Энциклопедия судебной практики
Подготовка и утверждение документации по планировке территории
(Ст. 45 ГрК)
1. Порядок подготовки документации по планировке территории
1.1. Перечень документации по планировке территории является исчерпывающим
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 апреля 2013 г. N 5-АПГ13-7
Судебная коллегия, проанализировав содержание статей 41, 42, 43, 44, 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, находит убедительными доводы представителей органов государственной власти города Москвы о том, что перечень документации по планировке территории является исчерпывающим и в него входят лишь проекты планировки территории, проекты межевания территории и градостроительный план земельного участка.
Федеральным законом от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ в ч. 3 ст. 45 ГрК внесены изменения, согласно которым слова "объектов капитального строительства" заменены словами "линейных объектов"
1.2. Понятие "объекты недвижимости" тождественно понятию "объекты капитального строительства", содержащемуся в ч. 3 ст. 45 ГрК РФ
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 декабря 2008 г. N 9-Г08-19
Вывод суда о том, что понятие "объекты недвижимости" нетождественно понятию "объекты капитального строительства", содержащемуся в части 3 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, - результат неправильного несистемного толкования норм как оспариваемого, так и Федеральных законов.
1.3. Подготовка документации по планировке территории начинается с принятия решения об этом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 апреля 2013 г. N 4-АПГ13-2
Подготовка документации по планировке территории начинается с принятия решения об этом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в отношении планировки территории для размещения объектов регионального значения (часть 1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Решение Московского городского суда от 7 апреля 2015 г. N 3-0125/2015
Подготовка документации по планировке территории для размещения объектов регионального значения начинается с принятия решения об этом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
1.4. До утверждения документации по планировке территории необходимо согласовать ее с органами местного самоуправления применительно к территориям, в отношении которых разрабатывалась такая документация
Документация по планировке территории, подготовленная на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления муниципального района, до ее утверждения подлежит согласованию с органами местного самоуправления поселения, городского округа, применительно к территориям которых разрабатывалась такая документация.
1.5. Подготовка и утверждение документации по планировке территории осуществляется по заявлению заинтересованного лица независимо от наличия или отсутствия у него вещных прав на объекты недвижимости
Пункт 8 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ предусматривает подготовку документации по планировке территории как органами местного самоуправления самостоятельно либо на основании государственного или муниципального контракта, так и физическими и юридическими лицами за счет их средств.
Реализация данного права физическими и юридическими лицами не поставлена законодателем в зависимость от наличия или отсутствия у заинтересованного лица вещных прав на объекты недвижимости.
Пункт 8 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает подготовку документации по планировке территории как органами местного самоуправления самостоятельно либо на основании государственного или муниципального контракта, так и физическими и юридическими лицами за счет их средств.
Реализация данного права физическими и юридическими лицами не поставлена законодателем в зависимость от наличия или отсутствия у заинтересованного лица вещных прав на объекты недвижимости.
1.6. Подготовка проектов планировки территории является обязанностью органа местного самоуправления
Частями 1, 5 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации обеспечение подготовки документации по планировке территории и утверждение этой документации возложено на уполномоченные органы местного самоуправления.
Обеспечение подготовки документации по планировке территории и ее утверждение в силу ч. 1, 5 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации возложено на уполномоченные органы местного самоуправления.
Апелляционное определение Тамбовского областного суда от 13 июля 2015 г. по делу N 33-1779/2015
Положениями ст. ст. 41, 42, 43, 45, 46 Градостроительного кодекса РФ определен порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории. Утверждение документации по планировке территории и внесение в нее изменений относится к полномочиям органов местного самоуправления.
1.7. Подготовка документации по планировке территории осуществляется лицом, с которым заключен договор аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства либо договор о развитии застроенной территории, а не органом местного самоуправления
Суд первой инстанции верно указал, что анализ статьи 45 Градостроительного кодекса РФ позволяет сделать вывод, что возложение обязанности по подготовке документации по планировке территории на отдельно взятое лицо возможно только в случае, если в отношении земельного участка заключен договор аренды земельного участка для его комплексного освоения - в целях жилищного строительства либо договор о развитии застроенной территорий. В этом случае подготовка документации по планировке территории осуществляется лицом, с которым заключен соответствующий договор.
