Комментарий к Федеральному закону от 21.12.2013 N 358-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка взыскания платежей в государственные внебюджетные фонды"
Принят Федеральный закон от 21.12.2013 N 358-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка взыскания платежей в государственные внебюджетные фонды" (далее - Федеральный закон N 358-Ф3). Он касается страховых взносов, как предусмотренных Законом о страховых взносах*(1), так и уплачиваемых на основании Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ).
Начнем с того, что законодатели решили унифицировать порядок взыскания платежей по страховым взносам. До сих пор для страховых взносов на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусматривались свои правила по обеспечению исполнения обязанности по уплате страховых взносов. С этой целью в ст. 22.1 Федерального закона N 125-ФЗ довольно подробно излагалось, как органы контроля взыскивают недоимку по этим взносам и пени.
Теперь данная статья по сравнению с прежним вариантом стала весьма лаконичной и просто содержит отсылку к ст. 18-23, 25-27 Закона о страховых взносах.
Напомним, что согласно ч. 2 ст. 1 Закона о страховых взносах действие этого закона не распространяется на правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Но теперь в данной норме будет сделано исключение именно для порядка взыскания страховых взносов, изложенного в ст. 18-23, 25-27 названного закона.
В то же время уточняется, что при возникновении противоречий между этими статьями Закона о страховых взносах и нормами Федерального закона N 125-ФЗ приоритет имеет последний. Законодатели допускают, что такие противоречия могут возникнуть, несмотря на то, что утратила силу ст. 22.1 названного закона, которая в основном признавалась соответствующей ст. 18-23, 25-27 Закона о страховых взносах.
Примечание. Федеральный закон N 358-ФЗ опубликован на портале www.pravo.gov.ru 23.12.2013 и вступил в силу через 10 дней после опубликования.
Действительно, остался, например, неизмененным абз. 8 ч. 1 ст. 19 Федерального закона N 125-ФЗ, согласно которому привлечение страхователя, то есть плательщика страховых взносов, к ответственности осуществляется страховщиком - органом контроля (ФСС) в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения. В Письме ФСС России от 15.03.2006 N 02-18/07-2431 поясняется, что исходя из такой нормы привлечение страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется страховщиком в порядке, предусмотренном гл. 15 НК РФ.
В связи с этим указанные выше противоречия между Законом о страховых взносах и Федеральным законом N 125-ФЗ неизбежно будут возникать, и говорить о достаточной унификации норм данных двух законов в части привлечения плательщиков к ответственности за неуплату страховых взносов было бы довольно смело.
Немного рационализировано взыскание страховых взносов по решению органа контроля за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов, почти аналогично тому, как некоторое время назад это было сделано в отношении налоговых платежей. Так, согласно п. 1 ст. 70 НК РФ в случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к названной недоимке, составляет менее 500 руб., требование об уплате налога направляется налогоплательщику не в общие сроки (не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки), а не позднее одного года со дня выявления недоимки. То есть возможно накопление мелких сумм задолженностей.
Теперь органы контроля смогут похожим образом поступать в случае, если указанная в требовании неуплаченная сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превышает в части платежей, администрируемых ПФР, 1 500 руб., а в части платежей, администрируемых ФСС, 500 руб. Но предложенный для них порядок выглядит гораздо менее экономичным, чем установленный для налоговых органов.
Ведь требование об уплате страховых взносов они все равно будут направлять плательщику на любую, даже самую маленькую сумму возникшей задолженности, что никак не сократит документооборот органов контроля. Упрощается лишь ход исполнительного производства в случае неисполнения плательщиком данных требований, так как решение о взыскании задолженности за счет денежных средств плательщика будет выноситься именно после накопления указанных сумм по нескольким требованиям.
Для этого будет отводиться год и два месяца. Данный срок будет исчисляться со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате страховых взносов, потом орган контроля обратится в суд.
В общем случае решение о взыскании принимается, как и ранее, органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, после этого орган контроля также может обратиться в суд (ч. 5 ст. 19 Закона о страховых взносах в новой редакции и новые ч. 5.1-5.8 той же статьи).
Согласно ст. 20 Закона о страховых взносах орган контроля может вынести постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика. В общем случае такое решение принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов (ч. 3 данной статьи). Но для приведенного случая, когда указанная в требовании неуплаченная сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превышает в части платежей, администрируемых ПФР, 1 500 руб., а в части платежей, администрируемых ФСС, 500 руб., решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается после истечения срока, установленного в одном или нескольких требованиях об уплате страховых взносов, но не позднее двух лет после истечения срока исполнения самого раннего требования.
В пункте 1 ст. 21 Закона о страховых взносов уточнено, что предусмотренный данной статьей порядок взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - физического лица, не являющегося ИП, в полной мере распространяется на взыскание пеней и штрафов, начисленных ему, включая возможность органам контроля обратиться в суд с иском об их взыскании.
Но теперь для этого обращения установлено ограничение. Так можно поступить, если общая сумма страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 500 руб. В связи с этим ст. 21 Закона о страховых взносах изменена и дополнена новыми нормами.
При этом утратила силу ч. 6 данной статьи. Она устанавливала очередность того, на какое имущество должно обращаться взыскание, в следующем порядке:
1) на денежные средства на счетах в банке;
2) на наличные денежные средства;
3) на имущество, переданное по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;
4) на другое имущество, за исключением имущества, предназначенного для повседневного личного пользования физическим лицом или членами его семьи, определяемого в соответствии с законодательством РФ.
Теперь взыскание на любое имущество физического лица, задолжавшего фондам страховые взносы, может быть обращено по усмотрению пристава-исполнителя. При этом он должен придерживаться общего порядка взыскания на имущество должника, установленного ст. 69 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве).
В частности, взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, за исключением денежных средств должника, находящихся на торговом и (или) клиринговом счетах. Денежные средства должника в иностранной валюте взыскиваются при отсутствии или недостаточности у него денежных средств в рублях.
При отсутствии или недостаточности у должника денежных средств взыскание обращается на иное имущество, принадлежащее ему на праве собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, за исключением имущества, изъятого из оборота, и имущества, на которое в соответствии с федеральным законом не может быть обращено взыскание, независимо от того, где и в чьем фактическом владении и (или) пользовании оно находится (п. 3 и 4 Закона об исполнительном производстве).
Заметим, что для налогов порядок, аналогичный изложенному в утратившей силу ч. 6 ст. 21 Закона о страховых взносах, пока приводится в п. 5 ст. 48 НК РФ.
М.В. Подкопаев,
редактор журнала "Акты и комментарии для бухгалтера"
"Акты и комментарии для бухгалтера", N 2, январь 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"