Энциклопедия судебной практики
Особенности исполнения контракта
(Ст. 94 Закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд")
1. При заключении и исполнении контракта заказчик выступает не в качестве государственного органа (органа местного самоуправления), а как участник гражданско-правового отношения
Из материалов рассматриваемого дела следует, что между Комитетом и Обществом имеются гражданско-правовые отношения в связи с заключением и исполнением Контракта, в которых государственный заказчик выступает не в качестве государственного органа, а как участник гражданско-правового отношения.
Следует принять во внимание, что заявитель выбрал ненадлежащий способ защиты гражданских прав, поскольку решение Комитета по земельным ресурсам Администрации об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта не является ненормативным актом, поскольку принято в рамках обязательственных отношений одной из сторон в сделке, независимо от того, что такой стороной является орган местного самоуправления.
Довод заявителя о том, что Росрезерв прервал поставку продукции, используя свои властные полномочия по отношению к грузополучателям, обоснованно отклонен со ссылкой на то обстоятельство, что приемка продукции, по которой заявитель допустил просрочку поставки, была приостановлена на основании части 3 статьи 511 ГК РФ и не связана с реализацией Росрезервом властных полномочий как государственного органа.
2. При заключении и исполнении контракта правоотношения сторон по своему содержанию не основаны на административном или ином властном подчинении одной стороны другой
Из материалов рассматриваемого дела следует, что между Комитетом и Обществом имеются гражданско-правовые отношения в связи с заключением и исполнением Контракта. Следовательно, правоотношения сторон по своему содержанию не основаны на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, а регулируются гражданским законодательством Российской Федерации.
3. Если требование к сроку изготовления товара являлось требованием документации о закупке, оно не может быть изменено поставщиком на стадии исполнения контракта в силу императивных запретов действующего законодательства
Определение Верховного Суда РФ от 25 сентября 2015 г. N 309-ЭС15-12018
Требование к сроку изготовления товара являлось требованием документации о закупке и не могло быть изменено поставщиком на стадии его исполнения в силу императивных запретов действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции также указал, требование к сроку изготовления товара являлось требованием документации о закупке и не могло быть изменено поставщиком на стадии его исполнения в силу императивных запретов действующего законодательства.
4. Наличие высокого уровня задолженности по уплате обязательных публичных платежей является объективным индикатором, позволяющим усомниться в надежности участника закупки только при заключении контракта, а не на момент исполнения контракта - расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) за товары, работы, услуги
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 декабря 2014 г. N 67-АПГ14-25
По смыслу приведенных положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, федеральный законодатель предусмотрел систему единых требований к участникам закупки, позволяющих обеспечить в условиях стимулирования добросовестной конкуренции отбор именно тех контрагентов, которые гарантированно могли бы обеспечить потребность государства и муниципальных образований в соответствующих товарах, работах, услугах, исходя из оптимального сочетания цены и качества. В этом отношении наличие высокого уровня задолженности по уплате обязательных публичных платежей за прошлый календарный год рассматривается законодателем в качестве одного из объективных индикаторов, позволяющих усомниться в надежности потенциального контрагента и отказать ему в праве участия в процедурах отбора поставщиков (исполнителей) товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд.
При этом указанные требования устанавливаются к участникам закупки только при заключении контракта, а не на момент исполнения контракта - расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) за поставленный товар, выполненную работу, оказанную услугу по заключенным контрактам, и расширительному толкованию не подлежат.
Таким образом, действующее законодательство не позволяет обосновать допустимость включения в государственный (муниципальный) контракт (гражданско-правовой договор) в качестве одного из условий для оплаты представление сведений об исполнении подрядчиком (исполнителем) обязанности по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по состоянию на момент оплаты по контракту (договору).
Следовательно, установление таких требований находится в прямом противоречии с требованиями Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", положения статей 31, 34, 94 которого исключают возможность установления таких требований в контрактах. Кроме того, такие требования также противоречат положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующим отношения, связанные с заключением и исполнением договоров выполнения работ, предоставления услуг, в том числе связанных с обеспечением государственных и муниципальных нужд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Закон о контрактной системе в сфере закупок" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ с 1 января 2022 г. изложен в новой редакции (Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ). Материалы Энциклопедии судебной практики, входящие в состав блока "Закон о контрактной системе" по состоянию на 1 января 2022 г., приводятся в редакции, основанной на положениях Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, действовавших до 31 декабря 2021 г. включительно, и применимы к спорам, возникшим до указанной даты (31.12.2021). Материалы, основанные на положениях Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ в редакции, действующей с 1 января 2022 г., будут публиковаться по мере формирования соответствующей судебной практики.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 сентября 2023 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Закон о контрактной системе в сфере закупок" использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом юридических наук, доцентом Д. Лоренцем, Мазуриной И., Михайлевской М., Раченковой Ю., Шумилиным П., Серковым А., Штукатуровой Т.