Энциклопедия судебной практики
Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг
(Ст. 159 ЖК)
1. Общие вопросы применения ст. 157 ЖК РФ
1.1. Субсидии предназначены для частичной оплаты расходов граждан по оплате жилья и коммунальных услуг и являются целевыми расходами
Предоставляемые из бюджета субъектов Российской Федерации субсидии по оплате жилья и коммунальных услуг являются целевыми расходами, предназначенными для частичной оплаты расходов граждан по оплате жилья и коммунальных услуг.
1.2. Размер субсидии, предусмотренной ст. 159 ЖК РФ, не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг
Решение Верховного Суда РФ от 18 июня 2014 г. N АКПИ14-445
Предоставляемые из государственного бюджета денежные средства в виде субсидии предназначены для оказания финансовой помощи гражданам, доля расходов которых на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи превышает установленную субъектом Российской Федерации максимально допустимую величину, и подлежат использованию только в указанных целях. Следовательно, размер предоставляемой субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В случае предоставления получателю субсидии и (или) членам его семьи мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде денежных выплат и (или) компенсаций размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактических расходов, уменьшенных на размер предоставленных мер социальной поддержки.
В случае, если размер субсидии превысил фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возврат средств в размере превышения производится в порядке.
Размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Предоставляемые из государственного бюджета денежные средства в виде субсидии предназначены для оказания финансовой помощи гражданам, доля расходов которых на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи превышает установленную субъектом РФ максимально допустимую величину, и подлежат использованию только в указанных целях. Следовательно, размер предоставляемой субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактических расходов семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Размер предоставленной субсидии не должен превышать фактических расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, приходящихся на заявителя.
1.3. Допустим зачет в счет будущей субсидии, предусмотренной ст. 159 ЖК РФ, сумм, излишне полученных получателем субсидии в результате ошибки, допущенной уполномоченным органом при расчете ее размера
Согласно п. 50 Правил [предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761] в случае предоставления субсидии в завышенном или заниженном размере вследствие ошибки, допущенной уполномоченным органом при расчете размера субсидии, излишне выплаченные средства подлежат возврату в порядке, установленном пунктом 49 настоящих Правил.
Пунктом 49 названных Правил предусмотрено, что в случае если получатель субсидии в установленный срок не представил уполномоченному органу документы, указанные в пункте 48 настоящих Правил, необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет, из которого была предоставлена субсидия. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, возможность зачета в счет будущей субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг сумм, излишне полученных получателем субсидии в результате ошибки, допущенной уполномоченным органом при расчете размера субсидии, прямо предусмотрена действующим жилищным законодательством.
Доводы истца о том, что зачет субсидии в счет будущих платежей не допускается, и возврат субсидии возможет только путем взыскания в судебном порядке, судебная коллегия считает несостоятельными, основанными на неверном толковании норм права, поскольку взыскание сумму переплаченной субсидии возможно только с лиц, которые в очередном периоде утратили право на получение таковой. Получателям же субсидии производится зачет излишне начисленных сумм в счет будущих платежей, что обоснованно сделано ОСЗН района.
1.4. Закон не допускает возможности перерасчета долга по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за прошедший период с учетом субсидии, предоставленной на основании ст. 159 ЖК РФ
Действующим законодательством не предусмотрены основания для перерасчета и доплаты гражданину средств субсидии за прошедший период, субсидия назначается и выплачивается на будущее время.
Апелляционное определение Московского городского суда от 26 июля 2016 г. N 33-28597/16
В силу прямого указания закона возможность предоставления и начисления жилищной субсидии за истекший период на погашение долга исключена, в связи с чем произвести перерасчет с учетом предоставленной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг невозможно, поскольку только с момента обращения и представления всех необходимых документов принимается решение о ее предоставлении при отсутствии задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг или при заключении соглашения по ее погашению.
