Комментарий к Единым рекомендациям по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 год (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25 декабря 2013 г., протокол N 11)
Ежегодно Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, в которых освещаются следующие вопросы:
- принципы формирования федеральной, региональных и муниципальных систем оплаты труда;
- перечень норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
- системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений;
- системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений;
- системы оплаты труда руководителей государственных и муниципальных учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров;
- формирование фондов оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях;
- системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений;
- особенности формирования систем оплаты труда педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений;
- особенности формирования систем оплаты работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения;
- особенности формирования систем оплаты работников государственных и муниципальных учреждений культуры, искусства и кинематографии.
Отметим основные новшества, введенные в рекомендациях на 2014 год*(1) (далее - Рекомендации) по сравнению с аналогичными рекомендациями на 2013 год*(2).
При установлении и изменении систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений согласно дополнениям в п. 7 Рекомендаций необходимо учитывать отраслевые и региональные планы мероприятий ("дорожные карты") изменений в социальной сфере, направленных на повышение эффективности здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры, образования и науки.
Например, для учреждений культуры таким документом является Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 N 2606-р "Об утверждении плана мероприятий "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры". Согласно этому распоряжению, с учетом специфики деятельности учреждений культуры, при планировании размеров средств, направляемых на повышение заработной платы работников, в качестве приоритетных должны рассматриваться библиотеки, культурно-досуговые учреждения и музеи. При этом объемы финансирования должны соотноситься с выполнением этими учреждениями показателей эффективности и достижением целевых показателей (индикаторов).
Согласно пп. "д" п. 7 Рекомендаций установление и изменение оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях осуществляются также с учетом совершенствования порядка установления окладов (должностных окладов), ставок заработной платы путем перераспределения средств в структуре заработной платы на значительное увеличение доли тарифной (постоянной) части заработка работников в целях повышения мотивации работников и эффективности их деятельности по заданным критериям и показателям, с учетом рекомендаций соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в соответствующих видах деятельности, а также с учетом мнения соответствующих профсоюзов.
При установлении системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются с учетом обеспечения их дифференциации в зависимости от требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, сложности выполняемых работ либо на основе профессиональных квалификационных групп (квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп), утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (п. 11 Рекомендаций). В этот пункт внесено дополнение: по должностям служащих, не включенным в профессиональные квалификационные группы, размеры окладов (должностных окладов) устанавливаются в зависимости от сложности труда.
Согласно п. 12 Рекомендаций положение об оплате труда работников учреждения, разрабатываемое этим учреждением, должно предусматривать фиксированные размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы применительно к соответствующим профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп. Теперь уточняется, что в положении не допускается использование терминов "рекомендуемые минимальные размеры" или "минимальные размеры" по отношению к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы, применяемой в примерных положениях об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утвержденных федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета.
В части определения размеров и условий осуществления выплат стимулирующего характера в п. 16 Рекомендаций предлагается при разработке показателей и критериев эффективности работы полностью или частично учитывать методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников, утвержденные приказами Минздрава РФ от 28.06.2013 N 421, Минтруда РФ от 01.07.2013 N 287 и Минкультуры РФ от 28.06.2013 N 920, Письмом Минобрнауки РФ от 20.06.2013 N АП-1073/02.
При заключении трудовых договоров с работниками федеральных, государственных и муниципальных учреждений рекомендуется использовать примерную форму трудового договора с работником учреждения, приведенную в приложении 3 к Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, и рекомендации по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта, утвержденные Приказом Минтруда РФ от 26.04.2013 N 167н (п. 20, 36 Рекомендаций).
Трудовые договоры с руководителями учреждений оформляются в соответствии с формой трудового договора, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.04.2013 N 329 "О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения". Предельный уровень заработной платы руководителей учреждений рекомендуется устанавливать через определение соотношения средней заработной платы руководителей учреждений и средней заработной платы работников учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год (п. 25 Рекомендаций).
Отраслевые особенности формирования систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры, искусства и кинематографии также дополнены новыми положениями. С ними можно ознакомиться непосредственно в самом документе.
О. Гришакова,
эксперт журнала "Казенные учреждения:
акты и комментарии для бухгалтера"
"Казенные учреждения: акты и комментарии для бухгалтера", N 1, январь-февраль 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 год, утв. Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2013, протокол 11.
*(2) Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2013 год", утв. Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 21.12.2012, протокол 11.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"