Энциклопедия судебной практики
Особенности проведения конкурса с ограниченным участием
(Ст. 56 Закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд")
Упоминаемое далее постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1089 в настоящее время признано утратившим силу (постановление Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99).
1. Общие вопросы проведения конкурса с ограниченным участием
1.1. Проведение открытого конкурса с ограниченным участием осуществляется в соответствии с конкурсной документацией, утвержденной заказчиком
В соответствии с частью 3 статьи 48 Закона о контрактной системе для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию.
Согласно части 1 статьи 56 Закона о контрактной системе под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
Таким образом, проведение открытого конкурса с ограниченным участием осуществляется в соответствии с конкурсной документацией, утвержденной заказчиком.
1.2. Право заказчика не проводить конкурс с ограниченным участием неравнозначно праву заказчика не проводить электронный аукцион
Решение Верховного Суда РФ от 14 октября 2014 г. N АКПИ14-937
Право заказчика не проводить электронный аукцион неравнозначно праву проводить конкурс с ограниченным участием, поскольку заказчики вправе проводить такой конкурс в том случае, если такие товары, работы, услуги предусмотрены Перечнем [утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1089]. Перечнем предусмотрены не все работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, а только некоторые виды таких работ.
2. Требования к претендентам на участие в конкурсе с ограниченным участием
2.1. Несоответствие требованиям Закона о контрактной системе документов, подтверждающих внесение обеспечения, является основанием для отклонения заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием
Статьей 56 Закона N 44-ФЗ определены особенности проведения конкурса с ограниченным участием.
Суды установили, что в пункте 33 информационной карты конкурсной документации заказчиком установлены требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника конкурса, к форме, составу заявки на участие в конкурсе, согласно которым заявка на участие в конкурсе должна содержать в том числе документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия).
Суды установили, что платежное поручение, представленное в составе заявки ООО, не соответствует требованиям, установленным пунктом 5 части 2 статьи 51 Закона N 44-ФЗ, поскольку оно не содержит надлежащей отметки банка, не заверено банком, при этом документальных доказательств того, что указанное платежное поручение подписано электронно-цифровой подписью уполномоченного лица банка, не представлено. Данный вывод судов документально не опровергнут.
Требований о наличии в платежном поручении, представляемом в составе заявки, надлежащей отметки банка, равно как и о заверении банком копии этого платежного поручения, действующая редакция п. 5 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ, введенная Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 390-ФЗ, не содержит.
2.2. При оценке соответствия кандидата на участие в конкурсе дополнительным требованиям о наличии опыта в оказании услуг, являющихся предметом конкурса, следует учесть, что факт получения им субсидий при оказании таких услуг ранее наличие необходимого опыта не доказывает
В разделе 20 "Требования к участникам закупки при проведении конкурса с ограниченным участием" Приложения N 2 к документации о совместном конкурсе с ограниченным участием (извещение N ...) в Перечне документов, которые подтверждают соответствие участника закупки дополнительным требованиям указано на необходимость представления копии (копий) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) оказанных услуг. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится конкурс с ограниченным участием.
Заявитель ссылается на представление в составе заявки ООО договора от ... N ... на сумму ... руб., договора о сотрудничестве при оказании услуг по организации бесплатного питания обучающихся, заключенные между участником закупки и муниципальными бюджетными общеобразовательными учреждениями, а также на представление отчетов о получении субсидий, которые в данном случае, по его мнению, являются актами выполненных работ по договору, подтверждающими факт выполнения услуг по питанию.
Суды правильно указали, что договор о предоставлении субсидий определяет механизм предоставления субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе юридическим лицам, а не подтверждает имеющийся опыт оказания услуг по организации горячего питания, и из представленных в заявке ООО договоров о сотрудничестве невозможно исчислить стоимость ранее исполненных контрактов договоров. Кроме того, заявка Комбината не содержала актов выполненных в рамках вышеуказанных договоров работ.
2.3. Устранение нарушения Закона о контрактной системе при проведении предквалификационного отбора, приведшее к заключению контракта с исполнителем, изначально не допущенным до участия в конкурсе, само по себе не дает оснований для вывода о правомерности либо неправомерности действий заказчика в отсутствие надлежащей правовой оценки
На официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов опубликована информация о проведении открытого конкурса с ограниченным участием на строительство автомобильной дороги.
