"Электронка" по НДС - новые правила
20 января текущего года - последний день сдач и декларации по НДС, которую можно представить как на бумажном носителе (если среднесписочная численность не превышает 100 человек), так и в электронной форме (п. 3 ст. 80 НК РФ). Начиная с отчетности за 2014 год правила меняются: теперь почти для всех организаций и коммерсантов независимо от численности их работников вводится обязанность сдавать декларации в электронном виде. Такие изменения в НК РФ внес Федеральный закон от 28.06.2013 N 134-Ф3 (далее - Закон N 134-Ф3). Что в этой связи нужно учесть налогоплательщикам, особенно тем, у кого на таком способе отправки декларации рука пока не набита?
Два важных момента сдачи электронной декларации в 2014 году
Для начала скажем о тех правилах, которые предусмотрены для сдачи декларации в электронном виде. Во-первых, она сдается через специализированных операторов (п. 3 ст. 80, п. 5 ст. 174 НК РФ). Для этих целей можно заключить договор непосредственно с самим оператором либо действовать через посредника. Первый вариант наиболее предпочтителен (хотя бы потому, что декларация будет считаться сданной в момент передачи ее оператору). Второй требует от налогоплательщика большего внимания - момент сдачи декларации в данном случае подтверждается получением ее спецоператором от посредника, поэтому затягивать с процедурой (оставляя сдачу декларации на последний срок) не стоит. К тому же Налоговый кодекс не закрепляет роль таких посредников, следовательно, в случае какого-то сбоя (по вине посредника) отвечать за не сданную вовремя декларацию придется налогоплательщику.
Во-вторых, требования Налогового кодекса определяют, что документы, представляемые в налоговый орган, в том числе и счета-фактуры, должны подписываться усиленной квалифицированной подписью. Документ, подписанный электронной подписью, ключ проверки которой содержится в сертификате ключа проверки электронной подписи, выданного в ранее установленном порядке*(1), может быть признан электронным документом, подписанным квалифицированной электронной подписью, до 31.12.2013*(2).
Декларация за IV квартал 2013 года
Итак, с января 2014 года для сдачи отчетности в электронной форме, в том числе и по НДС, необходима только усиленная квалифицированная электронная подпись. Соответственно, до конца 2013 года необходимо было заменить все сертификаты ЭЦП, применяемые налогоплательщиками. В противном случае (при подписании декларации старой ЭЦП) налоговая декларация за IV квартал 2013 года (крайний срок подачи которой, как уже было отмечено, - 20.01.2014) не будет принята инспекцией.
Отчетность-2014
Отложить замену электронной подписи на три месяца (до сдачи отчетности за I квартал 2014 года) могут те налогоплательщики, которые до недавнего времени были вправе отчитываться на бумажном носителе*(3). Теперь им такой возможности не предоставлено.
Итак, уточним, кто же наверняка попадает в круг налогоплательщиков, "подключенных" к сдаче декларации по НДС с 2014 года через Интернет. Это (с учетом п. 5 ст. 174 НК РФ):
- налогоплательщики, находящиеся на ОСНО;
- лица, не являющиеся плательщиками или освобожденные от исполнения обязанностей плательщика, связанных с исчислением и уплатой налога. (К примеру, "спецрежимники", добровольно или по ошибке выставившие покупателю счет-фактуру с НДС.);
- плательщики, реализующие товары, операции по реализации которых не подлежат налогообложению;
- налоговые агенты (в обязанность им вменены уплата НДС в бюджет и сдача декларации за налогоплательщика).
Обратите внимание! Обязанности налогового агента могут исполнять организации и (или) индивидуальные предприниматели, не являющиеся налогоплательщиками ("упрощенцы", "вмененщики", "сельскохозяйственники", "патентщики"), либо "освобожденцы" (по ст. 145 НК РФ). Представлять декларации в электронном виде они обязаны только с 2015 года (см. также раздел "Несколько слов об отчетности за 2015 год" статьи).
Новые коды
Как известно, с 1 января 2014 года вместо кодов Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления (ОКАТО)*(4) будут использоваться коды Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (ОКТМО)*(5).
И до того момента, как будут утверждены новые формы налоговых деклараций, в поле "Код ОКАТО" будет указываться код ОКТМО (Письмо ФНС России от 17.10.2013 N ЕД-4-3/18585 "О заполнении налоговых деклараций, представляемых в налоговые органы").
К сведению. В Письме от 05.12.2013 N ЕД-4-2/21796 ФНС перечислила документы, в которых временно (до утверждения их новой формы) вместо кодов ОКАТО будут указываться коды ОКТМО. К таким документам относятся:
- решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения*(6);
- решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения*(7);
- решение о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение*(8);
- решение об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение*(9);
- акт выездной (повторной выездной) налоговой проверки*(10);
- акт камеральной налоговой проверки*(11).
Кроме того, в связи с заменой кодов с 01.01.2014 нужно будет применять и новые формы платежных поручений. Соответствующие изменения в бланки "платежек" на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ внесены совместным письмом ФНС России и ОАО "Сбербанк России" от 11.12.2013 N ЗН-4-22325@/12/677. Главное новшество, как уже было отмечено, - указывать вместо кодов ОКАТО коды ОКТМО. Кроме того, в формах появилось новое поле - "Идентификатор", в котором нужно указывать УИН (уникальный идентификатор начисления) или ИП (идентификатор плательщика).
А как насчет "уточненки" и единой (упрощенной) декларации?
Уточненные декларации за периоды до 2014 года
Возникает вопрос: какую декларацию нужно сдавать в случае, если возникнет необходимость в ее уточнении?
Поскольку обязанность сдачи отчетности в электронном виде предусмотрена лишь для первичных деклараций (п. 5 ст. 174 НК РФ), сдавать уточненные декларации по НДС можно на бумажном носителе (разумеется, если среднесписочная численность организации (индивидуального предпринимателя) составляет не больше 100 человек).
Заметим, Налоговый кодекс не препятствует сдаче "уточненки" на бумажном носителе за любой налоговый период. Однако чиновники (письма Минфина России от 08.10.2013 N 03-07-15/41875 *(12), ФНС России от 15.10.2013 N ЕД-4-15/18437) признают такую возможность только для уточненных налоговых деклараций за налоговые периоды до 2014 года.
Единая упрощенная декларация
Если за налоговый период объекты налогообложения по всем налогам отсутствовали, а движения денежных средств на счетах в банках и кассе не происходило, налогоплательщик вправе сдать единую (упрощенную) декларацию (п. 2 ст. 80 НК РФ) (далее - ЕУД). Но в какой форме - бумажной или электронной?
Поскольку ЕУД нельзя считать декларацией по каждому из указанных в ней налогов*(13), в том числе по НДС, обязанность отправлять ее по ТКС у налогоплательщиков отсутствует.
А если сдать декларацию по НДС на бумажном носителе?
Следовать требованиям законодательства, конечно, необходимо, но на практике бывает всякое, поэтому нарушители всегда найдутся. (Судите сами, будут ли, например, "спецрежимники", разово выставившие счета-фактуры с НДС, подключаться к ТКС ради оформления одной декларации?)
Тогда возникает вопрос: что грозит налогоплательщику, если он принесет в налоговую инспекцию бумажный вариант декларации? Отказать в ее приеме (в силу п. 4 ст. 80 НК РФ) инспекция не вправе, поэтому (может, и по вашей просьбе) она должна поставить на экземпляр декларации налогоплательщика штамп "Принято" с указанием текущей даты. Декларация считается сданной, а раз так, то блокировать счета и штрафовать по ст. 119 НК РФ за не сданную в срок декларацию налоговики не могут. Что может грозить в такой ситуации организациям (ИП), так это штраф (в размере 200 руб.) за несоблюдение электронного способа сдачи декларации (ст. 119.1 НК РФ). Но как будут обстоять дела на практике? Вопрос...
