Энциклопедия судебной практики
Проекты межевания территорий
(Ст. 43 ГрК)
Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования" части 2, 4, 6 и п. 3 ч. 5 ст. 43 ГрК РФ изложены в новой редакции, вступившей в силу с 01.03.2015. В соответствии с этим законом ст. 43 ГрК РФ дополнена частями 4.2, 5.1 и 5.2, вступающими в силу с 01.03.2015, а пункты 4 и 5 ч. 5 ст. 43 утратили силу с 01.03.2015.
1. Понятие и сущность проекта межевания территории
1.1. Проект межевания территории элемента планировочной структуры - это чертежи, на которых отображаются красные линии, линии отступа от них, а также границы земельных участков, территорий и зон, исчерпывающий перечень которых установлен ч. 5 ст. 43 ГрК РФ
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 февраля 2013 г. N 13427/12
Из статьи 43 Градостроительного кодекса следует, что проект межевания территории элемента планировочной структуры представляет собой чертежи межевания территории, на которых отображаются красные линии и линии отступа от них, а также границы земельных участков, территорий и зон, исчерпывающий перечень которых установлен в части 5 названной статьи.
Из статьи 43 Градостроительного кодекса следует, что проект межевания территории элемента планировочной структуры представляет собой чертежи межевания территории, на которых отображаются красные линии и линии отступа от них, а также границы земельных участков, территорий и зон, исчерпывающий перечень которых установлен в части 5 названной статьи.
Из статьи 43 Градостроительного кодекса следует, что проект межевания территории элемента планировочной структуры представляет собой чертежи межевания территории, на которых отображаются красные линии и линии отступа от них, а также границы земельных участков, территорий и зон, исчерпывающий перечень которых установлен в части 5 названной статьи.
1.2. Проект межевания территории является актом публичного органа, который отображает пространственные характеристики образованных в пределах такой территории земельных участков как объектов гражданского оборота
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 февраля 2013 г. N 13427/12
[Исходя из положений ст. 43 ГрК РФ] проект межевания территории является актом публичного органа, который отображает пространственные характеристики образованных в пределах такой территории земельных участков как объектов гражданского оборота.
[Исходя из положений ст. 43 ГрК РФ] проект межевания территории является актом публичного органа, который отображает пространственные характеристики образованных в пределах такой территории земельных участков как объектов гражданского оборота.
[Исходя из положений ст. 43 ГрК РФ] проект межевания территории является актом публичного органа, который отображает пространственные характеристики образованных в пределах такой территории земельных участков как объектов гражданского оборота.
[Исходя из положений ст. 43 ГрК РФ] проект межевания территории является актом публичного органа, который отображает пространственные характеристики образованных в пределах такой территории земельных участков как объектов гражданского оборота.
[Исходя из положений ст. 43 ГрК РФ] проект межевания территории и проект планировки территории являются актом публичного органа, который отображает пространственные характеристики образованных в пределах такой территории земельных участков как объектов гражданского оборота.
1.3. Проект межевания территории адресован определенному кругу лиц
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 февраля 2013 г. N 13427/12
[Проект межевания территории] адресован не неопределенному кругу лиц, а лишь тем лицам, которые являются их собственниками или обладают в отношении их иными правами или могут приобрести на них права по основаниям, установленным законом, в том числе как собственники расположенных на них объектов недвижимости на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
[Проект межевания территории] адресован не неопределенному кругу лиц, а лишь тем лицам, которые являются их собственниками или обладают в отношении их иными правами или могут приобрести на них права по основаниям, установленным законом, в том числе как собственники расположенных на них объектов недвижимости на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
[Проект межевания территории] адресован не неопределенному кругу лиц, а лишь тем лицам, которые являются их собственниками или обладают в отношении их иными правами или могут приобрести на них права по основаниям, установленным законом, в том числе как собственники расположенных на них объектов недвижимости на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
[Проект межевания территории] адресован не неопределенному кругу лиц, а лишь тем лицам, которые являются их собственниками или обладают в отношении них иными правами или могут приобрести на них права по основаниям, установленным законом, в том числе как собственники расположенных на них объектов недвижимости на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
1.4. Проект межевания территории является ненормативным актом
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 февраля 2013 г. N 13427/12
Проект межевания территории не содержит норм права и по своей юридической природе является ненормативным актом.
Проект межевания территории не содержит норм права и по своей юридической природе является ненормативным актом.
Проект межевания территории по юридической природе является ненормативным актом.
Проект межевания территории не содержит норм права и по своей юридической природе является ненормативным актом.