В силу прямого указания закона возможность предоставления и начисления жилищной субсидии за истекший период на погашение долга исключена, в связи с чем произвести перерасчет с учетом предоставленной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг невозможно, поскольку только с момента обращения и представления всех необходимых документов принимается решение о ее предоставлении при отсутствии задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг или при заключении соглашения по ее погашению.
Действующее законодательство вопреки доводам жалобы не предусматривает возможность предоставления и начисления жилищной субсидии за истекший период на погашение долга; произвести перерасчет с учетом предоставленной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг невозможно, поскольку только с момента обращения и представления всех необходимых документов принимается решение о ее предоставлении при отсутствии задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг или при заключении соглашения по ее погашению.
1.5. Предоставление получателем субсидии недостоверных данных влечет прекращение выделения субсидии, а представление получателем субсидии заведомо недостоверной информации влечет возврат субсидии в бюджет
Предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии, в том числе представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера. Возврат в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, производится получателем субсидии добровольно, а в случае отказа от добровольного возврата - по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средств добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии предоставления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера.
Предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера.
Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
1.6. Споры о предоставлении субсидии, предусмотренной ст. 159 ЖК РФ, не подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства
Из содержания и предмета поданного административного искового заявления следует, что лица, участвующие в настоящем деле, фактически спорят о наличии у истицы гарантированного действующим законодательством субъективного права на получение социальной льготы в виде предоставления субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, что свидетельствует о наличии спора, вытекающего из социальных и жилищных правоотношений, который подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
По смыслу части 4 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации).
Дела, связанные с реализацией гражданами социальных прав, не подлежат рассмотрению по правилам административного судопроизводства.
2. Получатели субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг
2.1. Получателями субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг могут быть любые граждане, чьи расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи превышают федеральный стандарт максимально допустимой доли таких расходов
Исходя из содержания статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации суд пришел к верному выводу, что получателями субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг могут быть не только малоимущие граждане или граждане, нуждающиеся в социальной поддержке, а любые граждане, чьи расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи превышают федеральный стандарт максимально допустимой доли таких расходов, установленный Постановлением Правительства РФ от 29 августа 2005 г. N 541.
2.2. Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не предоставляются иностранным гражданам и лицам без гражданства
Определение Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2011 г. N 552-О-О
Поскольку Конституция Российской Федерации не определяет конкретные условия предоставления гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, федеральный законодатель, регулируя отношения в данной сфере, обладает необходимыми дискреционными полномочиями, позволяющими ему решать собственные правотворческие задачи с учетом конкретных социально-экономических и иных факторов. Он, в частности, вправе устанавливать и изменять круг лиц, имеющих право на такие субсидии. Вместе с тем, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, любая дифференциация правового регулирования, приводящая к различиям в правах и обязанностях субъектов права, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
Законодательное исключение лиц без гражданства из числа тех, кому могут предоставляться субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, не вступает в противоречие с предписанием Конституции Российской Федерации о том, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 2 февраля 2010 г. N КАС09-68
Исходя из приведенных законоположений [в т.ч. ст. 159 Жилищного кодекса РФ] суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации не наделяет лиц без гражданства правом на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как ошибочно полагает заявитель, поэтому оспариваемые заявителем положения Правил не противоречат названной норме Жилищного кодекса Российской Федерации и прав заявителя не нарушают.
2.3. Международным договором может быть предусмотрена возможность предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг иностранным гражданам
Решение Верховного Суда РФ от 21 октября 2015 г. N АКПИ15-1074
Во исполнение [ст. 159 ЖК РФ] постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, которые определяют порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам Российской Федерации, а также иностранным гражданам, если это предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Определение Московского городского суда от 15 марта 2016 г. N 4г-2109/16
Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не предоставляются иностранным гражданам, если международными договорами Российской Федерации не предусмотрено иное.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, которые определяют порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам Российской Федерации, а также иностранным гражданам, если это предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Статьей 159 ЖК РФ предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, условия предоставления гражданам субсидий регламентированы данной статьей закона.