Несколько слов об отчетности за 2015 год
Согласно п. 5.1 ст. 174 НК РФ в налоговую декларацию подлежат включению сведения, указанные в книге покупок и книге продаж налогоплательщика. В случае выставления и (или) получения счетов-фактур при осуществлении налогоплательщиком (налоговым агентом) предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров в налоговую декларацию включаются сведения, указанные в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности.
Лица, указанные в п. 5 ст. 173 НК РФ, включают в налоговую декларацию сведения, указанные в выставленных счетах-фактурах. Состав сведений, указанных в книге покупок и книге продаж, в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, в выставленных счетах-фактурах, включаемых в налоговую декларацию, определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Из приведенной нормы следует, что в налоговую декларацию включаются сведения, отраженные в книгах покупок и продаж налогоплательщика. Вместе с тем данная норма не ставит в обязанность налогоплательщика представлять совместно с декларацией по НДС электронные варианты книг покупок и продаж, а состав сведений, включаемых в налоговую декларацию, определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Обращаем ваше внимание: положения п. 5.1 ст. 174 НК РФ*(14) вступают в силу с 1 января 2015 года*(15), следовательно, и обязанность по включению в декларацию по НДС сведений, указанных в книге покупок и книге продаж, возникнет не ранее 2015 года.
Посредники, которые не являются плательщиками НДС или освобождены от исполнения обязанностей налогоплательщика по ст. 145 НК РФ, но являются налоговыми агентами, будут сдавать декларацию в электронном виде, как уже было отмечено, с 2015 года.
Посредники, которые не являются налогоплательщиками или освобождены от исполнения таких обязанностей по ст. 145 НК РФ, должны будут сдавать в инспекцию электронный журнал учета счетов-фактур.
Е.В. Карпова,
эксперт журнала "НДС: проблемы и решения"
"НДС: проблемы и решения", N 1, январь 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи".
*(2) Пункт 2 ст. 19 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
*(3) Необходимую консультацию по замене сертификата ЭЦП (если до сих пор этого не сделано) можно получить у специализированного оператора связи - см. также Письмо ФНС России от 30.09.2013 N ПА-4-6/17542 "О проведении информационно-разъяснительной кампании" (вместе с "Планом мероприятий проведения информационно-разъяснительной кампании управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации по реализации положений Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям").
*(4) Утвержден Постановлением Госстандарта России от 31.07.1995 N 413.
*(5) Утвержден Приказом Росстандарта от 14.06.2013 N 159-ст.
*(6) Приложение 12 к Приказу ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах".
*(7) Приложение 13 к Приказу N ММ-3-06/338@.
*(8) Приложение 14 к Приказу N ММ-3-06/338@.
*(9) Приложение 15 к Приказу N ММ-3-06/338@.
*(10) Приложение 4 к Приказу ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ "Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки".
*(11) Приложение 5 к Приказу N САЭ-3-06/892@.
*(12) Направлено Письмом ФНС России от 15.10.2013 N ЕД-4-15/18437.
*(13) В Письме Минфина России от 03.07.2008 N 03-02-07/2-118, например, отмечено: ЕУД, подлежащая представлению лицом, признаваемым налогоплательщиком по одному налогу или налогоплательщиками по нескольким налогам, в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица и содержащая сведения по одному или нескольким налогам, по своей сути отличается от налоговой декларации, представляющей собой письменное заявление налогоплательщика по конкретному налогу о соответствующем объекте налогообложения, налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты этого налога, и представляемой в налоговый орган по месту учета (п. 1 и 3 ст. 80 НК РФ).
*(14) Подпункт "б" п. 2 ст. 12 Закона N 134-ФЗ.
*(15) Пункт 5 ст. 24 Закона N 134-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"