Проект межевания территории и проект планировки территории не содержат норм права и по своей юридической природе являются ненормативными актами
Правильно определив юридическую природу постановления главы Волгограда "Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории" как ненормативного правового акта, суд первой инстанции правомерно квалифицировал спорные отношения как отношения связанные с оспариванием решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего.
1.5. Проект межевания территории в составе документации по планировке территории является частично градостроительной документацией
В силу ст. ст. 43, 45, 46 Градостроительного кодекса РФ проект межевания территории в составе документации по планировке территории является частично градостроительной документацией.
1.6. Проект межевания территории подлежит утверждению и является основанием для внесения изменений в правила землепользования и застройки
[Проект межевания территории] подлежит утверждению и является основанием для внесения изменений в правила землепользования и застройки.
2. Целевое назначение и задачи проекта межевания территории
2.1. Проект межевания территории готовится с учетом градостроительных требований и нормативов по развитию территории
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 декабря 2012 г. N 78-АПГ12-26
Из анализа статьи 43 Градостроительного кодекса РФ в совокупности с другими нормами главы 5 Градостроительного кодекса РФ "Планирование территории", устанавливающими особенности подготовки документации по планировке территории, с нормами, содержащимися в законе Санкт-Петербурга от 30 декабря 2003 года N 778-116 "Об основах регулирования градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", следует, что проект планировки с проектом межевания территории готовится с учетом градостроительных требований и нормативов по развитию территории, определяя возможные границы формируемых земельных участков для обеспечения ее развития.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 июня 2012 г. N 78-АПГ12-9
Разрешая заявление, суд проанализировал содержание статьи 43 Градостроительного кодекса РФ, содержащейся в главе 5 Градостроительного кодекса РФ "Планирование территории", в совокупности с другими нормами этой главы, устанавливающими особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа (статья 46 Градостроительного кодекса РФ) и регулирующими вопросы развития застроенных территорий (статьи 46.1, 46.2, 46.3 Градостроительного кодекса РФ), и пришел к правильному выводу о том, что проект межевания в отношении подлежащей развитию застроенной территории готовится в соответствии с градостроительным регламентом и местными нормативами градостроительного проектирования.
Из содержания статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, содержащейся в главе 5 Градостроительного кодекса РФ "Планирование территории", в совокупности с другими нормами этой главы, устанавливающими особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа (статья 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и регулирующими вопросы развития застроенных территорий (статьи 46.1, 46.2, 46.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации), следует, что проект межевания в отношении подлежащей развитию застроенной территории готовится в соответствии с градостроительным регламентом и местными нормативами градостроительного проектирования.
2.2. Проект межевания не отражает каких-либо самостоятельных обязательных решений
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 июня 2012 г. N 78-АПГ12-9
Разрешая заявление, суд проанализировал содержание статьи 43 Градостроительного кодекса РФ, содержащейся в главе 5 Градостроительного кодекса РФ "Планирование территории", в совокупности с другими нормами этой главы, устанавливающими особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа (статья 46 Градостроительного кодекса РФ) и регулирующими вопросы развития застроенных территорий (статьи 46.1, 46.2, 46.3 Градостроительного кодекса РФ), и пришел к правильному выводу о том, что проект межевания в отношении подлежащей развитию застроенной территории готовится в соответствии с градостроительным регламентом и местными нормативами градостроительного проектирования и не отражает каких-либо самостоятельных обязательных решений.
Из содержания статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, содержащейся в главе 5 Градостроительного кодекса РФ "Планирование территории", в совокупности с другими нормами этой главы, устанавливающими особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа (статья 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и регулирующими вопросы развития застроенных территорий (статьи 46.1, 46.2, 46.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации), следует, что проект межевания в отношении подлежащей развитию застроенной территории готовится в соответствии с градостроительным регламентом и местными нормативами градостроительного проектирования и не отражает каких-либо самостоятельных обязательных решений.
2.3. Проект межевания территории определяет возможные границы формируемых земельных участков после сноса существующих зданий и сооружений для обеспечения развития территории
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 апреля 2015 г. N 78-АПГ15-3
[Проекты планировки и межевания территории] определяют возможные границы формируемых земельных участков после сноса существующих зданий и сооружений, а также не занятых ими, и возможность строительства новых объектов капитального строительства.
Проекты планировки и межевания территории определяют возможные границы формируемых земельных участков после сноса существующих зданий и сооружений, а также земельных участков не занятых ими, и возможность строительства новых объектов капитального строительства.