Во исполнение данных норм постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, определяющие порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам Российской Федерации, а также иностранным гражданам, если это предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Субсидия [на оплату жилого помещения и коммунальных услуг] предоставляется гражданину (заявителю) при одновременном его соответствии следующим условиям: наличие гражданства Российской Федерации или распространение на иностранного гражданина соответствующего международного договора Российской Федерации.
2.4. Правительству РФ предоставлено право устанавливать особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан, органы государственной власти субъектов РФ таким правом не наделены
Определение Конституционного Суда РФ от 24 марта 2015 г. N 674-О
Реализуя предоставленные ему полномочия, федеральный законодатель в статье 159 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепил право граждан на получение субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, наделив при этом полномочиями по установлению конкретного порядка предоставления данных субсидий, перечня прилагаемых к заявлению документов и порядка определения состава семьи получателя субсидий Правительство Российской Федерации.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 июля 2010 г. N 11-Г10-17
В силу части 7 статьи 159 Жилищного кодекса РФ полномочиями по установлению порядка определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи наделено Правительство Российской Федерации, то есть федеральный орган государственной власти, а не органы государственной власти субъектов РФ.
2.5. Граждане, имеющие временную регистрацию, вправе претендовать на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг
Суд правильно исходил из того, что сама по себе регистрация является способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или месту жительства, что в силу ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации не препятствует свободному передвижению и выбору места жительства. Наличие ограниченной определенным сроком регистрации истца в жилом помещении само по себе не свидетельствует о том, что указанное жилое помещение является местом временного пребывания истца. Но в любом случае истец относится к пользователям жилого помещения муниципального жилищного фонда, представляющим по смыслу, установленному в ч. 2 ст. 159 ЖК РФ, самостоятельную категорию граждан, имеющую право претендовать на предоставление указанных субсидий.
Истице ГКУ ВО отказано в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по мотиву отсутствия у нее регистрации в жилом помещении по постоянному месту жительства. Разъяснено, что по месту временного пребывания граждан субсидии не предоставляются.
Суд пришел к правильному выводу о том, что отказ ответчика в предоставлении субсидии истцу на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является незаконным.
Суд первой инстанции исходя из того, что истица другого жилого помещения для постоянного проживания кроме жилого помещения, предоставленного на основании договора найма жилого помещения маневренного фонда, не имеет, пришел к правильному выводу о том, что данное жилое помещение является местом постоянного жительства истца и членов ее семьи, в связи с чем истец, являющаяся пользователем жилого помещения, находящегося в муниципальном жилищном фонде, относится к категории граждан, имеющих в силу положений статьи 159 Жилищного кодекса РФ право на получение субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг. Наличие у истицы регистрации по месту пребывания в жилом помещении, которое ей предоставлено на основании договора найма жилого помещения маневренного жилого фонда, в связи с признанием иного жилого помещения непригодным для проживания не может препятствовать ей в реализации права на получение субсидии.
Суд правильно исходил из того, что сама по себе регистрация является способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или месту жительства, что в силу ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации не препятствует свободному передвижению и выбору места жительства. Наличие ограниченной определенным сроком регистрации истца в жилом помещении само по себе не свидетельствует о том, что указанное жилое помещение является местом временного пребывания истца. Но в любом случае истец относится к пользователям жилого помещения муниципального жилищного фонда, представляющим по смыслу, установленному в ч. 2 ст. 159 ЖК РФ, самостоятельную категорию граждан, имеющую право претендовать на предоставление указанных субсидий.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из регистрации истицы в жилом помещении на определенный договором найма срок по месту пребывания временно, при этом пришел к выводу о запрете предоставления жилищных субсидий гражданам, не зарегистрированным по месту жительства постоянно.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда, поскольку он основан на неправильном применении совокупности норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и не соответствует обстоятельствам дела.
