правовых норм в их системном единстве [в т.ч. ст. 34 ЗК РФ] с учётом того, что целями использования земельного участка под садоводство исходя из статьи 1 Федерального закона N 66-ФЗ являются выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля и отдых, право возведения жилого строения является дополнительным правом, а не целью использования земельного участка, свидетельствует о том, что земельный участок под садоводство должен предоставляться в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, а не в соответствии со статьёй 30 этого же Кодекса, то есть без проведения торгов.
Суд обоснованно указал, что пунктом 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен заявительный порядок предоставления земельных участков заинтересованным в этом лицам, проведение торгов при этом не предусматривается, поскольку земельный участок предоставляется лицу, произведшему кадастровые работы и кадастровый учет испрашиваемого участка, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Пункт 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации не дает право органам местного самоуправления изменять положения пунктов 2-5 данной статьи и не относится к понятию установления "процедуры и критериев предоставления таких земельных участков". Проведение торгов нарушает положения статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации и в части сроков рассмотрения заявления гражданина и предоставления ему земельного участка.
1.9. В случае подачи двух и более заявлений о предоставлении земельного участка право аренды такого земельного участка подлежит выставлению на торги
Предоставление земельных участков в соответствии со статьей 34 ЗК РФ осуществляется путем рассмотрения заявок всех претендентов, которые выявляются органом местного самоуправления путем заблаговременной публикации информации о передаваемом земельном участке. При этом порядок предоставления земельного участка определяется органом местного самоуправления по итогам опубликования информации и в случае наличия двух или более претендентов предоставляется по результатам торгов.
Судами верно определено, что в соответствии с общими принципами земельного законодательства и антимонопольного законодательства, требованиями ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации при наличии нескольких претендентов на земельный участок выбор между ними не может быть произвольным, определение процедуры предоставления земли должно производится при соблюдении интересов муниципального образования и обеспечения гарантий равных возможностей заинтересованных лиц на приобретение земельного участка, то есть путем проведения торгов.
Если от лиц, имеющих право на получение земельного участка в специальном порядке, поступило несколько заявок о предоставлении одного и того же земельного участка, то право на заключение договора аренды земельного участка выставляется на торги.
Данный вывод следует из системного толкования положений статей 1, 34 и 38 Земельного кодекса, статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения и статьи 12 Закона о фермерском хозяйстве.
Земельным кодексом Российской Федерации не урегулирован порядок предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в случае, если на данный земельный участок претендуют несколько лиц. В таких случаях является возможным определение претендента на спорный участок путем выставления его на торги, поскольку указанный способ предоставления земельного участка будет отвечать принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в подпункте 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, а также позволит обеспечить справедливость, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Однако обязательное проведение торгов при предоставлении земельного участка гражданину для садоводства и закрепление в оспариваемом постановлении возможности предоставления земельного участка для садоводства исключительно на торгах противоречит положениям статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
1.10. Закон не содержит запрета на предоставление в аренду земельных участков, находящихся в резерве для государственных или муниципальных нужд
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством, предусмотрен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, положения которой не содержат запрета в предоставлении в аренду земельных участков, находящихся в резерве для государственных или муниципальных нужд.
2. Условия предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством
2.1. Для целей, не связанных со строительством, предоставляются земельные участки, свободные от прав третьих лиц
Из системного толкования положений статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации и постановления правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О Порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" следует, что указанными нормами предусмотрено предоставление гражданам и юридическим лицам, заинтересованным в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, свободных земельных участков.
2.2. Предоставление земельного участка для целей, не связанных со строительством, осуществляется только в отношении земельных участков, которые не сформированы и не поставлены на кадастровый учет
Исходя из содержания нормы пункта 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ предусмотренная в ней процедура предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, применяется в отношении земельных участков, которые не сформированы и не поставлены на кадастровый учет.
Применяя статью 34 Земельного кодекса РФ, арбитражные суды не учли, что предусмотренная данной нормой права процедура выбора земельного участка для целей, не связанных со строительством, предполагает утверждение схемы расположения испрашиваемого заявителем участка и проведение его последующего кадастрового учета, следовательно, такая процедура не распространяется на случаи обращения заинтересованного лица по вопросу предоставления уже сформированного и прошедшего кадастровый учет земельного участка.
Названной нормой права [статьей 34 Земельного кодекса РФ] установлен порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. При этом из ее содержания следует, что предоставление земельных участков в порядке статьи 34 Земельного кодекса РФ осуществляется в отношении земельных участков, по которым не проведены кадастровые работы и которые не поставлены на кадастровый учет.
2.3. Предоставление земельного участка для целей, не связанных со строительством, уполномоченный орган производит с учетом зонирования территории
Из положений п. 4 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством реализуется с учётом зонирования территорий.