В случае, если в отношении земельного участка заключен договор аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства либо договор о развитии застроенной территории, подготовка документации по планировке территории в границах таких земельного участка или территории осуществляется лицами, с которыми заключены соответствующие договоры.
1.8. Полномочия органа местного самоуправления предполагают только организационную регламентацию действий муниципальных органов применительно к условиям конкретного муниципального образования
Порядок подготовки документации по планировке предполагает лишь организационную регламентацию действий муниципальных органов, уточняющую применительно к условиям конкретного муниципального образования процедуру подготовки, изложенную в статье 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу части 20 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации полномочия органа местного самоуправления в области нормативно-правового регулирования планировки территорий заключаются в установлении порядка подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления, то есть предполагают лишь организационную регламентацию действий муниципальных органов применительно к условиям конкретного муниципального образования.
Порядок подготовки документации по планировке предполагает лишь организационную регламентацию действий муниципальных органов, уточняющую применительно к условиям конкретного муниципального образования процедуру подготовки, изложенную в ст. 46 того же Кодекса [ГрК РФ].
Порядок подготовки документации по планировке предполагает лишь организационную регламентацию действий муниципальных органов, уточняющую применительно к условиям конкретного муниципального образования процедуру подготовки, изложенную в ст. 46 того же Кодекса [ГрК РФ].
1.9. Отсутствие генерального плана поселения является ограничением для осуществления действий, установленных ч. 6 ст. 45 ГрК РФ, заключающихся в принятии решений о переводе земель из одной категории в другую для целей, не связанных с размещением объектов публичного значения
По закону отсутствие генерального плана поселения является ограничением для осуществления действий, установленных частью 4 статьи 9 и частью 6 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ, заключающихся в принятии решений о переводе земель из одной категории в другую для целей, не связанных с размещением объектов публичного значения.
1.10. Решение уполномоченного органа о подготовке проекта планировки и межевания территории не определяет какие-либо условия использования соответствующей территории
Проанализировав вместе с нормами земельного законодательства нормы градостроительного законодательства [ч. 10 ст. 45, ч. 15 ст. 46 ГрК РФ], суд установил, что, поскольку само по себе решение уполномоченного органа о подготовке проекта планировки и межевания территории не определяет какие-либо условия использования соответствующей территории, оспариваемый абзац 8 пункта 2.3 Порядка выбора земельных участков противоречит положениям статей 30, 31 Земельного кодекса РФ, в силу которых выбор земельных участков для строительства не осуществляется при наличии соответствующей градостроительной документации, а именно утвержденного в установленном порядке проекта планировки и межевания территории.
1.11. При реализации юридическими и физическими лицами закрепленного ч. 8 ст. 45 ГрК РФ права подготовки проекта планировки территории за свой счет не имеет значения ни заключение контракта на изготовление такого проекта за счет средств бюджета, ни наличие обращений иных лиц, намеренных самостоятельно изготовить такой проект за счет собственных средств
При реализации юридическими и физическими лицами закрепленного пунктом 8 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации права подготовки проекта планировки территории за свой счет не имеет значения ни заключение контракта на изготовление такого проекта за счет средств бюджета, ни наличие обращений иных лиц, намеренных самостоятельно изготовить такой проект за счет собственных средств.
1.12. Без согласования администрацией поселения документации по планировке государственная компания не вправе выполнять возложенные на нее функции, в частности, по резервированию земельных участков, постановке на кадастровый учет, оформлению на них прав аренды
[По смыслы ч. 1 ст. 41, ч. 8, 12.2 ст. 45 ГрК РФ, п. 1, 2 ч. 1 ст. 6, п. 1 ч. 1 ст. 37 ФЗ от 17.07.2009 N 145-ФЗ] без согласования администрацией поселения документации по планировке государственная компания не вправе выполнять возложенные на нее функции, в частности, по резервированию земельных участков, постановке на кадастровый учет, оформлению на них прав аренды.
