Энциклопедия судебной практики
Правила землепользования и застройки
(Ст. 30 ГрК)
1. Общие вопросы правил землепользования и застройки
1.1. Правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 июня 2013 г. N 136/13
По смыслу части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.
По смыслу части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки призваны обеспечить не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующий территории и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.
В силу части 1 статьи 30 Кодекса правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.
По смыслу части 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, а также публичные интересы, связанные с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий, которые могут вступить в разрез с интересами собственников или фактических землепользователей.
По смыслу части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.
1.2. При разработке правил землепользования и застройки органы муниципальных образований должны обеспечить установление разумного и справедливого баланса между правами и законными интересами физических и юридических лиц
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 июня 2013 г. N 136/13
Задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
Задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
Задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
Задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
Задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки, внесении в них изменений состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
1.3. Сведения, изложенные в генеральном плане, имеют приоритет над сведениями из правил землепользования и застройки
Из содержания норм градостроительного законодательства следует, что правила землепользования и застройки разрабатываются на основании генерального плана и не должны ему противоречить, следовательно, сведения, указанные в Генеральном плане, имеют приоритетное значение.
Правила землепользования и застройки документация по планировке территории разрабатывается на основе Генерального плана и не должны ему противоречить.
1.4. Закон допускает возможность разработки правил землепользования и застройки при отсутствии генерального плана
Возможна разработка правил землепользования и застройки при отсутствии генерального плана.
Утверждение заявителя о том, что в отсутствие генерального плана Правила землепользования не могли быть разработаны на законе также не основаны. Частью 3 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка проекта Правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц. Как следует из статьи 9 Градостроительного кодекса РФ, документами территориального планирования являются не только генеральные планы, но и схемы территориального планирования, с учетом которых и осуществлялась подготовка проекта Правил. Таким образом, доводы жалобы о том, что Правила землепользования и застройки, разрабатываются только на основании генерального плана противоречит действующему законодательству.
1.5. Произвольное и немотивированное внесение изменений в правила землепользования и застройки недопустимо
Произвольное и немотивированное внесение изменений в Правила в части изменения территориальной зоны земельных участков противоречит целям принятия Правил, установленным в статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
2. Последствия отсутствия правил землепользования и застройки
2.1. Отсутствие в муниципальном образовании правил землепользования и застройки влечет за собой невозможность выдачи разрешений на строительство
В ходе проверки установлено, что в сельсовете не разработаны и не утверждены генеральный план поселения, правила землепользования и застройки, что влечет за собой ряд негативных последствий, в том числе не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, которое дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.
2.2. Отсутствие в муниципальном образовании правил землепользования и застройки влечет за собой невозможность составления градостроительного плана земельного участка
Правила землепользования и застройки городского округа, включающие в себя также территории населенных пунктов, в настоящее время находятся в стадии разработки в соответствии с муниципальным контрактом на разработку правил землепользования и застройки, заключенным по итогам проведения открытого конкурса на основании протокола рассмотрения заявок между управлением архитектуры и градостроительства и ООО.
Иные документы территориального планирования на территорию, в пределах которой расположено село, администрацией муниципального образования не разрабатывались и не утверждались.
Поскольку для заполнения формы градостроительного плана земельного участка необходима, в частности, информация, содержащаяся в градостроительных регламентах, правилах землепользования, которые на сегодняшний день не приняты, администрация лишена возможности составления градостроительного плана земельного участка и его утверждения, о чем и было сообщено заявительнице.
2.3. Отсутствие в муниципальном образовании правил землепользования и застройки не препятствует заинтересованному лицу обратиться в суд в защиту своих прав и интересов
Вопреки утверждению в апелляционной жалобе, администрация муниципального района вправе была обратиться в суд в защиту прав этого муниципального образования в связи с наличием у муниципального района полномочий распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, в случае отсутствии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки этого поселения.