2.4. Публичное информирование о предстоящем предоставлении земельных участков является одним из условий законности их предоставления
Необходимо отметить императивное требование пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса РФ, предписывающее обязательное обеспечение органом государственной власти и органом местного самоуправления подготовки информации о земельных участках, предоставляемых в аренду, и заблаговременную публикацию такой информации. По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Кодекса).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок. Такой порядок предоставления земельных участков позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка.
Предусмотренное законом требование об информировании населения о предстоящем предоставлении земельных участков обеспечивает реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, сочетания интересов общества и отдельных лиц, а также направлено на защиту прав и законных интересов конкретных лиц, в частности возможных претендентов на земельный участок.
2.5. Согласование схемы земельного участка является первоначальной и необходимой процедурой для принятия решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельного участка
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 января 2013 г. N ВАС-298/13
Исходя из положений статей 29, 34 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство не содержит норм, прямо запрещающих органу местного самоуправления утверждать схемы расположения земельных участков, границы которых пересекают границы иных земельных участков, в том числе в отношении которых проведен их кадастровый учет, поскольку утвержденная схема расположения земельного участка является первоначальным этапом, предшествующим его предоставлении заинтересованному лицу на том или ином праве.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 ноября 2012 г. N ВАС-15192/12
Судами учтено, что согласно положениям статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации согласование схемы расположения земельного участка является обязательным этапом процедуры предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Вопрос о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельного участка подлежит разрешению после составления и утверждения схемы расположения земельного участка, содержащей информацию о возможных установленных ограничениях, существующих на кадастровом плане спорной территории.
Утверждение и выдача заявителю схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является одним из этапов решения вопроса о предоставлении земельного участка в аренду.
Из анализа п. 4 ст. 34 ЗК РФ следует, что утверждение схемы расположения земельного участка является первоначальным этапом в административной процедуре предоставления участков.
Нормы статей 29, 34 ЗК РФ не содержат прямого запрета органу местного самоуправления утверждать схемы расположения земельных участков, в том числе в случаях, когда их границы пересекают границы иных земельных участков.
Из приведенных выше норм статьи 34 Земельного кодекса РФ следует, что для реализации права на получение в аренду земельного участка для целей, не связанных со строительством, должен быть соблюден определенный ст. 34 Земельного кодекса РФ порядок, в частности, утверждена и выдана схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, проведены работы по формированию и постановке земельного участка на государственный кадастровый учет, после чего орган местного самоуправления принимает решение о передаче земельного участка в аренду заявителю.
2.6. Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории само по себе не является основанием для предоставления земельного участка
В силу пункта 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка.
С учетом этого утверждения схемы расположения земельного участка являются первоначальным этапом в процедуре предоставления земельного участка на том или ином праве и не порождают обязанности предоставления земельного участка.
3. Права и обязанности органов, уполномоченных на предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством
3.1. Органы местного самоуправления вправе определить, какой способ использования земель является наиболее эффективным для конкретного населенного пункта
По смыслу статьи 34 Земельного кодекса РФ указанные в ней органы, осуществляющие распоряжение земельными участками, вправе определить, какой способ использования земель является наиболее эффективным для конкретного населенного пункта, муниципального образования.
3.2. Орган местного самоуправления вправе определять порядок (процедуру) рассмотрения заявок о предоставлении земельных участков только в рамках федерального законодательства
Определение Конституционного Суда РФ от 27 января 2011 г. N 72-О-О
Положения пунктов 2 и 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, а также подпунктов 2 и 3 пункта 1 статьи 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", устанавливающие право гражданина на подачу заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления о предоставлении или передаче земельного участка в собственность или аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и обязанность органа государственной власти или органа местного самоуправления принять решение о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче его в аренду, применяются в нормативном единстве с другими положениями Земельного кодекса Российской Федерации и иных законодательных актов. Следовательно, реализация права гражданина на подачу заявления о предоставлении земельного участка, равно как и исполнение обязанности органа государственной власти или органа местного самоуправления принять соответствующее решение, закрепленные данными положениями, допустимы лишь на условиях, установленных законом, в частности исходя из общего принципа платности предоставления земельных участков в собственность граждан или прямо установленных законом случаев предоставления земельных участков в собственность бесплатно.
Реализация права гражданина на подачу заявления о предоставлении земельного участка, равно как и исполнение обязанности органа государственной власти или органа местного самоуправления принять соответствующее решение допустимы лишь на условиях, установленных законом. Так, предоставление земельного участка, как и отказ в его предоставлении, осуществляется на основании норм права, регулирующих соответствующие правоотношения, в том числе с учетом градостроительного зонирования территории, разрешенного использования земельного участка, а также наличия либо отсутствия в отношении него кадастрового учета (статья 34 ЗК РФ) исходя из недопустимости необоснованного отказа в их предоставлении (пункт 4 статьи 28 ЗК РФ), а также в соответствии с основными принципами земельного законодательства: платности, публичности, справедливости, открытости и других основополагающих принципов.