Предквалификационный отбор заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием проводился в период с 28.05.2014 по 06.06.2014. Единая комиссия Комитета 06.06.2014 составила протокол предквалификационного отбора открытого конкурса с ограниченным участием, в соответствии с которым из пяти участников конкурса был допущен только один участник (предприятие); протокол опубликован 10.06.2014.
16.06.2014 Единая комиссия Комитета опубликовала новую редакцию ранее опубликованного протокола от 06.06.2014, из содержания которой следовало, что к участию в конкурсе допущено два участника (предприятие и общество). Согласно новой редакции протокола предыдущая редакция является технической ошибкой.
Указанные действия Единой комиссии Комитета предприятие оспорило в арбитражном суде. Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что законом не предусмотрена возможность исправления технической ошибки в виде издания новой редакции протокола, и в силу положений законодательства у предприятия как единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) возникло право на заключение государственного контракта. С указанными выводами согласился Четвёртый арбитражный апелляционный суд.
Между тем выводы судов являются преждевременными в связи со следующим.
Если конкурс признан несостоявшимся по основаниям, предусмотренным частью 9 статьи 56 Закона о контрактной системе, то согласно части 1 статьи 55 указанного Закона заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). В силу положений главы 24 АПК РФ требование предприятия может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствия оспариваемых действий Единой комиссии Комитета закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этими действиями прав и законных интересов предприятия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Следовательно, при отсутствии совокупности указанных условий арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Кодекса).
При этом согласно иным положениям АПК РФ предприятие обязано доказать нарушение своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 65); в мотивировочной части решения арбитражного суда должны быть указаны мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле (пункт 2 части 4 статьи 170); в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции должны быть указаны мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства (пункт 12 части 2 статьи 271).
Согласно позиции лиц, участвующих в деле (Комитета, общества и учреждения), и представленным ими доказательствам действия Единой комиссии Комитета хотя формально не соответствовали Закону о контрактной системе, однако не нарушили прав и законных интересов предприятия, поскольку изначально общество ошибочно не было допущено к участию в конкурсе с ограниченным участием (сделан вывод о непредставлении обществом в составе заявки декларации об отсутствии судимости, что не соответствовало действительности); указанная ошибка устранена Единой комиссией Комитета, в связи с чем к участию в конкурсе допущены предприятие и общество, которое решением Единой комиссии Комитета 19.06.2014 по сумме баллов признано победителем конкурса и с которым 09.07.2014 заключен и исполняется государственный контракт; о ненарушении прав и законных интересов предприятия свидетельствует решение УФАС по Республике Саха (Якутия) от 08.07.2014 по делу N 06-472/14т.
На наличие указанных обстоятельств и доказательств, их подтверждающих, было заявлено вышеуказанными лицами при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций. В нарушение приведенных норм процессуального права суды не дали оценку указанным обстоятельствам, не отразили в судебных актах мотивы, по которым отклонили доводы лиц, участвующих в деле, не привели выводы, в силу которых признали доказанным наличие совокупности условий, позволяющих удовлетворить заявленное предприятием требование.
2.4. Требование об обязательном наличии у претендента ранее исполненных контрактов с предметом, аналогичным предмету контракта, заключаемого по итогам конкурса с ограниченным участием, на сумму не менее 20% НМЦК можно считать соблюденным и в случае, если необходимая сумма определена с учетом нескольких, а не одного контракта претендента, и если иное прямо не установлено актом Правительства РФ
Особенности проведения конкурса с ограниченным участием определяются статьей 56 Закона N 44-ФЗ.
Одним из дополнительных требований, предъявляемых к участникам закупки отдельных товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации (установлены постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1089, действовавшим на период возникновения спорных правоотношений), является наличие опыта исполнения контракта, договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс с ограниченным участием.
Руководствуясь указанными положениями, заказчик указал в п. 16 Информационной карты конкурса требование о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ).