Так, Жилищный кодекс Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 и Методические рекомендации, утвержденные приказом Минрегиона РФ N 58, Минздравсоцразвития РФ от 26 мая 2006 года N 403, не содержат запрета на возможность предоставления субсидии гражданам - нанимателям жилых помещений, имеющим регистрацию в таком жилом помещении по месту пребывания. Напротив, приведенные нормы прямо предусматривают предоставление субсидии гражданам, имеющим на нее право, на жилое помещение, в котором они постоянно проживают и пользуются им.
Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил их того, что положения статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правила предоставления субсидий предусматривают предоставление субсидии на оплату жилого помещения только гражданам, имеющим постоянную регистрацию по месту жительства.
Судебная коллегия такой вывод суда первой инстанции находит ошибочным.
Положения Жилищного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" не содержат запрета на возможность предоставления субсидии гражданам - нанимателям жилых помещений, имеющим регистрацию в таком жилом помещении по месту пребывания.
2.6. Супруги, проживающие раздельно, вправе одновременно быть получателями субсидии, предусмотренной ст. 159 ЖК РФ
Правила не содержат положений, свидетельствующих о том, что супруги, являющиеся собственниками разных жилых помещений и проживающие раздельно, не вправе одновременно быть получателями субсидии, если их совокупный доход с учетом дохода друг друга ниже установленной нормы.
2.7. Отсутствие финансирования или недостаточное выделение средств не являются основаниями для отказа лицам, перечисленным в ч. 2 ст. 159 ЖК РФ, в иске о взыскании субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что являющийся собственником квартиры истец в установленном порядке признан получателем субсидий для оплаты коммунальных услуг.
Судом установлено, что истец имеет право на получение указанных субсидий, обязанность по их выплате согласно приведенным нормативным актам возложена на органы местного самоуправления.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что отсутствие финансирования указанных расходов и недостаточное выделение республикой администрации ГО субвенций на эти цели не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
2.8. Гражданин, претендующий на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, не обязан предоставлять в уполномоченный орган документ об отсутствии у него доходов
Постановляя оспариваемое решение, суд установил, что истица подала в установленном порядке заявление на предоставление субсидии, к которому приложила все необходимые документы, в том числе и сведения об отсутствие дохода члена семьи заявителя в виде копии трудовой книжки и справки о том, что на учете в Центре занятости [третье лицо] не состоит.
Однако ответчик полагает, что должен быть представлен иной документ, подтверждающий отсутствие дохода.
Между тем Правила предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации 14.12.2005 N 761, приказ Минрегиона России N 58, Минздравсоцразвития от 26.05.2006 N 403 "Об утверждении методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" требуют предоставления документов о доходах, а не об их отсутствии.
2.9. Допустимо предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданину, не признанному безработным и одновременно не имеющему официального либо самостоятельно продекларированного дохода
В п. 50 Методических рекомендаций [по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг] указаны категории граждан, у которых отсутствие дохода подтверждается определенными документами: имеющие статус безработных, граждане до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования по очной форме обучения, учащиеся несовершеннолетние граждане дошкольного и школьного возраста, лица, содержащиеся под стражей на период предварительного следствия и судебного разбирательства, лица, находящиеся на длительном стационарном лечении, лица, находящиеся в розыске на период до признания его в установленном порядке безвестно отсутствующим или объявления умершим, и матери, осуществляющие уход за ребенком до достижения им 3-летнего возраста, не получающие ежемесячного пособия.
Ни к одной из этих категорий [третье лицо] отнести невозможно. Он не является безработным по смыслу указанных рекомендаций, поскольку не состоит на соответствующем учете, поэтому не может представить данные о своем статусе и начисленном пособии.
Ни один из анализируемых нормативных актов не запрещает лицу, не признанному безработным и не имеющим официального либо самостоятельно продекларированного дохода, претендовать на получение меры государственной поддержки в виде субсидии на основании ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации.
