Энциклопедия судебной практики
Доверительное управление имуществом. Форма договора доверительного управления имуществом
(Ст. 1017 ГК)
1. Регистрация передачи в доверительное управление недвижимого имущества
1.1. Государственной регистрации подлежит не договор доверительного управления недвижимым имуществом, а передача такого имущества в доверительное управление
Довод инспекции об отсутствии государственной регистрации договора доверительного управления имуществом судами обоснованно отклонен со ссылкой на положения п. 2 ст. 1017 Гражданского кодекса, ст. 1, 4 и 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в соответствии с которыми регистрации подлежит не сам договор доверительного управления имуществом, а ограничение права на недвижимое имущество ввиду его передачи в доверительное управление, поскольку данное требование закона сторонами сделки соблюдено.
1.2. Норма о государственной регистрации передачи недвижимого имущества в доверительное управление является императивной
Пунктом 2 статьи 1017 Гражданского кодекса и пунктом 1 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" императивно установлена необходимость государственной регистрации передачи недвижимого имущества в доверительное управление в том же порядке, что и переход права собственности на это имущество.
Несоблюдение требования о регистрации передачи недвижимого имущества в доверительное управление влечет недействительность договора (пункт 3 статьи 1017 Гражданского кодекса).
1.3. Передача в доверительное управление доли в праве собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации
Государственный регистратор, исходя из полученного им ответа на межведомственный запрос, не располагал сведениями об учете в государственном кадастре недвижимости объекта, в отношении которого заявители просили зарегистрировать передачу имущества в доверительное управление. В государственном реестре прав на недвижимое имущество было зарегистрировано право Д.Ю. на 1/8 долю в праве собственности на нежилое помещение с условным номером 63:01/48-201-523, что не совпадало с указанным в заявлении кадастровым номером объекта недвижимости 63:48:03042:1166.
При таких обстоятельствах регистратор правомерно в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним приостановил государственную регистрацию передачи имущества в доверительное управление, поскольку ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствовал об отсутствии информации, необходимой для государственной регистрации прав, предложив заявителю представить документы о постановке объекта недвижимости на кадастровый учет.
Поскольку такие документы не были представлены заявителями (в частности - Д.Ю. как собственником доли в праве собственности на объект недвижимости), в государственной регистрации было отказано. Отказ не противоречит пункту 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставляющий регистратору право отказать в государственной регистрации прав, когда ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
1.4. Регистратор, не располагающий сведениями об учете в государственном кадастре объекта, передаваемого в доверительное управление, вправе приостановить регистрацию передачи имущества в доверительное управление, предложив заявителю предоставить документы о постановке объекта на кадастровый учет
Государственный регистратор, исходя из полученного им ответа на межведомственный запрос, не располагал сведениями об учете в государственном кадастре недвижимости объекта, в отношении которого заявители просили зарегистрировать передачу имущества в доверительное управление. В государственном реестре прав на недвижимое имущество было зарегистрировано право Д.Ю. на 1/8 долю в праве собственности на нежилое помещение с условным номером 63:01/48-201-523, что не совпадало с указанным в заявлении кадастровым номером объекта недвижимости 63:48:03042:1166.
При таких обстоятельствах регистратор правомерно в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним приостановил государственную регистрацию передачи имущества в доверительное управление, поскольку ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствовал об отсутствии информации, необходимой для государственной регистрации прав, предложив заявителю представить документы о постановке объекта недвижимости на кадастровый учет.
