Энциклопедия судебной практики
Переходные положения о статусе товаров и таможенных процедурах
(Ст. 370 ТК ТС)
1. Если полномочия таможенного органа проводить таможенный контроль после выпуска в отношении товаров возникли до 01.07.2010, таможенный контроль проводится в пределах одного года
Пунктами 1, 2 ст. 361 ТК ТС, действовавшего по 30 июня 2010 г. включительно, было установлено, что после выпуска товаров и (или) транспортных средств таможенные органы вправе осуществлять проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем. Вступившим в силу с 1 июля 2010 г. Таможенным кодексом таможенного союза введён иной трёхлетний срок таможенного контроля после выпуска товаров (ст. 99).
Порядок применения положений ТК ТС к отношениям, регулируемым таможенным законодательством Таможенного союза, регламентирован в разделе 8 данного кодекса "Переходные положения" (ст. 366-372), которым обеспечиваются преемственность в новом таможенном регулировании тех правоотношений, которые возникли до вступления его в силу.
Права и обязанности сторон спорных отношений возникли до вступления в силу ТК ТС: задекларированный обществом товар был выпущен таможенными органами для свободного обращения и утратил статус находящегося под таможенным контролем до 1 июля 2010 г. Следовательно, к спорным отношениям подлежат применению действовавшие в этот период времени положения пп. 1, 2 ст. 361 ТК РФ.
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 16 декабря 2014 г. N 305-КГ14-78
Суды трех инстанций, отказывая в удовлетворении требований к ФТС РФ в полном объеме, исходили из того, что статья 99, пункт 2 статьи 366 и пункт 1 статьи 370 ТК ТС при их системном толковании позволяют сделать вывод о том, что действие нового правового регулирования, устанавливающего увеличенный трехлетний срок для целей таможенного контроля, может распространяться на отношения, возникшие до вступления в силу ТК ТС, если к этому моменту (к 1 июля 2010 года) не истек годичный срок таможенного контроля, установленный прежним таможенным регулированием (статьей 361 ТК РФ). Поскольку в отношении товаров, оформленных обществом до 01.07.2010, к моменту увеличения срока таможенного контроля до трех лет прежний годичный срок не истек, суды пришли к выводу о его увеличении до 01.07.2013 и отклонили доводы общества о невозможности проведения таможенного контроля в отношении этих товаров в сентябре 2011 года.
Поскольку право проводить таможенный контроль после выпуска в отношении товаров, оформленных до 30.06.2010 включительно (193 ГТД), и обязанность общества подвергнуться такому контролю возникли до 01.07.2010, к спорным правоотношениям подлежат применению действовавшие в этот период времени положения пунктов 1-2 статьи 361 ТК РФ, устанавливающие возможность проведения таможенного контроля только в пределах одного года. Ни пункт 2 статьи 366, ни пункт 1 статьи 370 ТК ТС не позволяют применить положения статьи 99 ТК ТС к спорным правоотношениям в области таможенного контроля, поскольку в них не регулируется вопрос о сроках проведения таможенного контроля после выпуска товаров. Равно как в разделе 8 "Переходные положения" ТК ТС прямого указания о придании обратной силы нормам права, регламентирующим срок таможенного контроля после выпуска товаров, не содержится.
Поскольку права и обязанности сторон спорных отношений возникли до вступления в силу ТК ТС, доказательств, свидетельствующих о возникновении каких-либо новых прав и обязанностей у участников спорного правоотношения после вступления в силу ТК ТС материалы дела не содержат, в связи с чем задекларированный обществом товар был выпущен таможенными органами для свободного обращения и утратил статус находящегося под таможенным контролем до 01.07.2010.
В связи с тем, что право проводить таможенный контроль после выпуска в отношении товаров, оформленных до 30.06.2010 включительно (193 ГТД), и обязанность общества подвергнуться такому контролю возникли до 01.07.2010, то к спорным правоотношениям подлежат применению действовавшие в этот период времени положения п. п. 1 - 2 ст. 361 ТК РФ, устанавливающие возможность проведения таможенного контроля только в пределах одного года.
Таким образом, требования заявителя в части оспаривания решений и действий заинтересованных лиц по оформленным до 30.06.2010 включительно 193 ГТД правомерно удовлетворены судами в связи с нарушением срока проведения контроля.
Сторонами не оспаривается тот факт, что права и обязанности сторон спорных отношений возникли до вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза. Доказательств, свидетельствующих о возникновении каких-либо новых прав и обязанностей у участников спорного правоотношения после вступления в силу ТК ТС, в материалах дела не имеется.
Общие принципы применения обратной силы закона, вытекающие из сформулированных в ст.ст. 54, 57 Конституции РФ подходов законодателя, предусматривают, что закон, тем или иным образом ухудшающий положение лиц, участвующих в регулируемых данным законом правоотношениях, не имеет обратной силы (то есть не распространяется на правоотношения, возникшие до введения его в действие), если об этом прямо не указано в законе. Раздел 8 "Переходные положения" ТК ТС прямого указания о придании обратной силы нормам права, регламентирующим срок таможенного контроля после выпуска товаров, не содержит.