3. Процедура предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг
3.1. Право на получение субсидии носит заявительный характер
Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 17 января 2013 г. N АПЛ12-722
Исходя из законоположений ст. 159 Жилищного кодекса РФ суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что реализация права граждан на предоставление субсидий в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, зависит от подачи соответствующего заявления с прилагаемыми к нему документами. Таким образом, именно согласно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации на гражданине, обратившемся в уполномоченный орган за получением субсидии, лежит обязанность по представлению как заявления, так и необходимых документов.
Процедура получения субсидии на оплату жилого помещений и коммунальных услуг регламентирована нормативно-правовым актом и носит заявительный характер.
Апелляционное определение Московского городского суда от 26 июля 2016 г. N 33-28597/16
Реализация права на получение субсидии носит заявительный характер и требует от граждан, имеющих право на получение субсидии, совершения определенных действий.
Реализация права на получение субсидии носит заявительный характер и требует от граждан, имеющих право на получение субсидии, совершения определенных действий, и только с момента обращения с заявлением в уполномоченный орган по месту постоянного жительства и предоставления всех необходимых документов принимается решение о ее предоставлении при отсутствии задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг или при заключении соглашения по ее погашению (ч. 5 ст. 159 ЖК РФ, Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 г. N 761).
Реализация права на получение субсидии носит заявительный характер и требует от граждан, имеющих право на получение субсидии, совершения определенных действий.
Условия предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрены ст. 159 ЖК РФ.
Согласно ч. 3 ст. 159 ЖК РФ субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
Истица с заявлением о предоставлении ей субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не обращалась, следовательно, основания для предоставления субсидий отсутствуют.
Из анализа положений п. п. 2-3 ст. 159 ЖК РФ и 3, 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761, следует, что выплата субсидий носит заявительный характер: для получения субсидии пользователи, наниматели и собственники жилых помещений представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов, определенных п. 8 Правил.
3.2. Если получатель субсидии проживает в жилом помещении не один, то субсидии выплачиваются с учетом постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 12 июля 2007 г. N КАС07-305
Что касается положения части 3 ст. 159 ЖК РФ, предусматривающей, что субсидии предоставляются органом местного самоуправления или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей, то данная норма не регулирует вопрос определения совокупного дохода семьи получателя субсидии, а указывает на то, что субсидия выплачивается не только получателю субсидии, если он проживает в жилом помещении не один, а с учетом и других лиц - постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи. С учетом формул, используемых при определении размера субсидии (пункты 24-26 Правил), а также с учетом постоянно проживающих совместно с получателем субсидии членов семьи размер этой субсидии номинально увеличивается.
3.3. Закон не допускает предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, если гражданин не зарегистрирован в жилом помещении, на оплату которого предоставляется субсидия
Как следует из материалов дела, истец проживает в жилом доме, который приобретен им по расписке у [третьего лица] без оформления правоустанавливающих документов и без регистрации по месту жительства.
[Дата] истцу отказано в предоставлении ему субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи с тем, что он не является собственником жилого помещения и не зарегистрирован на территории района.
Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности истцом права владения и пользования жилым помещением на основаниях, перечисленных в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с чем отказал в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он постановлен при правильном применении норм материального права и основан на имеющихся в деле доказательствах.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что без регистрации по месту жительства именно в том жилом помещении, на оплату которого предоставляется субсидия, невозможно разрешить вопрос о предоставлении указанной социальной льготы.
Поскольку истица не представила документ, подтверждающий факт ее регистрации по адресу квартиры, которую она снимает по договору коммерческого найма, Департамент обоснованно отказал ей в предоставлении субсидии.
3.5. Субсидии перечисляются гражданам, а не переводятся на счета организаций, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги в счет погашения образовавшейся задолженности
Как следует из положений ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии перечисляются гражданам, а не переводятся на счета предприятий, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги.
