Энциклопедия судебной практики
Особенности осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период
(Ст. 43 Закона "О государственном кадастре недвижимости")
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ ст. 43 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" признана утратившей силу с 1 января 2017 г.
1. После введения в действие Порядка, утвержденного приказом N 577, аккредитация организаций на осуществление технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства не производится
Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 13 декабря 2012 г. N АПЛ12-696
Исходя из изложенного [статья 43, часть 8 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"] суд пришел к правильному выводу о том, что до принятия порядка ведения государственного технического учета такой учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства осуществляют организации (органы), аккредитованные Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в порядке и по правилам, установленным Министерством экономического развития Российской Федерации, что соответствует части 2.1 статьи 43 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
На основании части 2.2 статьи 43 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" 14 октября 2011 г. Министерством экономического развития Российской Федерации приказом N 577 утвержден Порядок осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, который вводится в действие на территории Российской Федерации поэтапно.
После введения в действие данного порядка на территории всех субъектов Российской Федерации, как правильно указано в решении суда первой инстанции, ранее установленный нормативными правовыми актами порядок осуществления государственного учета, в том числе аккредитация организаций на осуществление технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, применяться не будет.
Порядок, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 14.10.2011 N 577, разработан в соответствии с ч. 2.2 ст. 43 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, и согласно п. 2 приказа Минэкономразвития России от 14.10.2011 N 577, вводился на территории Российской Федерации поэтапно: с 01.01.2012; с 01.04.2012; с 01.09.2013. На территории Оренбургской области указанный порядок был введен с 01.01.2012 (абз. 2 п. 2 приказа Минэкономразвития России от 14.10.2011 N 577).
Судами верно отмечено, что новый порядок, введенный на территории Оренбургской области, не предусматривал проведения аккредитации, а положения нормативных правовых актов в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда фактически утратили действие, соответственно у Управления Росреестра по Оренбургской области отсутствовали правовые основания для рассмотрения заявления ГУП "Сартехинвентаризации" об аккредитации предприятия на право осуществления технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства на территории Оренбургской области.
2. Указание в кадастровых паспортах сведений, отсутствующих в технической документации, является основанием для лишения аккредитации предприятия, выдавшего такие паспорта
Суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях предприятия фактов неправомерной выдачи кадастровых паспортов до постановки объекта капитального строительства на государственный технический учет, неправомерного занижения этажности жилых домов, изготовления технической документации, заведомо содержащей недостоверные сведения в целях осуществления регистрации прав на объект в упрощенном порядке.
Суды пришли к правильному выводу о том, что указанные нарушения законодательства РФ по техническому учету и технической инвентаризации являются существенными, обеспечивают возможность для дальнейшего злоупотребления правом лицами, по заказу которых были изготовлены кадастровые и технические паспорта предприятием.
При этом доказательств принятия мер, направленных на недопущение указанных нарушений, предприятием в материалы не представлено.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о правомерности действий управления по отзыву у предприятия аккредитации и правомерно отказали предприятию в удовлетворении заявленных требований.
3. Организации, не являющиеся государственными или муниципальными, не могут осуществлять ведение архива учетно-технической, оценочной и правоустанавливающей документации и быть аккредитованы в качестве организации технической инвентаризации объектов капитального строительства
Из приведенных норм [части 1 статьи 18, части 1 и 2 статьи 20 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации"] следует, что круг организаций, в которых могут храниться архивные документы, относящиеся к государственной части Архивного фонда, а соответственно и ведущих архивы таких документов, определен как государственные или муниципальные организации. В организациях иных организационно-правовых форм хранение архивных документов, относящихся к государственной части Архивного фонда Российской Федерации и являющихся федеральной собственностью, не предусмотрено действующим законодательством. Такие организации являются только источниками комплектования государственных и муниципальных архивов архивными документами.
Следовательно, у организаций, не являющихся государственными или муниципальными организациями, отсутствует возможность ведения архива, включающего в себя учетно-техническую, оценочную и правоустанавливающую документацию в соответствии с требованиями Положения о государственном учете жилищного фонда.