Учитывая изложенное, а также правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определениях от 24.10.1996 г. N 17-П, от 03.07.2007 г. N 747-О-О, принимая во внимание Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.12.2014 г. по делу N 305-КГ-14-78, суды правомерно исходили из того, что нормы ТК ТС и Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в части правил принудительного взыскания таможенных пошлин, ухудшающих положение лиц, с которых взыскиваются таможенные платежи, обратной силы не имеют и применению к рассматриваемым правоотношениям не подлежат, в силу чего к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению положения ТК РФ, действовавшего до 01.07.2010 г.
2. Имеет место различное применение и толкование арбитражными судами норм материального права, касающихся исчисления сроков таможенного контроля после выпуска в отношении товаров, выпущенных в свободное обращение до 01.07.2010, в случае, когда к моменту вступления в силу ТК ТС годичный срок не истек
Определение Верховного Суда РФ от 1 декабря 2014 г. N 305-КГ14-78
Практика арбитражных судов РФ свидетельствует о том, что имеет место различное применение и толкование арбитражными судами норм материального права, касающихся исчисления сроков таможенного контроля после выпуска в отношении товаров, выпущенных в свободное обращение до 01.07.2010, в случае, когда к моменту вступления в силу ТК ТС годичный срок не истек.
В одних случаях, определяя срок таможенного контроля после выпуска в отношении товаров, выпущенных в свободное обращение до 01.07.2010, суды руководствуются статьей 99 ТК ТС, обосновывая ее применение толкованием пункта 2 статьи 366, части 1 статьи 370 ТК ТС, в связи с чем приходят к выводу об увеличении срока таможенного контроля с одного года до трех лет (например, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.06.2012 по делу N А56-43685/2011 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13.09.2011 по делу N А51-18454/2010 Арбитражного суда Приморского края).
В других аналогичных случаях суды приходят к противоположному выводу - о невозможности распространения нового срока таможенного контроля в отношении товаров, выпущенных в свободное обращение в период действия прежнего таможенного регулирования. В этих случаях суды применяют к спорным правоотношениям положения пунктов 1, 2 статьи 361 ТК РФ, обосновывая их применение действием закона во времени и недопустимостью придания обратной силы нормативному регулированию, ухудшающему положение лица, подчеркивая также отсутствие в разделе 8 "Переходные положения" ТК ТС прямого указания о придании обратной силы нормам права, регламентирующим срок таможенного контроля после выпуска товаров (например, постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.10.2012 по делу N А45-18650/2011 Арбитражного суда Новосибирской области, постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.06.2012 по делу N А32-13198/2011 Арбитражного суда Краснодарского края, от 20.07.2012 по делу N А32-10499/2011 Арбитражного суда Краснодарского края, от 19.11.2012 по делу N А53-21865/2011 Арбитражного суда Ростовской области, от 17.01.2013 по делу А32-25972/2011 Арбитражного суда Краснодарского края).
3. Если истечение годичного срока таможенного контроля со дня выпуска товаров приходится на период действия ТК ТС, то срок увеличивается до 3 лет
В соответствии с пунктом 6 статьи 370 ТК ТС товары, помещенные до вступления в силу названного Кодекса под таможенные режимы временного ввоза и временного вывоза в Республике Беларусь и Российской Федерации, временного ввоза товаров и транспортных средств и временного вывоза товаров и транспортных средств в Республике Казахстан, со дня вступления в силу названного Кодекса признаются помещенными соответственно под таможенные процедуры временного ввоза (допуска) и временного вывоза.
В отношении этих товаров применяются положения названного Кодекса и (или) иных актов таможенного законодательства Таможенного союза с учетом частей второй и третьей настоящей статьи.
Поскольку таможенная процедура временного ввоза в отношении воздушного судна завершена в сентябре 2010 года (после вступления в действие ТК ТС), соответственно у таможенного органа возникло предусмотренное статьей 99 ТК ТС право на проведение таможенного контроля в течение трех лет после выпуска товара.
4. Пятилетний срок осуществления таможенного контроля применительно к товарам, выпущенным условно в соответствии с режимом для внутреннего потребления до вступления в силу ТК ТС, должен исчисляться начиная с 01.07.2010
Пунктом 2 ст. 366 ТК ТС установлено, что по отношениям, регулируемым таможенным законодательством Таможенного союза, возникшим до вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза, названный Кодекс применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут со дня его вступления в силу, с учетом положений, предусмотренных статьями 367 - 372 ТК ТС.