3.6. После предоставления субсидии должно производиться сравнение получаемой субсидии с фактическими затратами
Субсидии перечисляются гражданам до срока внесения указанной платы и представляют собой предварительное предоставление денежных средств, предназначенных для непосредственной оплаты жилого помещения и коммунальных услуг. С учетом этого сравнение получаемой субсидии с фактическими расходами, понесенными в течение срока получения последней субсидии, должно производиться после предоставления указанной меры социальной поддержки на основании документов, подтверждающих эти расходы. В случае, если размер субсидии превысил фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, средства в размере превышения подлежат возврату.
Субсидии перечисляются гражданам до срока внесения указанной платы и представляют собой предварительное предоставление денежных средств, предназначенных для непосредственной оплаты жилого помещения и коммунальных услуг. С учетом этого сравнение получаемой субсидии с фактическими расходами, понесенными в течение срока получения последней субсидии, должно производиться после предоставления указанной меры социальной поддержки на основании документов, подтверждающих эти расходы. В случае, если размер субсидии превысил фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, средства в размере превышения подлежат возврату.
3.7. Законом не предусмотрено предоставление сведений о доходах гражданина, претендующего на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в произвольной форме
Истец обратился с заявлением [о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг] в Сектор социальной защиты населения. Решением руководителя Сектора социальной защиты истцу было отказано в предоставлении субсидии в связи с тем, что он не предоставил сведения о своих доходах за 6 месяцев, предшествовавших подаче заявления: отсутствовала справка о его доходах за февраль.
Кроме того, с аналогичным заявлением истец обратился в Сектор социальной защиты, предоставив необходимый пакет документов, кроме справки из ЕРЦ МО РФ о доходах за 6 месяцев, предшествовавших подаче заявления. Сведения о доходах истец сообщил в устной форме. Решением руководителя Сектора социальной защиты истцу также было отказано в предоставлении субсидии в связи с тем, что он не предоставил сведения о своих доходах за 6 месяцев, предшествовавших подаче заявления.
Поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 07.11.2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является основным средством их материального обеспечения и стимулирования исполнения обязанностей военной службы, сведения о полученном денежном довольствии могут быть документально подтверждены, в силу п. 68 упомянутых Методических рекомендаций данные сведения не входят в перечень видов доходов, которые заявители могут самостоятельно декларировать в заявлении, доводы жалобы истца о возможности самостоятельно и в произвольной форме предоставить сведения о своих доходах отклоняется судебной коллегией.
4. Основания предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг
4.1. Предоставление субсидии зависит от соблюдения требований и условий, установленных законодательством
В соответствии со ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
По смыслу указанной статьи выделение субсидии не является обязательным событием и зависит от соблюдения установленных законодательством требований.
4.2. Фактическое пользование и несение расходов по содержанию жилого помещения не являются основаниями предоставления права на субсидию
Определение Санкт-Петербургского городского суда от 23 мая 2012 г. N 33-6331
Фактическое пользование и несение расходов по содержанию жилого помещения не является основанием наличия права на субсидию, притом что истцы не относятся к категории граждан, определенных ч. 2 ст. 159 ЖК РФ и вышеуказанных Правил.
4.3. Условием предоставления гражданам субсидий является отсутствие у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 5 февраля 2014 г. N 25-АПГ13-5
Анализ вышеуказанных норм [в т.ч. ст. 159 Жилищного кодекса РФ] свидетельствует о том, что оспариваемые заявителем нормы Административного регламента не противоречат федеральному законодательству, предусматривающему, что наличие документа о задолженности либо об отсутствии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг является необходимым условием предоставления субсидии.
Определение Конституционного суда РТ от 15 июля 2016 г. N 14-О
Одним из условий предоставления гражданам субсидий [на оплату жилого помещения и коммунальных услуг] является отсутствие у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или заключение и (или) выполнение гражданами соглашений по ее погашению, поскольку в силу положений статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Субсидии [на оплату жилого помещения и коммунальных услуг] предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Федеральное законодательство предусматривает, что наличие документа о задолженности либо об отсутствии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг является необходимым условием предоставления субсидии.