3.3. Право выбора земельного участка для целей, не связанных со строительством, принадлежит не заявителю, а органу местного самоуправления
По смыслу ч.ч. 2, 3, 4 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка, должно обратиться в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка. В этом заявлении должны быть указаны цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. На основании данного заявления орган местного управления выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Из этого следует, что право выбора земельного участка принадлежит не заявителю, а органу местного самоуправления, а потому претендовать на конкретный земельный участок заявитель не вправе, причем вне зависимости от того, выполнены ли в отношении этого участка кадастровые работы и осуществлен ли его кадастровый учет.
3.4. Управление и распоряжение земельными участками должно осуществляться уполномоченным органом с учетом интересов всех лиц, желающих приобрести земельные участки
Определение Конституционного Суда РФ от 25 ноября 2010 г. N 1549-О-О
Нормы абзаца второго и абзаца четвертого пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса РФ во взаимосвязи с абзацем первым пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, направлены на обеспечение справедливого баланса между интересами всех лиц, желающих приобрести в собственность или аренду земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и вопросов оплаты работ за формирование земельных участков не регламентируют.
3.5. Уполномоченный орган обязан рассмотреть все поступившие в срок заявки о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством
Апелляционное определение СК по гражданским делам Челябинского областного суда от 11 июня 2013 г.
Анализ положений ст. 34 Земельного кодекса РФ позволяет сделать вывод о том, что орган местного самоуправления обязан принять все поступившие заявления о предоставлении земельного участка, рассмотреть и оценить их согласно установленным критериям.
3.6. Решения о предоставлении или об отказе в предоставлении земельных участков органы местного самоуправления принимают самостоятельно
Исходя из системного анализа положений статей 29, 34 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления самостоятельны в принятии решений о судьбе конкретных земельных участков, то есть орган местного самоуправления вправе отказать в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством.
3.7. Решение о передаче земельного участка в аренду заявителю порождает у органа местного самоуправления обязанность по заключению договора аренды земельного участка, а у заявителя - право требовать заключения такого договора
Как следует из положений пунктов 5, 6 статьи 34 Земельного кодекса РФ, обязанность органа местного самоуправления по заключению договора аренды земельного участка и право заявителя требовать заключения такого договора возникают после принятия органом местного самоуправления решения о передаче земельного участка в аренду заявителю.
3.8. Органы местного самоуправления осуществляют формирование земельного участка посредством изготовления и утверждения проекта границ земельных участков, изготовления и утверждения схемы расположения земельных участков
В соответствии со статьей 34 ЗК РФ земельные участки, как объекты земельных отношений, могут появиться только в результате соблюдения органом публичной власти установленной нормативными актами процедуры предоставления таких участков заинтересованным лицам, включающей и процедуру формирования отдельного земельного участка путем выделения его из существующего участка.
3.9. Орган местного самоуправления обязан на основании заявления утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 ноября 2010 г. N ВАС-12881/10
Суд, руководствуясь статьей 22, пунктом 5 статьи 27, статьей 29, пунктами 4 - 6 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, сделал вывод о том, что орган местного самоуправления был обязан рассмотреть по существу в установленные сроки обращение департамента, составить и утвердить схемы расположения испрашиваемых земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с учетом зонирования территории, норм отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Утверждение и выдача органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в силу пунктов 4, 5 статьи 34 ЗК РФ является обязательным условием и основанием для последующего выполнения предпринимателем за его счет кадастровых работ в отношении земельного участка, осуществления кадастрового учета и решения компетентным органом вопроса о предоставлении земельного участка.
Обязанность органа местного самоуправления утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане и кадастровой карте соответствующей территории не ставится в зависимость от наличия оснований для предоставления земельного участка заявителю. Совершение указанных действий является юридической обязанностью соответствующего органа.
Анализ пункта 5 статьи 34 Земельного кодекса РФ указывает на то, что администрация обязана рассмотреть по существу в установленные сроки обращение, составить и утвердить схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с учетом зонирования территории, норм отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
3.10. Сообщение о передаваемых в аренду земельных участках для целей, не связанных со строительством, подлежит обязательной публикации в средствах массовой информации
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 декабря 2010 г. N ВАС-17527/10
Исходя из содержания статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации информирование населения о предоставлении земельных участков производится путем публикации сообщения в средствах массовой информации.
Опубликование сообщения о передаваемых в аренду земельных участках в средствах массовой информации является обязательной процедурой, по итогам которой орган местного самоуправления определяет дальнейший порядок предоставления земельного участка.
