Энциклопедия судебной практики
Пени
(Ст. 151 Закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации")
1. Положения нормы ч. 8 ст. 151 Закона N 311-ФЗ применяются в случаях, когда таможенный орган осуществляет взыскание за счет суммы денежного залога без направления требования об уплате таможенных платежей
Довод заявителя о необходимости применения части 8 статьи 151 Закона N 311-ФЗ был предметом исследования судов обеих инстанций и получил надлежащую правовую оценку. Как верно указали суды, данная норма применяется, когда таможенный орган осуществляет взыскание за счет суммы денежного залога без направления требования об уплате таможенных платежей.
2. Положения о начислении пени за каждый день просрочки уплаты таможенных платежей должны применяться в соответствии с конституционно- правовым смыслом аналогичных положений, выявленных Конституционным Судом РФ
Изложенные в решениях Конституционного Суда Российской Федерации правовые позиции о вине и необходимости ее установления (доказывания), а также о возможности и условиях взыскания пеней и штрафов подлежат применению и к другим законам, содержащим положения об уплате таможенных платежей, налогов, и обязательны для судов, иных органов и должностных лиц при применении ими положений федеральных законов, предусматривающих ответственность (санкции). Поэтому содержащиеся в таможенном законодательстве положения, согласно которым пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, должны применяться в соответствии с конституционно-правовым смыслом аналогичных положений, выявленным в сохраняющих свою силу постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации.
3. Момент установления факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей связан с датой заполнения формы КТС, а не с датой принятия решения по таможенной стоимости и доначисления таможенных платежей
Судами при рассмотрении материалов дела установлено, что общество представило в таможню форму корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей, указав при этом о корректировке платежей в соответствии с суммой расчета обеспечения, в связи с чем к моменту выпуска товаров, то есть к моменту окончания срока уплаты таможенных платежей, таможня располагала заполненной декларантом формой КТС.
При этом судами отмечено, что, поскольку решение по таможенной стоимости принято после выпуска товаров и при этом таможней заполнена форма КТС, данное обстоятельство не свидетельствует о возникновении у таможни права на начисление обществу пеней, так как закон связывает момент установления факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей именно с датой заполнения формы КТС, а не с датой принятия решения по таможенной стоимости и доначисления таможенных платежей.
4. Пени начисляются на подлежащие уплате в установленные сроки таможенные платежи, т.е. являются производными от суммы таможенных платежей
Судами установлено, что у общества возникла недоимка по таможенным платежам, поскольку товар был выпущен в обращение до окончания дополнительной проверки при наличии обеспечения, внесенного обществом. После получения решения о корректировке таможенных платежей общество дало согласие на их списание из сумм авансов, внесенных на депозит таможни.
Правильно применив указанные нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства в их совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о том, что, поскольку пени в соответствии с требованиями ст. 151 Закона о таможенном регулировании начисляются на подлежащие уплате в установленные сроки таможенные платежи, то есть являются производными от суммы таможенных платежей, а у общества обязанность по уплате таможенных платежей исполнена, оснований для начисления пеней и предъявления их к уплате обществу у таможни в данном конкретном случае не имелось.
5. Процедура отложенного определения таможенной стоимости товара является обязательным условием для неначисления пеней на основании п. 4 ч. 3 ст. 151 Закона N 311-ФЗ
Исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, суды двух инстанций установили, что в графе 43 декларации на товары указан код 6 (резервный метод), в связи с чем сделали обоснованный вывод о том, что декларант не использовал процедуру отложенного определения таможенной стоимости товара, в том время как данное обстоятельство является обязательным условием для неначисления пеней на основании пункта 4 части 3 статьи 151 Закона N 311-ФЗ.
6. Пени начисляются за неуплату таможенных платежей, подлежащих уплате по каждой поданной декларации
Как правильно указали суды, согласно требованиям статьи 151 Закона N 311-ФЗ пени начисляются за неуплату таможенных платежей, подлежащих уплате по каждой поданной декларации; таможенные платежи должны быть идентифицированы применительно к конкретной декларации.
Пени начисляются на сумму недоимки по таможенным платежам (задолженность по уплате таможенных платежей ввиду их неуплаты или неполной уплаты).
Следовательно, как правильно указал апелляционный суд, начисление пеней возможно только при наличии у декларанта действительной задолженности перед бюджетом по уплате конкретного таможенного платежа.
7. Внесение обеспечения уплаты таможенных платежей не является основанием для прекращения начисления пени
Доводы жалобы заявителя о внесении им денежного залога в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей в размере большем, чем доначисление таможенных платежей по решению о корректировке таможенной стоимости и, как следствие, отсутствие оснований для начисления пени, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, при этом суд правомерно исходил из следующего.
Внесение обеспечения уплаты таможенных платежей по смыслу положений статей 151 и 152 Закона N 311-ФЗ не является основанием для прекращения начисления пени. Внеся обеспечение уплаты таможенных платежей, общество не представило в таможенный орган форму корректировки декларации на товары в соответствии с Решением коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289, следовательно, оснований для неначисления пени у таможни не было.
8. Истечение трехлетнего срока исковой давности препятствует выставлению требования плательщику и применению последующих мер по принудительному взысканию как таможенных платежей, так и пеней
Суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что истечение указанного трехлетнего срока препятствует выставлению требования плательщику и применению последующих мер по принудительному взысканию таможенных платежей. При этом судебные инстанции отметили, что уплата пеней носит характер дополнительной обязанности наряду с уплатой таможенных платежей и является компенсационной мерой, а потому в случае принудительного взыскания пеней применению подлежат общие правила исчисления срока давности, предусмотренные таможенным законодательством для взыскания задолженности по таможенным платежам в бесспорном порядке. Исполнение обязанности по уплате пеней неразрывно связано с исполнением обязанности по уплате таможенных платежей, ввиду чего дополнительное обязательство нельзя рассматривать в отрыве от основного, а разграничение процедуры взыскания таможенных платежей и процедуры взыскания пеней является неправомерным.
9. Уменьшение размера начисленных пеней, а также предоставление отсрочки или рассрочки уплаты пеней не допускаются
В силу ч. 4 ст. 151 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", являющегося специальной нормой, регулирующей спорные правоотношения, уменьшение размера начисленных пеней, а также предоставление отсрочки или рассрочки уплаты пеней не допускаются.
Таким образом, доводы жалобы о наличии оснований для уменьшения размера начисленных пени в соответствии со ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации не основаны на нормах права.
10. Начисление пеней в административных отношениях является правовосстановительной мерой, а не мерой ответственности
Судом первой инстанции правомерно указано, что начисление пеней в административных отношениях носит компенсационный, а не штрафной характер, то есть является правовосстановительной мерой, а не мерой ответственности.
11. Требования, касающиеся пеней, начисляемых в целях компенсации потерь казны из-за несвоевременного исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, относящихся к текущим платежам, также являются текущими платежами
Требования, касающиеся пеней, начисляемых в целях компенсации потерь казны из-за несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов (статья 75 НК РФ, статья 151 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", статья 25 Закона о страховых взносах и т.п.), относящихся к текущим платежам, также являются текущими платежами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Закон о таможенном регулировании" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на июль 2018 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Закон о таможенном регулировании" использованы авторские материалы, предоставленные Ю. Безверховой, Р. Давлетовым, А. Горбуновым, Е. Ефимовой, Н. Королевой, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, В. Куличенко, О. Лаушкиной, М. Михайлевской, Т. Самсоновой, Я. Солостовской, О. Являнской.