Энциклопедия судебной практики
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности
(Ст. 7 ГрК)
1. Перечень полномочий органов государственной власти субъектов РФ в области градостроительной деятельности является закрытым
Статьей 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации определен закрытый перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности
Постановление Уставного Суда Свердловской области от 28 апреля 2016 г. (п. 4.3)
Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривает исчерпывающий перечень полномочий органов публичной власти [в т.ч. органов государственной власти субъектов РФ] в области градостроительной деятельности (глава 2), а также механизм их реализации, то есть конкретные действия в определенной последовательности.
2. Разработка и утверждение градостроительных норм и правил не входят в компетенцию органов государственной власти субъектов РФ
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 августа 2007 г. N 78-Г07-32
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 7 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности отнесено утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования. В этой связи суд правильно отметил, что полномочия субъектов Российской Федерации по разработке градостроительных норм и правил действующим Градостроительным кодексом Российской Федерации не предусмотрены.
3. Ст. 7 ГрК РФ не наделяет органы государственной власти субъектов РФ полномочиями по изданию нормативных правовых актов в сфере технического регулирования градостроительной деятельности
Решение Ивановского областного суда от 9 ноября 2006 г. N 3-141/2006
Статья 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации не наделяет органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по изданию нормативных правовых актов в сфере технического регулирования градостроительной деятельности.
4. Ст. 7 ГрК РФ не раскрывает содержания полномочий органов государственной власти субъекта РФ в области государственного регионального строительного надзора
Апелляционное определение Московского городского суда от 26 марта 2014 г. N 33-9680/14
Анализ положений, предусмотренных пунктом 4 статьи 7 Градостроительного кодекса РФ, пунктом 42.2 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", свидетельствует о том, что федеральный законодатель, закрепляя в перечисленных нормах полномочия органов государственной власти субъекта РФ в области государственного регионального строительного надзора, не раскрывает их содержания.
5. Полномочия по ведению информационной системы градостроительной деятельности не возлагаются на органы государственной власти субъекта РФ
Решение Архангельского областного суда от 14 апреля 2006 г. N 3-40
Перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, содержащийся в статье 7 Градостроительного кодекса РФ, не включает полномочия по ведению информационной системы градостроительной деятельности. В соответствии со ст. 57 Градостроительного кодекса РФ ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляется органами местного самоуправления городских округов, органами местного самоуправления муниципальных районов путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности.
Таким образом, из содержания названных норм федерального законодательства следует, что ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности не может быть отнесено к полномочиям органа архитектуры и градостроительства, являющегося органом государственной власти в сфере градостроительной деятельности.
6. Согласно п. 4 ст. 7 ГрК РФ наличие положительного заключения государственной экспертизы проектной документации является обязательным условием для получения разрешения на строительство
Согласно пункту 4 статьи 7 ГрК РФ наличие положительного заключения государственной экспертизы проектной документации является обязательным условием для получения разрешения на строительство.
7. Положения ст. 7 ГрК не предполагают произвольного осуществления органами государственной власти субъекта РФ нормотворческих полномочий
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 августа 2014 г. N 5-АПГ14-21
Включение федеральным законодателем законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в систему правовых регуляторов в области градостроительной деятельности (части 1 и 2 статьи 3) и наделение субъектов Российской Федерации полномочиями по подготовке и утверждению документов территориального планирования субъектов Российской Федерации, утверждению документации по планировке территории для размещения объектов регионального значения в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, а также утверждению региональных нормативов градостроительного проектирования (статья 7) не предполагают произвольного осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации нормотворческих полномочий.
8. Органы государственной власти субъекта РФ не обязаны определять функциональные зоны в генеральном плане в соответствии с фактическим использованием территории
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 18 мая 2015 г. N 3-84/15
Необходимо учитывать, что Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит нормы, обязывающие органы власти определять функциональные зоны в генеральном плане в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку исходя из главы 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план Санкт-Петербурга является документом планирования, несет функцию определения назначения территорий исходя из планов развития территории города в целом и не направлен на фиксацию существующего положения.
9. Нормы ст. 7 ГрК не наделяют органы государственной власти субъектов РФ правом на обращение в арбитражный суд с требованиями в защиту публичных интересов
Градостроительный кодекс Российской Федерации, определяя общие полномочия органов, осуществляющих строительный надзор, которые необходимы для выполнения возложенных на них надзорных функций, не предоставил органам государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности полномочий на обращение в арбитражный суд с требованием в защиту публичных интересов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Градостроительный кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Градостроительного кодекса РФ.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 ноября 2022 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики.
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Градостроительный кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Власовым, А. Грешновым, Р. Давлетовым, Н. Иночкиной, А. Ковбелем, Е. Костиковой, С. Кошелевым, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кустовой, О. Лаушкиной, А. Назаровой, О. Петровой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Т. Эльгиной.