Распоряжением Жилищного комитета истице отказано в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Основанием отказа послужило наличие у заявителя задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, отсутствие соглашения по погашению задолженности или невыполнение такого соглашения.
Ввиду наличия задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных платежей и непредоставления истицей сведений о платежах за потребленную электроэнергию и коммунальные услуги за ноябрь у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения заявления и признании незаконным отказ Жилищного комитета в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Апелляционное определение Московского городского суда от 8 сентября 2014 г. N 33-31928/14
Как следует из диспозиции ст. 159 ЖК РФ, необходимым условием предоставления гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является отсутствие у них задолженности по оплате соответствующих услуг либо заключение и (или) выполнение ими соглашение по ее погашению.
4.4. Наличие задолженности само по себе не является безусловным основанием для отказа в предоставлении субсидии
Определение Конституционного Суда РФ от 23 июня 2009 г. N 830-О-О
Из содержания пункта 6 Правил [предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг] и части 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что граждане не могут быть лишены права на получение соответствующей субсидии при их согласии погасить имеющуюся задолженность по оплате жилых помещений и коммунальных услуг и заключении соглашения, регламентирующего в том числе порядок и сроки осуществления соответствующих платежей.
4.5. Выплата гражданину субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по неверному основанию (как собственнику жилого помещения, а не как нанимателю) не свидетельствует о необоснованном получении субсидии
Истцом не оспаривается, что ответчик в спорный период отвечал необходимым для выплаты субсидии условиям, предусмотренным в п. 1 ст. 159 ЖК РФ, поскольку его расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 статьи 159 ЖК РФ, превышали величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Таким образом, ответчик имел право на получение субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг как наниматель по договору найма жилых помещений частного жилищного фонда.
То обстоятельство, что выплата субсидии производилась ему в спорный период по другому основанию - как собственнику жилого помещения не свидетельствует о необоснованном получении субсидии и не является основанием для ее взыскания.
4.6. Недопустимо предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за прошедший период
За оспариваемый период отсутствовало право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, поскольку за ее назначением она [истица] обратилась лишь [дата], начисление субсидии за прошедший период невозможно.
4.7. Недопустимо предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в качестве предоплаты на будущие периоды
[Истцом заявлено требование] об обязании перевести [субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг] в качестве предоплаты в МУП за жилищно-коммунальные услуги будущих периодов.
По смыслу ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации судебной защите подлежит нарушенное или оспоренное право, то есть соответствующее нарушение прав должно быть уже совершено на момент вынесения судебного решения, а защита прав на будущее время не допускается.
Таким образом, требование о перечислении денежных средств [в виде субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг] в МУП для оплаты жилищно-коммунальных услуг будущих периодов не основано на нормах действующего законодательства.
4.8. Факт того, что гражданин является малоимущим, сам по себе не является основанием для предоставления ему субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к тому, что истец полагает достаточным для получения субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг только факта его проживания в жилом доме и признания его малоимущим.
Между тем сам по себе факт проживания и пользования жилой площадью малоимущим гражданином не влечет возникновения у него права на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, поскольку такое обстоятельство не предусмотрено законом в качестве основания для возникновения права на ее получение.
4.9. Факт проживания в жилом помещении неработающего пенсионера сам по себе не является основанием для возникновения у собственника этого помещения права на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг
Сам по себе факт проживания и пользования жилой площадью неработающим пенсионером не влечет возникновения у ответчицы права на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, поскольку такое обстоятельство не предусмотрено законом в качестве основания для возникновения права на получение субсидии.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Жилищный кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Жилищного кодекса РФ.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 августа 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Жилищный кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные А. Горбуновым, Н. Даниловой, М. Зацепиной, Е. Ефимовой, О. Коротиной, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, Е. Кустовой, Н. Королевой, О. Лаушкиной, А. Мигелем, А. Назаровой, А. Пелишенко, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Е. Хохловой, А. Чернышевой, Т. Эльгиной, Д. Демченко.