4. С окончанием переходного периода работы по технической инвентаризации объектов, относящихся к жилищному фонду, с оформлением технических паспортов вправе проводить только государственные и муниципальные организации технической инвентаризации
Помимо государственного кадастрового учета недвижимого имущества, в том числе жилых и нежилых помещений, осуществляемого в рамках Закона о государственном кадастре, государство в лице уполномоченных органов ведет государственный учет жилищного фонда в соответствии со статьей 19 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" установлено, что технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (БТИ).
Анализ изложенных выше нормативных правовых актов [части 4 статьи 19, части 5 статьи 19 Жилищного кодекса РФ, постановления Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1038 "О министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации"] свидетельствует о том, что в связи с ведением в действие Закона о государственном кадастре и окончанием переходного периода его применения специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации осуществляют только техническую инвентаризацию объектов, относящихся к жилищному фонду, с оформлением технических паспортов на объекты жилищного фонда.
Возможность осуществления технического учета жилищного фонда и выдача технических паспортов иными хозяйствующими субъектами указанными нормативными правовыми актами не предусмотрена.
5. Кадастровые инженеры и государственные и муниципальные организации технической инвентаризации не могут рассматриваться как конкурирующие хозяйствующие субъекты
Подготовка технических паспортов на объекты капитального строительства, которые не относятся к объектам жилищного фонда, в рамках Закона о государственном кадастре и иными нормативными правовыми актами не предусмотрена. Не указан технический паспорт в числе документов, составляемых кадастровым инженером по результатам осуществления им кадастровой деятельности.
Таким образом, изложенная в письмах от 08.04.2014 N Ф-27-01/501, N Ф-27-01/503, от 02.06.2014 N Ф-27-01/772, в заметке, опубликованной в журнале "Вся недвижимость Хабаровска", информация о том, что работы по технической инвентаризации объектов, относящихся к жилищному фонду, с оформлением технических паспортов вправе проводить только государственные и муниципальные организации технической инвентаризации, не может быть признана ложной, неточной или искаженной, поскольку основана на действующих в настоящее время нормативно-правовых актах.
Более того, суд кассационной инстанции полагает, что субъекты спорного правонарушения [ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" и ООО] не могут рассматриваться в качестве конкурирующих, так как осуществляют хозяйственную деятельность на разных товарных рынках.
6. Нормативные правовые акты в сфере технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства не подлежат применению с 01.01.2013 лишь в части установленного ими порядка осуществления государственного учета, определяющего основания и сроки осуществления такого учета; состава необходимых документов и порядка их представления; оснований для приостановления и отказа в осуществлении учета; порядок включения сведений в государственный кадастр недвижимости
Доводы подателя жалобы о необоснованном применении судом при оценке действий предприятия по подготовке технического плана нормативных правовых актов в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, действие которых ограничено переходным периодом (до 01.01.2014), со ссылкой на часть 2.1 статьи 43 и часть 8 статьи 47 Закона о кадастре подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании указанных норм.
По смыслу положений частей 1, 2, 2.1 статьи 43 и части 8 статьи 47 Закона о кадастре нормативные правовые акты в сфере технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства не подлежат применению с 01.01.2013 лишь в части установленного ими порядка осуществления государственного учета, определяющего основания и сроки осуществления такого учета; состав необходимых документов и порядок их представления; основания для приостановления и отказа в осуществлении учета; порядок включения сведений в государственный кадастр недвижимости.
7. Окончание переходного периода не означает запрета предоставлять организациям по учету объектов недвижимости выписок по инвентаризационной стоимости объекта с целью исчисления размера государственной пошлины при обращении за совершением нотариального действия
С учетом цели и видов деятельности, несмотря на окончание переходного периода, т.е. окончания осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, предприятие является организацией по учету объектов недвижимого имущества, поскольку продолжает осуществлять виды деятельности по учету объектов, которые относятся как к кадастровой деятельности, так и к иной деятельности по учету объектов недвижимости. Довод жалобы об обратном, т.е. о том, что предприятие не относится к организации по учету объектов недвижимости, судебной коллегией признается несостоятельным, так как исключение из деятельности предприятия действий по осуществлению государственного учета, т.е. по внесению соответствующих сведений в Единый государственный реестр объектов капитального строительства, не означает, что другие действия по учету объектов недвижимости предприятием не выполняются, в том числе в отношении объектов, ранее учтенных в Едином государственном реестре объектов капитального строительства.