С учетом градостроительных требований и нормативов по развитию территории [проект межевания территории] определяет возможные границы формируемых земельных участков после сноса существующих зданий и сооружений для обеспечения развития территории.
2.4. Основной задачей межевания территории является установление конкретных границ земельных участков, которые выделены в составе проекта планировки территории
Основной задачей [межевания территории] является установление конкретных границ земельных участков, которые выделены в составе проекта планировки территории.
Основной задачей [межевания территории] является установление конкретных границ земельных участков, которые выделены в составе проекта планировки территории.
2.5. Проектом межевания территории не устанавливается назначение объекта капитального строительства в составе территории
Проектом межевания территории не устанавливается назначение объекта капитального строительства в составе территории.
2.6. Формированию земельного участка (установлению границ земельного участка) предшествует утверждение проекта межевания территории
До формирования земельного участка (установления границ земельного участка) необходимо провести межевание соответствующей территории.
3. Содержание проекта межевания территории
3.1. Содержание проекта межевания территории может включать отображение границ не только существующих, но и подлежащих образованию земельных участков
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 февраля 2015 г. N 5-АПГ15-1
Нельзя признать обоснованными доводы апелляционной жалобы о том, что в проектной документации в нарушение части 5.1 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации и постановления Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству не отображены предполагаемые к изъятию земельные участки, поскольку из буквального толкования этой нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что содержание проекта межевания может включать отображение границ не только существующих, но и подлежащих образованию земельных участков, что и было осуществлено в данном случае.
Из толкования норм Градостроительного кодекса Российской Федерации и названного документа следует, что содержание проекта межевания может включать отображение границ не только существующих, но и подлежащих образованию земельных участков.
3.2. Проект межевания территории содержит не только установленные, но и планируемые границы зон действия публичных сервитутов
[Исходя из содержания ст. 23 ЗК РФ, ст. 43 ГрК РФ] проект межевания территории содержит не только установленные, но и планируемые границы зон действия публичных сервитутов.
Имеются судебные решения, противоречащие приведенному выше подходу
3.3. В проекте межевания территории должны отображаться границы зон действия уже установленных публичных сервитутов
Границы зон действия публичных сервитутов в проекте межевания должны отображаться на основании нормативных правовых актов органа местного самоуправления в случае их наличия, действующих на момент подготовки проекта межевания.
4. Порядок подготовки проекта межевания территории
4.1. Межевание территории является вторичным этапом градостроительного планирования
Как верно отмечено апелляционным судом, со ссылкой на часть 9 статьи 42, часть 2 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ межевание территории является вторичным этапом градостроительного планирования.
Из [ст. 43 ГрК РФ] следует, что межевание территории является вторичным этапом градостроительного планирования.
4.2. Проведение межевых работ представляет собой один из этапов землеустроительных работ по установлению на местности границ земельного участка
Проведение межевых работ представляет собой один из этапов землеустроительных [работ] по установлению на местности границы земельного участка, то есть определение его места размещения и формирование.
4.3. Границы земельного участка не могут быть утверждены не в соответствии с утвержденным проектом межевания территории
По смыслу положений статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, границы земельного участка не могут быть утверждены не в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
[Исходя из содержания ст. 43 ГрК РФ] границы земельного участка не могут быть утверждены не в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
4.4. В отношении сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка составление проекта межевания законодательством не предусмотрено
Поскольку спорный земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет, то есть его границы установлены, подготовка документации по планировке территории и проекты межевания территорий в отношении данного земельного участка градостроительным законодательством не предусмотрена.
4.5. Формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений
Постановление Конституционного Суда РФ от 28 мая 2010 г. N 12-П
Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 февраля 2013 г. N 12736/12
Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.
Формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, вследствие чего органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.
Формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.
Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.
Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.
Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.
Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.
Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.
Формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений и органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания, при этом с заявлением может обратиться любой из собственников помещений, хотя бы и не уполномоченный на то их общим собранием.
4.6. Границы земельных участков многоквартирных домов устанавливаются на основании проектов межевания территорий
[Руководствуясь ст. 43 ГрК РФ], границы земельных участков многоквартирных домов устанавливаются на основании проектов межевания территорий.
4.7. Отсутствие проектов межевания земельного участка не может являться препятствием для выбора земельного участка
Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что отсутствие проекта планировки территории и соответственно проектов межевания земельных участков не может являться препятствием для выбора земельных участков.