Поскольку такие документы не были представлены заявителями (в частности - Д.Ю. как собственником доли в праве собственности на объект недвижимости), в государственной регистрации было отказано. Отказ не противоречит пункту 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставляющий регистратору право отказать в государственной регистрации прав, когда ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
1.5. В случае отсутствия сведений об учете в государственном кадастре объекта, передаваемого в доверительное управление, и непредоставления заявителем документов о постановке объекта на кадастровый учет регистратор вправе отказать в регистрации передачи этого объекта в доверительное управление
Государственный регистратор, исходя из полученного им ответа на межведомственный запрос, не располагал сведениями об учете в государственном кадастре недвижимости объекта, в отношении которого заявители просили зарегистрировать передачу имущества в доверительное управление. В государственном реестре прав на недвижимое имущество было зарегистрировано право Д.Ю. на 1/8 долю в праве собственности на нежилое помещение с условным номером 63:01/48-201-523, что не совпадало с указанным в заявлении кадастровым номером объекта недвижимости 63:48:03042:1166.
При таких обстоятельствах регистратор правомерно в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним приостановил государственную регистрацию передачи имущества в доверительное управление, поскольку ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствовал об отсутствии информации, необходимой для государственной регистрации прав, предложив заявителю представить документы о постановке объекта недвижимости на кадастровый учет.
Поскольку такие документы не были представлены заявителями (в частности - Д.Ю. как собственником доли в праве собственности на объект недвижимости), в государственной регистрации было отказано. Отказ не противоречит пункту 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставляющий регистратору право отказать в государственной регистрации прав, когда ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
1.6. Доверительный управляющий вправе обжаловать незаконный отказ в регистрации перехода недвижимого имущества в доверительное управление
Какие-либо нарушения кадастрового учета объектов недвижимости, допущенные органом, осуществляющим такой учет до государственной регистрации перехода имущества в доверительное управление, могут нарушить права собственника недвижимости, но не нарушают права доверительного управляющего недвижимостью, возникающие после государственной регистрации перехода недвижимости в доверительное управление. В данном случае законные права и интересы А.В. как доверительного управляющего в силу заключенного им с Д.Ю. договора, могли быть нарушены незаконным отказом в регистрации перехода имущества в доверительное управление. Какие-либо действия органа Роскадастра, связанные с неправильным учетом объекта недвижимости до государственной регистрации передачи недвижимости в доверительное управление, могли нарушить законные права и интересы Д.Ю. как собственника недвижимости, но не интересы А.В. как доверительного управляющего. Д.Ю. действия (бездействие) органа Роскадастра не оспаривает.
1.7. Нарушения кадастрового учета объекта недвижимости, допущенные соответствующим органом до регистрации перехода этого объекта в доверительное управление, не могут нарушить права доверительного управляющего, если передача объекта в доверительное управление не зарегистрирована
Какие-либо нарушения кадастрового учета объектов недвижимости, допущенные органом, осуществляющим такой учет до государственной регистрации перехода имущества в доверительное управление, могут нарушить права собственника недвижимости, но не нарушают права доверительного управляющего недвижимостью, возникающие после государственной регистрации перехода недвижимости в доверительное управление. В данном случае законные права и интересы А.В. как доверительного управляющего в силу заключенного им с Д.Ю. договора, могли быть нарушены незаконным отказом в регистрации перехода имущества в доверительное управление. Какие-либо действия органа Роскадастра, связанные с неправильным учетом объекта недвижимости до государственной регистрации передачи недвижимости в доверительное управление, могли нарушить законные права и интересы Д.Ю. как собственника недвижимости, но не интересы А.В. как доверительного управляющего. Д.Ю. действия (бездействие) органа Роскадастра не оспаривает.
2. Последствия несоблюдения требования о регистрации передачи недвижимого имущества в доверительное управление
2.1. Последствием передачи недвижимого имущества по договору доверительного управления от учредителя управления к доверительному управляющему без государственной регистрации является то, что стороны не вправе ссылаться на этот договор в отношениях с добросовестными третьими лицами
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 2013 г. N 5257/13
Последствием передачи недвижимого имущества по договору доверительного управления от учредителя управления к доверительному управляющему без государственной регистрации в нарушение статьи 1017 Кодекса является то, что стороны договора не могут противопоставлять его добросовестным третьим лицам, ссылаться на него.
