Энциклопедия судебной практики
Аукцион в электронной форме (электронный аукцион)
(Ст. 59 Закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд")
В настоящее время случаи, когда закупки товаров, работ, услуг требуют проведения электронного аукциона, определены Перечнем, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 г. N 471-р.
1. Заказчик вправе определить подрядчика путем проведения конкурса либо электронного аукциона, если НМЦК при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, не относящихся к особо опасным, технически сложным объектам, искусственным дорожным сооружениям, включенным в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн рублей
В случае проведения закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, не относящихся к особо опасным, технически сложным объектам, искусственным дорожным сооружениям, включенным в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении таких закупок для обеспечения государственных нужд не превышает 150 млн рублей, для обеспечения муниципальных нужд - не превышает 50 млн рублей, заказчик обязан провести электронный аукцион.
Вместе с тем в случае если начальная (максимальная) цена контракта при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, не относящихся к особо опасным, технически сложным объектам, искусственным дорожным сооружениям, включенным в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн рублей, заказчик вправе определить подрядчика путем проведения конкурса либо электронного аукциона.
2. Для закупки молока и молочной продукции для дошкольных образовательных учреждений заказчик обязан избрать форму закупки в виде конкурса с ограниченным участием, но вправе провести и электронный аукцион
В Перечне [Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2013 N 2019-р] содержится исключение, которое освобождает заказчика от обязанности проводить электронный аукцион при закупке пищевых продуктов и напитков, закупаемых для дошкольных образовательных учреждений: код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 ОКПД-15 "Продукты пищевые и напитки".
Вместе с тем это не исключает право заказчика провести электронный аукцион для закупки пищевых продуктов и напитков.
Проанализировав изложенное арбитражные суды указали, что для осуществления закупки молока для дошкольных образовательных учреждений был избран открытый конкурс, однако данный способ определения поставщика при закупке товаров, указанных в части 2 статьи 56 Закона N 44-ФЗ, не поименован в части 2.1 статьи 56 данного Закона.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что для закупки молока и молочной продукции для дошкольных образовательных учреждений комитет был обязан проводить конкурс с ограниченным участием или был вправе провести электронный аукцион.
Действующий Перечень товаров, работ, услуг, закупка которых обязывает заказчика проводить электронный аукцион (утв. распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р), содержит аналогичное указанному судом исключение.
3. Заключение муниципального контракта без проведения аукциона в электронной форме в ситуации крайней необходимости исключает административную ответственность заказчика
Решение Красноярского краевого суда от 30 апреля 2015 г. по делу N 7р-350/2015
Заведующая ФИО вынуждена была действовать в состоянии крайней необходимости при заключении муниципального контракта на выполнение ремонтных работ без проведения аукциона в электронной форме, исходя из аварийной ситуации, сложившейся в здании детского сада, угрожавшей жизни и здоровью граждан, так как промедление в капитальном ремонте могло повлечь внезапное обрушение стен.
Денежные средства на ремонт детского сада были выделены согласно постановлению Правительства Красноярского края от 24 июня 2014 года N 247-п за счет федеральной субсидии. Контракт на проведение ремонта заключен через 5 дней после поступления денежных средств, и подрядная организация сразу приступила к работам. Действия заказчика в состоянии крайней необходимости позволили избежать негативных последствий для жителей села, пользующихся услугами детского сада, закрытие единственного дошкольного учреждения в муниципальном образовании могло вызвать социальное недовольство, не позволило бы детям посещать детский сад и родителям перевести ребенка в другой ввиду его отсутствия. Заключение контракта в короткий срок дало возможность окончить работы в сентябре 2014 года, с 01 октября 2014 года детский сад начал работать.
При таких обстоятельствах, судьей районного суда принято правомерное решение об отсутствии оснований для отмены постановления заместителя руководителя Красноярского УФАС России от 15 января 2015 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении в силу статьи 2.7 КоАП РФ.
4. Если предмет электронного аукциона предполагает осуществление лицензируемого вида деятельности, то соответствующая лицензия должна быть представлена непосредственно участником аукциона, а не только привлекаемым им соисполнителем
Согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 11.02.2010 N 09-Г-1324 деятельность по подбору слуховых аппаратов, их индивидуальной настройке и обучению пациентов правилам их пользования подлежит лицензированию и осуществляется врачом-сурдологом.
Учитывая, что в рамках оказания услуги требуется осуществлять осмотр врачом-сурдологом, проводить диагностику степени и характера нарушений слуха, подбор (включая изготовление ушного вкладыша), настройку слуховых аппаратов, исполнителю услуг необходимо получение лицензии на медицинскую деятельность.
Законодательством Российской Федерации о контрактной системе установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии на оказание услуг непосредственно у участника закупки, в случае, если оказание данных услуг является лицензируемым видом деятельности.
Учитывая изложенное, суды пришли к обоснованным выводам о том, что в аукционной документации установлено правомерное требование к участникам закупки на основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности по сурдологии-оториноларингологии, в том числе и требование о предоставлении в составе заявки копии данного документа. Лицензия на оказание специализированной помощи должна быть выдана непосредственно лицу, участвующему в аукционе.
Как обоснованно указано судами, аукционная документация действительно содержит условие, дающее право участнику аукциона привлечь соисполнителя услуг, который также должен иметь лицензию, это условие не освобождает заявителя от обязанности получения лицензии на тот вид деятельности, который является предметом конкурса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Закон о контрактной системе в сфере закупок" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ с 1 января 2022 г. изложен в новой редакции (Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ). Материалы Энциклопедии судебной практики, входящие в состав блока "Закон о контрактной системе" по состоянию на 1 января 2022 г., приводятся в редакции, основанной на положениях Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, действовавших до 31 декабря 2021 г. включительно, и применимы к спорам, возникшим до указанной даты (31.12.2021). Материалы, основанные на положениях Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ в редакции, действующей с 1 января 2022 г., будут публиковаться по мере формирования соответствующей судебной практики.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на февраль 2022 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Закон о контрактной системе в сфере закупок" использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом юридических наук, доцентом Д. Лоренцем, Мазуриной И., Михайлевской М., Раченковой Ю., Шумилиным П., Серковым А., Штукатуровой Т.