Энциклопедия судебной практики
Обязанности органов, учреждений, организаций и должностных лиц сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом организаций и физических лиц
(Ст. 85 НК)
1. Необходимость уведомления налогового органа о недвижимости или транспорте, зарегистрированном в компетентном органе, обусловлена обеспечением своевременности налогообложения этого имущества
Согласно пункту 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения, обязаны сообщать о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе или о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, и их владельцах, в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации имущества.
Смысл данной нормы заключается в обеспечении своевременного налогообложения имущества, в том числе недвижимого.
2. Невозможно привлечение БТИ к ответственности за несоблюдение срока информирования налогового органа, предусмотренного ч. 4 ст. 85 НК РФ
Согласно пункту 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения, обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе в течение 10 дней после регистрации имущества.
Из смысла этого пункта видно, что указанная обязанность лежит только на органах, осуществляющих регистрацию или учет и регистрацию объектов недвижимости, так как срок сообщения установлен - 10 дней после регистрации имущества. Орган, не осуществляющий регистрацию, технически не может соблюдать указанный срок.
Из устава БТИ видно, что оно осуществляет технический учет (инвентаризацию) объектов недвижимости, а не регистрацию объектов недвижимости.
В обязанности БТИ как органа технической инвентаризации входит только ежегодное до 1 марта представление в налоговый орган сведений, необходимых для исчисления налога на имущество физических лиц.
Следовательно, у налогового органа не было законных оснований для привлечения БТИ к ответственности за нарушение срока, установленного пунктом 4 статьи 85 НК РФ.
3. Неуведомление нотариусом налогового органа о договоре дарения не влечет его недействительности
Статья 85 НК РФ, а также другие нормы действующего законодательства, в том числе налогового, не предусматривают в качестве оснований для признания недействительным договора дарения невыполнение нотариусом обязанности по сообщению в налоговые органы о нотариальном удостоверении договора дарения.
4. Частью 6 ст. 85 НК РФ не предусмотрено разграничение того, о каких договорах дарения или наследования необходимо уведомлять налоговый орган, а о каких не следует
Согласно п. 6 ст. 85 НК РФ частные нотариусы обязаны сообщать о нотариальном удостоверении права на наследство и договоров дарения в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее 5 дней со дня совершения нотариального удостоверения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как усматривается из данной нормы, в ней не указано о разграничении, по каким удостоверенным договорам дарения и удостоверенным правам на наследство необходимо сообщать в налоговые органы, а по каким не следует.
5. Неисполнение требований статьи 85 НК РФ влечет ответственность по статье 129.1 НК РФ
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 февраля 2011 г. N ВАС-1032/11
Основанием привлечения регистрационной службы к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 129.1 Кодекса, послужило представление этой службой в инспекцию сведений о государственной регистрации права физического лица на недвижимое имущество с нарушением срока, установленного пунктом 4 статьи 85 Кодекса.
Суды пришли к выводу о том, что Управлением своевременно не исполнена предусмотренная пунктом 8 статьи 85 НК РФ обязанность по сообщению в налоговый орган о замене паспорта, вследствие чего событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 2 статьей 129.1 НК РФ, является установленным.
В соответствии с пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации сведения по зарегистрированным объектам должны быть представлены в налоговый орган в установленный данной нормой срок.
В связи с несвоевременной подачей необходимой информации в налоговый орган, последним вынесено решение о привлечении Управления по области к ответственности, предусмотренной статьей 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа.
Основанием для привлечения к ответственности послужил вывод налогового органа о том, что Администрация нарушила срок, предусмотренный п. 3 ст. 85 НК РФ, для представления в налоговый орган сведений о фактах регистрации физических лиц.
Решением заместителя начальника МИФНС России по области администрация сельского поселения привлечена к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 129.1 Налогового кодекса РФ, за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренных ст. 126 Налогового кодекса РФ.
Оценив собранные по делу доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что администрация сельского поселения не исполнила обязанности, возложенные на нее законом, так как не представила в налоговый орган сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в установленный срок, тем самым допустила бездействие. Данное бездействие нарушает законные интересы Российской Федерации в сфере регулирования налоговых правоотношений на основе данных налогового учета объектов налогообложения. Доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин неисполнения данной обязанности, суду не представлено, законные основания к неисполнению обязанности отсутствуют.
Таким образом, суд правомерно признал бездействие администрации сельского поселения, выразившееся в неисполнении обязанности, предусмотренной пунктом 9.2 статьи 85 Налогового кодекса РФ.
6. Нарушение срока уведомления налоговых органов, предусмотренного статьи 85 НК РФ, не может повлечь возложения негативных последствий этого нарушения на налогоплательщика
Постановление Президиума Санкт-Петербургского городского суда от 9 декабря 2009 г. N 44г-195/09
В силу ст.ст. 85 п. 4, 362 НК РФ обязанность сообщать в налоговые органы о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации, о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с учета (п. 4), как и обязанность сообщить в налоговый орган такие сведения по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года (п. 5), лежит на органах, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.
Нормативное регулирование, обеспечивающее возможность налоговому органу получить указанные сведения, имелось. То обстоятельство, что обязанность по направлению вышеуказанных сведений в 10-дневный срок не была исполнена регистрирующим органом своевременно, не является основанием для изменения установленных налоговым законодательством сроков направления налогоплательщику уведомления, требования об уплате налога, поскольку это законом не предусмотрено. Негативные последствия нарушения сроков направления названных сведений в налоговые органы не могут быть возложены на налогоплательщика и повлечь взыскание с него налога с нарушением установленной процедуры.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам
Материал приводится по состоянию на 1 июля 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской.