Специальная оценка условий труда
В конце декабря 2013 года президент РФ подписал два закона *(1), которые предусматривают замену понятия "аттестация рабочих мест" на понятие "специальная оценка условий труда". Процедура специальной оценки условий труда предназначена для решения вопроса о предоставлении компенсаций работникам в связи с занятостью на вредном производстве.
С 1 января 2014 года оценка условий труда на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда уже не будет осуществляться посредством аттестации. Законы N 421-ФЗ и 426-ФЗ предусматривают полную замену данной процедуры. Теперь для исследования рабочего места введена специальная оценка условий труда. Помимо решения вопроса о представлении компенсаций, на основе результатов специальной оценки условий труда будут рассчитываться страховые взносы в ПФР.
Причины реформы
До принятия рассматриваемых законов нормативные правовые акты, регламентирующие отношения в области предоставления льгот работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, были устаревшими и противоречивыми. Они не учитывали реальных условий труда на конкретном рабочем месте и не стимулировали работодателей улучшать их.
В связи с отсутствием документа, который устанавливал бы конкретные размеры доплат в зависимости от класса условий труда, возникало множество вопросов по порядку предоставления и размеру гарантий и компенсаций работникам.
Работодателям, с учетом разъяснений, данных Минтрудом России*(2), приходилось обращаться к документам советского времени, в частности:
- Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день*(3).
- Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда*(4).
- Списки N 1 и 2 производств, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение*(5).
Кроме того, в законодательстве предусматривались две процедуры исследования условий труда:
1) аттестация рабочих мест*(6) - осуществляется в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и для установления сокращенной продолжительности рабочего времени, дополнительного отпуска, доплат*(7);
2) специальная оценка условий труда (далее - СОУТ). Данное понятие было установлено в Законе 212-ФЗ*(8). Указанная статья предусматривает принятие отдельного федерального закона о СОУТ для освобождения работодателей от уплаты дополнительных страховых взносов.
Существовали противоречия между советскими списками и реальными условиями труда, установленными по итогам аттестации рабочих мест, которые необходимо было устранить.
Во-первых, если в списке профессии нет, а вредные условия труда выявлены, работник должен получать льготы*(9).
Во-вторых, если профессия есть в списке, но аттестация не выявила вредных условий труда, то оснований для снижения страховых взносов нет. По закону это должна была сделать специальная оценка условий труда, но порядок ее проведения не был установлен.
Все это привело к необходимости унифицировать процедуру и создать такую систему исследования условий труда, которая не являлась бы противоречивой, а также экономически стимулировала бы работодателей инвестировать средства в создание безопасных рабочих мест.
Цели и суть реформы
Закон N 426-ФЗ предусматривает введение единой процедуры СОУТ, результаты которой прежде всего будут использоваться в следующих целях:
- разработки и реализации мероприятий по улучшению условий труда;
- организации в ряде случаев обязательных предварительных медицинских осмотров при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров;
- установления работникам гарантий и компенсаций;
- установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;
- иных целях.
Реформа носит комплексный характер и предусматривает:
- принятие федерального закона о специальной оценке условий труда;
- внесение поправок в Трудовой кодекс, устанавливающих специальную оценку условий труда как основание для предоставления работникам гарантий и компенсаций;
- внесение поправок в подзаконные акты, предоставляющие работникам гарантии и компенсации в связи с вредными условиями труда;
- внесение поправок в законодательство о пенсионном и социальном страховании, привязывающих размер страховых взносов к результатам специальной оценки условий труда;
- ужесточение административной и уголовной ответственности за нарушения в сфере оценки условий труда и охраны труда.
Определение Конституционного Суда РФ от 7 февраля 2013 г. N 135-О
Понятие СОУТ
Как следует из статьи 3 Закона N 426-ФЗ, СОУТ - это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
В отношении каких рабочих мест нужно проводить СОУТ
Раньше аттестации рабочих мест подлежали практически все рабочие места, за рядом противоречивых исключений. При этом существовали места, которые действительно нужно было исследовать инструментально, но имелись и такие, в отношении которых все эти измерения не были необходимы.
В ситуации с СОУТ законодатель предлагает дифференцированный подход. По общему правилу, проводить СОУТ нужно в отношении всех рабочих мест, даже тех, которые ранее можно было не аттестовать.
Однако если потенциально вредные и (или) опасные факторы на рабочем месте не выявлены, условия труда признаются допустимыми без проведения дальнейших исследований и измерений. Иными словами, для "безопасных" мест вводится своего рода облегченная процедура СОУТ.
В отношении таких мест работодателем подается в территориальную инспекцию Роструда декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (действительна в течение пяти лет со дня утверждения результатов СОУТ). По истечении срока действия декларации, если за этот период с работниками, занятыми на указанных в декларации местах, не происходили несчастные случаи, у них не было профессиональных заболеваний, срок действия декларации считается продленным на следующие пять лет.
Устанавливается, что СОУТ не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
Периодичность проведения СОУТ
СОУТ может быть плановой и внеплановой.
Плановая СОУТ осуществляется не реже одного раза в пять лет. Данный срок исчисляется со дня утверждения результатов (отчета) СОУТ.
Внеплановая СОУТ проводится на рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления одного из следующих случаев:
- ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
- получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой СОУТ;
- изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, способных оказать влияние на степень воздействия вредных и (или) опасных факторов на работников;
- изменение в применении средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на степень воздействия вредных и (или) опасных факторов на работников;
- произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание;
- иные случаи.
Решение Верховного Суда РФ от 14 января 2013 г. N АКПИ12-1570
Кем проводится СОУТ
СОУТ проводится совместно работодателем и привлекаемой им на основании гражданско-правового договора специализированной организацией, включенной в специальный реестр.
В свою очередь организация, проводящая СОУТ, при ее проведении может заключить договор добровольного страхования ответственности для обеспечения исполнения своих обязательств, связанных с риском наступления ответственности вследствие причинения ущерба работодателям или работникам.
Общий порядок проведения СОУТ
Порядок проведения СОУТ можно разделить на несколько этапов:
1) создание работодателем комиссии по проведению оценки СОУТ (число членов комиссии должно быть нечетным; в комиссию включаются представители работодателя, представители профсоюза или иного представительного органа работников - при наличии);
2) утверждение графика проведения СОУТ;
3) утверждение перечня оцениваемых рабочих мест (если выявлены аналогичные рабочие места, допускается обследование не более 20% от них);
4) идентификация потенциально вредных и (или) опасных факторов (осуществляется экспертом специализированной организации; результаты утверждаются комиссией);
5) если факторы не выявлены - декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
6) если факторы выявлены - исследования (испытания) и измерения факторов: оценке подлежат как факторы производственной среды (физические, химические, биологические), так и факторы трудового процесса (тяжесть и напряженность труда);
7) классификация условий труда по степени вредности и опасности;
8) оформление отчета о результатах специальной оценки условий труда (работники должны быть под расписку ознакомлены с результатами оценки);
9) передача специализированной организацией результатов СОУТ в Федеральную государственную информационную систему учета результатов СОУТ.
Как видим, процедуры специальной оценки и аттестации во многом схожи. Разделение процедуры СОУТ на идентификацию вредных факторов и их последующее исследование является основным процедурным отличием СОУТ от аттестации.
Трудовой кодекс Российской Федерации
Классификация условий труда
По результатам СОУТ устанавливается класс (подкласс) условий труда на соответствующем рабочем месте, которые по степени вредности и опасности подразделяются на 4 класса:
1) оптимальные,
2) допустимые,
3) вредные (в свою очередь делятся на подклассы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4),
4) опасные.
Компенсации за опасные и (или) вредные условия труда
В части компенсаций за опасные и (или) вредные условия труда законодатель Законом N 421-ФЗ внес поправки в Трудовой кодекс, которые во многом воспроизводят положения действующего в настоящее время постановления Правительства РФ*(10) с некоторыми дополнениями.