2.2. Невыполнение требования о государственной регистрации передачи недвижимого имущества по договору доверительного управления не влияет на обязанность доверительного управляющего возвратить имущество учредителю управления в договорный срок
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 2013 г. N 5257/13
Последствием передачи недвижимого имущества по договору доверительного управления от учредителя управления к доверительному управляющему без государственной регистрации в нарушение статьи 1017 Кодекса является то, что стороны договора не могут противопоставлять его добросовестным третьим лицам, ссылаться на него.
Обязанность доверительного управляющего возвратить имущество во владение учредителю управления в предусмотренный договором срок сохраняется. Поэтому нельзя считать, что в момент передачи владения имуществом по договору доверительного управления нарушаются права учредителя управления.
2.3. Невыполнение требования о государственной регистрации передачи недвижимого имущества по договору доверительного управления не означает, что применительно к исковой давности в момент передачи имущества доверительному управляющему нарушаются права учредителя управления
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 2013 г. N 5257/13
Последствием передачи недвижимого имущества по договору доверительного управления от учредителя управления к доверительному управляющему без государственной регистрации в нарушение статьи 1017 Кодекса является то, что стороны договора не могут противопоставлять его добросовестным третьим лицам, ссылаться на него.
Обязанность доверительного управляющего возвратить имущество во владение учредителю управления в предусмотренный договором срок сохраняется. Поэтому нельзя считать, что в момент передачи владения имуществом по договору доверительного управления нарушаются права учредителя управления.
2.4. В случае невыполнения требования о государственной регистрации передачи недвижимого имущества по договору доверительного управления доверительный управляющий считается не получившим от учредителя права сдачи имущества в аренду
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 2013 г. N 5257/13
В отсутствие регистрации передачи недвижимого имущества доверительный управляющий не может получить от учредителя управления правомочия сдачи имущества в аренду (статья 608 Кодекса), а арендатор по такому договору аренды в свою очередь - правомочие аренды недвижимого имущества.
Таким образом, правомочие сдачи пионерского лагеря в аренду у общества 11.06.2012 (момент заключения договора аренды) отсутствовало, а с 10.07.2011 (момент окончания доверительного управления) у названного общества имелась обязанность вернуть спорный объект министерству.
2.5. Передача доверительным управляющим в аренду недвижимого имущества, получение которого по договору доверительного управления не было зарегистрировано, не освобождает управляющего от обязанности вернуть имущество учредителю по окончании договора доверительного управления
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 2013 г. N 5257/13
В отсутствие регистрации передачи недвижимого имущества доверительный управляющий не может получить от учредителя управления правомочия сдачи имущества в аренду (статья 608 Кодекса), а арендатор по такому договору аренды в свою очередь - правомочие аренды недвижимого имущества.
Таким образом, правомочие сдачи пионерского лагеря в аренду у общества 11.06.2012 (момент заключения договора аренды) отсутствовало, а с 10.07.2011 (момент окончания доверительного управления) у названного общества имелась обязанность вернуть спорный объект министерству.
2.6. В случае невыполнения требования о государственной регистрации передачи недвижимого имущества по договору доверительного управления право арендатора, получившего это имущество в аренду от доверительного управляющего, на владение им считается незаконным
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 2013 г. N 5257/13
В отсутствие регистрации передачи недвижимого имущества доверительный управляющий не может получить от учредителя управления правомочия сдачи имущества в аренду (статья 608 Кодекса), а арендатор по такому договору аренды в свою очередь - правомочие аренды недвижимого имущества.
Таким образом, правомочие сдачи пионерского лагеря в аренду у общества 1 11.06.2012 (момент заключения договора аренды) отсутствовало, а с 10.07.2011 (момент окончания доверительного управления) у названного общества имелась обязанность вернуть спорный объект министерству.
В связи с этим общество 2 не получило от общества 1 правомочие аренды пионерского лагеря по договору аренды и его владение спорным объектом неправомерно.