1.13. Опубликованию подлежит не вся документация по планировке территории, а лишь ее утверждаемая часть
[По смыслу ч. 1, 15, 16 ст. 45 ГрК РФ] опубликованию подлежит не вся документация по планировке территории, а лишь ее утверждаемая часть.
1.14. Законом определен исчерпывающий перечень документов, на основании которых осуществляется подготовка документации по планировке территории
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 3 июля 2014 г. N 3-137/2014
Градостроительным кодексом Российской Федерации установлен закрытый перечень документов, на основании которых осуществляется подготовка документации по планировке территории, также установлен перечень документов, на соответствие требованиям которых проводится проверка подготовленной документации.
1.15. Отсутствие региональных технических регламентов и нормативов градостроительного проектирования не препятствует подготовке документации по планировке территории
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 3 июля 2014 г. N 3-137/2014
Частью 6 статьи 45 ГрК РФ установлено, что не допускается осуществлять подготовку документации по планировке территории (за исключением случаев подготовки проектов межевания застроенных территорий и градостроительных планов земельных участков по заявлениям физических или юридических лиц, а также случая, предусмотренного частью 6 статьи 18 ГрК РФ) в случаях, предусматривающих размещение объектов федерального значения в областях, указанных в части 1 статьи 10 ГрК РФ, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района, если размещение таких объектов не предусмотрено документами территориального планирования Российской Федерации в областях, указанных в части 1 статьи 10 ГрК РФ, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципального района, а также в случаях, не предусматривающих размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, при отсутствии генерального плана городского округа или поселения (схемы территориального планирования муниципального района применительно к межселенным территориям).
То есть Градостроительный кодекс Российской Федерации не предусматривает запрета на подготовку документации по планировке территории при отсутствии региональных технических регламентов и нормативов градостроительного проектирования.
1.16. Предложение физических или юридических лиц не обязывает орган местного самоуправления принять решение о подготовке документации по планировке территории
Принятие решения о подготовке документации по планировке территории на основании предложений физических или юридических лиц является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления.
Рассматривая требования заявителя о признании незаконным решения Администрации об отказе в подготовке документации по планировке территории за счет бюджетных средств, суды обоснованно исходили из отсутствия в законе безусловной обязанности органа местного самоуправления принять такое решение при инициировании подготовки документации физическими лицами. Такой вывод согласуется с требованиями статей 45, 46 ГрК РФ.
Довод о том, что принятие решения о подготовке документации по планировке территории на основании заявлений физических лиц в силу закона является обязанностью органов местного самоуправления, а не правом, как указали суды, основан на неправильном толковании и понимании правил статьи 45 ГрК РФ, а потому также признается судом кассационной инстанции несостоятельным.
1.17. Обращение некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, обязывает уполномоченный орган принять решение о подготовке документации по планировке соответствующей территории
Суд первой инстанции, разрешая дело, пришел к выводу об отсутствии у департамента градостроительства и земельных отношений администрации законных оснований для отказа заявителю в принятии решения о подготовке на основе генерального плана города документации по планировке территории.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку пунктом 9 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность принять решение о подготовке документации по планировке соответствующей территории в случае поступления в уполномоченный орган заявления, в том числе от некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства.
1.18. Лицо, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, не вправе осуществлять подготовку документации по планировке территории, не являющейся предметом вышеназванного договора
Из системного толкования п. 7 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ, ч.ч. 1, 8, 8.1 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ следует, что лицо, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, вправе осуществлять подготовку документации по планировке территории только в границах той территории, на которую заключен договор о развитии застроенной территории, и не вправе осуществлять подготовку документации по планировке иных территорий.