Поэтому, пятилетний срок осуществления таможенного контроля применительно к товарам, выпущенным условно в соответствии с режимом для внутреннего потребления до вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза, должен исчисляться, начиная с 01.07.2010, а не с даты условного выпуска, так как ранее возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, установленные ст. 211 ТК ТС, Таможенным кодексом Российской Федерации не регламентировались.
События, которые явились основанием для возникновения спорных правоотношений, возникли в период действия Таможенного кодекса Таможенного союза. Поэтому Обществу должно было быть известно о дополнительных ограничениях в предоставлении льготы.
5. Положения п. 1 ст. 370 ТК ТС основаны на общеправовом принципе "закон обратной силы не имеет", что корреспондирует правовым позициям Конституционного Суда РФ о недопустимости ухудшения положения граждан
Определение Конституционного Суда РФ от 20 марта 2014 г. N 513-О (пункт 2)
Оспариваемый заявителем пункт 1 статьи 370 "Переходные положения о статусе товаров и таможенных процедурах" данного Кодекса не регулирует отношения, связанные со сроками таможенного контроля после выпуска товаров для внутреннего потребления, он лишь подтверждает юридическую силу того статуса товара, который был оформлен в соответствии с ранее действовавшим таможенным регулированием Российской Федерации. Содержащееся в нем нормативное положение основано на общеправовом принципе "закон обратной силы не имеет", что корреспондирует правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости придания обратной силы нормативному регулированию, ухудшающему положение граждан (постановления от 24 октября 1996 года N 17-П и от 21 января 2010 года N 1-П).
Кроме того, в отношении действующего нормативного регулирования таможенных правоотношений подлежат применению правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации о необходимости соблюдения принципа поддержания доверия граждан к закону, предполагающего сохранение разумной стабильности правового регулирования (постановления от 23 декабря 1997 года N 21-П, от 28 марта 2000 года N 5-П, от 23 января 2007 года N 1-П, от 8 ноября 2012 года N 25-П и от 23 декабря 2013 года N 29-П).
В связи с этим оспариваемые положения Таможенного кодекса таможенного союза, по смыслу статьи 15 (части 1 и 4) и статьи 79 Конституции Российской Федерации, не могут применяться на территории Российской Федерации без учета указанных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации.
Определение Конституционного Суда РФ от 19 июня 2012 г. N 1255-О (пункт 2)
Таможенный кодекс таможенного союза является приложением к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза (принят Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года N 17) и составной частью нормативно-правовой базы Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Оспариваемый заявителем пункт 1 статьи 370 "Переходные положения о статусе товаров и таможенных процедурах" данного Кодекса не регулирует отношения, связанные со сроками таможенного контроля после выпуска товаров для внутреннего потребления, он лишь подтверждает юридическую силу того статуса товара, который был оформлен в соответствии с ранее действовавшим таможенным регулированием Российской Федерации. Содержащееся в нем нормативное положение основано на общеправовом принципе "закон обратной силы не имеет", что корреспондирует правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости придания обратной силы нормативному регулированию, ухудшающему положение граждан (постановления от 24 октября 1996 года N 17-П и от 21 января 2010 года N 1-П).
Таким образом, оспариваемые положения сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права и свободы заявителя.
Определение Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2013 г. N 188-О (пункт 2)
Пункт 2 статьи 366 ТК ТС устанавливает, что по отношениям, регулируемым таможенным законодательством таможенного союза, возникшим до вступления в силу данного Кодекса, он применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут со дня его вступления в силу, с учетом положений, предусмотренных статьями 367-372 данного Кодекса. Вместе с тем данный Кодекс содержит переходные нормы, обеспечивающие преемственность в новом таможенном регулировании тех правоотношений, которые возникли до вступления его в силу. Так, оспариваемый заявителем пункт 1 статьи 370 "Переходные положения о статусе товаров и таможенных процедурах" Таможенного кодекса таможенного союза подтверждает юридическую силу того статуса товара, который был оформлен в соответствии с ранее действовавшим таможенным регулированием Российской Федерации. При этом данная норма применяется во взаимосвязи с иными положениями Таможенного кодекса таможенного союза, в том числе с теми, которые регулируют порядок проведения таможенного контроля, в частности статья 99, предусматривающая полномочия органов по проведению таможенного контроля в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.
Названные нормативные положения, будучи направленными на установление надлежащей регламентации вопросов действия таможенного регулирования во времени, правового статуса товаров, прошедших таможенное оформление в период действия соответствующих норм российского таможенного законодательства, а также порядка и сроков осуществления процедур таможенного контроля, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Таможенный кодекс Таможенного союза" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Таможенного кодекса Таможенного союза.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 января 2018 г.
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Таможенный кодекс Таможенного союза" использованы авторские материалы, предоставленные Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, Н. Давлетовой, Н. Даниловой, Е. Ефимовой, Н. Королевой, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, В. Куличенко, М. Михайлевской, А. Назаровой, Т. Самсоновой, Е. Филипповой, О. Являнской.