2.7. В случае передачи доверительным управляющим в аренду недвижимого имущества, получение которого по договору доверительного управления не было зарегистрировано, учредитель управления вправе истребовать имущество у арендатора в порядке виндикации
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 2013 г. N 5257/13
В отсутствие регистрации передачи недвижимого имущества доверительный управляющий не может получить от учредителя управления правомочия сдачи имущества в аренду (статья 608 Кодекса), а арендатор по такому договору аренды в свою очередь - правомочие аренды недвижимого имущества.
Таким образом, правомочие сдачи пионерского лагеря в аренду у общества 1 11.06.2012 (момент заключения договора аренды) отсутствовало, а с 10.07.2011 (момент окончания доверительного управления) у названного общества имелась обязанность вернуть спорный объект министерству.
В связи с этим общество 2 не получило от общества 1 правомочие аренды пионерского лагеря по договору аренды и его владение спорным объектом неправомерно.
Требование министерства к обществу 2 является виндикационным.
3. Регистрация обременения (в виде доверительного управления) права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество
3.1. Регистрация обременения права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество в виде доверительного управления является составной частью регистрации права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, приобретаемое в процессе доверительного управления
Вопреки доводам кассационной жалобы, правильно применив указанные нормы права, суды первой и апелляционной инстанции пришли к правомерному выводу, что поскольку регистрация ограничения (обременения) права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество в виде доверительного управления является составной частью государственной регистрации права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, приобретаемое в процессе доверительного управления, не носит самостоятельного характера, вносится под тем же номером государственной регистрации, внесение такой записи в ЕГРП не облагается отдельной государственной пошлиной.
3.2. Регистрация обременения права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество в виде доверительного управления осуществляется одновременно с регистрацией права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев
Государственная регистрация ограничения (обременения) права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество осуществляется одновременно с государственной регистрацией права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев под тем же номером государственной регистрации в виде доверительного управления на основании договора доверительного управления паевым инвестиционным фондом (правил доверительного управления).
Государственная регистрация ограничения (обременения) права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество осуществляется одновременно с государственной регистрацией права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев под тем же номером государственной регистрации в виде доверительного управления на основании договора доверительного управления паевым инвестиционным фондом (правил доверительного управления).
3.3. Поскольку по заявлению управляющей компании регистрирующий орган осуществляет одну операцию (регистрацию права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда), государственная пошлина за внесение в ЕГРП дополнительных сведений о доверительном управлении на такое имущество не уплачивается
Поскольку по заявлению управляющей компании регистрирующий орган фактически осуществляет одну операцию - государственную регистрацию права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда, государственная пошлина за внесение в ЕГРП дополнительных сведений о доверительном управлении на такое имущество не уплачивается.
Поскольку по заявлению управляющей компании регистрирующий орган фактически осуществляет одну операцию - государственную регистрацию права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда, государственная пошлина за внесение в ЕГРП дополнительных сведений о доверительном управлении на такое имущество не уплачивается.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Гражданского кодекса Российской Федерации.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 июня 2023 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные творческим коллективом под руководством доктора юридических наук, профессора Ю. В. Романца, а также М. Крымкиной, О. Являнской (Части первая и вторая ГК РФ), Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, А. Грешновым, Р. Давлетовым, Е. Ефимовой, М. Зацепиной, Н. Иночкиной, А. Исаковой, Н. Королевой, Е. Костиковой, Ю. Красновой, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, А. Кустовой, О. Лаушкиной, И. Лопуховой, А. Мигелем, А. Назаровой, Т. Самсоновой, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Псаревой, Е. Филипповой, Т. Эльгиной (Часть первая ГК РФ), Н. Даниловой, О. Коротиной, В. Куличенко, Е. Хохловой, А.Чернышевой (Часть вторая ГК РФ), Ю. Раченковой (Часть третья ГК РФ), Д. Доротенко (Часть четвертая ГК РФ), а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, А. Ефременковым, С. Кошелевым, М. Михайлевской.