1.19. Документация по планировке территории является надлежащим доказательством установления красных линий
Надлежащим доказательством установления красных линий являются документы планировки территории (проект планировки территории либо проект межевания территории), принятые, утвержденные и опубликованные в порядке, установленном статьей 45 ГрК РФ.
1.20. Отсутствие документации по планировке территории не препятствует выдаче заинтересованному лицу градостроительного плана
Такое основание отказа в выдаче градостроительного плана как отсутствие проекта планировки территории не предусмотрено ни Градостроительным кодексом Российской Федерации, ни Административным регламентом.
1.21. Проект планировки территории подлежит направлению на доработку в случае его противоречия ч. 10 ст. 45 ГрК ещё до начала процедуры публичного обсуждения проекта планировки
Несоответствие проекта планировки территории требованиям части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса является основанием для отклонения такой документации и о направлении ее на доработку еще до начала процедуры публичного обсуждения проекта планировки.
1.22. Нормы ст. 45 ГрК не регламентируют порядок подготовки и утверждения схемы расположения земельного участка
Ссылка суда на ч. 5 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации является необоснованной, так как данная норма не регламентирует порядок подготовки и утверждения схемы расположения земельного участка.
2. Финансирование разработки документации по планировке территории
2.1. Если разработка документации по планировке территории производится по заказу органов государственной власти, то ее финансирование производится за счет средств соответствующего бюджета на основании государственного контракта
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 апреля 2013 г. N 4-АПГ13-2
Суд, проанализировав приведенные нормы законодательства [ч. 1, 6, 8, 19 ст. 45 ГрК РФ], сделал обоснованный вывод, что в случае, если разработка документации по планировке территории производится по заказу органов государственной власти или государственных органов, то ее финансирование производится за счет средств соответствующего бюджета на основании государственного контракта, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
2.2. Финансирование разработки документации по планировке территории за счет средств физических и юридических лиц осуществляется в случае, если разработка производится на основании их обращений
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 апреля 2013 г. N 4-АПГ13-2
Финансирование разработки документации по планировке территории за счет средств физических и юридических лиц осуществляется в случае, если данная разработка производится на основании их обращений.
3. Обжалование решений, принятых в результате подготовки документации по планировке территории
3.1. Рассмотрение дел об оспаривании муниципальных нормативных актов в сфере градостроительства не отнесено к компетенции арбитражных судов
В соответствии с частью 7 статьи 20, частью 15 статьи 24, частью 4 статьи 32, частью 17 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации нормативные акты об утверждении документации территориального планирования могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке в суд общей юрисдикции, поскольку арбитражный суд не указан в федеральном законе в качестве суда, компетентного рассматривать такие дела.
Градостроительным кодексом Российской Федерации как специальным законом, регулирующим отношения в градостроительной деятельности, рассмотрение споров об оспаривании нормативных актов, в том числе и муниципальных нормативных актов в сфере градостроительства, не отнесено к компетенции арбитражных судов.
Имеются судебные решения, противоречащие приведенному выше подходу.
3.2. Рассмотрение дел об оспаривании муниципальных нормативных актов в сфере градостроительства отнесено к компетенции арбитражных судов
Прекращая производство по делу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в пункте 17 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации арбитражный суд не назван в качестве суда, компетентного рассматривать заявления об оспаривании нормативных правовых актов об утверждении проектов планировки территории. Статья 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации также не содержит указание на сферу градостроительной деятельности. Между тем судом первой инстанции не было учтено следующее.
По существу, закон [АПК РФ] установил, что к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение заявлений о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе и нормативных правовых актов, если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из заявления общества в арбитражный суд усматривается, что оспоренный в части нормативный правовой акт органа местного самоуправления об утверждении проекта планировки территории затрагивает права общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Градостроительный кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Градостроительного кодекса РФ.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 января 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики.
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Градостроительный кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Власовым, А. Грешновым, Р. Давлетовым, Н. Иночкиной, А. Ковбелем, Е. Костиковой, С. Кошелевым, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кустовой, О. Лаушкиной, А. Назаровой, О. Петровой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Т. Эльгиной.