При этом определение инвентаризационной стоимости объекта недвижимости по заявлению ФИО Алтайским краевым государственным унитарным предприятием "Алтайский центр земельного кадастра и недвижимости" не может быть расценено как деятельность по государственному техническому учету, поскольку стоимость объекта определяется не с целью государственного технического учета и включения сведений в Единый государственный реестр сведений об объектах учета, а с целью исчисления размера государственной пошлины при обращении за совершением нотариального действия.
Поскольку Налоговым кодексом Российской Федерации предоставлено право плательщика государственной пошлины на представление документа с указанием инвентаризационной стоимости, постольку отсутствие с 01.01.2013 года у организации по учету объектов недвижимости полномочий на осуществление государственного технического учета и технической инвентаризации в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" с учетом приведенных действующих норм о государственном учете жилищного фонда, с учетом отсутствия нормы, прямо возлагающей на иной орган или организацию обязанности по определению инвентаризационной стоимости объекта недвижимости, с учетом того обстоятельства, что кадастровый учет не включает в себя определение инвентаризационной стоимости объекта, не может быть оценено как невозможность определения органом по учету объектов недвижимости инвентаризационной стоимости квартиры и выдачи об этом выписки.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что организации по государственному техническому учету и технической инвентаризации вправе осуществлять государственный технический учет и техническую инвентаризацию данных объектов недвижимости и соответственно выдавать справки об инвентаризационной стоимости объекта недвижимости в период с 01.01.2013 до 01.01.2014. ГУП РК РГЦ является органом государственного технического учета.
Согласно Закону РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" для целей исчисления налога на имущество физических лиц применяется инвентаризационная стоимость объектов недвижимого имущества (жилых домов, квартир, дач, гаражей, прочих строений, помещений сооружений).
Таким образом, сведения, предоставляемые органами, осуществляющими государственный технический учет, об инвентаризационной стоимости объектов недвижимого имущества могут применяться нотариусами при исчислении государственной пошлины за совершение нотариальных действий. Изложенная правовая позиция согласуется и с разъяснениями Министерства финансов РФ, данными в письмах от 03.04.2013 N 03-05-05-03/10849, от 22.05.2013 N 03-05-05-03/18074.
8. Осуществление на территории субъекта РФ "пилотного проекта" ЕГРОКС само по себе не означает прекращение выдачи кадастровых паспортов организациями технической инвентаризации
Суды обоснованно отклонили ссылку предприятия на положения приказа Минэкономразвития России от 08.09.2006 N 268 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства", поскольку данным приказом установлен порядок ведения ЕГРОКС, а не правила выдачи кадастровых паспортов.
Суды правильно указали, что осуществление на территории Кемеровской области "пилотного проекта" по ведению ЕГРОКС само по себе не прекращает выдачу кадастровых паспортов организациями технической инвентаризации в соответствии с частью 3 статьи 43 и частью 9 статьи 45 Закона о кадастре.
9. Отсутствие в Правилах ведения ЕГРОКС указаний на процедуру заполнения сведений реестра при изменении типа объекта не является основанием для отказа в постановке на технический учет объекта капитального строительства
Судом первой и апелляционной инстанций правомерно отклонена ссылка ФГБУ "ФКП Росреестра" на то, что с 01.01.2012 на территории Самарской области введен в действие Порядок осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 14.10.2011 N 577, поскольку оспариваемое по настоящему делу решение было принято ФБУ "КП" по Самарской области до 01.01.2012, а, кроме того, данным Порядком не установлена процедура изменения типа объекта капитального строительства.
Отсутствие в Правилах ведения ЕГРОКС указаний на процедуру заполнения сведений реестра при изменении типа объекта также не может являться основанием для отказа в постановке на технический учет объекта капитального строительства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. О государственном кадастре недвижимости" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 июля 2017 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. О государственном кадастре недвижимости" использованы авторские материалы, предоставленные Азымовой М.Р., Мазуриной И.Е., Михайлевской М.