2.4. Недопустимо при разрешении споров использование правил землепользования и застройки других населенных пунктов, если в этом населенном пункте отсутствуют вышеназванные правила
Как следует из заключения эксперта Федерального бюджетного учреждения Крымская лаборатория судебной экспертизы, высота заборов (ограждений) между земельными участками под индивидуальное жилищное строительство регламентируется соответствующими Правилами землепользования и застройки, которые утверждаются нормативными правовыми - актами органами местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ - городов федерального значения Москвы, Санкт - Петербурга и Севастополя, однако на территории города федерального значения Севастополя данные Правила не утверждены и находятся на стадии разработки. Таким образом, судебный эксперт, при разрешении вопроса, поставленного судом при назначении экспертизы, руководствовался Правилами землепользования и застройки г. Санкт - Петербурга, на основании которых экспертом установлено, что возведенный ответчиком забор не соответствует нормам в плане расположения на земельном участке.
С учетом разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, учитывая, что судебным экспертом проведена экспертиза на основании Правил землепользования и застройки, которые не распространяются на территорию города федерального значения Севастополя, с учетом того, что возведение забора осуществлялось в период действия законодательства иного государства, нормы которого не устанавливали определенных ограничений относительного такого возведения, судебная коллегия не принимает выводы экспертизы к своему вниманию.
2.5. При отсутствии в муниципальном образовании правил землепользования и застройки суд вправе установить срок, в течение которого это образование обязано разработать и утвердить вышеназванные правила
В судебном заседании глава администрации сельсовета требования прокурора о возложении обязанности разработать и утвердить генеральный план поселения, правила землепользования и застройки признала, возражала против установления срока для исполнения решения суда в течение трех месяцев.
Учитывая, что выполнение работ по утверждению генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки законодательно отнесено к вопросам местного значения поселений, т.е. может быть совершено только ответчиком, суд при разрешении спора обоснованно установил срок для исполнения решения суда.
Установленный судом срок исполнения решения в течение четырех месяцев со дня вступления решения в законную силу судебная коллегия считает разумным, определенным с учетом конкретных обстоятельств дела, а также установленным с учетом возможности наступления неблагоприятных последствий для жителей поселка ввиду отсутствия генерального плана, правил землепользования и застройки поселения.
3. Установление границ территориальных зон
3.1. Требование ст. 30 ГрК о принадлежности каждого земельного участка только одной зоне применяется при установлении границ территориальных зон на карте территориального зонирования
Правило о принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне применяется при установлении границ территориальных зон на карте территориального зонирования правил землепользования и застройки.
Исходя из смысла пункта 2 статьи 85 ЗК РФ и части 4 статьи 30 ГрК РФ следует, что норма о принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне применяется при установлении границ территориальных зон на карте территориального зонирования правил землепользования и застройки, а также при формировании конкретного земельного участка.
3.2. Отображение границ территории общего пользования на карте градостроительного зонирования в правилах землепользования и застройки не предусмотрено
Согласно требованиям ст. 30 ГрК РФ, определяющей содержание ПЗЗ, отображение границ территории общего пользования на карте градостроительного зонирования не предусмотрено.
3.3. Недопустимо прохождение границы территориальной зоны не по границе земельного участка, а через него
Прохождение границы территориальной зоны не по границе земельного участка, а через участок таким образом, что в одной территориальной зоне оказался не весь земельный участок, а только его часть, противоречит нормам федерального законодательства.
3.4. Факт того, что земельный участок принадлежит более чем к одной территориальной зоне, не может быть оправдан увеличением погрешности при увеличении масштаба географической карты
Судом установлено и сторонами по делу не оспаривается факт расположения рассматриваемого земельного участка одновременно в трех территориальных зонах, что является нарушением части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в силу прямого указания на недопущение такого положения. Вывод суда первой инстанции и соответствующий довод представителя заинтересованного лица о том, что такое расположение связано с увеличением погрешности при увеличении масштаба карты, являются несостоятельными, поскольку указанное может касаться только топографических и картографических особенностей составления карты, но не расположения самого земельного участка с привязкой к местности, а не к карте.