Исполняя указанное требование, ИП П.Л.Ю. к заявке об участии в конкурсе представила копии 11 договоров на общую сумму 872 055 руб. 70 коп., из них на период с 26.09.2013 по 01.10.2013 ИП П.Л.Ю. выпадает 10 договоров с дошкольными образовательными учреждениями г. ... на поставку молочных продуктов (сыра, кефира, сметаны, молока) со сроком действия с 01.10.2013 по 31.12.2013 на общую сумму 820 790 руб. 70 коп. На момент подачи заявки об участии в конкурсе ИП П.Л.Ю. исполнила их на сумму 716 642 руб. 70 коп., при том что 20% от начальной цены контракта, на право заключить который проводится конкурс с ограниченным участием, составляет 693 989,36 руб. Исполнение данных договоров на сумму 716 642 руб. 70 коп. подтверждено П.Л.Ю. информационным письмом, а также актами об исполнении государственного или муниципального контакта.
По мнению антимонопольного органа, соответствие участника закупки указанному предквалификационному требованию должно подтверждаться исполнением одного контракта на требуемую сумму (20% от начальной цены контракта, по которому проводится конкурс), поскольку именно это вытекает из названных положений закона и свидетельствует о большем профессионализме участника.
Суды основывали свою позицию на буквальном толковании пункта 1 Перечня документов, которые подтверждают соответствие участников закупки дополнительным требованиям, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1089, в соответствии с которым участником конкурса должна быть предоставлена "копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ", в связи с чем вывод суда о том, что участник конкурса может представить копии нескольких ранее исполненных контрактов, договоров, суммарная стоимость которых составляет не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится конкурс с ограниченным участием, сделан при правильном применении норм материального права.
Довод кассационной жалобы о том, что позиция антимонопольного органа нашла в дальнейшем отражение в постановлении Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99, утвердившего новый перечень дополнительных требований, не может опровергнуть необходимость толкования актов законодательства, действовавших в спорный период, буквально. Поскольку пробел в правовом регулировании этого вопроса отсутствовал, суд не вправе переходить к целевому, системному и иным видам толкования.
Оценена судами и ссылка антимонопольного органа на пункт 41 письма Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28и-1889, которое обоснованно не принято во внимание. Письмо является актом разъяснительного, но не нормативного характера и отражает позицию указанного государственного органа, которая не обязательна для суда, осуществляющего правоприменение исходя из правил толкования норм права. В связи с указанным решение и постановление судов, признавших недействительным оспариваемое решение антимонопольного органа в соответствующей части, являются законными и обоснованными.
3. Критерии, определяющие необходимость проведения конкурса с ограниченным участием
3.1. Отнесение к особо опасным объекта, строительство (реконструкция, капитальный ремонт) которого является объектом закупки, в целях решения вопроса о проведении конкурса с ограниченным участием производится только в соответствии со ст. 48.1 Градостроительного кодекса РФ
В соответствии с пунктом 6 Перечня [утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1089] в случае выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей, у заказчика имеются правовые основания для осуществления закупки указанных работ путем проведения конкурса с ограниченным участием.
Таким образом, для осуществления заказчиками закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием необходимо одновременное наличие двух названных условий, при этом выделение ценового критерия не служит единственным основанием для включения таких работ в Перечень.
В этой связи суд апелляционной инстанции мотивированно признал, что отношения по выполнению таких работ регулируются Градостроительным кодексом Российской Федерации, в связи с чем отнесение объекта к особо опасным должно производиться в соответствии со статьей 48.1 Кодекса.
3.2. Строительство детского образовательного учреждения в отсутствие доказательств отнесения его к особо опасным и технически сложным объектам не требует проведения конкурса с ограниченным участием
Перечень случаев отнесения товаров (работ, услуг) к товарам (работам, услугам), которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1089 (далее - Перечень N 1089).
К одному из таких случаев согласно пункту 6 Перечня N 1089 отнесено выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. руб., для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. руб.
Перечень особо опасных и технически сложных объектов установлен частью 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
В нарушение статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ антимонопольный орган не представил доказательств отнесения здания детского сада, для строительства которого проводилась закупка, к особо опасным и технически сложным объектам, предусмотренным частью 1 статьи 48.1 ГрК РФ.
При таких обстоятельствах доводы управления о наличии у заказчика обязанности по проведению конкурса с ограниченным участием правомерно отклонены судами.
Решение Красноярского краевого суда от 15 января 2015 г. по делу N 7р-15/2015
Перечень случаев отнесения товаров (работ, услуг) к товарам (работам, услугам) высокотехнологичного, инновационного или специализированного характера утвержден Постановлением Правительства РФ [от 28.11.2013] N 1089, пунктом 6 которого предусмотрено, что в случае выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей, у заказчика имеются правовые основания для осуществления закупки указанных работ путем проведения конкурса с ограниченным участием.