Заключение к акту выбора, выданное главным архитектором городского округа, о формировании вышеуказанного земельного участка при условии разработки проектной документации по планировке территории в соответствии со ст. 42, 43, 46 Градостроительного кодекса РФ является незаконным, так как противоречит требованиям п. 2 ст. 31 Земельного кодекса РФ, из положений которого следует, что орган местного самоуправления по заявлению гражданина обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Из чего следует, что отсутствие проекта планировки не препятствует в предоставлении земельного участка по акту выбора с предварительным согласованием места.
Имеются судебные решения, противоречащие приведенному выше подходу
4.8. Отсутствие проектов межевания земельного участка может являться препятствием для выбора земельного участка
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что наличие проекта планировки спорной территории не препятствует выбору и последующему предоставлению спорного земельного участка ввиду отсутствия утвержденного проекта межевания данной территории, являлись предметом исследования апелляционного суда, получили надлежащую правовую оценку и в результате чего отклонены как основанные на неверном толковании предпринимателем подлежащих применению норм материального права [ст. 42, 43 ГрК РФ].
4.9. Установление границ земельных участков не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта
Согласно статье 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, установленных проектами планировки территорий. Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков.
Установление границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков не является основанием, предусмотренным пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, для отказа в предоставлении земельного участка под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта.
4.10. Пункт 5 ст. 43 ГрК РФ предусматривает порядок подготовки и составления проекта межевания территорий и не предусматривает отказа в предварительном согласовании места размещения объекта
[П. 5 ст. 43 ГрК РФ] предусматривает порядок подготовки и составления проекта межевания территорий и не предусматривает отказ в предварительном согласовании места размещения объекта.
4.11. Площадь земельного участка, подлежащего передаче новому собственнику, определяется с учетом уже существующих объектов недвижимости и объектов инфраструктуры
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 апреля 2010 г. N ВАС-4769/10
Согласно части 4 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий. При этом площадь земельного участка, подлежащего передаче новому собственнику, определяется с учетом уже существующих объектов недвижимости и объектов инфраструктуры, обеспечивающих эксплуатацию участка, здания, строения, сооружения.
По смыслу ч. 4 ст. 43 ГрК РФ площадь земельного участка, подлежащего передаче новому собственнику, определяется с учетом уже существующих объектов недвижимости и объектов инфраструктуры, обеспечивающих эксплуатацию участка, здания, строения, сооружения, поскольку размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования, которое не может рассматриваться как неограниченное, осуществляемое по собственному усмотрению граждан и порождающее безусловную обязанность уполномоченного органа по предоставлению земельного участка для обслуживания многоквартирного жилого дома.
4.12. Проект планировки территории может быть изменен только после внесения изменения в проект межевания территории
В силу п. 6 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации [проект планировки территории] может быть изменен только после внесения изменения в утвержденную градостроительную документацию (проект межевания территории) в порядке, предусмотренном Градостроительным кодексом Российской Федерации.
5. Красные линии в проекте межевания территории
5.1. Часть 1 ст. 43 ГрК РФ предусматривает подготовку проектов межевания территорий при отсутствии условий для обозначения их красными линиями и установления проектами планировки территории
Решение Сахалинского областного суда от 28 февраля 2012 г. по делу N 3-12/2012
Учитывая, что часть 1 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает подготовку проектов межевания территорий применительно к территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, при отсутствии условий обозначения их красными линиями и установления проектами планировки территории, часть 1 статьи 27 Закона Сахалинской области "О градостроительной деятельности на территории Сахалинской области" в той части, которая устанавливает обозначение элементов планировочной структуры красными линиями и установления таких элементов проектами планировки территории, противоречит требованиям действующего градостроительного законодательства и подлежит признанию недействующей.
5.2. Красные линии являются обязательным элементом документации по планировке территории, утверждаемой органами местного самоуправления
В силу положений статей 42, 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии являются обязательным элементом документации по планировке территории, утверждаемой органами местного самоуправления в порядке статей 45, 46 данного Кодекса.
Из положений Градостроительного кодекса Российской Федерации можно сделать вывод о том, что красные линии являются обязательным элементом документации по планировке территории, утверждаемой органами местного самоуправления в порядке статьей 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
5.3. При подготовке проектов изменения красных линий органами местного самоуправления должны учитываться уже сформированные земельные участки
При подготовке проектов изменения красных линий органами местного самоуправления должны учитываться уже сформированные земельные участки.