3.5. Факт того, что земельный участок принадлежит более чем к одной территориальной зоне, свидетельствует о невозможности предоставления такого участка в аренду
В соответствии с частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
Поскольку формирование спорного земельного участка произведено с нарушением указанных требований градостроительного законодательства, суды пришли к правомерному выводу о невозможности предоставления такого земельного участка в аренду, а также о том, что публикация информации о предоставлении земельного участка в данном случае не создает правовых последствий в виде обязанностей по совершению действий в рамках установленных земельным законодательством процедур по предоставлению земельных участков, в связи с чем права заявителя не могут быть нарушены.
3.6. Факт того, что земельный участок принадлежит более чем к одной территориальной зоне, свидетельствует о невозможности постановки его на государственный кадастровый учет
Из материалов дела следует, что земельный участок площадью является государственной собственностью, право собственности на которую не разграничено, и впервые сформирован по заказу учреждения на основании постановления администрации поселения об утверждении схемы расположения участка на кадастровом плане территории; границы участка согласованы администрацией района в лице представителя, действовавшей по доверенности. Участок учтен в государственном кадастре недвижимости с разрешенным использованием под физкультурно-оздоровительные сооружения и присвоением кадастрового номера.
Указанный участок расположен в двух территориальных зонах: О-6 и Ж-1, что подтверждается выкопировкой из Правил землепользования и застройки и сторонами не оспаривается.
Следовательно, указанный участок сформирован без учета положений ст. 1, 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правил землепользования и застройки и ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем не подлежал постановке на государственный кадастровый учет.
Отказывая в удовлетворении заявления истиц, суд первой инстанции пришёл к верному выводу, что в силу положений действующего законодательства постановка на государственный кадастровый учёт земельного участка, одновременно расположенного в нескольких территориальных зонах, невозможна, следовательно, Филиал ФГБУ по краю обоснованно, руководствуясь пунктом 6 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", приостановил осуществление государственного кадастрового учёта земельного участка.
3.7. На земельные участки, занятые линейными объектами, требование о формировании земельного участка в пределах одной территориальной зоны не распространяется
Исходя из положений пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации требование о формировании земельного участка в пределах одной территориальной зоны не распространяется на земельные участки, занятые линейными объектами.
3.8. Органы местного самоуправления не наделены полномочиями по установлению и утверждению границ зон охраны объектов и режимов их использования в границах данных зон
Апелляционное определение Пермского краевого суда от 4 июня 2012 г. по делу N 33-4593
Правила не устанавливают границы зон охраны объектов культурного наследия города и режимы использования в границах данных зон, а лишь отображают их в соответствии с требованиями законодательства, в связи с чем процедура их утверждения представительным органом местного самоуправления не может быть нарушена. Органы местного самоуправления не наделены полномочиями по установлению и утверждению границ зон охраны объектов и режимов их использования в границах данных зон.
4. Установление вида разрешённого использования земельного участка
4.1. Разрешение может быть предоставлено только на условно разрешенный вид использования земельного участка, перечисленный в числе таковых в градостроительном регламенте
По смыслу статей 30-36, 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение может быть предоставлено на условно разрешенный вид использования, перечисленный в числе таковых в градостроительном регламенте. Иное толкование данных норм, заключающееся в возможности предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, из числа, не установленного градостроительным регламентом, приводит к смешению процедуры предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства и процедуры изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования.
4.2. Недопустимо установление вида разрешённого использования земельного участка в отношении конкретного лица
В силу п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 1 ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации вид разрешённого использования земельного участка устанавливается в отношении земельного участка и не может быть установлен в отношении конкретного лица.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Градостроительный кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Градостроительного кодекса РФ.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 ноября 2022 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики.
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Градостроительный кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Власовым, А. Грешновым, Р. Давлетовым, Н. Иночкиной, А. Ковбелем, Е. Костиковой, С. Кошелевым, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кустовой, О. Лаушкиной, А. Назаровой, О. Петровой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Т. Эльгиной.