Ссылка в жалобе на имеющуюся в указанном пункте фразу "а также работ, включенных в эту группировку" не может быть признана состоятельной, поскольку основана на неверном, слишком широком толковании данной нормы.
Изучив материалы дела, судья районного суда правомерно сослался на ч. 1 ст. 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, устанавливающей исчерпывающий перечень особо опасных и технически сложных объектов, к которым не отнесены здания детских образовательных учреждений.
Согласно Конкурсной документации предметом Конкурса является выполнение работ по капитальному ремонту МДОУ СОШ.
При этом в материалах дела не содержатся и с жалобой не представлены доказательства, подтверждающие, что объект МДОУ СОШ относится в соответствии с частью 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к особо опасным и технически сложным объектам, и выполняемые в рамках контракта работы являются работами высокотехнологичного, инновационного или специализированного характера.
3.3. Заказчик в целях закупки молока и молочной продукции для дошкольных образовательных учреждений обязан проводить конкурс с ограниченным участием, но вправе провести и электронный аукцион
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2013 N 2019-р утверждён Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень).
В Перечне содержится исключение, которое освобождает заказчика от обязанности проводить электронный аукцион при закупке пищевых продуктов и напитков, закупаемых для дошкольных образовательных учреждений: код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 ОКПД-15 "Продукты пищевые и напитки".
Вместе с тем это не исключает право заказчика провести электронный аукцион для закупки пищевых продуктов и напитков.
Проанализировав изложенное, арбитражные суды указали, что для осуществления закупки молока для дошкольных образовательных учреждений был избран открытый конкурс, однако данный способ определения поставщика при закупке товаров, указанных в части 2 статьи 56 Закона N 44-ФЗ, не поименован в части 2.1 статьи 56 данного Закона.
Суды пришли к обоснованному выводу о том, что для закупки молока и молочной продукции для дошкольных образовательных учреждений комитет был обязан проводить конкурс с ограниченным участием или был вправе провести электронный аукцион.
3.4. Необходимость проведения конкурса с ограниченным участием при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов, искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального, местного значения, обуславливается не только спецификой объекта закупки, но и размером НМЦК
Решение Верховного Суда РФ от 14 октября 2014 г. N АКПИ14-937
Закупка путем проведения конкурса с ограниченным участием, если объектом закупки должно быть выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, осуществляется заказчиком лишь при условии, что начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей.
Таким образом, одновременное наличие двух условий для проведения конкурса с ограниченным участием, одним из которых является объект закупки - выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, а другим является начальная (максимальная) цена контракта - при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей, - установлено федеральным законодательством.
Суды со ссылкой на названный пункт Перечня, письмо от 07.05.2014 Минэкономразвития России N 10194-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/18475/14 указали, что для осуществления заказчиками закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием необходимо одновременное наличие следующих условий: объектом закупки должно быть выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку; начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей.
Суды пришли к правильному выводу о том, что заказчик, определив способ проведения открытого конкурса путем проведения конкурса с ограниченным участием, не нарушил Закон N ФЗ-44.
3.5. Проведение конкурса с ограниченным участием при закупке строительно-монтажных работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования федерального значения неправомерно, но относящихся к ним транспортных инженерных сооружений - возможно в случае признания таковых особо опасными, технически сложными объектами и соблюдения ценового критерия
Для осуществления заказчиками закупки только путем проведения конкурса с ограниченным участием необходимо одновременное наличие следующих условий: 1) объектом закупки должно быть выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку; 2) начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей.
Таким образом, для осуществления заказчиками закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием необходимо одновременное наличие двух названных условий, при этом выделение ценового критерия не служит единственным основанием для включения таких работ в Перечень.
Аналогичные положения содержатся в совместном письме Министерства экономического развития Российской Федерации N 10194-ЕЕ/Д28и и Федеральной антимонопольной службы N АЦ/18475/14 от 7 мая 2014 г. "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу об осуществлении закупок работ строительных".