5.4. Основанием для установления планируемых красных линий являются подготовленные, принятые, утвержденные и опубликованные в установленном законом порядке проекты планировки и межевания территории
Основанием для установления планируемых красных линий в силу п. "а" ч. 3 ст. 42, п. 1 ч. 5 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации являются подготовленные, принятые, утвержденные и опубликованные в установленном законом порядке проекты планировки и межевания территории.
В силу подпункта "а" п. 1 ч. 3 ст. 42, п. 1 ч. 5 ст. 43 Градостроительного кодекса, основанием для установления красных линий являются подготовленные, принятые, утвержденные и опубликованные в установленном законом порядке проекты планировки и межевания территории.
В силу подп. "а" п. 1 ч. 3 ст. 42, п. 1 ч. 5 ст. 43 ГрК РФ основанием для установления красных линий являются подготовленные, принятые, утвержденные и опубликованные в установленном законом порядке проекты планировки и межевания территории.
В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ основанием для установления планируемых красных линий являются подготовленные, принятые, утвержденные и опубликованные в установленном законом порядке проекты планировки и межевания территории.
В силу же п. 1 ч. 5 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ основанием для установления планируемых красных линий являются подготовленные, принятые, утвержденные и опубликованные в установленном законом порядке проекты планировки и межевания территории.
5.5. Решение уполномоченного органа об утверждении (корректировке, изменении) красных линий является нормативным актом
Как указано в части 3 статьи 42 и части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии указываются в проекте планировки территории и в проекте межевания территории, а также могут быть использованы в правилах землепользования и застройки для определения границ территориальных зон (часть 2 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации), то есть в документации территориального планирования.
Таким образом, решение уполномоченного органа об утверждении (корректировке, изменению) красных линий является по своей правовой природе нормативным актом.
Как указано в ч. 3 ст. 42 и ч. 5 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, красные линии указываются в проекте планировки территории и в проекте межевания территории, а также могут быть использованы в правилах землепользования и застройки для определения границ территориальных зон (ч. 2 ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации), то есть в документации территориального планирования.
Таким образом, решение уполномоченного органа об утверждении (корректировке, изменению) красных линий является по своей правовой природе нормативным актом.
Определение Краснодарского краевого суда от 05 октября 2015 г. по делу N 44г-1849/2015
Как указано в ч. 3 ст. 42 и ч. 5 ст. 43 ГрК РФ красные линии указываются в проекте планировки территории и в проекте межевания территории, а также могут быть использованы в правилах землепользования и застройки для определения границ территориальных зон (ч. 2 ст. 34 ГрК РФ), то есть в документации территориального планирования.
Таким образом, решение уполномоченного органа об утверждении (корректировке, изменению) красных линий является по своей правовой природе нормативным актом.
6. Определение местоположения границ земельных участков
6.1. К земельному участку, являющемуся объектом права долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме, может относиться не только земельный участок, ограниченный фундаментом, но и прилегающая территория
В соответствии с ч. 4 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации размеры земельного участка в границах застроенных территорий устанавливается с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действующих в период застройки указанных территорий.
Таким образом, к земельному участку, являющемуся объектом права долевой собственности собственников помещений в доме, может относиться не только земельный участок, ограниченный фундаментом, но и прилегающая территория.
В соответствии с частью 4 статьи 43 ГрК РФ размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.
Из содержания указанных норм права следует, что предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы передаваемого земельного участка должны входить как часть, которая занята недвижимостью, так и часть, необходимая для ее использования. Кроме того, учету подлежит фактическое землепользование и естественные границы земельного участка.
Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. Согласно части 4 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.
Таким образом, поскольку придомовая территория дома содержит элементы озеленения, фактически используется собственниками помещений указанного дома для организации парковки принадлежащих им транспортных средств, то данный земельный участок следует признать использующимся для нужд собственников помещений дома, в связи с чем начисление платы за уборку и санитарную очистку земельного участка правомерно и обоснованно.
6.2. Придомовая территория для обслуживания многоквартирного дома передается домовладельцам в кондоминиум на праве общей долевой собственности бесплатно
В соответствии со статьей 43 Градостроительного кодекса РФ размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.
Придомовая территория для обслуживания многоквартирного дома с нормативной площадью передается домовладельцам в кондоминиум на праве общей долевой собственности домовладельцам бесплатно.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Градостроительный кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Градостроительного кодекса РФ.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 ноября 2022 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики.
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Градостроительный кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Власовым, А. Грешновым, Р. Давлетовым, Н. Иночкиной, А. Ковбелем, Е. Костиковой, С. Кошелевым, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кустовой, О. Лаушкиной, А. Назаровой, О. Петровой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Т. Эльгиной.