Привлечение к административной ответственности за неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом. Приложение к Энциклопедии судебной практики
1. Дача поручения руководителю финансового управления об уплате процентов по договору бюджетного кредита не свидетельствует о принятии главой района всех зависящих от него мер по исполнению этого обязательства
Постановление Саратовского областного суда от 29 августа 2017 г. по делу N 4А-597/2017
Графиком возврата бюджетного кредита установлен окончательный срок возврата бюджетом муниципального района процентов за пользование бюджетным кредитом - 07 апреля 2016 года в сумме [...].
Перечисление процентов за пользование бюджетным кредитом произведено, согласно платежному поручению, 13 апреля 2016 года, в связи с чем министерством финансов области бюджету муниципального района начислены пени на сумму [...].
Оснований для вывода об отсутствии вины [главы муниципального района] в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.1 КоАП РФ, не имеется.
Ссылка в жалобе на то, что заявителем были осуществлены возложенные на него полномочия по организации исполнения местного бюджета, поскольку 04 апреля 2016 года им было дано поручение начальнику финансового управления о распределении бюджета района, в том числе и по обязательствам об уплате бюджетного кредита и процентов по договору, не свидетельствует о принятии [главой муниципального района] всех зависящих от него мер для соблюдения требований бюджетного законодательства.
Учитывая изложенное, действия главы администрации саратовского муниципального района образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.1 КоАП РФ.
В решении Саратовского областного суда от 11 июля 2017 г. по делу N 21-357/2017 относительно данного случая отмечается, что само по себе поручение отраслевому органу администрации, в том числе являющемуся юридическим лицом, осуществления каких-либо исполнительных, распорядительных и контрольных функций в определенной сфере деятельности местного самоуправления не освобождает орган местного самоуправления в лице его руководителя от контроля за их осуществлением.
2. Вина должностного лица, допустившего неперечисление платы за пользование бюджетным кредитом, заключается в непринятии всех возможных мер для надлежащего и эффективного исполнения данного обязательства и своих должностных обязанностей
Решение Самарского областного суда от 19 июня 2014 г. по делу N 21-333/2014
Доводы директора ГУП об отсутствии его вины во вмененном административном правонарушении и, как следствие, отсутствии состава такового в действиях последнего, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку в данном случае имеет место виновное непринятие должностным лицом всех возможных мер для надлежащего и эффективного исполнения им своих должностных обязанностей по управлению унитарным предприятием в общем, а также в части перечисления платы за пользование бюджетным кредитом, предоставленным юридическому лицу.
Данное обстоятельство было предметом рассмотрения административного органа и суда первой инстанции, что нашло свое отражение в обжалуемых решениях.
3. Введение в отношении ГУП процедуры банкротства, отсутствие у ГУП денежных средств в связи с арестом расчетных счетов не являются обстоятельствами, освобождающими от ответственности должностное лицо, допустившее неперечисление платы за пользование бюджетным кредитом
Решение Краснодарского краевого суда от 02 сентября 2016 г. по делу N 12-3268/2016
Неперечисление платы за пользование бюджетным кредитом, предоставленным юридическому лицу, в соответствии с ч. 2 ст. 15.15.1 КоАП РФ повлекло наложение штрафа на директора ГУП. В ходе административного расследования директором были даны пояснения по факту неперечисления платы, согласно которых у предприятия отсутствовала техническая возможность произвести уплату процентов за 4 квартал 2015 г., в связи с наличием арестов и картотеки на расчетных счетах ГУП и невозможностью исполнения платежей третьими лицами (дебиторами) по распоряжениям (письмам) предприятия для оплаты обязательств перед краевым бюджетом по независящим от ГУП причинам.
Суд пришел к выводу, что отсутствие у ГУП денежных средств в связи с наличием арестов и картотеки на расчетных счетах, не является основанием для неуплаты процентов за пользование бюджетным кредитом ввиду следующего.
Частью 1 ст. 401 ГК РФ, определено, что лицо, не исполнившее обязательства, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности) и признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Представленные директором документы не свидетельствуют о принятии им исчерпывающих мер для исполнения предусмотренных соглашением обязательств по уплате процентов за пользование кредитом.
Нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств не относятся к чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельствам - основаниям освобождения от ответственности согласно ч. 3 ст. 401 ГК РФ. Вопреки доводам жалобы, введение в отношении ГУП процедуры банкротства не является основанием для освобождения от административной ответственности должностного лица.
4. Возврат процентов за пользование бюджетным кредитом с нарушением срока не признается малозначительным правонарушением
Решение Верховного Суда Республики Ингушетия от 12 октября 2016 г. по делу N 7-71/2016
В соответствии с Соглашением, заключенным между Правительством Республики и Минфином России, Минфину Республики предстояло выплатить не позднее конца декабря 2015 г. проценты за пользование бюджетным кредитом. В ходе проведенной проверки было установлено, что в нарушение ч. 2 ст. 93.2 БК РФ и условий Соглашения проценты за пользование бюджетным кредитом Минфином перечислены лишь ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 4.1 главы 4 Положения "О министерстве финансов Республики Ингушетия" предусмотрено, что министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и функций.
Оценив в совокупности представленные по делу доказательства, судья районного суда пришел к правильному выводу о совершении ФИО1 административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 15.15.1 КоАП РФ. Судьей районного суда была дана объективная оценка отсутствия малозначительности в рассматриваемом административном правонарушении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В блоке "Энциклопедия судебной практики. КоАП РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения положений главы 12 "Административные правонарушения в области дорожного движения" и главы 15 "Административные правонарушения в области финансов" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на декабрь 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке блока "Энциклопедия судебной практики. КоАП РФ" использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом юридических наук А.В. Кузьминой, Ю. Раченковой и М. Михайлевской.