Перечень особо опасных и технически сложных объектов установлен частью 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При этом в указанный перечень автомобильные дороги не входят, поскольку в соответствии со статьями 57, 63 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пункт 10 части 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (автомобильные дороги общего пользования федерального значения и относящиеся к ним транспортные инженерные сооружения) утратил силу с 14 ноября 2007 г.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о законности принятого антимонопольным органом решения и выданного на его основании предписания, поскольку совокупность условий, необходимых для проведения конкурса с ограниченным участием, в рассматриваемом случае отсутствует, что свидетельствует о неправомерном выборе государственным заказчиком такого способа осуществления закупки в отношении строительно-монтажных работ по ремонту автомобильных дорог на сумму 4 117 448 915 руб.
При этом судами установлено, что в соответствии с Приложением 3 к конкурсной документации, включающей в себя наименование и цену работ, раздел 2.3. Сооружение мостов и путепровода, стоимость ремонта мостов через реки Шмитовка на ПК 1+ 42, Кипарисовка на ПК 1+58, а также путепровод на транспортной развязке на ПК 118+47, трубы водопропускные сборные составляет 280 932 868 руб. без НДС.
Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 4 117 448 915 руб. Стоимость ремонта указанных мостов составляет 6,82 процента от начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, стоимость подрядных работ по ремонту мостов, предусмотренных конкурсной документацией, которые заявитель был вправе закупать путем проведения конкурса с ограниченным участием, составляет менее половины от начальной (максимальной) цены контракта.
Закупку остальных работ, предусмотренных конкурсной документацией, а именно, строительно-монтажных работ по ремонту автомобильных дорог на сумму 4 117 448 915 руб., заявитель был не вправе закупать путем проведения конкурса с ограниченным участием, так как данные виды работ не относятся к работам, возможность закупки которых таким способом предусмотрена законодательством о контрактной системе.
Поскольку настоящая закупка в форме конкурса с ограниченным участием не соответствует условиям, наличие которых необходимо согласно законодательству о контрактной системе для правомерности выбора такого способа осуществления закупки, суды согласились с выводами антимонопольного органа о нарушении заявителем пункта 1 части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
3.6. Необходимость проведения конкурса с ограниченным участием в случае, если объектом закупки являются работы по сохранению объектов культурного наследия, вытекает из требований ст. 56 Закона о контрактной системе и не требует установления Правительством РФ каких-либо дополнительных перечней
Довод управления о том, что работы по сохранению объектов культурного наследия не включены в Перечень, установленный постановлением [Правительства РФ от 28.11.2013] N 1089, поэтому учреждение выбрало неверный способ осуществления закупки, основан на неправильном толковании положений статьи 56 Закона N 44-ФЗ и постановления N 1089. Статья 56 Закона N 44-ФЗ предусматривает установление Правительством Российской Федерации перечня случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. В отношении работ по сохранению объектов культурного наследия установление Правительством Российской Федерации дополнительных перечней не предусмотрено.
3.7. Выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия на основании гражданско-правового договора не обязывает соблюдать требования Закона о контрактной системе, если осуществлялось до его вступления в силу
Как следует из материалов дела, между учреждением (заказчик) и обществом (подрядчик) заключен гражданско-правовой договор от 17.12.2013, по условиям которого подрядчик принимает на себя обязательство выполнить работы по сохранению (ремонтно-реставрационные работы) объекта культурного наследия [название, адрес], а заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их.
Ссылка заявителя жалобы на то, что судами неправильно определены нормы материального права, регулирующие отношения сторон по гражданско-правовому договору от 17.12.2013, подлежит отклонению как основанная на неверном толковании закона.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" введен в действие с 01.01.2014.
Согласно ч. 1 ст. 112 Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ указанный Федеральный закон применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу указанного Федерального закона. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу указанного Федерального закона, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено указанной статьей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Закон о контрактной системе в сфере закупок" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ с 1 января 2022 г. изложен в новой редакции (Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ). Материалы Энциклопедии судебной практики, входящие в состав блока "Закон о контрактной системе" по состоянию на 1 января 2022 г., приводятся в редакции, основанной на положениях Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, действовавших до 31 декабря 2021 г. включительно, и применимы к спорам, возникшим до указанной даты (31.12.2021). Материалы, основанные на положениях Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ в редакции, действующей с 1 января 2022 г., будут публиковаться по мере формирования соответствующей судебной практики.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 июня 2023 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Закон о контрактной системе в сфере закупок" использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом юридических наук, доцентом Д. Лоренцем, Мазуриной И., Михайлевской М., Раченковой Ю., Шумилиным П., Серковым А., Штукатуровой Т.