Информирование о предоставлении конкретных земельных участков в аренду способствует получению наибольшего числа заявок от всех заинтересованных лиц, что способствует достижению максимальной эффективности сдачи имущества в аренду, а также направлено не только на защиту интересов общества и отдельных граждан в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
Осуществляющие управление и распоряжение публичными (неразграниченными) земельными участками органы обязаны обеспечить справедливое и открытое распределение таких земель. Для создания равного доступа всех заинтересованных лиц к приобретению земельных участков для целей, не связанных со строительством, уполномоченные органы обязаны подготовить и заблаговременно опубликовать в печатных средствах массовой информации сведения о наличии предполагаемых для передачи земельных участков. Опубликование таких сведений является обязательной процедурой, по итогам которой соответствующий публичный орган определяет дальнейший порядок предоставления земельного участка.
Судами не учтено, что передача земельных участков без информирования населения через средства массовой информации и, как следствие, невыявление всех претендентов на предоставляемый земельный участок не соответствуют установленным пунктом 1 статьи 34 ЗК РФ принципам управления и распоряжения земельными участками.
3.11. Публикация о предоставлении конкретных земельных участков для целей, не связанных со строительством, должна содержать информацию, позволяющую индивидуализировать земельный участок
Положениями ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации конкретный перечень сведений, необходимых при опубликовании информации о предстоящем предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, не предусмотрен.
Из п.п. 2, 3 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что содержание информации должно позволять индивидуализировать подлежащий предоставлению земельный участок (примерная площадь, местоположение, цель предоставления), обеспечивать равный доступ заинтересованных лиц к указанной информации, в том числе в целях возможности подачи заявки о предоставлении участка.
По смыслу нормативных положений [в т.ч. статьи 34 Земельного кодекса РФ] подлежащая опубликованию информация должна содержать сведения, позволяющие неопределенному кругу лиц однозначно идентифицировать подлежащий предоставлению гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях земельный участок, формирование и кадастровый учет земельного участка должны предшествовать принятию уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в аренду и направлению заинтересованному лицу проекта договора аренды.
3.12. Для принятия решения о предоставлении земельного участка необходимо наличие утвержденного проекта границ земельного участка
Из содержания пункта 4 статьи 34 ЗК РФ следует, что обязанность обеспечить изготовление и утверждение проекта границ земельного участка возложена на органы местного самоуправления.
4. Права и обязанности заявителя при предоставлении земельных участков
4.1. Заявитель должен указать в заявлении цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю
Соблюдение заявителем требования, предусмотренного ст. 34 ЗК РФ об указании местоположения земельного участка, должно обеспечивать возможность из обращения заявителя определить категорию и территориальную зону испрашиваемого земельного участка, а также возможность дальнейшего проведения кадастровых работ, согласования границ участка со смежными землепользователями.
4.2. Заявитель не обязан предъявлять правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, находящиеся на предоставляемом земельном участке
Орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления заявления в порядке ст. 34 Земельного кодекса РФ должен был утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории независимо от отсутствия правоустанавливающих документов на объект недвижимости на данном земельном участке.
4.3. Заявитель обязан использовать предоставленный земельный участок только в соответствии с целью, указанной в заявлении
Указание в заявлении на то, что размещение гаражей на испрашиваемом участке не предполагает строительства, означает, что при приобретении участка в аренду по правилам статьи 34 ЗК РФ заявитель обязан использовать указанный земельный участок в соответствии с целью, предусмотренной в заявлении.
Из анализа положений статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении вопроса о предоставлении заявителю права на земельный участок и принятии такого решения, уполномоченный орган местного самоуправления обязан исходить исключительно из цели использования земельного участка, указанной заявителем.
4.4. Право на получение земельного участка для целей, не связанных со строительством, не зависит от наличия либо отсутствия у заявителя сделок с органами публичной власти, связанных с предполагаемым использованием испрашиваемого земельного участка
По смыслу [статьи 34 Земельного кодекса РФ] реализация заинтересованным лицом права на получение в пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, не ставится в зависимость от наличия либо отсутствия у заявителя заключенных им с органами публичной власти каких-либо сделок, прямо или косвенно связанных с предполагаемым использованием испрашиваемого земельного участка. Более того, в силу прямого указания пункта 2 статьи 34 Земельного кодекса РФ обращение заинтересованного лица в уполномоченный орган с соответствующим заявлением является самостоятельным и достаточным основанием для инициирования процедуры выбора и формирования земельного участка для целей, не связанных со строительством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Земельный кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Земельного кодекса РФ.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 июля 2018 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Земельный кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные Н. Абакумовой, Ю. Безверховой, М. Беликовой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, Ю. Гусаковой, Р. Давлетовым, Н. Даниловой, Е. Ефимовой, Н. Иночкиной, А. Исаковой, О. Коротиной, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, Е. Кустовой, О. Лаушкиной, А. Мигелем, А. Назаровой, М. Орловой, А. Пелишенко, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Е. Хохловой, А. Чернышевой, Т. Эльгиной.