Для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам СОУТ отнесены к вредным условиям 3-й или 4-й степени или опасным условиям труда, сокращенная продолжительность рабочего времени составляет не более 36 часов в неделю. При этом вводится новое правило: на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора, а также письменного согласия работника, оформленного в виде соглашения к трудовому договору, продолжительность рабочего времени может быть увеличена, но не более чем до 40 часов в неделю, с выплатой работнику отдельно устанавливаемой денежной компенсации в порядке, размерах и на условиях, установленных отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами.
Установлено, что минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам СОУТ отнесены к вредным условиям 3-й или 4-й степени или опасным условиям труда, составляет 7 календарных дней. Продолжительность дополнительного отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов СОУТ.
Важной новеллой Закона N 421-ФЗ является возможность заменить часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, превышающую минимальную продолжительность данного отпуска, отдельно устанавливаемой денежной компенсацией в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами.
Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, как и ранее, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Установлено, что при реализации компенсационных мер их порядок и условия осуществления не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с фактически реализуемыми в отношении работников мерами по состоянию на день вступления в силу Закона N 421-ФЗ.
Уголовный кодекс Российской Федерации
Дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР
С 1 января 2013 года работодатели, сотрудники которых заняты на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, платят дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в размере 2 или 4 процента (в зависимости от вида работ). В 2014 году значения данных показателей увеличились до 4 и 6 процентов соответственно. С 2015 года размер дополнительных тарифов возрастет до 6 и 9 процентов. В рамках реформы предлагается дифференцировать размер дополнительных тарифов страховых взносов в зависимости от класса условий труда. Данные о размере дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР приведены в таблице.
Дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд РФ
Класс условий труда | Подкласс условий труда | Дополнительный тариф страхового взноса, % |
Опасный | 4 | 8,0 |
Вредный | 3.4 | 7,0 |
3.3 | 6,0 | |
3.2 | 4,0 | |
3.1 | 2,0 | |
Допустимый | 2 | 0,0 |
Оптимальный | 1 | 0,0 |
Ужесточение ответственности
В рамках Закона N 421-ФЗ существенно ужесточена ответственность за нарушения в сфере охраны труда.
В частности, в Уголовный кодекс внесены изменения, в соответствии с которыми штраф за нарушение требований охраны труда лицом, на которое возложены обязанности по их выполнению, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, увеличивается с 200 000 до 400 000 рублей. Кроме того, вводится ответственность за нарушение, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц, в виде принудительных работ на срок до пяти лет либо лишения свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
С 1 января 2015 года Кодекс об административных правонарушениях будет дополнен рядом статей, предусматривающих ответственность за нарушения в сфере охраны труда, за которые для юридических лиц устанавливаются административные штрафы в размере до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Переходный период
Законодатель установил переходный период до 31 декабря 2018 года. Результаты аттестации рабочих мест, проведенной до вступления поправок в силу, остаются действительными в течение срока их действия, но не позднее окончания переходного периода. СОУТ в отношении аттестованных рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации, если не возникло обстоятельств, являющихся основанием для внеплановой проверки условий. Организации, аккредитованные на проведение аттестации, вправе проводить СОУТ до истечения срока действия аттестата на аккредитацию, но не позднее окончания переходного периода.
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ
О. Дученко,
юрист корпоративной и арбитражной практики компании "Качкин и Партнеры"
"Актуальная бухгалтерия", N 2, февраль 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) федеральные законы от 28.12.2013 N 421-ФЗ (далее - Закон N 421-ФЗ), N 426-ФЗ (далее - Закон N 426-ФЗ)
*(2) информационное письмо Минтруда России от 13.02.2013 "О порядке предоставления работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 870"
*(3) утв. пост. Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22
*(4) утв. пост. Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 03.10.1986 N 387/22-78
*(5) утв. пост. Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, с учетом изменений, внесенных пост. Кабинета министров СССР от 09.08.1991 N 591
*(6) ст. 209 ТК РФ в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ
*(7) приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н
*(8) ч. 4 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ
*(9) определение КС РФ от 07.02.2013 N 135-О
*(10) пост. Правительства РФ от 20.11.2008 N 870
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.